Развитие торгово-экономических отношений БССР с зарубежными странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 11:44, реферат

Краткое описание

В этой работе мы рассмотрим период в истории Белорусского народа в период с 1946 по 1985 гг. Это был сложный период так, как недавно закончилась Великая Отечественная война и экономика страны, ее внешние и внутренние политические, экономические и социальные связи были разрушены. Приходилось все отстраивать и налаживать заново.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Участие БССР в борьбе международного противостояния
за разрешение глобальных социально-политических проблем,
за мир и безопасность 4
1.1Социально-политическое положение
Беларуси в послевоенный период. Вступление в ООН. 4
1.2Беларусь в составе ООН. Работа Беларуси в решении ряда мировых
социально-политических проблем. 6
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений БССР
с зарубежными странами. 15
Глава 3. Культурные, научные, спортивные и туристические
связи БССР. 21
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Belarus_na_mezhdunarodnoy_arene.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                 3

Глава 1. Участие БССР в борьбе международного противостояния

 за  разрешение глобальных социально-политических проблем,

за мир и безопасность          4

1.1Социально-политическое положение

Беларуси в послевоенный период. Вступление в ООН.     4

1.2Беларусь в составе ООН. Работа Беларуси в решении  ряда мировых

социально-политических проблем.                 6

Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений БССР

с зарубежными странами.            15

Глава 3. Культурные, научные, спортивные и туристические

связи БССР.           21

Заключение                                                                 24

Список литературы                                                    25

 

Введение

 

В этой работе мы рассмотрим период в  истории  Белорусского  народа  в период с  1946  по  1985  гг.  Это  был  сложный  период  так,  как  недавно закончилась Великая Отечественная война и экономика  страны,  ее  внешние  и внутренние политические, экономические и социальные  связи  были  разрушены. Приходилось все  отстраивать и налаживать заново.

В  первом  разделе  будут   рассматриваться   вопросы   о   социально-политическом участии Беларуси в  борьбе  за  решение  глобальных  проблем  и участие Беларуси во многих социально-политических организациях,  о  расширении  и укреплении ее отношений со странами мирового сообщества.

Второй раздел  посвящен  тому,  как  решались  вопросы  экономического положении  БССР,  создания  новых  экономических   связей,    расширения   и укрепления их.

Третий  раздел  раскрывает  вопросы  участия  Беларуси  в   культурной научной, спортивной жизни мирового сообщества.

 

 

 

Глава 1. Участие БССР в борьбе международного противостояния за разрешение глобальных социально-политических проблем, за мир и безопасность.

1.1 Социально-политическое положение Беларуси в после военный период. Вступление в ООН.

 

После второй мировой войны коренным образом изменилась международная обстановка и соотношение сил на международной арене. Фашистский агрессор был разгромлен. Основную тяжесть в борьбе с фашизмом вынесли народы Советского Союза. Победа СССР и союзников положила начало глубоким изменениям в мировой политике, экономике, идеологии, в сознании миллионов людей.

Еще в период тяжелых событий второй мировой войны с 19 по 30  сентября 1943 г. в Москве состоялась очередная конференция министров иностранных  дел СССР, США, Англии. На ней было принято решение об создании  после  войны  всеобщей  международной организации ООН. Через месяц  это  решение  было  утверждено  руководителями держав – участниками Тегеранской конференции.

В феврале 1944 года Верховный Совет СССР принял Закон о предоставлении союзным республикам некоторых полномочий в области внешних отношений. В соответствии с ним сессия Верховного Совета БССР закрепила в Конституции право вступать в непосредственные международные отношения с зарубежными странами, заключать соглашения, обмениваться представительствами. В 1946 году в республике было создано Министерство иностранных дел. Однако БССР не являлась самостоятельным право субъектом международных отношений. Ее роль и место на международной арене определялись политикой КПСС и Советского государства. БССР могла лишь участвовать во всестороннем сотрудничестве СССР с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами, не делая при этом самостоятельных шагов.

В сентябре 1944 г. на конференции министров иностранных дел СССР, США, Англии обсуждался статут будущей ООН и состав ее  участников.  Представитель СССР  А.  Громыко  предложил  включить   в   состав   стран   –   создателей международной организации  все  союзные  республики.  Это  аргументировалось тем, что Англия тоже поставила вопрос об принятии в ООН всех  ее  колоний  и доминионов. Участники конференции не согласились  с  предложением  Англии  и СССР.

Окончательно этот вопрос рассматривался на  конференции  руководителей держав СССР, США и Англии в Ялте в 1945 г.  Было  достигнуто  соглашение  об проведении установочной  конференции  ООН  в  Сан-Франциска  (США). Из всех союзных республик только СССР, Беларусь и Украина стали членами ООН, учитывая их вклад в разгром фашизма, огромные людские и материальные потери. 26 июня 1945 г. БССР вместе с другими 50 государствами подписала Устав ООН, ратифицированный Верховным Советом БССР 30 августа 1945 г.

