Региональные особенности размещения и развития отраслей лесного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Трудно переоценить значение лесной промышленности в экономике страны. Лес - это и строительные материалы, и мебель, и большое многообразие различных продуктов.
Лесные богатства, являясь с одной стороны сырьевым ресурсом, чрезвычайно важным для экономики страны с другой стороны являются незаменимой частью природного комплекса, обеспечивающими нормальные условия жизнедеятельности человека, «легкими планеты».

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть
1.1.Значение лесной промышленности в развитии народного хозяйства Российской Федерации. Размещение и состав отрасли…………………….3
1.2. География ведущих отраслей лесной промышленности и специализация основных районов……………………………………………………………..6
1.3. Региональные особенности размещения и развития лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, лесохимической промышленности………………………………………………………………………..10
1.4. Лесной комплекс в экономике России……………………………….….14
1.5. Проблемы развития отраслей лесного комплекса………………………18
1.6. Стратегия развития лесного комплекса…………………………….……23
Заключение…………………………………………………………………… 27
2. Практическая часть
2.1. Картосхема №1: « Важнейшие центры лесной, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности( с показом лесоизбыточных, лесодефицитных и лесообеспеченных районов)»
2.2. Картосхема №2: «Удельный вес экономических районов в производстве лесного комплекса»
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

вариант 8(2).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

    С одной стороны, сам факт появления  инвесторов, готовых к масштабным вложениям в развитие производств, можно только приветствовать. С другой, издержки российского законодательства и нередкая ангажированность судебных и арбитражных органов позволяют проводить крайне агрессивную политику поглощений, объявляя банкротами и вполне эффективно работающие предприятия (материалы о несовершенстве действующего закона о банкротствах многократно появлялись на страницах журнала "Эксперт"). За последний год серьезные конфликты в сфере передела собственности возникали на Братском и Архангельском ЦБКСыктывкарском ЛПККотласском ЦБК, чьи показатели деятельности явно не свидетельствуют о безысходном кризисе. Однако, даже абстрагируясь от вопроса, насколько экономически целесообразна смена собственника в той или иной компании, силовые методы получения контроля над рядом предприятий ЛПК наносят серьезный урон инвестиционной привлекательности отрасли. До тех пор, пока доступ к активам компании можно получить путем простой перекупки его задолженности (причем требуемые для этого размеры долгов часто невелики, и потому дешевы), а смена владельцев предприятий будет сопровождаться едва ли не вооруженным противостоянием служб безопасности конфликтующих сторон, говорить о приходе серьезных зарубежных инвесторов в отрасль рано.

1.6.Стратегия развития лесного комплекса

    Основным  принципом управления лесным хозяйством является непрерывное и рациональное пользование лесом на основе создания комплексных лесных предприятий.

    По  мере развития рыночных отношений будет  возрастать необходимость соизмерения масштабов лесопользования с мероприятиями, обеспечивающими повышение продуктивности лесов, их сохранность, что регулируется соответствующим законодательством. Конкурентоспособность лесной продукции будет достигаться и за счет минимальных затрат на заготовку древесины и на эффективное осуществление комплекса лесохозяйственных мероприятий.

    Все это трудно достижимо при сохранении существующих форм управления лесным хозяйством.

    На  вопрос: кто управляет государственными и частновладельческими лесами в  Финляндии? - большинство финских лесоводов отвечает одним словом: закон. Лесное законодательство и соответствующая ему система налогообложения выступают гарантами и стимулом высокой культуры и эколо-гичности ведения хозяйства в лесах Австрии, Швеции, Норвегии и многих других стран.

    Лесовладельцы, например, не могут увеличивать заготовки  леса и получать от этого прибыль  любыми способами, не обращая внимания на экологию, своевременное восстановление леса на вырубках. Они обязательно  столкнутся с законом, штрафами, прочими неприятностями, в т.ч. неотрицательным общественным мнением. Если лесовладелец или арендатор ведет хозяйство неэффективно, не создает высокопродуктивных насаждений, не обеспечивает нормальное использование ресурсов древесины, не использует лесные сенокосы и другие угодья, а платит налоги за лесные земли или расчетный прирост древесины, он несет значительные финансовые потери.

    И наоборот, интенсификация лесного хозяйства, содержание в образцовом порядке  государственных, кооперативных или  частных лесов поощряются государственными субсидиями.

    В этом году приняты Основы лесного  законодательства Российской Федерации. Включение леса в экономические  производственные отношения людей  делает его не только глобальным природно-географическим комплексом, но и экономическим явлением, от которого в значительной мере зависит благополучие страны.

    Однако  в этом документе не определены общенациональные цели лесного хозяйства, хотя по своей  сути Основы прежде всего и нужны  для того, чтобы регулировать правовые и экономические условия хозяйствования в лесах во имя достижения этих целей. Не созданы законодательные предпосылки для интенсификации лесного хозяйства, повышения качества, продуктивности, ценности древостоев.

    Без изменений оставлены в Основах  не оправдавшие себя формы хозяйствования в лесах. Владельцы лесного фонда (в основном это лесхозы) почему-то лишь "осуществляют мероприятия", "принимают меры", "участвуютв разработках", а не обеспечивают своевременное и качественное восстановление лесов, уход за ними, их охрану и не отвечают перед обществом и законом за исполнение важнейших своих обязанностей.

