Современное состояние, проблемы и тенденции социально-экономического развития Чувашской республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:33, реферат

Краткое описание

Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, обычно имеющих коническую форму -- терриконов (земляные конусы). Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1. Объективные предпосылки и факторы общего развития региона.
1.1. Общая оценка экономико-географического положения Чувашской республики……………………………………………………………..4
1.2. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов региона…………………………………………………………………7
1.3. Административно территориально деление и численность населения………………………………………………………………7
2. Основные социально-экономические показатели региона………………..8
3. Экономические связи региона с другими регионами и странами………...8
4. Региональная структура управления………………………………………10
5. Стратегия социально-экономического развития региона. ………………12
Заключение…………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Региональноая экономика.docx

— 38.97 Кб (Скачать)

  Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.

 Плотность населения   Чувашии 68,4 человек на 1 кв.км. Это  один из самых высоких показателей  в России.

 

  1. Основные социально-экономические показатели региона.

Функционирование экономики  Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями  и факторами.

    Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь динамика развития мировой экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, демографическая ситуация.

 

     К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:

-активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

-повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

-повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

-стимулирование диверсификации и технологического развития;

-состояние производственных фондов, степень их изношенности;

-развитие сектора общественных услуг;

-ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

-реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

    В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения в социальной сфере.

 

  1. Экономические связи региона с другими регионами и странами.

 Чувашская республика поддерживает торгово-экономические отношения с 60 странами мира, в том числе экспортирует товары в 55 стран. В 1997 г. Внешнеторговый оборот республики составил более 120 млн. Долл. В объеме товарооборота доля стран ближнего и дальнего зарубежья составляет соот В товарной структуре экспорта преобладает продукция химического (46%) и машиностроительного (35,2%) комплексов.

 На территории республики  действует 80 совместных предприятий  с участием 32 стран, в основном  болгарии, китая, германии, ирландии, италии, украины, сша, узбекистана и турции. В республике иностранным и совместным предприятиям предоставлены льготы.

 В чувашии германский капитал участвует в строительстве пивоваренного завода (привлечено более 32 млн. Нем. М.) И предприятия по выпуску сантехники.

 В ноябре 1998 г. Чувашию  посетила делегация американской  торговой палаты (атп), в которую входили представители ведущих фирм сша, заинтересованных в развитии бизнеса в россии, в том числе фирм, создавших совместные предприятия в чувашии в электротехнике, приборостроении, химии, деревообработке, агропромышленном комплексе.

 Вице-президент атп и. Рунов отметил, что чувашия привлекает компании сша выгодным географическим положением на средней волге, что способствует налаживанию взаимовыгодных деловых контактов с соседними с ветственно 52 и 48%.

 

  1. Региональная структура управления.

     Республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.

    На всей территории Чувашской Республики, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики, высшую юридическую силу имеет Конституция Чувашской Республики.

Основной закон Республики — Конституция Чувашской Республики, принятая в 2000 году.

Глава

Президент Чувашии

Высшим должностным лицом  в Чувашской Республике является Глава (до 1 января 2012 года - Президент). В 1994 году первым Президентом Чувашии  стал Николай Васильевич Федоров. В  августе 2010 года вторым Президентом  Чувашии стал Михаил Васильевич Игнатьев.

Законодательная власть

Государственный Совет Чувашской Республики

Государственный Совет (парламент) является высшим представительным, законодательным  и контрольным органом государственной  власти Чувашии.

Исполнительная  власть

Кабинет министров Чувашии

Кабинет Министров республики является исполнительным и распорядительным органом государственной власти и возглавляется премьер-министром.

Политические  партии

1. Всероссийская политическая  партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

2. Политическая партия  «Коммунистическая партия Российской  Федерации»

3.  Политическая партия  «Либерально-демократическая партия  России» 

4. Политическая партия  «Российская объединенная демократическая  партия «ЯБЛОКО»

5. Политическая партия  «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

6. Политическая партия  СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 

7. Всероссийская политическая  партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»

Региональные  отделения политических партий

1. Чувашское региональное  отделение Всероссийской политической  партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 

2. Чувашское республиканское  отделение Политической партии  «Коммунистическая партия Российской  Федерации»

3. Чувашское региональное  отделение политической партии  «Либерально-демократическая партия  России» 

4. Региональное отделение  Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ  РОССИЯ в Чувашской Республике

5. Чувашское региональное  отделение Политической партии  «Российская объединенная демократическая  партия «ЯБЛОКО» 

6. Чувашское региональное  отделение политической партии  «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

7. Региональное отделение  Всероссийской политической партии  «ПРАВОЕ ДЕЛО» в Чувашской  Республике.

 

 

 

 

 

  1. Стратегия социально-экономического развития региона.

