Стратегические задачи и перспективы регионального развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 10:47, реферат

Краткое описание

Цели государственной стратегии регионального развития должны быть фундаментальны, долгосрочны, синхронизированы по срокам, ресурсам, механизмам реализации; основными ориентирами этой стратегии должны быть обеспечение социальной справедливости и, соответственно, постоянно повышающееся качество жизни в регионах (с учетом выравнивания социально-экономической асимметрии их развития), территориальной целостности государства, национальной безопасности, включая сохранение среды обитания человека. Средством их достижения должно быть, прежде всего, эффективное экономическое развитие, обеспечивающее поступление совокупных ресурсов, необходимых для реализации поставленных промежуточных и конечных целей.
Во всех аспектах и сферах социально-экономического развития необходимо достаточно четкое разведение целей региональной политики по их значимости, по субъектам тех механизмов, которые в состоянии эти цели реализовать.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кировский филиал

Факультет среднего профессионального образования

                         Специальность 080106 «Финансы» 
     
     
     
     

Реферат

по дисциплине «Региональное управление экономикой»

Тема:

«Стратегические задачи и перспективы регионального развития РФ» 
 

                                                         Выполнила                                                                студентка  3 курса ФДК-31                                                         Протасова Марина                   Проверила                   

                               Ахроменкова

                                                                       Наталья Владимировна

                                           

Киров 2009

Введение.

     В современной России проблемы регионального  развития приобрели чрезвычайное значение, оказывая большое и противоречивое влияние на все стороны развития государства. В число этих неразрывно взаимосвязанных проблем-сторон входят как развитие регионов России, так и процессы, имеющие пространственные формы проявления (экономические, политические, социальные, демографические, национально-этнические, конфессиональные, природно-ресурсные, экологические, геополитические, военно-стратегические и т. п.), интересы развития России в различных регионах планеты, либо ее жизненно-важных сферах геопространства, а также стратегические задачи и перспективы регионального развития России. Нерешенность региональных проблем, их неослабевающий накал и многообразие отрицательных проявлений и последствий тормозят реформы и искажают их содержание, разрушают экономику на всех уровнях – от федерального до муниципального. Они осложняют национально и межнационально - этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, деформируют среду обитания людей, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но также угрожает экономической и территориальной целостности Российского государства. 
Государственная стратегия регионального развития – это верхний уровень региональной политики государства.

     Цели государственной стратегии регионального развития должны быть фундаментальны, долгосрочны, синхронизированы по срокам, ресурсам, механизмам реализации; основными ориентирами этой стратегии должны быть обеспечение социальной справедливости и, соответственно, постоянно повышающееся качество жизни в регионах (с учетом выравнивания социально-экономической асимметрии их развития), территориальной целостности государства, национальной безопасности, включая сохранение среды обитания человека. Средством их достижения должно быть, прежде всего, эффективное экономическое развитие, обеспечивающее поступление совокупных ресурсов, необходимых для реализации поставленных промежуточных и конечных целей.

     Во  всех аспектах и сферах социально-экономического развития необходимо достаточно четкое разведение целей региональной политики по их значимости, по субъектам тех механизмов, которые в состоянии эти цели реализовать. По сути дела, при условии становления в России реального федерализма и местного самоуправления, превращения региональных и местных органов власти в субъектов собственности, расширения их внешних функций и компетенции, предметов ведения и полномочий на своей территории, региональная политика, если брать страну в целом, становится совокупностью многих политик, исходящих от многих субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Стратегические  задачи и направления региональной экономики.

     Коренные  изменения в системе производственных изменений, связанные с социологизацией  экономики, утверждение суверенитета республик и регионов, развитие местного самоуправления, самостоятельности предприятий определили новые задачи и направления исследований региональной экономики.

     В  новых условиях формирующегося рынка  на первый план выходят процессы экономического и социального развития республик и других административно-территориальных образований. Поэтому главной задачей является изучение стартового уровня экономического развития регионов, природно-ресурсного потенциала, региональных демографических, социальных, экономических и экологических проблем.

