Шпаргалка по дисциплине "Экономическая география"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 21 экзаменационный билет по дисциплине "Экономическая география"

Оглавление

Билет №1 Предмет и методологические основы дисциплины «Экономическая география и регионалистика»
Билет №2 Районный хозяйственный комплекс и его структура.
Билет №3 Государственная региональная политика: цели и задачи.
Билет №5 Территориальная организация отраслей металлургического комплекса Российской Федерации.
Билет №7 Понятие Единого народнохозяйственного комплекса и тенденции его развития.
Билет №9 Сфера обслуживания населения и её отраслевой состав.
Билет №11 Экономическая оценка природных ресурсов
Билет №13 Территориальная организация населения в РФ и её региональные особенности.
Билет №15 Развитие процесса урбанизации в России
Билет №17 Территориальная организация и территориальная структура народного хозяйства.
Билет №19 Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация природных ресурсов.
Билет №21 Единый народнохозяйственный комплекс и его отраслевая структура
Билет №23 Территориальная организация отраслей топливно-энергетического комплекса.
Билет №24 Современная система экономических районов в РФ.
Билет №25 Территориальная организация отраслей химической промышленности в Российской Федерации
Билет №27 Особенности территориальной организации отраслей сельского хозяйства на территории Российской Федерации
Билет №29 Транспортный комплекс Российской Федерации и его основные особенности.
Билет №30 Россия в международном территориальном разделении труда.
Билет №31 Территориальная организация лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Российской Федерации.
Билет №35 Основные формы территориальной организации промышленности.
Билет №37 Государственная региональная политика в социальной сфере

Файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_geografiya.doc

— 831.00 Кб (Скачать)

Совершенно  очевидно, что размещение горнохимическои промышленности, связанной с добычей первичного химического сырья, обусловлено месторождениями соответствующих его видов. К химическим производствам сырьевой ориентации относятся и многие подотрасли основной химии. Так, только к местам добычи сырья приурочена калийная промышленность: практически все 100% калийных удобрений в России производятся в Пермской области (Соликамск и Березники), где расположено уникальное Верхне-Камское месторождение сильвинита и карналлита и построено несколько комбинатов.

Размещение  азотно-туковой промышленности подчиняется нескольким вариантам в зависимости от используемого исходного сырья и технологии производства удобрений (аммиачной селитры, карбамида, сернокислого аммония). В случае использования кокса и коксового газа предприятия локализуются в центрах коксования угля или комбинируются с черной металлургией (Кемерово, Ангарск, Губаха, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Липецк, Череповец и др.); отходов нефтепереработки — в соответствующих центрах нефтеперерабатывающей промышленности (Салават); природного газа — вдоль трасс магистральных газопроводов (Невинномысск, Новомосковск, Щекино, Новгород, Тольятти и др.). Последний вариант наиболее распространен не только в России, но и во всем мире.

Еще в  меньшей степени ориентирована  на источники сырья фосфатно-туковая промышленность, использующая апатиты и фосфориты. Единственное в России крупное месторождение апатитов — на Кольском полуострове, вдали от главных сельскохозяйст венных районов страны.

Часть месторождений, расположенных в труднодоступных местах и экстремальных природных условиях (север Красноярского края, Якутия, побережье Охотского моря), еще не разрабатывается.

Неотъемлемым  компонентом развитой химической промышленности является сернокислотное производство, поскольку данный химикат, как правило, не импортируется. Его сырьевая база в России — самородная сера Поволжья, серные колчеданы Урала, газовые отходы цветной и черной металлургии, нефтепереработки. Поскольку самородную серу и колчеданы перевозить на дальние расстояния несравнено легче, чем серную кислоту, то производство последней локализуется ближе к потребителю.

К основной химии традиционно тяготеет добыча поваренной соли, которая, помимо пищевого назначения, используется и в содовом производстве. С распадом СССР практически вся поваренная соль разрабатывается в двух экономических районах: на Урале и в Поволжье.

 

Билет №27

Особенности территориальной  организации отраслей сельского хозяйства  на территории Российской Федерации.

Зональная специализация сельскохозяйственного  производства России выглядит следующим образом: в тундре и лесотундре преобладает экстенсивное оленеводство, охота и рыболовство; в таежной зоне ведущее место занимает молочное животноводство, опирающееся на корма заливных лугов; земледелие в крайне ограниченных масштабах концентрируется в отдельных очагах; в зоне смешанных лесов — льно-молочное направление хозяйства и картофелеводство; в лесостепной полосе — зерновое хозяйство с посевами в западных ее районах сахарной свеклы я картофеля; молочное и мясо-молочное скотоводство ориентируются на полевые корма; в степной зоне — зерновое хозяйство, подсолнечник, мясо-молочное скотоводство и свиноводство на полевых кормах и овцеводство.

В пределах каждой зоны вокруг крупных городов и  городских агломераций сложилось  пригородное сельскохозяйственное производство, ориентирующееся на снабжение горожан свежими продуктами питания (картофель, овощи, ягоды, молоко, парное мясо, яйца).

 
Билет №29

Транспортный  комплекс Российской Федерации и его  основные особенности.

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта .

Водный  и автотранспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях.

Больше  всего грузов (почти 1/2) перевозит  автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

По суммарным  объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире.

Однако  столь значительные объемы работы отечественного транспорта обусловлены не высоким уровнем экономического развития страны, а одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный  объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. тонно-км — был достигнут в 1990 г. Затем по мере развития и углубления социально-экономического кризиса и в связи с быстрым падением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства он стал стремительно сокращаться.

