ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
КИТАЯ
Китайский банковский сектор
имеет чрезвычайно высокий потенциал
риска. Это связано с отсутствием
на всех уровнях необходимого уровня
финансовой стабильности и дисциплины,
которые являются предпосылками
успеха экономических реформ. Банковский
сектор долгое время оставался неизменным,
а сберегательный и инвестиционный
капитал находятся в руках
политиков, а не профессиональных финансистов
и во многих случаях использовался
не для обеспечения экономического
развития страны, а для поддержания
социальной стабильности в процессе
реформирования государственных предприятий.
По поручению государства китайские
банки были обязаны обеспечивать
государственные предприятия кредитами
независимо от кредитоспособности последних,
в результате чего они оказались
владельцами огромного числа
безнадежных обязательств. Эти невозвратные
кредиты уже поглотили большую
часть собственного капитала государственных
банков, их доходы упали, а потери выросли.
Ослабленные тяжелым наследством
плановой экономики, китайские банки
являются ахиллесовой пятой всей
политики реформ.
Банковские реформы, направленные
на укрепление финансовой дисциплины
в масштабах всей страны, а также
на санацию и рекапитализацию
банков, — вот ключ к будущей
общеэкономической стабильности Китая.
Китайские реформаторы уже начинают
предпринимать определенные шаги в
этом направлении, однако делается это
без ясной общей концепции.
Для того чтобы банки были
в состоянии финансировать динамично
развивающиеся предприятия, а не
убыточные государственные, политика
руководства Китая в отношении
реформ банковского сектора должна
в корне измениться. В этой связи
первоочередной задачей является коммерциализация
государственных банков, с тем, чтобы
они могли служить задачам
экономического развития страны, а
не выполнять роль социального буфера
в рамках политики реформ. Только стремящиеся
к рентабельности банки будут
в состоянии финансировать процесс
изменения экономической структуры.
Одновременно необходимо реформировать
систему надзора, осуществляемого
Центральным банком Китая.
По мере реформирования ответственные
за монетарную реформу политики должны
шаг за шагом ограничивать свою собственную
экономическую власть. Банки должны
перестать играть роль бюрократических
инструментов для исполнения указаний
государственных органов и приобрести
собственное «рыночное самосознание»,
избавившись при этом от бремени
несостоятельных долговых обязательств.
Это необходимо еще и потому,
что в результате вступления в
ВТО частные и иностранные
банки смогут успешнее конкурировать
с государственными банками, способствовать
улучшению их экономических показателей
и качества сервиса, а возможно, и
отобрать у государственных банков
часть рынка. Крупные государственные
банки не утратят своих доминирующих
позиций хотя бы уже из-за широкой
филиальной сети. Внедрение правил
ВТО в Китае будет неизбежно
способствовать лоббированию интересов
европейских (прежде всего, немецких) инвесторов
в Китае. В настоящий же момент
представление иностранных банков
о перспективах получения прибыли
и своего экономического роста в
Китае отвечает скорее осторожному
ожиданию.
Есть мнение, что Китай
в принципе намерен придерживаться
курса на осторожный и постепенный
процесс реформирования. Этого, по мнению
реформаторов, требуют рамочные условия
реформирования. Ведь так или иначе
не только на азиатском рыночном пространстве,
но и в масштабах мировой экономики
Китай входит в число государств
с наиболее динамично развивающейся
экономикой. Он способен привлечь на свой
рынок значительный объем иностранного
капитала и за счет этого в результате
экономического роста хотя бы частично
смягчить проблему несостоятельных
долговых обязательств. Кроме того,
Китай имеет возможности для
обеспечения финансовой стабильности
за счет:
― сравнительно низкой государственной
внешней задолженности;
― значительных валютных резервов
(порядка 320 млрд долл. США);
― жесткого валютного контроля
и запрета на экспорт капитала.
Таким образом, успех китайских
реформ может быть достаточным для
противодействия неизбежной монетарной
нестабильности.
Реформированию подлежит
сам Центральный банк КНР, который
все еще имеет министерскую структуру
и находится под непосредственным
контролем Государственного совета.
После проведенной в 1983 г. реорганизации
с установлением прямых связей с предприятиями
и банками и принятия в 1995 г. закона о Центральном
банке КНР последний одновременно взял
на себя функции надзора за банками и ответственность
за денежную политику, обеспечение предприятий
денежными ресурсами и платежный оборот.
Преимущества от выделения функции банковского
надзора, а также от «большей независимости»
ожидаются в сферах валютной и денежно-кредитной
политики. Деятельность Центрального
банка, по мнению его президента, должна
быть в большей степени ориентирована
на потребности рынка. Необходимо преодолеть
последствия длительной экономической
изоляции. Это необходимо также для адаптации
банковской системы к требованиям ВТО.