    При таких расплывчатых определениях нельзя проконтролировать хозяйственную  деятельность в лесах. К тому же Основами сохранен крайне неэффективный ведомственный  контроль за соблюдением лесного законодательства, в т.ч. за собственной лесохозяйственной деятельностью.

    В Основах допущено нарушение общепринятого  положения о запрещении организациям, которые контролируют выполнение контрактов (в данном случае лесхозам), участвовать в проведении торгов, конкурсов,продажеконтрактов на осуществление лесозаготовок или других работ в лесу.

    Формулируя  отдельные статьи Основ лесного  законодательства, центральное лесное ведомство России словно бы опасалось  остаться не у дел и добилось узаконения положения о том, что возрасты рубок леса и расчетные лесосеки по каждому предприятию России утверждаются в Москве.

    Будущее лесов России не может зависеть только от действий или бездействия лесохозяйственных  органов. Народу нашему далеко не безразлично, какой лес приходит на смену вырубленному или сгоревшему, насколько рационально используются лесным хозяйством выделяемые ему бюджетные ассигнования. Общество вправе оградить себя от причиняемого ему зла, каковым является оскудение лесов. В выгоде от принятых Основ лесного законодательства оказались чиновники (не только лесные). В проигрыше оказалось наше общество и горемычные наши леса.

    Управлять лесами страны должен Закон о лесах. Система независимого контроля за соблюдением  требований Закона создаст предпосылки для образования комплексных лесных предприятий (в т.ч. акционированных), обеспечивающих и гарантирующих вечность лесов России с меньшими издержками и высоким эффектом.

    Своеобразие Стратегии развития базиса лесного  комплекса, включающего лесное хозяйство с лесозаготовками, состоит в следующем:

  • Никакого роста лесозаготовок по главному пользованию в 1993-2005 гг. происходить не будет. Наоборот, в Архангельской области они должны сократиться, чтобы не допустить истощения лесов. В Республике Ком и главные рубки также частично сократятся в связи с неэкономичной вывозкой круглого леса в некоторые страны СНГ из-за их отдаленности.
  • Ожидается рост рубок промежуточного пользования на 10 млн.куб.м (сырье для производства целлюлозы), что компенсирует снижение объемов заготовки древесины по главному пользованию.
  • Предусматриваются меры по сокращению в 2-3 раза потерь древесины на всех стадиях ее заготовки, транспортировки, хранения и переработки, более широкое использование древесных отходов, увеличение сроков службы древесины и пиломатериалов. Все рубки промежуточного пользования и около 15% рубок главного пользования производятся с использованием сортиметной технологии.
  • Площадь ежегодных лесопосадок Мастерпланом рекомендуется довести в среднем до 60% от площади вырубок против 25-30%, предусмотренных в Генсхеме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    При огромных лесных пространствах России необходимо сохранить и развить  мощную лесную и лесоперерабатывающую промышленность, с товаром, пользующимся хорошим спросом на внешнем рынке. В то же время необходимо параллельно обеспечивать восстановление лесных массивов.

    Одним из путей повышения эффективности  лесопользования является организация  лесопромышленного комплекса.

    Созданы крупные лесопромышленные комплексы, в которых проводятся работы по заготовке, полной глубокой переработке древесины ивоспроизводству лесного  фонда. Особенно перспективны новые лесопромышленные комплексы в восточных районах России: Братский, Усть-илимский, Осиновский, Енисейский, Амурский.

    Повышение продуктивности лесов - важнейшая задача отраслей лесного комплекса. В её решении лежит дальнейшее совершенствование способа воспроизводства лесных ресурсов и породного состава культур с учетом лесорастительных зон, типов лесов и интенсивности лесохозяйственного производства.

    Необходимо  существенно рационализировать  лесное хозяйство, производя в промышленном масштабе не только древесину, но, параллельно, и “дары леса” - грибы, ягоды, мед, мясо лесных животных. Для этого  необходимо (и вполне возможно) создание специальных ферм. Не следует забывать, что последнее является уникальным товаром, который можно продавать дорого.

    Конечно, не следует забывать и о лесных массивах России в аспекте создания заповедников, заказников, национальных парков как средства привлечения  и туристов, и научно-исследовательских организаций. 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Экономическая и социальная география России. (Под ред.А.Т. Хрущева) М., Крон-Пресс, 2007
  2. В.Е. Гребцова Экономическая и социальная география России, Ростов н/Дону: «Феникс» 2000г.
  3. Морозов Т.П., С.С. Шишов Экономическая география России М:. «Юнити» 2000г.,
  4. Региональная экономика (Под ред. Т.Г.Морозовой) М.: ЮНИТИ, 1998 Российский статистический ежегодник. М., 2000.
  5. Народное хозяйство Российской Федерации. М.: Финансы и статистика", 2009.
  6. Регионоведение: учебник для вузов (под ред. Проф. Т.Г.Морозовой). - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008

Информация о работе Региональные особенности размещения и развития отраслей лесного комплекса