Современное состояние транспортного комплекса  страны определяется сложившимся социально-экономическим положением, характеризующимся спадом производства, снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств. В условиях либерализации тарифов и падения спроса на перевозки появились свободные перевозные возможности, возникает рыночная конкуренция на всех видах транспорта и между ними. Наиболее ярко это выразилось в увеличении роли трубопроводного транспорта в суммарном грузообороте страны. Сегодня он, оттеснив железнодорожный на вторые роли, занимает лидирующие позиции в перевозках грузов в России на дальние расстояния.

Важнейшие тенденции функционирования транспортного  процесса, наметившиеся в 90-е гг., сводятся к устойчивому сокращению неплатежеспособного спроса на перевозки, а также к снижению перевозок пассажиров всеми видами транспорта.

 

Билет №30

Россия  в международном  территориальном  разделении труда.

В 1985г. Россия производила почти 4% мирового ВВП и занимала 6-место в мире после США, Японии, Китая, Германии, Франции. В 1995-только 2% и оказалась на 11 месте, пропустив вперед Индию, Италию, Великобританию, Бразилию.

Удельный  вес Росси в мировом промышленном производстве не превышает 4%-5я позиция в мире, по уровню производительности труда(выработка на одного занятого) занимает 64-ю позицию в промышленности и 77-ю в с/х. Структура экспорта носит сырьевую направленность (нефть, газ, руды, металлов, алмазы и др.). По запасам природных ресурсов Россия обладает 10,2трлн.долл., Индия(0,4трлн.долл.),Бразилия (3,5трлн.долл.),Южная Африка(1,1трилн.долл.), Китай (0,6 трлн. долл.).

Только 1/4 экономики России вовлечено в  мирохозяйственные связи. Россия для  развития мировой торговли имеет следующие предпосылки: огромные сырьевые богатства; квалифицированную дешевую рабочую силу; большие масштабы основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Россия  обладает и слабостями: отсутствие полноценной инфраструктуры рынка; нерациональная структура экспорта и импорта; спад производства; изношенность и моральное устаревание основных фондов.

Основные  тенденции товарного  экспорта РФ:

  • ярко выраженная топливно-сырьевая направленность (нефть, газ, уголь, лес - 46,8% всего экспорта в 1995 году)
  • доля черных и цветных металлов сократилась до 22% в 1996г.с 22,5% в 1995г.
  • снизились поставки химической, нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлюзно-бумажной промышленной продукции;
  • зависимость экспорта сырья от колебания цен;
  • из-за сырьевой направленности экспорта ухудшается экологический фон
  • снижается в экспорте доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996г. против 8,3% в 1995г.;
  • экспорт услуг растёт (13,5млрд.долл. в 1997г.),но отстает от их доли в мире (24% в 1994г.)
  • теряет рынки военной техники (в 1996 % РФ имела 8,8% экспорта военной техники, США -42,5%,Франция-14,1%.)

Крупными  покупателями российских товаров являются: Германия(14%), США(8%), Великобритания(7%), Италия(63), Китай(5%)-покупают сырьё и  топливо.

В товарной структуре российского импорта отмечены тенденции:

  • машины и оборудование (37,4% 1996г.), производственные товары(24,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности(15,7%), черной и цветной металлургии (5%),товары массового спроса (одежда, обувь)-4,4%;
  • импортное оборудование для текстильной(68%),швейной(73%), кожевенной, обувной и меховой(81%) промышленности;
  • нерационален импорт по статье "продовольствие", которая у нас самодостаточна;
  • происходит переориентация импорта на ввоз на российский рынок товаров низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.
  • На долю промышленно развитых стран приходится 69%, развивающихся стран 13%, бывшего соц. лагеря 8,5%, СНГ 9,5%.

При этом больше 1млрд. долл. импортируют Украина, Казахстан, Беларусь; подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (1994г.)

Итак, РФ представлена в мировой торговле как экспортер сырья и импортер машин и оборудования.

 

Билет №31

Территориальная организация лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Российской Федерации.

На протяжении всего послереволюционного периода  и вплоть до наших дней в России наблюдалась устойчивая тенденция значительного переруба расчетной лесосеки в экономически освоенных и обжитых районах европейской части страны, в результате чего запасы лесоэксплуатационной древесины здесь быстро сокращались, а районы основных лесозаготовок постоянно смещались на север и восток. Вследствие этого сегодня основные районы лесозаготовок России — Европейский Север, Восточная и Западная Сибирь, Урал и Дальний Восток — удалены от основных центров потребления леса и лесопродукции на большие расстояния, а сред

няя дальность  перевозки лесных грузов по железным дорогам страны более 1700 км является максимальной для всех массовых грузов на железнодорожном транспорте .

Деревообрабатывающая  промышленностьотрасль лесной промышленности, осуществляющая механическую, химико-механическую обработку и переработку древесины. Важнейшими видами продукции деревообработки являются пиломатериалы, шпалы, фанера, древесно-волокнистые (ДВП) и древесно-стружечные (ДСП) плиты, брус, изделия для нужд строительства, заготовки для различных отраслей машиностроения, мебель, деревянная тара и спички.

Лесопилениенаиболее массовый вид обработки древесины, поскольку не менее 2/3 деловой древесины поступает на лесопильные заводы. Лесопильное производство обычно размещается в районах лесозаготовок, пересечения сплавных путей и железных дорог, а также в конечных пунктах приплава древесины. Поэтому основной потенциал отрасли находится в европейской части страны, в Северном, Северо-Западном, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном районах и Поволжье. В ряде лесодоста-точных районов, особенно в Сибири, лесопиление не в состоянии .переработать всю заготавливаемую древесину, что приводит к крупным объемам перевозок потребительской древесины и пиломатериалов. В 70-е гг. в лесоизбыточных районах Сибири было создано нескольких крупных лесопромышленных комплексов

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая география"