Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:35, курсовая работа
Целью работы является выявление проблем нерационального использования рекреационных ресурсов России. Наиболее важными задачами этого исследования являются: 1. Изучение рекреационных ресурсов; 2. Анализ использования рекреационных ресурсов в туризме.
Введение
Тема данной курсовой работы очень актуальна в наше время. Несмотря на то, что Россия обладает огромными запасами рекреационных ресурсов, их использование крайне неэффективно, а зачастую наносит вред экологическому состоянию страны. Целью работы является выявление проблем нерационального использования рекреационных ресурсов России. Наиболее важными задачами этого исследования являются: 1. Изучение рекреационных ресурсов; 2. Анализ использования рекреационных ресурсов в туризме. Работа выполнена на 31 странице и включает 3 основные главы, 2 рисунка и 2 таблицы, в которых представлена классификация рекреационных ресурсов, дана общая характеристика природных и культурно-исторических ресурсов России и рассмотрены проблемы использования рекреационных ресурсов на примере туризма и в частности экологического туризма. Для написания курсовой работы было использовано 12 источников (из них 11 литературных и 1 Интернет - источника). Кроме метода литературного обзора, также были использованы методы синтеза, обобщения, классификации и описания.
1. Понятие о рекреационных ресурсах и их классификация
Рекреационные ресурсы- природные и социогенные объекты, которые на современной стадии развития общества используются для удовлетворения его рекреационных потребностей [9]. Существуют несколько классификаций рекреационных ресурсов. Наиболее часто употребляется классификация генетическая, по назначению, и технологическая. Согласно генетической классификации все рекреационные ресурсы разделяются на две основные группы: природную и социогенную. К природным рекреационным ресурсам относятся имеющие рекреационную ценность природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, акватории, растительность и т.п.) К социогенным (т.е. созданным человеком) относятся культурно-исторические памятники, архитектурные объекты, уникальные технические сооружения, поселения т.п. По назначению использования различают курортные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристические рекреационные ресурсы. Технологическая классификация отражает способы и особенности использования различных рекреационных ресурсов. Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная, пространственная и временная относительность. В зависимости от исходной точки зрения и времени оценки один и тот же объект может оцениваться различно. В целом, для рекреационных ресурсов характерна контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом признается чуть ли не любое место, отвечающее следующим двум критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека;
1.1. Природные рекреационные ресурсы
Природные рекреационные ресурсы представляют собой комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона. Согласно принятым в экономике природопользования классификациям, основанным на двойственном характере понятия "природные ресурсы", отражающем их природное происхождение, с одной стороны, и экономическую значимость - с другой, природные рекреационные ресурсы можно сгруппировать по:
· происхождению;
1.2 Культурно-исторические рекреационные ресурсы
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах и сёлах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьёзные воспитательные функции. Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. Фактически не всё наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники. Так, к памятникам истории могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства. Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов. Наиболее характерны для памятников градостроительства и архитектуры следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты. К памятникам искусства относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства. Документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д . [1]. Все культурно-исторические рекреационные ресурсы представляют собой объекты Всемирного культурного наследия, неравномерно распределённых на Земле. Это отображено на рис.1.
Рис.1 Географическое распределение объектов Всемирного культурного наследия [3].
Проанализировав этот рисунок можно сделать вывод о том, что наиболее богат культурно-историческими рекреационными ресурсами Европо-Азиатский регион, что обуславливает его культурное развитие. Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, детерминированы задачами социокультурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне: маccoвого сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. После прохождения пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания значимости, но нет и возврата к прежней высокой оценке одних и тех же рекреационных ресурсов. Значит, потребности социокультурного освоения территорий - это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы.
1.3.Туризм и рекреация
Рекреация как специфическая сфера человеческой деятельности и соответствующая инфраструктура сложилась исторически недавно с ростом производительности общественного труда и с развитием транспорта, удешевлением и ускорением поездок, с социальными завоеваниями - правом на оплачиваемый отпуск. Туризм является наиболее эффективным способом удовлетворения рекреационных потребностей. Это один из видов подвижного отдыха, осуществляемый главным образом в период отпуска с оздоровительной и познавательной целью. Поэтому для туризма используются значительные по площади территории, обладающие благоприятной природной средой и ценными историко-культурными объектами. Туризм включает разнообразные виды рекреационной деятельности. Он осуществляется разными способами передвижения: по суше – пеший, конный, лыжный, велосипедный, автомобильный, железнодорожный; по воде – гребной, парусный, сплавной (на плотах), пароходный; самолётами и вертолётами. К привлекательным объектам туристских маршрутов относятся также памятники истории и культуры. Их размещение во многом предопределяет планировочную организацию районов туризма, одной из главных задач которой является разработка мероприятий по охране памятников истории, культуры и архитектуры. При этом важное значение имеет охрана природного окружения этих памятников; их сохранность зависит от состояния соответствующих ландшафтов. В связи с этим становится необходимой организация зон охраны объектов природного и культурного наследия [9].
2. Общая характеристика рекреационных ресурсов Российской Федерации
Территория России простирается с запада на восток на 10 тысяч километров и почти на 3 тысячи километров от северных арктических широт до южных субтропических. Страна располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая дикая природа (приложение, табл. 1). Разнообразие ландшафтов и других природно-климатических особенностей позволяет развивать множество видов туризма, При этом сохранение российской природы может иметь влияние и в мировом масштабе: тайга остается основной частью «легких» Земли, - она производит миллиарды кубических метров кислорода, а 10 российских экологических регионов входят в состав 200 глобальных экорегионов, выделенных независимой экологической организацией, так как они обеспечивают сохранение биологического разнообразия на планете.
2.1. Природные рекреационные ресурсы
К рекреационным ресурсам относятся компоненты природной среды: климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, в том числе минеральные и т. д., используемые для удовлетворения рекреационных потребностей. В целях изучения рекреационных ресурсов и способов их использования проводится рекреационное районирование (приложение, рис.2). Ландшафт используется для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного туризма, горнолыжного катания, спелеотуризма и альпинизма. Для лечебно-оздоровительного отдыха наиболее благоприятным является крупнохолмистый и грядовой рельеф и пересечённая местность (несёт эстетическую нагрузку). При этом склоны должны быть устойчивыми и неподвержены эрозии. Для горного туризма и альпинизма необходим горный рельеф: скалы, ледники, снежники. Высота местности не должна превышать 3000-3500м.
Таблица 2
Структура системы особо охраняемых природных территории Российской Федерации [12]
Категории особо охраняемых природных территорий | Количество | Площадь, млн. га | Доля в общей площади страны, % |
Государственные природные заповедники | 100 | 33,7 | 1,6 |
Национальные парки | 35 | 7,0 | 0,4 |
Федеральные заказники | 68 | 12,5 | 0,7 |
Региональные заказники | 3000 | 67,8 | 4,0 |
Федеральные памятники природы | 28 | 0,19 | - |
Региональные и местные памятники природы (оценка) | 10 000 | 2,6 | 0,2 |
Региональные природные парки | 32 | 13,5 | 0,8 |
Прочие категории ООПТ | 2 300 | 52,0 | 3,0 |
ИТОГО | 15 562 | 198,2 | 10,58 |
|
|
|
|
Информация о работе Рекреационные ресурсы и их использование в России