Центральному банку потребуется сделать
целый ряд шагов по созданию двухступенчатой
банковской системы и предоставлению
самостоятельности коммерческим банкам.
В ходе реформирования своей
банковской системы Китай уделяет
особое внимание денежно-кредитной
политике. Дело в том, что фактически
денежный рынок в Китае еще
не создан, а межбанковский рынок
формируется в условиях структурного
дисбаланса. Крупные государственные
банки выступают с предложениями
денежных средств, в то время как
частные и прочие финансовые институты
играют роль исключительно потребителей
денег. Ожидается, что в ближайшее
время будет доработан закон
о Центральном банке КНР, после
чего перед ним будет поставлена
задача подготовить ряд изменений
для перехода на рыночный путь (например,
создать новую регистрационную
систему для получения кредитов
за рубежом с отменой прежней
жестко регламентированной системы). Необходима
также соответствующая законодательная
база по противодействию отмыванию
денег. Однако, по мнению многих аналитиков,
разделение банковского, страхового и
акционерного секторов так быстро не
произойдет, поскольку китайские
коммерческие банки еще слишком
молоды для создания в стране универсальной
банковской системы.
Важными задачами Центрального
банка являются либерализация процентной
политики (политики в области установления
процентных ставок), введение свободных
процентных ставок по депозитам и
кредитам, а также решение вопросов
рыночного ценообразования. Процентные
ставки еще не являются индикатором
нехватки свободных средств. Для
сделок в китайской валюте они
определяются в директивном порядке
государством, а банки имеют право
лишь на очень незначительное их изменение.
Абсолютно твердые процентные ставки
по сберегательным вкладам и заново
устанавливаемые ежегодно ставки по
кредитам распространяются на все банки
и препятствуют соревнованию между
банками в области процентных
ставок и установлению адекватных риску
процентных ставок по займам.
Так как процентные ставки
по ссудам снижаются чаще, чем ставки
по депозитам, для банков наступают
тяжелые времена.
Китайские вкладчики получают
реальные проценты. Процентная ставка
для обычных сберегательных вкладов
составляет 1,71%. При официальном
темпе инфляции в 1% у вкладчиков
возникает небольшая прибыль, однако
многие полагают, что в отдельных
регионах Китая темпы инфляции значительно
выше, что обусловливает потерю покупательной
способности накапливаемых сбережений.
На вклады идет примерно
40% всех доходов населения, что с
учетом уровня развития страны можно
считать удивительно высоким
показателем. Это можно объяснить,
с одной стороны, всем известной
«китайской бережливостью». С другой
стороны, подобная ментальность населения
вытекает из самого состояния экономической
системы, необходимости иметь сбережения
на случай социальных потрясений, желания
получить хорошее образование, возможно,
даже в учебных заведениях за рубежом.
Но это может также объясняться
и отсутствием альтернатив по
сберегательным вкладам на финансовых
рынках и рынках капитала. И наконец,
в последнее время к накоплению
сбережений население толкает также
и страх потерять работу. Следует
учесть, что 80% сберегательных вкладов
в Китае в размере 8 трлн юаней
находятся в четырех государственных
банках. Частные сберегательные вклады
в период с 1978-го по 2004 г. ежегодно увеличивались
в среднем на 28% (реально на 23%)
при среднем росте валового национального
продукта на 9,4%.
С реализацией планов Центрального
банка КНР по либерализации процентных
ставок (по утверждениям аналитиков, она
может завершиться в течение
ближайших двух лет) эта «гора
сбережений» в условиях конкуренции
ставок (прежде всего в густонаселенных
районах страны) может прийти в
движение и вызвать существенное
изменение структуры сберегательных
вкладов (например, их перераспределение
между государственными банками
или перемещение в частные
или иностранные банки). В то же
время применение зависящих от степени
риска процентных ставок может повысить
доходность банков и способствовать
стабильности финансового рынка.
Вступление в ВТО и
ожидаемая конкуренция со стороны
иностранных банков побуждает ответственных
лиц в Китае к более интенсивному
движению в сторону реформ и вынуждает
все банки систематически совершенствовать
свои технологии менеджмента и кредитного
контроля, с тем чтобы доказать
свою рентабельность. Уже начинают
действовать ранее принятые меры.
