Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:15, контрольная работа
«Нефть - кровь российской экономики». Экспорт нефти играет важнейшую роль в развитии экономики России, а в недалеком прошлом во многом определял возможности экономического развития бывшего Советского Союза. В условиях новой геополитической ситуации значительно сократился экспорт российской нефти в страны ближнего зарубежья.
1. Значение нефтяной промышленности в экономике страны, динамика добычи нефти……………………………………………………
+ Таблица: «Добыча нефти по годам. Ее динамика»………
2. Характеристика основных нефтегазоносных провинций……………
+ Западно-Сибирская………………………………………………
+ Волго-Уральская …………………………………………………
+ Тимано-Печорская……………………………………………….
3. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой нефти…………………………………………………………………….............
Теперь коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюмени. На сегодняшний день почти 80 процентов добычи в области обеспечивается пятью управлениями (в порядке убывания веса - Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные объемы добычи сократятся в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 44%, что выведет первое за пределы ведущей пятерки управлений. Тогда (по объемам добычи) первая пятерка будет включать (в порядке убывания) Сургут, Когалым, Юганск, Ноябрьск и Лангепас (вместе - около 70% объемов добычи области).
Новым фактором упорядочивания является доля иностранного капитала, привлекаемого в первую очередь для разработки новых месторождений.
В зоне действия НоябрьскНГ таких месторождений находится около 70, ПурНГ и ЮганскНГ около 20.
Таким
образом, сегодня в добывающей промышленности
основного нефтяного района России
мы наблюдаем сложную систему
взаимодействия практически независимых
управлений, несогласованно определяющих
свою политику. Среди них нет признанного
лидера, хотя можно предполагать сохранение
ведущих позиций за Сургут, НоябрьскНГ
и Юганск, не существует и настоящей
конкурентной борьбы. Такая разобщенность
создает немало проблем, но интеграция
откладывается на неопределенную перспективу
из-за большой динамичности отрасли:
снижение статуса ПурНГ, КогальимНГ
и ТюменьНГ вкупе с одновременным
уменьшением влияния
Вторая по значению нефтяная база - Волго-Уральская. Она расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волго-Уральский район дает 24% нефтедобычи страны.
Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия Куйбышевская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и Куйбышевской области, а также в других областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской).
Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая приводит к повышенной амортизации оборудования. Если коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а также нефть Дагестана, Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол, но незначительным серы. В ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая нефть и на Дальнем Востоке.
Итак,
почти каждое месторождение, а тем
более каждый из нефтегазоносных
районов отличаются своими особенностями
в составе нефти, поэтому вести
переработку, используя какую-либо
"стандартную" технологию нецелесообразно.
Нужно учитывать уникальную структуру
для достижения максимальной эффективности
переработки, по этой причине приходиться
сооружать заводы под конкретные
нефтегазоносные области. Существует
тесная взаимосвязь между нефтяной
и нефтеперерабатывающей
Третья нефтяная база – Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго - Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печорская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье - 94%). Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано - Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Сегодня различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации. Ведутся совместные разработки месторождений. Например, СП "Полярное сияние" с участием американской компании "Конако", которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект инвестировано 375 миллионов долларов, из которых 80 миллионов получили 160 российских компаний - поставщиков и подрядчиков. 71% всех доходов "Полярного сияния" остается в России, что делает контракт выгодным не только для иностранцев, но и для жителей Ненецкого автономного округа, получивших дополнительные рабочие места, и в целом всей Российской Федерации.
