Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:18, курсовая работа
Изучение США, как наиболее богатой, и следовательно наиболее сильно влияющей на развитие мирового хозяйства страны.
Введение 3
Глава 1 Экономика США 5
1.1 Факторы и динамика экономического развития 5
1.2 Отраслевая структура экономики 7
1.3 Банковская система и финансовый капитал 9
1.4 Бюджетная политика США 13
Глава 2. США и окружающий мир 18
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда. 18
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 21
2.3 США как центр глобализации 26
Заключение 32
Список литературы 35
Одним из важных
направлений эволюции частного бизнеса
США стали поиски оптимальных
размеров отдельных предприятий
и их сочетания в рамках компании.
Усилилось несовпадение концентрации
производства и производительного
капитала. Даже в самых крупных по капиталу
корпорациях размер производства на одном
предприятии стал все больше определяться
границами эффективности.
Вместе с тем
существенную роль продолжает играть
малый бизнес. Участие мелких и
средних фирм в экспорте США составляет
сейчас около 55%.
В США существует
множество мелких и средних фирм.
Многие из них действуют самостоятельно,
находя свои ниши на рынке. Но и крупный
капитал не оставляет их без внимания,
учитывая повышенную маневренность
малого бизнеса, его гибкую адаптацию
к запросам рынка, возможность экономии
на многих видах издержек. Через контрактную
систему, субподряд, технологическую зависимость
малый и средний бизнес привязывается
к крупному как к устойчивому рынку, источнику
снабжения, финансирования, новой технологии.
Растущую роль
в ходе преобразования американской
экономики играет «рисковый капитал»:
на мелкие компании возлагается испытательная
функция рискованных научных
поисков, отбор новшеств для ускорения
нововведений. Хотя доля небольших фирм
в общих затратах частного капитала на
НИОКР не превышает 5%, на их счету в США
около половины изобретений. Инструментом,
позволяющим мелким и средним компаниям
взаимодействовать с крупными, является
кредитная система США.
Кредитная система
США является наиболее развитой в мире
и представляет собой совокупность государственных
и частных кредитных институтов. Основным
ее компонентом является Федеральная
резервная система (ФРС), выполняющая функции
Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС
состоит из совета управляющих, 12-и федеральных
резервных банков, нескольких тысяч банков-членов
и созданных конгрессом, Федерального
комитета по операциям на открытом рынке
и Федерального консультативного совета.
ФРС осуществляет кредитно-денежную политику
государства, воздействуя на экономику
через сферу кредита и денежного обращения.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной
политики являются операции с правительственными
ценными бумагами на открытом рынке, расширение
или ограничение кредитов через механизм
учетной ставки и прямое регулирование
банковских резервов. В 1980 и 1982 гг. Конгресс
США принял законы о дерегулировании финансовых
институтов. Были устранены «потолки»
процентных ставок по депозитам, унифицированы
резервные требования для банков и других
финансовых институтов, расширены возможности
по привлечению средств и т.д. В результате
усилились конкурентные начала в деятельности
кредитных институтов и расширилась сфера
регулирующих полномочий ФРС.
В область деятельности
банков попали не только традиционные,
но и новые виды операций, которые раньше
были прерогативой специализированных
финансовых институтов: страховой бизнес,
инвестиционные операции, брокерские
сделки. Банковская сфера «изобрела» новые
формы финансирования структурной перестройки
экономики: лизинг, факторинговые сделки,
консультационный и информационный сервис,
кредитование комплектного строительства
промышленных объектов «под ключ» с последующим
участием в прибылях. Так, 45% финансирования
лизинга и 75% объема факторинговых операций
обслуживают крупные коммерческие банки.
Главным направлением
изменений в структуре
Повышение эффективности
кредитно-банковской сферы страны сопровождается
бумом слияний финансовых учреждений.
За 80— 90-е гг. число коммерческих банков
США сократилось более чем на 3 тыс. Они
переросли в более крупные коалиции, контроль
которых распространяется не только на
отдельные отрасли, но и на всю национальную
экономику. Теперь друг с другом конкурируют
нью-йоркская (восточная) и калифорнийская
(западная) укрупненные финансовые группы
нового типа, делящие позиции внутри многих
крупных корпораций разных отраслей и
сфер. Вместо нефтяных, стальных, автомобильных
«королей» появились магнаты другого
типа: их собственность не привязана к
определенным отраслям, анонимна в связи
с использованием промежуточных финансовых
институтов, владеющих акциями и распространяется
на экономический потенциал национальных
масштабов.
