Развития городов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучение теоретических основ развития городов России.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие «город», его особенности;
- рассмотреть город как объект проектирования;
- выявить основные градостроительные принципы;
- определить проблемы развития городов;
- разработать пути решения проблем;
- рассмотреть проблемы, существующие в Белгородской области.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа! послед.вариант - копия - копия.docx

— 111.57 Кб (Скачать)

     Стратегический  план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общественности города в решении проблем занятости  населения, технологий и пространства, хорошего качества жизни, чистой окружающей среды с учетом требований рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка.

     В РосНИПИ Урбанистики была выдвинута  идея - объединить разработку стратегического и генерального плана города в рамках единого договора для того, чтобы итогом этой работы стал полноценный документ, определяющий перспективное развитие города и базирующийся на современном представлении о методах и формах планирования в условиях рыночной экономики.

     Предложение, разработать экспериментальный проект, было сделано Тобольску, 2003 г. был подписан договор на совместную разработку стратегического и генерального плана города, и в настоящее время эта работа завершена. Эксперимент удался: на примере этой работы удалось выстроить новую современную методологию разработки градостроительной документации, отвечающую как принципам рыночной экономики, так и методам градостроительного регулирования развития города.

     Разработка  стратегического плана осуществлялась в соответствии с методическими  рекомендациями Программы ООН по населенным пунктам. 
Особенностью работы над стратегическим планом Тобольска явилось то обстоятельство, что он разрабатывался одновременно с генеральным планом города с целью обеспечения его устойчивого развития.

     В рамках стратегического плана была определена генеральная цель, намечены приоритеты устойчивого развития Тобольска. В генеральном плане поставленные задачи прорабатывались на уровне планировочно - градостроительных решений.

     Идея  совмещения разработки стратегического  и генерального планов города показала свою жизнеспособность. Нет сомнения, что данный проект, являясь частью международного Проекта ООН-ХАБИТАТ, может служить примером для развития исторических городов России.

 
  1. Город и его функциональное назначение
 
      1. Основные  градостроительные  принципы города
 

     Общей основой для разнообразной градостроительной  деятельности по созданию новых городов, перестройке и обновлению сложившихся  городов служит единое представление  о формировании архитектурно-планировочной структуры современного города.

     Как общее понятие архитектурно-планировочная  структура города означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров  отдыха, создание системы связей между  ними и структурную организацию  каждой из зон. В одно целое это  объединяется архитектурной композицией  плана города.

     При проектировании городов требуют  внимания:

  1. Функциональное зонирование.

     Современный город - это сложный комплекс территорий и сооружений, занятых производственными  предприятиями, жилыми комплексами, общественными  центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерными  сооружениями.

     Основные  функции города стабильно материализуются  на его территории и впоследствии их не так просто изменять. Поэтому  первый принцип, вносящий порядок и  систему в планировочную организацию  города, - это функциональное зонирование, разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых).

     Необходимость взаимного дополнения и обогащения функций в разных частях города делает актуальными поиски интегрированных  форм архитектурно-планировочной структуры  современного города.

  1. Город как единое целое.

     Последовательное  разделение города на части различного назначения и функциональные зоны, свидетельствующее об успехах социальной организации труда, быта и отдыха горожан, в то же время обостряет  проблему планировочной целостности  города.

     Ни  одна из функций города, взятая в  отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха - основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру  города нельзя свести к структурной  организации функциональных зон  и их элементов.

     Она определяется в первую очередь их рациональным взаимным расположением  и возможностью создания удобной, постоянной и надежной взаимосвязи всех частей города.

     В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность  размещения на территории города и  объединение городских и пригородных  зеленых насаждений в целостную  систему - одно из средств формирования структуры города как одного целого.

  1. Система общественных центров.

     Важнейшая роль в социальной, функциональной и архитектурно-композиционной интеграции современного города принадлежит системе  взаимосвязанных общественных центров, включающей общегородской и специализированные центры, центры планировочных и жилых  районов, промышленных районов и  зон отдыха, а также общественные центры местного значения (микрорайонные  и др.).

     Главный общественный центр современного города представляет собой не только высшее звено в системе социально-культурного  обслуживания и главный архитектурный  ансамбль города.

     Это - комплексная функциональная зона, в которой реализуются общественно-политическая работа и управление, культура и  отдых, транспортные функции (центр - важнейший  транспортный узел города).

     Специализированные  центры - общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные и  др. - новые важные элементы, за счет которых может происходить развитие общегородских центров крупных  городов. Они имеют объективную  базу для возникновения в структуре  крупных и новых городов, будучи связаны с процессом концентрации и интеграции городских функций  в различных сферах. Отличительный  признак специализированного центра - наличие «базового» профиля специализации, который стимулирует проявление различных форм социокультурной  деятельности.

