Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:23, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов управления дебиторской задолженностью в предприятии.
Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
- рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
- рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Майкопский молочный комбинат »;
- проанализировать составом дебиторской задолженности на ООО «Майкопский молочный комбинат»;
- ознакомиться с политикой ООО «Лесопромышленный комплекс в области коммерческого кредитования;
- определить пути совершенствования управления дебиторской задолженностью.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях отражает продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. При этом, чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.
Так как финансовое положение предприятия находится в зависимости от того насколько средства, вложенные в активы, превращаются в деньги, необходимым является изучение доли в них дебиторской задолженности.
Доля краткосрочной дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов, % =
Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества предприятия.
Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью
Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней. При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота. Бухгалтера относятся к этому отрицательно, поскольку кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.
Наиболее популярными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Так например, владельцу счета может быть послано письмо о том, что он на десять дней просрочил платеж; более суровое письмо, за которым последует телефонный звонок, может быть послано, если деньги не получены через 30 дней, а через 90 дней счет может быть передан агенту по инкассо. Эти меры правомерны, но они могут привести к потере благорасположения клиентуры. [18]
Поэтому наиболее оптимальным вариантом является использование скидок при срочной оплате, предназначенных для поощрения быстрых платежей. Решения о размерах скидок анализируются путем балансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок.
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что Реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
2) Если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно кратко срочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата о проведения конкретных сделок;
3) Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
В индустриально развитых странах наиболее распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая следующее:
Покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара в случае его оплаты в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период 11-го по 30-й день договорного срока;
В случае неуплаты в течение месяца покупатель дополнительно к стоимости товара уплачивает штраф, величина которого зависит от момента платежа.[12]
Политика «сбора денег» проводится при условии наличия в штате предприятия специального менеджера по управлению дебиторской задолженностью. При отсутствии такого работника решению проблемы в индустриально развитых странах помогают факторинговые компании.
Задача факторинговых отделов банков или компаний заключается в том, чтобы на платной и договорной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных с быстрейшим завершением их расчетов за товары и услуги с клиентами (покупателями).
В настоящее время факторинговый отдел банка может предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:
а) приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы, состав которых заранее согласовывается с банком (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным);
б) осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);
в) приобретать векселя у своих клиентов (операции по учету векселей).[17]
При покупке факторинговым отделом банка (компанией) у своих клиентов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям, он оплачивает ее поставщику не во всех случаях, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что покупатель не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным.
Операции по переуступке клиентом факторинговому отделу банка просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокое комиссионное вознаграждение, уровень которого в 1,5-2,0 раза выше, чем при покупке банком задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых еще не наступил.
Процесс инкассации может дорого стоить как в смысле переменных расходов, так и в смысле потери благорасположения клиентуры, но тем не менее все-таки необходима определенная твердость, чтобы не допустить неоправданного растягивания периода погашения покупательной задолженности и минимизировать прямые убытки. Нужно установить баланс между затратами и общим полным результатом различных вариантов политики инкассации. [13]
2. ОРАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ООО «Майкопский молочный комбинат» является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации хозяйственной и коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынке, для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.
Учредителями ООО «Майкопский молочный комбинат» являются физические лица, согласно учредительного договора, не имеющие запрета или ограничения для участия в создании обществ с ограниченной ответственностью.
Фактический адрес ООО «Майкопский молочный комбинат»: РА, г. Майкоп, ул.Транспортная, дом 26.
ООО «Майкопский молочный комбинат» в своей хозяйственной деятельности руководствуется законодательством РФ, уставом и иными нормативными документами, регулирующими отношения коммерческих предприятий.
Для достижения своих целей ООО «ММК» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, основные из которых:
- производство продукции;
- деятельность по оптовой торговле продукцией;
- розничная торговля;
ООО «Майкопский молочный комбинат» занимает одно из ведущих мест по производству и реализации продукции в Республике Адыгея.
Главной целью ООО «Майкопский молочный комбинат» является получение дополнительной прибыли за счет увеличения производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения качества выпускаемой продукции, предоставления рабочих мест.
В своей деятельности ООО «Майкопский молочный комбинат» использует как собственные, так и заемные средства.
ООО «Майкопский молочный комбинат» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.
Основной ассортимент продукции производимой комбинатом :
- молоко;
- кефир;
- ряженка;
- творог;
- сметана, разной жирности;
- айран;
- сыворотка;
- сырки глазированные;
- сыр «Адыейский».
дебиторский задолженность кредитный платеж
В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда превращаются в готовую продукцию.
Вспомогательные цехи (подразделения) обеспечивают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт оборудования), осуществляют услуги для нужд основных цехов: выполняют работы по ремонту оборудования и зданий, снабжают электроэнергией и т. п.
Эффективность работы ООО «Майкопского молочного комбината» зависит от правильного использования функций, знания приемов управления, стандартов учета и нормативных актов, регулирующих деятельность работы предприятия, умения и навыков оценки конкретных финансовых ситуаций.
Для этого на предприятии создана самостоятельное подразделение – финансовая служба.
Генеральный директор
Финансовый директор
Бухгалтерия Отдел экономической службы
Главный бухгалтер
Рис 1. Финансовая служба ООО «ММК»
Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Деятельность финансовой службы подчинена главной цели — обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.
Финансовая служба предприятия - это специальное структурное подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Ее основным предназначением является выработка и реализация оптимальной финансовой политики предприятия.
Финансовая служба отвечает за максимизацию доходов, получаемых предприятием, своевременное и полное финансовое обеспечение воспроизводственных нужд предприятия и осуществление его расчетов с финансовой системой государства и контрагентами. Она является частью единого механизма управления экономикой предприятия и тесно связана с другими его службами.
Цель создания финансовой службы предприятия обеспечение наиболее эффективного формирования и использования финансовых ресурсов предприятия, opганизации и контроля за этими процессами.
Главными задачами финансовой службы являются:
1) определение путей увеличения прибыли и повышения рентабельности;
2) обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения производственных планов;
3) выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, по выплате заработной платы и др.;
4) содействие наиболее эффективному использованию основных фондов и оборотных средств, инвестиций;
5) контроль за правильным использованием финансовых ресурсов; обеспечением сохранности и ускорением оборачиваемости оборотных средств.
К функциям финансовой службы предприятия относятся:
- Обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;
- Разработка инвестиционной или кредитной политики;
- Установление смет расходов денежных средств для подразделений предприятия;
- Финансовое планирование и участие в составлении бизнес-плана;
- Осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками и бюджетом;
- Участие в составлении финансовой отчетности
Таблица 1 – Размер предприятия ООО «Майкопский молочный комбинат»
Показатель | Год | В среднем за 2007-2009г.г. | Отклонение 2009г. от 2007г. (%) | ||
2007г. | 2008г. | 2009г. | |||
Валовая продукция, тыс. руб. | 460837 | 711289 | 672730 | 614952 | 146 |
Выручка от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 418943 | 646626 | 611573 | 559047 | 146 |
Прибыль (+), убыток (-) от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 29890 | 50241 | 37074 | 39068 | 124 |
Среднегодовая стоимость производственных основных фондов, тыс. руб. | 104173 | 230068 | 232262 | 188834 | 223 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 350711 | 370828 | 563856 | 428465 | 161 |
Среднегодовое количество работников, чел. | 400 | 550 | 600 | 1150 | 150 |