Экономический
рост США на рубеже столетий породил
ряд серьезных структурно-функциональных
проблем в дальнейшем развитии банковской
системы США. К их числу относится и проблема
эффективного поддержания оборота денежной
наличности. Данные официальной американской
статистики свидетельствуют о том, что
в течение 90-х годов общий объем ежедневно
обращающейся денежной наличности в американской
экономике увеличился почти в 2 раза: если
в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то
в 1998 г. достиг величины порядка 460 млрд.
долл. Прогнозы развития платежной системы
США показывают, что, несмотря на внедрение
новых средств расчетов, наличность в
ее прямом проявлении — банкноты, монеты
и различные чековые платежные средства
- не только в перспективе не выйдут из
обращения, но и как прежде будут составлять
важнейшие компоненты национальных платежных
систем. Абсолютный рост денежной наличности,
находящейся в обороте, сопровождался
и ее относительным увеличением (примерно
на 1,5% в период. 1990-1998 гг.), что напрямую
связано с высоким уровнем развития американской
экономики, повышением уровня жизни практически
всех слоев общества, общим ростом численности
населения США. В ближайшее время следует
ожидать ежегодного увеличения объема
наличности на 7% для территории США и 13%
для внешних потребителей американской
валюты.
В 90-е годы продолжало
увеличиваться и значение чеков
как платежных средств. Так, например,
в 1996 г. на территории США было выписано
примерно 65 млрд. чеков на общую сумму
75 трлн. долл. По оценкам американских
экспертов, количество чеков ежегодно
увеличивается на 3%.[1]
Поэтому организационная
структура национальной системы
налично-денежного обращения
1.4 Бюджетная
политика США
Первые полтора
века существования Соединенных Штатов
федеральный бюджет формировался полустихийно.
В составе всей исполнительной власти
не было органа, который должен был бы
сводить воедино ведомственные заявки
на расходы, анализировать их соответствие
реальным потребностям этих ведомств
и хозяйства страны и составлять единый
бюджетный проект. Рассмотренные разрозненно
отдельными комитетами конгресса заявки
полумеханически, без какой-либо координации
или общего волевого начала сводились
в единый документ, становившийся бюджетным
проектом. Размеры бюджета были очень
невелики: совокупные расходы за 1789-1849
финансовые. года. составили 1,1 млрд. долл.
(в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые.
года. - 15,5 млрд. долл. (огромная часть была
потрачена на Гражданскую войну), затем
ежегодные размеры расходов федерального
уровня колебались между 525 млн. (1901 финансовый
год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый год),
и только в 1917 финансовый год, в связи с
участием США в первой мировой войне, они
превысили 1 млрд. долл., увеличившись до
18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом году.
По окончании
войны расходы уменьшились
Качественно иной
этап, как отмечает американская бюджетная
статистика, начинается с периода корейской
войны: после 1949 финансового года рост
бюджета (в текущих ценах) происходит практически
непрерывно. Увеличение расходов приобретает
принципиально иную окраску: эта тенденция
не прекращается и в "мирные" годы.
Именно с этого
периода начинается и "регулярно-дефицитное"
финансирование госрасходов США, завершившееся
только к 1998 финансовому году, когда
размеры федеральных расходов достигают
1,7 трлн. долл
До 50-х годов
прошлого века значительным дефицитом
отмечены период Гражданской войны в США,
1917—1919 гг. (в совокупности более 23 млрд.
долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946
гг. (около 194 млрд. долл.). После этого дефициты
нарастают — с различной скоростью и с
отклонениями в размерах ежегодного прироста,
начиная с 1952 по 1992 финансовые года - с
1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем
примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.
К числу конкретных
причин возникновения и быстрого
роста дефицитов, особенно после 1960-х годов,
принято относить множество разнообразных
факторов. Среди них наиболее часто упоминаются
два: рост военных расходов США в связи
с интенсивно протекавшей холодной войной
и увеличение расходов на социальные программы,
быстрее всего происходившее в 1970-е годы.
Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации
дефицита федерального бюджета многие
американские (а иногда и зарубежные) экономисты
неизменно включали в качестве основных
две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")
расходов по статье "национальная оборона"
и - обязательный пункт - сокращение социальных
расходов (часто под ними подразумевались
расходы на социальное страхование).