     Общественные  центры планировочных и жилых  районов города - среднее звено, наиболее массовое в системе общественных центров. Благодаря этому звену  жилая среда города относительно равномерно насыщается элементами общественного  назначения, в определенной мере снимая диалектическое противостояние понятий  «центр - периферия» и формируя социальную инфраструктуру города.

     Назначение  системы общественных центров не ограничивается предоставлением услуг. Подлинную жизнь общественному  центру дает сфера общения. Союзы, общества, клубы, собрания, искусство и культура определяют основные организационно-типологические формы общегородского общения. Необходимо не разделение города на автономные «элементы  расселения», а создание условий  для их постоянных и разнообразных  взаимосвязей и контактов. Без пространственно  развитого общественного центра города - его социальной инфраструктуры - осуществить это нельзя.

  1. Транспортно-планировочная организация города.

     В условиях ускорения научно-технического прогресса время как фактор общественного  производства и фактор развития личности становится все более ценным достоянием. Поэтому так велико значение тех  качеств современного города, которые  характеризуют его архитектурно-планировочную  композицию во временных показателях  (затраты времени на поездки, на сферу обслуживания, на получение информации и т. д.).

     Обеспечение этих качеств принимает на себя транспортно-планировочная  организация города.

     В ее задачу входят: обеспечение хороших  пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между  собой; организация этих связей с  наименьшими возможными затратами  времени и комфортом в пределах социально-нормативных показателей (не более 40 мин в крупнейших и  крупных городах и 30 мин в остальных  городах - для 80 - 90 % трудовых поездок  от мест проживания до мест работы);

     сокращение  объема работы городского транспорта, общественного и автомобильного; гарантия безопасности городского движения (средствами планировки).

     К основным средствам решения поставленных задач относятся:

  • оптимальное взаимное расположение всех основных центров тяготения (функциональных зон) города;
  • формирование единой системы магистральных улиц и дорог;
  • рациональный выбор видов общественного городского транспорта;
  • взаимная согласованность планировочной организации и транспортной системы города.

     Улично-дорожная сеть - важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный  комплекс. Она состоит из сети местных  улиц и проездов и системы магистральных  улиц и дорог, связывающих жилые  районы с центром города, с промышленными  районами, вокзалами, городскими и районными  стадионами и парками, специализированными  центрами, а также между собой. Система магистральных улиц - каркас всей транспортно-планировочной организации города, имеющий выходы на связь с другими городами и пригородами.

  1. Город в системе расселения.

     Повышение плотности сети городов и усиление разнообразных взаимосвязей между  ними приводят к развитию городских  агломераций и групповых систем населенных мест (ГСНМ).

     ГСНМ - это рациональная пространственная организация группы городов и  других населенных мест разной величины и профиля в природно-ландшафтной  среде, основанная на постоянно возрастающем народнохозяйственном, производственном и научно-культурном их взаимодействии, связях населения в сфере труда, образования и отдыха, совместном использовании межгородских территорий и общности планировочной структуры.

     При проектировании городов требуют  внимания не только вопросы архитектурно-планировочной  структуры отдельного города, но и  планировочная организация всей групповой системы городов, от которой  обратная планировочная связь ведет  снова к отдельному городу. В ГСНМ возрастает сумма внешних требований к планировке, предопределяемая местом города в системе расселения.

     Архитектурно-планировочная  структура такого города - это производное  от внутренних взаимосвязей между элементами города и от внешних его связей в системе расселения, в силу чего одно неотделимо от другого.

  1. Город как развивающаяся структура

     Как было показано, система управления градостроительством - градостроительное  прогнозирование, планирование и проектирование, а также служба реализации призваны придать городу планомерность и  предсказуемость развития.

     Однако  динамика развития современного города и отдаленность горизонта генеральных  проектных решений осложняют  задачу. Поэтому наряду с совершенствованием механизма управления градостроительством и методологии проектирования, повышением точности и обоснованности прогнозов, выявлением объективных закономерностей развития необходимо придавать самому городу такую архитектурно-планировочную структуру, в которой была бы заложена способность к совершенствованию и возможность гибко реагировать на незапланированные коррективы в темпах, характере и параметрах намеченного развития.

     Планировочные схемы, обладающие способностью значительного  развития и гибкостью, объединяются понятием открытые архитектурно-планировочные, структуры. К их числу относится, например, схема города с параллельным размещением основных функциональных зон, допускающая значительное развитие с сохранением основного приема сочетания функциональных элементов. Открытыми являются и групповые системы, в которых способность к развитию гибко варьируется между городами, входящими в систему.

Информация о работе Развития городов России