 

 

Глава 2. Беларусь в составе ООН. Работа Беларуси в решении  ряда мировых социально-политических проблем.

 

27 октября  1945  г.  конференция  суверенных  стран  в  Сан-Франциско приняла  решение  об  создании  новой  международной  организации  –  ООН  и утвердила Беларусь в составе стран, ее основательниц. Конференция  закрепила международный статус БССР, признала ее членом мирового сообщества.

Путь Беларуси в ООН — это итог напряженной, настойчивой и в конечном счете успешной борьбы Советского правительства, с дипломатией США, Великобритании и других стран. С августа 1944 г. (Думбартон-Окс) до  1945 г. (Сан-Франциско) Советскому Союзу пришлось преодолеть делило препятствий, чтобы путем компромиссов и уступок, угроз и ультиматумов, взаимоувязок и других искусных ходов добиться хотя бы минимального представительства союзных республик в ООН. В частности, положительное решение вопроса по Украине и Беларуси в Сан-Франциско стало возможным благодаря сделке Молотова с представителями латиноамериканских стран (увязка "белорусско украинского" вопроса с аргентинским). Дверь для Беларуси в ООН открылась благодаря различным подходам США в Великобритании к проблеме "множественного представительства" СССР.

Допуск Беларуси в ООН был "оплачен" ее общепризнанным вкладом в победу Объединенных Наций над фашизмом, огромными жертвами, понесенными белорусским народом в войне. Вместе с тем дорогу Беларуси в ООН проложили подъем патриотизма, национального движения среди различных общественно-политических сил: как партизан. Совокупность приведенных выше факторов очевидно давала Сталину основания называть Беларусь одной из "основных советских республик", добиваясь ее первоочередного включения в организацию.

Включение Беларуси в ООН явилось одним из проявлений сталинской великодержавно-имперской политики в отношении республик и народов, входивших в состав СССР. О соответствующем подходе Сталина к Беларуси и Украине, его внешнеполитических расчетах, связанных с членством этих двух республик в ООН, свидетельствовал его тезис о "двух дополнительных голосах" для СССР. Борьба сталинской дипломатии за допуск Беларуси в ООН была продиктована прежде всего интересом Центра, геополитическими расчетами Кремля, а не стремлением вывести республику на международную арену (хотя это несомненно тоже имело место). На переговорах между СССР, США и Великобританией, а также другими странами, непосредственно затрагивающих национальные интересы Беларуси, она выступала не как субъект, а как объект политики "большой тройки" и других государств. Впрочем, политика великодержавности была характерна не только для сталинского СССР, но и для демократических США и Великобритании. Нельзя не учитывать того, что дипломатия великих держав определялась условиями военного времени.

Сегодня  в  периодической  печати,   различных   исследованиях   можно встретить категоричное утверждение, что БССР  не  проводила  самостоятельной внешней  политики.  Безусловно,  входя  в  одну  державу-СССР,   белорусским дипломатическим  деятелям  необходимо  было   координировать   свою   внешнеполитическую   деятельность,   придерживается   общего    политического    и экономического направления в международных отношениях.  Главные  решения  по всем кардинальным проблемам принимались одним  центральным  руководством,  в Москве. И союзным республикам было необходимо им подчинятся.  Но  нельзя  не согласится и с тем, что Беларусь была одной из стран –  основательниц   ООН, участвовала в работе более чем 100 международных организаций и  их  органов, в том числе и выборных.

Постепенно БССР расширяла сферу взаимодействий с зарубежными странами, заключая договора, конвенции, соглашения на двусторонней и многосторонней основе.

Политические, экономические, культурные отношения  связывали  Беларусь со странами света. Уже 9 июля  1944  г.  было  заключено  первое  соглашение между БССР и Польским  комитетам  национального  освобождения  об  эвакуации белорусского населения с территории Польши и польских жителей  с  территории БССР. Позже 25 октября 1945 г., был подписан дополнительный  протокол  этого соглашения.

Беларусь  принимала  участие   в   создании   и   деятельности   таких международных   демократичных   организаций,   как   Всемирная   организация профсоюзов (1945), Международная демократическая организация женщин  (1945) Мировая организация демократичной молодежи (1945) и др.

БССР настойчиво  и  последовательно  принимало  участие  за  наказание военных преступников. Ее предложения были вынесены  на  рассмотрение  первой Ассамблеи ООН (1946). В результате 13 февраля 1946 г. ООН приняло  резолюцию “Об выдачи и наказании военных  преступников”.  Все  странны  международного сообщества должны были провести  работу  по  выявлению,  задержанию  военных преступников и немедленной высылке их в  те  места,  где  ими  были  учинены убийства. Однако это решение ООН  не  было  выполнено  полностью.  Множество военных преступников сбежали из Европы и нашли себе надежный уголок  в  США, Канаде, Латинской Америке, Австралии.