В первую очередь
с завершением холодной войны
принято связывать и успехи администрации
Клинтона в быстром достижении фактически
уже к 1998 финансовому году сбалансированных
бюджетных показателей. Необходимо, однако,
отметить, что к настоящему времени не
произошло ни массированного сокращения
затрат на военные нужды, ни радикального
уменьшения масштабов социальных программ
— хотя были проведены некоторые, и довольно
значительные, корректировки в той или
иной категории федеральных расходов.
Иными словами,
существенных изменений в общей
структуре федерального бюджета, сложившейся
в США в последние десятилетия,
внесено не было, и нет никаких оснований
говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных
приоритетах. Поэтому первостепенную
важность приобретает вопрос о том, под
влиянием каких факторов развивался и
приобрел нынешние количественные параметры
и качественные характеристики федеральный
бюджет США.
В американской
бюджетной практике за последние
десятилетия трудно было бы обнаружить
сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного
развития событий. Все отклонения фактических
показателей от программ и прогнозов,
как правило, умещались в рамки допустимых
погрешностей или же заранее оговаривались
в прогнозах и объяснялись небывало сложными
сочетаниями изменений в динамике экономического
роста, в темпах инфляции, во внешнеполитических
доктринах администраций и т.д. Запрограммированные
цифры по конкретным разделам бюджета
часто не совпадали с фактически достигнутыми
показателями за конкретный период, причем
расхождения, в том числе и между предсказанными
и реальными размерами бюджетного дефицита,
достигали несколько десятков миллиардов
долларов. Однако, в целом, поставленные
бюджетно-политические задачи выполнялись.
Как уже упоминалось
выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный
бюджет.
В истории США
уже случилось памятное процветание
(prosperity) 20-х годов с очень сходными экономическими
характеристиками: безудержный рост биржевых
котировок, доходов от капиталов, растущие
общие доходы и траты населения. В связи
с этим мы можем выдвинуть предположение,
а не повторится ли экономический тайфун
начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа
успехи федерального бюджета выглядят
солидно и прочно. Главное событие в этой
сфере - профицит, полученный на три года
раньше обещанного демократами, в 1998 финансовом
году - впервые после 1969 г. - и составивший
69,2 млрд. долл. (при размерах федерального
бюджета в 1,76 трлн. долл.).
До сих пор
нормой бюджетной жизни США считались
дефициты, пик их пришелся на 1992 финансовый
год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической
проблемы номер один" провозглашалась
многими президентами. Разумеется, нынешний
"бюджетный успех" напрямую связан
с общеэкономическими показателями и
зависит от их небывалого улучшения при
Клинтоне. Это улучшение, в свою очередь,
стало возможным благодаря удачному совпадению
по времени разнородных благоприятных
для США факторов. Среди этих факторов
есть одноразовые: завершение холодной
войны (начавшееся до Клинтона, но давшее
Америке за последние 10 лет "дивиденд"
минимум в 500-700 млрд. долл. - и ничего не
давшее другому участнику противостояния
— России); важную роль сыграл пик повышательной
фазы — и обычного делового цикла, и "длинной
волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, -
пришедшийся как раз, как и предсказывалось
заранее, на середину 90-х годов. Кроме этих
причин правительственные экономисты
упоминают также выгодное для США падение
мировых цен на нефть, более низкие, чем
ожидалось, темпы общего роста внутренних
цен в стране, причем динамика цен на энергоносители
помогла ощутимо снизить темпы инфляции.
Отмечается важная роль быстрого роста
спроса на персональные компьютеры для
общих темпов экономического роста в США.
К декабрю 1999 года
бескризисное развитие американской экономики
продолжалось непрерывно 103 месяца. Но
это не самый длительный пока период непрерывного
экономического роста в США после второй
мировой войны. Наиболее продолжительным
был период 1961—1969 гг. (106 месяцев) — его
принято связывать с успехами кейнсианских
рычагов воздействия на экономику и, кроме
того, со значительной стимулирующей ролью
войны в Юго-Восточной Азии. Следующий
период длительного экономического роста
(92 месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его
принято было связывать с "рейганомикой"
и частично ассоциировать с монетаристским
подходом к экономической политике. На
деле, однако, основную роль в этот период
сыграли чисто бюджетные стимулы (в том
числе связанные и с расширением военных
расходов), причем роль государства, которая,
по идеям "рейганомики", должна была
сократиться до уровня примерно в 19% ВВП
(по доходам и расходам федерального бюджета),
в реальности возросла - федеральные расходы
увеличились до 23,6% ВВП при возросшем дефиците
бюджета.