Управление банками стало более
самостоятельным и уверенным. В
то же время для многих предприятий
стало гораздо труднее получить
кредит. Рост сберегательных вкладов
по-прежнему достаточно высок. Прогноз
на ближайшие годы говорит о ежегодном
их приросте 5—10%. Несмотря на наличие
дешевых денег, государственные
банки стараются искать другие способы
улучшения своей доходности и
рентабельности. Одним из таких способов
могло бы стать обслуживание заинтересованных
в привлечении капитала мелких и
средних предприятий, которые до
сих пор могли рассчитывать только
на самофинансирование. Но даже самым
успешным частным предприятиям кредиты
до сих пор не выдаются, поскольку
во многих случаях у них нет
возможности получить поддержку
государственного гарантийного фонда
для обеспечения финансовых рисков.
По этой причине ожидаемый спрос
на кредиты в частном секторе,
даже с учетом потребительских кредитов,
будет меньше, чем рост вкладов.
В этой связи возникает
вопрос о том, сможет ли «большая четверка»
китайских банков разработать реалистичный
рейтинг для государственных
предприятий и затем применить
его для кредитования, несмотря на
давление со стороны правительства.
Несмотря на то, что системы кредитного
анализа в Китае стали значительно
надежнее, этого нельзя сказать об
анализируемых характеристиках
государственных предприятий, которым
ранее никогда не приходилось
предоставлять подобную информацию
банкам и которые даже порой идут
на подделку балансовых отчетов. Здесь
задача реформаторов состоит в разработке
и применении приемлемых правил составления
балансов. Одним из эффективных инструментов
реформирования банковской системы
является санация банков. При этом
санация государственных банков
путем списания безнадежных долгов,
в результате чего стоимость санации
оплатили бы все вкладчики из числа
физических лиц с потерей своих
сбережений, не рассматривается в
принципе, и нет признаков, что
этот вариант будет когда-либо обсуждаться.
Население подобный шаг просто не
поняло бы. По мнению ЦБ КНР, государственные
банки могли бы снижать сумму
безнадежных ссуд, составляющую 26%,
на 3% ежегодно, с тем чтобы через
7 лет достичь приемлемого по международным
меркам уровня в 5—6%. Этот метод наряду
с общеэкономическим ростом и
приемлемым ростом кредитов, предполагает
получение прибыли, за счет которой
можно было бы производить списание
старых безнадежных долгов.
Давно назревшая рекапитализация
— другой инструмент реформирования
банковской системы — может быть
осуществлена путем выпуска акций
государственных банков на рынке
капитала. Хотя коммерциализация началась
уже несколько лет назад в
качестве первой ступени санации, но
пока стратегические инвесторы готовы
иметь дело только с высокоприбыльными
здоровыми предприятиями, а не с
хилыми финансовыми институтами. Теоретически
одной из возможностей могла бы стать
продажа так называемых «народных
акций» — ценных бумаг государственных
банков широким слоям населения.
Однако этот путь может оказаться
весьма опасным, во-первых, количество
собранных денег может оказаться
недостаточным, во-вторых, банки не
приобретут в результате необходимых
навыков управления и контроля, в-третьих,
новые убытки привели бы к потере
доверия рынков капитала, где и
так преобладают государственные
ценные бумаги. Выделение проблемных
кредитов в особую статью представляется
неизбежным. В любом другом случае
банковский сектор станет «ахиллесовой
пятой» и тормозом реформ. Только повторная
рекапитализация за счет государственных
средств выведет Китай на требуемый
международный уровень в 8% экономического
роста и тем самым поможет
быстрее обеспечить стабилизацию банковского
сектора. Исходя из опыта других стран
бывшего социалистического лагеря,
стратегическая концепция развития
банковского сектора страны могла
бы включать следующие мероприятия:
― эмиссия государственных
ценных бумаг;
― прямые платежи из средств
центрального и региональных бюджетов;
― разгрузка банков путем радикального,
но временного снижения налогового бремени;
― своевременная либерализация
процентных ставок;
― ускоренное реформирование
системы аудита государственных банков
в целях предупреждения возникновения
новых безнадежных долгов в результате
предоставления политических кредитов;
― применение международных
стандартов;
― ускоренная либерализация
финансового рынка.
После реального отказа от
выдачи кредитов, возврат которых
представляется весьма сомнительным,
постепенно произойдет оздоровление крупных
государственных банков, но при этом
ухудшится экономическое положение
некоторых государственных предприятий,
которые лишатся возможности
получения ликвидных средств
и вынуждены будут пойти на
сокращение объемов выпускаемой
продукции и увольнения. Если подобные
увольнения окажутся для политического
руководства страны по социальным соображениям
неприемлемыми, то наилучшим путем
по-прежнему останется прямое субсидирование
этих предприятий. Поэтому вопрос состоит
не столько в реформировании банковской
системы, сколько в преобразовании
существующих государственных предприятий.