Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

рассмотрена методика проведения анализа динамики производства и реализации продукции, ассортимента и структуры, качества произведенной продукции продукции, ритмичности работы предприятия. Рассмотрены основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Решены 2 задачи по экономическому анализу.

Оглавление

1. Анализ производства и реализации продукции
2. Задача 1
3. Задача 2
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анализ хоз 1-вопр гот.docx

— 44.30 Кб (Скачать)
="text-align:justify"> > удельный вес продукции,  соответствующей мировым стандартам;

> удельный вес экспортируемой  продукции,  в  том  числе   в  высокоразвитые

   промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели -   качества  продукции  характеризуют одно из ее свойств:

 > полезность (жирность молока, зольность угля, содержание  железа  в руде,

   содержание белка  в продуктах питания);

> надежность (долговечность,  безотказность в работе);

> технологичность, т.е.  эффективность  конструкторских  и технологических

   решений (трудоемкость, энергоемкость);

> эстетичность изделий.

Косвенные показатели –  это  штрафы  за  некачественную  продукцию,  объем  и удельный  вес  забракованной  продукции,  удельный   вес   за рекламированной продукции, потери от брака и др.

       Одна  из  задач  анализа  –  изучить   динамику   перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню,  причины  их  изменения  и  дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции. По  продукции,  качество  которой  характеризуется  сортом  или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции)  в  общем, объеме производства, средний коэффициент  сортности,  средневзвешенная  цена изделия в сопоставимых условиях. При  оценке выполнения  плана  по  первому показателю  фактическую  долю  каждого  сорта  в  общем,  объеме   продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными  прошлых периодов.

      Если предприятие выпускает продукцию  по  сортам,  и  произошло изменение  сортового  состава,  то  вначале  необходимо   рассчитать,   как изменилась средневзвешенная цена и  средневзвешенная  себестоимость  единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам  определить  влияние  сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

      Стандартизация – деятельность  по  установлению  норм,  правил, характеристик. В РФ  используют  ГОСТы,  ОСТы  (отраслевые  стандарты),  СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по  которым осуществляется сертификация.

    Сертификация  – деятельность,  направленная   на   поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила  по проведению сертификации. После проведения сертификации  выдается  сертификат (документ соответствия требованиям).

Стандарты сертификатов следующие:

1.  ИСО  9000  –  содержит   описание   эталонов   3-х   моделей   качества,   предупреждения  дефектов  продукции  как на  стадии  разработки,  так  и изготовления;

2. БИП – без дефективное изготовление продукции;

3. КСУКП  –  комплексная   система  управления  качеством продукции.  Анализ качества по этой системе осуществляется  поэтапно.  Сначала  определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:

> продукция 1-й категории,  продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

> продукция  2-й  категории,  используемая  в  промышленности,  но  не   соответствующая мировым стандартам. Продукция   оцениваемая по  2-й  категории подлежит снятию с производства;

>  Там  где  продукция   не   оценивается   по   категориям   качества, используется категория сортности.

4.  Сортность – тоже  характеризует качество, но для   определенных  отраслей. При  определении  сортности  используют  ГОСТ-ы   и   ОСТ-ы   и   определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

Методика анализа  ритмичности работы предприятия.

     При изучении деятельности предприятия важен  анализ  ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность – равномерный выпуск  продукции  в  соответствии  с  графиком  в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Для крупносерийного или массового  производства  разрабатываются графики равномерного выпуска продукции,  а  оценочным  показателем  является коэффициент равномерности.

Анализ рассматривает  скрытые  причины  неравномерности.  Причин  достаточно много: несвоевременное обеспечение  ресурсами,  непропорциональная  загрузка оборудования (поломки, простои),  отсутствие  рабочих,  ошибки  в  расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

     Ритмичная  работа  является  основным  условием  своевременного выпуска и реализации продукции.  Неритмичность  ухудшает  все  экономические показатели:

> снижается качество  продукции;

> увеличивается объем  незавершенного производства и   сверхплановые  остатки

   готовой   продукции   на   складах   и,   как   следствие,    замедляется

   оборачиваемость  капитала;

> не выполняются поставки  по договорам,  и  предприятие   платит  штрафы  за

   несвоевременную  отгрузку продукции;

> несвоевременно поступает  выручка;

> перерасходуется фонд  заработной платы в связи с  тем, что в начале  месяца

   рабочим платят  за простои, а в конце за  сверхурочные работы.

Все это приводит  к  повышению  себестоимости  продукции,  уменьшению  суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

      Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются  прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности,   коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства  продукции  за каждую декаду  (сутки)  к  месячному  выпуску,  удельный  вес  произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску,  удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому  объему  производства,  удельный  вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного  месяца,  к  третьей  декаде предыдущего месяца.