В 1945 г. на Парижской мирной  конференции обсуждались территориальные вопросы  и  репарационные   вопросы.  Белорусская  делегация  выступила  за установление таких отношений в Европе,  которые  исключали  бы  дискриминацию  народов другими или  пересмотрение  возникших  после  второй  мировой  войны границ. С этой позиции в феврале  1947 года БССР подписала мирный договор  с Болгарией, Венгрией Румынией, Финляндией. БССР  подержало  предложение  БССР об восстановлении единой Германии на демократичной основе, с участием  самих немцев, как это предусматривалось Потсдамской конференцией 1945  г.  Но  это вопрос  не  был  решен  главным  образом  из  за  отсутствия  соглашения   и взаимопонимания управляющих органов стран бывшей антигитлеровской коалиции.

С 1946 г. после антисоветской пропаганды У. Черчилля  отношения  между СССР,  США  и  Англией  резко   ухудшаются.   Позыв   западных   стран   для противостояния  СССР  резко  изменил  отношения.  Началась  так   называемая “Холодная война”.

В 1949 году западными странами под влиянием США  был  создан  Северно- Атлантический блок (НАТО), в который вошли  США,  Канада,  Англия,  Франция, Бельгия,  Голландия,  Дания,  Люксембург,  Италия,   Португалия,   Норвегия, Исландия, поздней Турция,  Греция,  ФРГ.  Эти  страны  под  знаменем  борьбы против  коммунистической  угрозы  выделили  огромные  денежные  средства  на вооружение,   поддержку   “Холодной   войны”    против    СССР    и    стран социалистического лагеря .

Противостояние США и СССР отрицательно  влияло  на  деятельность  ООН, вызывало многочисленные трудности в мировых отношениях. Так,  на  протяжении пяти лет – с 1949  по  1953  –  на  сессиях  Генеральной  Ассамблеи  ООН  по инициативе СССР, Беларуси, Украины выносились  на  обсуждение  одни  и  те же предложения. Среди них – осуждение подготовки войны в ряде  западных  стран, запрещение атомного оружия, заключение пятью  великими  державами  пакта  об усилении мира и прочее. Добиваясь механичного большинства голосов в  ООН  во время обсуждения, западные страны отклоняли эти предложения.

Со своей стороны США и ее сторонники  с  1948  по  1960  г.  Постоянно поднимали на заседаниях ООН вопросы о нарушении прав  человека  в  Беларуси, Венгрии,  Румынии  в  связи  с  судебными  процессами  над  политическими  и церковными  деятелями.  Противостояние  с  одной  и  другой  стороны  мешало принятию   общих   решений,   не   способствовало   совместной    творческой деятельности в интересах народов.

В  начале  50-х  годов  международное  положение  в  мире   оставалось напряженным. Это касалось не только Европы, где были созданы мощные  военные блоки, но и Азии. Проблема  сохранения  мира становилась первоочередной, всенародной задачей.

 
В  международном  сообществе  началось  общедемократическое   движение сторонников  мира  –  самое  массовое  гражданско-политическое движение   в истории. Не стояла  в  стороне  от  этих  событий  и  Беларусь.  На предприятиях,  в  колхозах  и  совхозах,  организациях,  учебных  заведениях проходили  митинги,  где  рабочие  и   молодежь   республики   выступали   с решительным протестом  против  развязывания  войны,  одновременно  шел  сбор подписей в оборону  мира,  поддержку  жертв  агрессии,  собирались  денежные средства, продукты  питания,  одежда  и  другие  предметы  для  оказания   помощи.   

После  смерти  Сталина   происходят  значительные  перемены   как   во внутренней, так и во внешней политики СССР. Новое руководство  возглавленное Н.С. Хрущевым, в одностороннем порядке осуществило  ряд  мер  по  уменьшению международного напряжения и противостояния. Это отразилось на  международном сотрудничестве Беларуси с другими странами.

В 1954 г. Беларусь стала  постоянным  членом  ЮНЕСКО  и  Международной организации труда (МОТ), а в1956 г. вступила в комитет ООН по сельскому хозяйству и жилого строительства. Республика принимала  участие в решении разносторонних проблем жизни международного сообщества. С 1951  по 1958 г.  ее  представители  работали  в  8  очередных  и  трех  чрезвычайных Генеральных Ассамблеях ООН, более чем в  100  международных  конференциях  и советах.

Выполняя свои обязательства, СССР в 1953 –1960 гг.  в  несколько  раз, как планировалось, сократил количество своих вооруженных сил в 1958 г. он  в одностороннем  порядке  принял  решение  остановить  испытания  атомного   и водородного оружия, сокращение войск и вооружений происходило и на  Беларуси.

В апреле 1958 г. было открыто  постоянное  представительство  Беларуси при ООН, что способствовало расширению участия Беларуси  в  решении  сложных проблем.  Представительство  начало  осуществлять  координацию  деятельности государственных и гражданских организаций БССР  с  основными  органами  ООН, распространять среди населения  мировых  стран  информацию  о  политической, экономической и культурной жизни Белорусского народа.

Информация о работе Развитие торгово-экономических отношений БССР с зарубежными странами