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической  политики, находящихся в неразрывном  единстве и взаимосвязи с общенациональными  стратегическими приоритетами. Но при  этом она определяет приоритетные направления  деятельности не только органов государственной  власти Чувашской Республики, но и  органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению  целенаправленного следования заданному  долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

- социальная ориентация, полагающая главной целью повышение  уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;

- устойчивое развитие  Чувашской Республики, создание  динамично развивающейся, конкурентоспособной  и сбалансированной экономики,  обеспечивающей занятость населения  преимущественно в секторах с  высоким потенциалом устойчивого  роста и уровнем производительности труда;

- регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских  интересов при решении стратегических  проблем экономического, социального  и территориального развития.

Разработка Стратегии  осуществлялась при активном участии  органов исполнительной власти Чувашской  Республики с учетом предложений  представителей вузовской науки  Чувашской Республики. Проект документа  рассмотрен на Совете по инвестиционной политике, обсужден в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики с участием представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Кроме того, на Портале органов власти Чувашской Республики был проведен интерактивный опрос населения по основным положениям Стратегии.

    19 сентября 2006 года Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года обсуждена в Министерстве регионального развития Российской Федерации (подписан Протокол между Министерством регионального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2006 г. N 34) с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, независимых экспертов. Документ получил высокую оценку.

Заключение 

     Чувашская Республика на пороге XXI века оказалась перед выбором: продолжать отставать по важным показателям производства и потребления от Российской Федерации, ее наиболее развитых в экономическом и социальном развитии регионов (Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Самара и др.) или, выбрав оптимальную траекторию развития и сконцентрировав на ее ключевых участках все силы и ресурсы (инвестиционно – финан­совые, материальные, организационные, интеллектуальные), попытаться в относительно короткие исторические сроки (10—15 лет) преодолеть это отставание.

     Комплексная оценка инвестиционного климата, ресурсного потенциала ведущих отраслей и сфер бизнеса, результатов выполнения важнейших республиканских целевых программ, мониторинг стабилизационных процессов в отраслях машиностроительного комплекса, химической, легкой и пищевой промышленности, первые заметные достижения в ключевом для республиканской экономики межотраслевом комплексе—строительстве — свидетельствует, что в Чувашии в основном сложился тот минимум условий и предпосылок, который необходим для существенного ускорения процессов экономической стабилизации и последующего экономического роста на новой качественной основе.

     Не исключено, что в условиях структурного кризиса отечественного производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей  и создающих для сбыта их продукции льготные условия.

     Крупнейшими экспортерами Чувашской Республики являются: АО "Химпром", АО "Текстильмаш", АО "Чебоксарский агрегатный завод", АО "Промтрактор", АООТ "Лента", АО "ЧЭАЗ", ТОО "Чебоксарский хлопчато­бумажный комбинат", АО "Дизельпром".

     Предприятия республики экспортируют свою продукцию в 57 государств мира. Традиционными партнерами Чувашии являются страны ближнего зарубежья: Казахстан; Украина, Узбекистан; Эстония; Беларусь. Среди стран дальнего зарубежья значительная доля экспортных операций осуществляется с Германией,        Финляндией, Францией, Венгрией, Италией. В 1995 г. по сравнению с предшествующим периодом (табл. 1.3.) активизировались торгово-экономические связи с Финляндией (в 2,8 раза), Германией (в 1,6), Италией (в 1,4).

     Можно с уверенностью сказать, что экономика Чувашской Республики, годы стоявшая на месте, сделала первые уверенные шаги. Для налаживания нормальной работы предприятий им срочно требуются инвестиции.

      Надо сказать, что инвестиционный климат улучшается. В 2000 году в электроэнергетике, черной металлургии, пищевой промышленности, связи, транспорте и лесном хозяйстве отмечался рост производственных инвестиций по сравнению с 1999 годом. Созданы гарантированные условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Отечественные и иностранные инвесторы, преодолевая естественную настороженность, все смелее идут в Чувашскую Республику, так как видят здесь разумную политику и политическую стабильность. Об этом говорят статистические данные.

     Как считает ученый-экономист, академик, председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Л. П. Кураков, социально-экономические реформы в республике выходят на качественно новый уровень. Республика имеет хорошие предпосылки для подъема экономики - это развитый строительный комплекс; хорошо развитая транспортная сеть; наличие заделов в прикладной науке и уникальных технологий; благоприятные географические условия;  квалифицированные, трудолюбивые и относительно избыточные трудовые ресурсы; наступательная политика предприятий на внешнеэкономическом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Кистанов В. В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов, Н. В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2007г.
  2. Арчиков Е. И. География Чувашской Республики / Арчиков Е. И., Трифонова З. А. -Чувашское книжное издательство, 2009г.
  3. Хрущёв А. Т. Экономическая и социальная география России / А. Т. Хрущёв. - М.: Крон-Пресс, 2006г.
  4. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. №8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».
  5. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: Учеб. пособие / А.П. Панкрухин – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

 

 


Информация о работе Современное состояние, проблемы и тенденции социально-экономического развития Чувашской республики