     Приоритетным  направлением является изучение горизонтальных связей, формирующихся на основе соглашений между независимыми государствами СНГ, федеральными округами, республиками и другими субъектами Российской Федерации, которые в определенной степени влияют на перспективы социально-экономического развития России в целом и отдельных федеральных округов. Одной из задач являются реконструкция структуры хозяйства регионов, формирование инфраструктурных систем межгосударственного и межрайонного значений, создание зон со специальным экономическим режимом и т. п.

     Важным  направлением в исследовании региональной экономики является изучение процессов, влияющих на экономику регионов: совершенствования  разделения труда, территориальной  организации хозяйства регионов, структурной перестройки экономики, международного сотрудничества и развития производительных сил отдельных регионов.

     В новых условиях становления и  развития рыночных отношений трансформируются такие понятия, как специализация и комплексное развитие хозяйства, которые в настоящее время должны не только увеличить вклад каждого региона в улучшение функционирования единого хозяйственного комплекса России, но и обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей населения каждого региона.

     Таким образом, акцент в исследованиях  региональной экономики от общих территориальных проблем должен сместиться на региональный уровень, т. е. превалирующими в исследованиях должны стать проблемы рациональности развития и размещения производительных сил в отдельных регионах. Однако не должны исключаться и отраслевые проблемы, особенно в базовых отраслях экономики России. Они должны служить ориентиром для определения перспектив территориального развития.

     Основным  базовым звеном региональных исследований становятся территориальные прогнозы (схемы) экономического и социального развития.

       Генеральные схемы должны содержать  комплексный прогноз территориального  аспекта экономического и социального  развития России. В них должны  быть отражены федеральные и  межрегиональные проблемы изменений  в территориальной организации  хозяйства, вытекающие из структурной перестройки экономики, необходимости достижения баланса интересов государства и регионов в условиях развития рыночных отношений. Генеральные схемы должны содержать главные пути решения  региональных проблем общегосударственного и межрегионального характера, включая проблемы отстающих и депрессивных районов, проблемы использования природных ресурсов, пути предотвращения или ликвидации крупных экологических кризисов.

     Методология прогнозирования развития регионов  должна предусматривать обязательное проведение ретроспективного анализа развития и размещения производительных сил, охватывающего период до 15 лет. Анализ должен содержать оценку социальных аспектов развития регионов в ретроспективный период, степень реализации важнейших социальных программ с учетом внутрирегиональной дифференциации. Должен быть оценен и уровень жизни населения с учетом природных, экономических и научных особенностей.

     Для прогноза важное значение имеет оценка экономического аспекта национальных отношений, специфических проблем развития автономий и территорий компактного расселения национальных меньшинств. Генеральная схема должна содержать и анализ занятости населения, миграционных процессов, процессов расселения, факторов современного развития городских и сельских поселений, а также анализ экологической обстановки в регионах, выделять зоны с равной степенью напряженности экологической ситуации и антропогенного загрязнения.

     Важнейшими  направлениями экономического анализа  является определение влияния рыночной специализации на рациональность использования  региональных ресурсов и формирование регионального хозяйственного комплекса, выявление территорий ускоренного роста и депрессивных зон.  

       

     Стратегия экономического развития регионов.

     Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

     Естественно, что стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости  от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений  федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т. е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства.

     Стратегия регионального развития государства  неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т. д. поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

     Стратегия экономического развития регионов –  это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть  не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого. Недостаточно четкое, но хорошо понятное общее направление можно воплотить в тактических действиях и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.

     В последние годы увеличивается самостоятельность  регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь – методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

     В отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, увеличение интеллектуальной составляющей в результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития.

     Социально-экономическое  развитие региона – это центральная  функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. К сожалению, региональные органы управления действуют, как «пожарная команда». Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов зачастую отодвигаются на задний план. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, обладая относительной самостоятельностью, все же в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.

Информация о работе Стратегические задачи и перспективы регионального развития РФ