Теперь,
обобщив сказанное в данной главе,
выделим главную особенность, проблему
размещения нефтедобывающей промышленности
России. Частично она уже была рассмотрена
- это сверхвысокая концентрация нефтедобычи
в ведущей нефтяной базе. Она имеет
как раз преимущество для организации
самой структуры
Значение нефти как источника энергии и сырья для нефтехимической промышленности возрастает, в связи с чем ежегодно увеличиваются объемы танкерных перевозок, строятся новые магистральные подводные и подземные нефтепроводы. В то же время нефтяная индустрия по инерции продолжает развиваться по принципу «максимальной эксплуатации» природных ресурсов. Огромная по масштабам техносфера, созданная людьми в качестве второй природы, отрицательно воздействует на климат планеты, недра земли, гидросферу. Потребление нефти на планете, осуществляемое в огромных количествах и с огромными скоростями, значительно опережает скорость и количество образования ее в недрах. Экологическая опасность в регионах нефтехимии нарастает в связи с применением высоких давлений, температур, скоростей, новых, в том числе незамкнутых, технологий переработки нефти. Подсчитано, что только в процессе переработки и транспортировки нефти теряется более 10% добываемого сырья. В результате нарушений технологических режимов, аварий и катастроф происходит загрязнение суши, водоемов и даже необитаемых ледяных массивов Арктики и Антарктики нефтью и нефтепродуктами. В настоящий момент вопросы, связанные с экологией нефтедобычи и нефтепереработки, требуют государственного регулирования. Под государственным регулированием нефтедобычи подразумевается проведение федеральной и региональной политики, направленной на формирование таких условий экологически эффективного природопользования, при которых собственные интересы производителя побуждали бы его действовать в интересах государства и устойчивого развития общества. Безусловно, в быстро меняющихся условиях современной экономики нельзя раз и навсегда найти решение, удовлетворяющее интересы всех субъектов недропользования, но можно постоянно поддерживать между ними некоторое динамическое равновесие отрасли, то есть такое развитие нефтедобычи, которое «Удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Существует два основных направления природоохранной деятельности:
1) очистка вредных выбросов
2)
устранение самих причин
Этот путь наиболее эффективен и экономичен. Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо совместить процесс очистки с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым. Органы власти экономически воздействуют на предприятия через платежи за загрязнение, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др., направляя тем самым их экологическое финансирование в нужное русло.
На основании изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составлен перечень мероприятий природоохранной деятельности на предприятиях нефтедобычи. К ним относятся:
• организационные мероприятия по созданию системы охраны окружающей среды;
• экологическая экспертиза с составлением экологического паспорта;
• мероприятия по профилактике аварийных выбросов;
• мероприятия по охране водных объектов, земель и воздуха;
•
повышение эффективности и
• экологический мониторинг.
Для практического осуществления эффективной экологической политики в нефтедобывающем производстве важно создание экономического механизма экологически устойчивого развития предприятий отрасли, новыми чертами которого являются:
•
совершенствование
• создание эколого-экономического механизма инновационной деятельности для стимулирования развития рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования;
• учет факторов приемлемого экологического риска.
Необходимо учитывать и еще один момент.
В мировых запасах горючих ископаемых
нефть составляет 10%, а уголь - 70%, в то время
как их потребление, наоборот, составляет
70% нефти и 10% угля. За сутки потребляется
столько топлива, сколько природа может
синтезировать за тысячелетие. Вот почему
необходимо не только оценивать экологические
последствия загрязнения окружающей среды
нефтяной промышленностью, но и проводить
экономический анализ экономичности использования
нефтяного сырья. В настоящий момент
наблюдается постоянный рост затрат на
проведение мероприятий по охране окружающей
среды, а также расходов, связанных с совершенствованием
хозяйственного и правового механизма
охраны окружающей среды. Однако в теории
и практике охраны окружающей среды до
сих пор нет единого мнения по поводу ответов
по крайней мере на три следующих вопроса,
связанных с оценкой природоохранительных
затрат: что относить к таким затратам;
как считать такие затраты; кто должен
платить. Необходимо найти единое решение
и выработать общие стандарты, что даст
возможность повысить эффективность экологической
политики всех стран. Надо
также отметить, что успешное решение
задач по охране окружающей среды зависит
от наличия и состояния методологической
базы для определения последствий загрязнения
окружающей среды и их экономической оценки.
Размеры платежей и выплат, системы компенсаций
и штрафов, средства экологических фондов
и направления их использования, система
экологического страхования - все эти
показатели определяются исходя из экономических
оценок тех или иных отрицательных последствий
или изменений в окружающей среде, вызванных
все загрязнением.
Список
используемой литературы:
Информация о работе Развитие и размещение нефтяной промышленности России