     Косвенные показатели ритмичности -   наличие доплат  за  сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта,  потери  от  брака, уплата  штрафов  за  недопоставку  и  несвоевременную  отгрузку   продукции, наличие сверхнормативных  остатков  незавершенного  производства  и  готовой продукции на складах.

    Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования  фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

     Коэффициент вариации – определяется     как отношение среднеквадратического отклонения от  планового  задания  за  сутки  (декаду, месяц,  квартал)  к   среднесуточному   (среднедекадному,   среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции. Для оценки  ритмичности  производства  на  предприятии  рассчитывается также показатель аритмичности –  как  сумма  положительных  и  отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за  каждый  день  (неделю,  декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

  Если известны причины недовыполнения  (перевыполнения)  плана  выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать  их  влияние  на  показатель аритмичности.  Для  этого  относительное   изменение   объема   производства продукции  по  данной  причине  необходимо  отнести  к   общему   показателю аритмичности умножить на 100.

    Внутренние  причины  аритмичности  –  тяжелое  финансовое   состояние предприятия,  низкий  уровень   организации,   технологии   и   материально- технического обеспечения производства,  а  также  планирования  и  контроля, внешние  –  несвоевременная  поставка  сырья   и   материалов   поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др. В  процессе  анализа  необходимо  подсчитать  упущенные   возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Основные источники  резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Резервы роста объема реализованной  продукции

Резервы роста производства продукции

Резервы сокращения нереализованной продукции

За счет улучшения использования трудовых ресурсов

За счет улучшения использования основных фондов

За счет улучшения использования сырья и материалов

Создание дополнительных рабочих мест

Сокращение потерь рабочего времени

Повышение уровня производительности труда

Приобретение дополнительных машин и оборудования

Более полное использование их фонда рабочего времени

Повышение производительности работы оборудования

Дополнительное приобретение сырья и материалов

Сокращение сверхплановых отходов сырья

Сокращение норм расхода сырья на единицу продукции

Основные правила  организации анализа.

Организация анализа хозяйственной  деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:

·   научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;

·   обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;

·      аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.

Аналитическая работа на предприятии  подразделяется на следующие организационные этапы:

1 этап - выделение субъектов  и объектов АХД, выбор организационных  форм их исследования и распределение  обязанностей между отдельными исследователями.

2 этап - планирование аналитической работы.

3 этап - информационное и  методическое обеспечение АХД.

4 этап - аналитическая обработка  данных о деятельности предприятия

5 этап - оформление результатов анализа.

6 этап - контроль за внедрением  производства при вложении, сделанных по результатам анализа.

Организационные формы и  исполнители АХД.

Организационные формы  АХД  определяются составом аппарата управления и техническим уровнем управления предприятия.

Производственный отдел - анализирует выполнение плана выпуска  продукции по объему и ассортименту, ритмичности работы, повышения качества продукции, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, общетехнический и организационный уровень производства.

Отдел главного механика и  энергетика - изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, качество и  себестоимость ремонта, рациональность потребления энергоресурсов, полноту  использования оборудования и производственных мощностей.

Отдел технического контроля - анализирует качество сырья и  готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, соблюдение технологической дисциплины.

Отдел снабжения - контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему и номенклатуре, срокам, качеству, состоянии и сохранности  складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов.

Отдел сбыта - изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре и состоянию  складских запасов и сохранность готовой продукции.

Отдел труда и заработной платы - анализирует обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами  по категориям и профессиям, уровень  производительности труда, использование  фонда рабочего времени и фонда заработной платы.

Отдел бухгалтерского учета  и отчетности - анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость  продукции, выполнение плана прибыли  и ее использование, финансовое состояние  и платежеспособность предприятия.

Планово-экономический отдел - осуществляет составление плана  аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты АХД, разрабатывает мероприятия по итогам анализа.

Планирование аналитической работы.Важным условием от которого зависит действенность и эффективность АХД является планомерный характер его проведения. На практике могут составляться следующие планы:

·   комплексный план аналитической работы обычно составляется на 1 год, его разрабатывает специалист, которому поручено руководство аналитической работы в целом. По содержанию этот план представляет собой календарное расписание отдельных аналитический исследований, в нем, кроме целей и задач анализа перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, дается схема аналитического документооборота.

·    тематический план - план проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. Рассматривая объекты, субъекты, этапы, сроки, исполнители анализа.

Информационное обеспечение анализа.

Все источники данных для  АХД делятся на: плановые, учетные и внеучетные.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции