Процесс централизации и формирование национальной культуры в Европе и на Руси
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 21:40, реферат
Краткое описание
Централизованным можно назвать такое государство, в котором существуют законы, признаваемые повсеместно, и аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов и реализующий политические решения, исходящие из центра.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….2 1. Процесс централизации и формирование национальной культуры в Европе и на Руси……………………………………………………………3 2.Альтернотивные центры объединения русских земель……………….6 3. Москва – центр объединения русских земель………………...……….8 4.Факторы, способствующие образованию централизованного Российского государства……………………………………………….....9 5.Основные этапы образования Русского централизованного государства………………………………………………………….…….12 Заключение……………………………………………………………..…17 Список используемой литературы………………………………………18
У Юрия Даниловича - внука Александра
Невского - не было никаких прав на первый
престол на Руси. Но у него было одно из
самых сильных княжеств на Руси - Московское.
И Юрий Данилович вступил с тверским князем
в борьбу за владимирский престол.
Началось долгое и упорное противоборство
за титул великого князя на Руси между
потомками Александра Невского - Даниловичами
- и потомками младшего брата Невского
Ярослава - Ярославичами, между московскими
князьями и тверскими. В конечном итоге
победителями в этой борьбе стали московские
князья. Почему это стало возможным?
К этому времени московские
князья уже полвека были вассалами монгольских
ханов. Ханы жёстко контролировали деятельность
русских князей, используя хитрость, подкупы,
предательство. Со временем русские князья
стали перенимать у монгольских ханов
стереотипы поведения. И более "способными"
учениками монголов оказались московские
князья.
Юрий Московский женился на
родной сестре хана. Не желая усиления
одного князя, хан ярлык на Великое княжение
предоставил и своему родственнику Юрию.
Не желая столкновений с Москвой, Михаил
Ярославич Тверской отказался от великого
княжения в пользу Юрия Даниловича. Но
московское войско постоянно подвергало
разорению земли Тверского княжества.
Во время одного из таких столкновений
тверичами была захвачена в плен жена
Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену
она умерла.
Юрий Данилович и Михаил Ярославич
были вызваны в Орду. В Орде тверской князь
был обвинён в неуплате дани, гибели сестры
хана и убит. Ярлык на Великое княжение
был передан московскому князю.
В 1325 г. в ставке хана Юрий Данилович
был убит старшим сыном Михаила Ярославича
Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был
казнён, но ярлык на Великое княжение был
передан следующему сыну Михаила Ярославича
- Александру Михайловичу. Вместе с Александром
Михайловичем в Тверь был послан татарский
отряд Чолкана для сбора дани.
А в Москве после смерти Юрия
стал править его брат Иван Данилович
по прозвищу Калита, Иван I (1325 - 1340). В 1327
г. в Твери произошло восстание против
татарского отряда, в ходе которого Чолкан
был убит. Иван Калита пошёл на тверичей
с войском и подавил восстание. В благодарность
в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое
княжение.
Больше московские князья ярлык
на великое княжение не выпустят из своих
рук.
Калита добился сбора дани на
Руси вместо монголов. У него появилась
возможность утаивать часть дани и использовать
её для укрепления Московского княжества.
Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать
русские земли и постепенно складывать
союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный
Калита старался поддерживать самые тесные
связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно
ездил в Орду со щедрыми подарками ханам,
их жёнам, детям. Щедрыми подарками Калита
в Орде расположил к себе всех. Ханши с
нетерпением ждали его приезда: Калита
всегда привозил серебро. В Орде. Калита
постоянно что - то просил: ярлыки на отдельные
города, целые княжения, головы своих противников.
И Калита неизменно получал в Орде то,
что хотел.
Благодаря расчётливой политике
Ивана Калиты Московское княжество постоянно
расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских
набегов.
Иван Калита стремился к тому,
чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным
центром. Для главы Русской церкви - митрополита
- выстроил удобные палаты. Митрополит
Пётр любил подолгу гостить в Москве: Калита
радушно принимал его, делал Церкви щедрые
подарки. Митрополит Пётр предсказал,
что если Калита выстроит в Москве собор
во славу Богородицы, как во Владимире,
и упокоит его в нём, то Москва станет истинной
столицей. Иван Калита выстроил в Москве
Успенский собор (как во Владимире) и упокоил
в нём главу Русской церкви. Для русских
это было Божьим знамением, знаком избранничества
Москвы. Следующий митрополит - Феогност
- окончательно перебрался из Владимира
в Москву. Это было большим достижением
Ивана Калиты.
Москва стала религиозным центром
русских земель.
Но историки считают, что основной
заслугой Ивана Калиты стало следующее.
Во времена Ивана Калиты из - за преследований
по религиозным мотивам в Москву хлынули
толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита
стал принимать на службу всех. Подбор
служилых людей производился исключительно
по деловым качествам при условии принятия
православной веры. Русскими становились
все, кто переходил в православие. Стало
складываться определение - "православный
- значит, русский".
При Иване Калите утвердился
принцип этнической терпимости, основы
которого заложил его дед - Александр Невский.
И этот принцип в будущем стал одним из
важнейших, на которых строилась Российская
империя.
Этап 2.
Москва - центр борьбы с монголо-татарами
(вторая половина ХIV - первая половина
ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при
детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353
гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). Это неизбежно
должно было привести к столкновению с
татарами.
Столкновение и произошло в
правление внука Ивана Калиты Дмитрия
Ивановича Донского (1359-1389 гг.). Дмитрий
Иванович получил престол в 9 - летнем возрасте
после смерти своего отца Ивана II Красного.
При малолетнем князе положение Москвы,
как первого на Руси княжества, пошатнулось.
Но малолетнего князя поддерживало мощное
московское боярство и глава Русской церкви
митрополит Алексей. Митрополит понимал,
что если Москва потеряет ярлык на великое
княжение, то её многолетние усилия по
собиранию русских земель будут сведены
на нет.
Митрополит смог добиться у
ханов, чтобы великое княжение отныне
передавалось только князьям московского
княжеского дома. Это повысило авторитет
Московского княжества среди других русских
княжеств. Авторитет Москвы еще больше
повысился после того, как 17 - летний Дмитрий
Иванович выстроил в Москве Кремль из
белого камня (камень был редким строительным
материалом в Москве. Кремлёвская стена
из камня настолько поразила воображение
современников, что с того времени возникло
выражение - "Москва белокаменная").
Московский Кремль стал единственной
каменной крепостью на всём русском Северо-Востоке.
Он стал неприступным.
В середине ХIV в. Орда вступила
в период феодальной раздробленности.
Из состава Золотой Орды стали выделяться
самостоятельные орды. Они вели между
собой ожесточённую борьбу за власть.
Все ханы требовали от Руси дани, послушания.
В отношениях между Русью и Ордой возникло
напряжение.
В 1380 г. ордынский правитель
Мамай с огромным войском двинулся к Москве.
Организовывать отпор татарам
стал Москва. В короткое время под знамёна
Дмитрия Ивановича стали полки и дружины
из всех русских земель, кроме враждебных
Москве.
И всё же решиться на открытое
вооружённое выступление против татар
Дмитрию Ивановичу было непросто.
Дмитрий Иванович отправился
за советом к настоятелю Троицкого монастыря
под Москвой отцу Сергию Радонежскому.
Отец Сергий был самым авторитетным лицом
и в Церкви, и на Руси. Ещё при жизни он
был назван святым, считалось, что он обладает
даром предвидения. Сергий Радонежский
предрёк московскому князю победу. Это
вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича,
и во всё русское воинство.
8 сентября 1380 г. у впадения
речки Непрядвы в Дон состоялась
Куликовская битва. Дмитрий Иванович
и воеводы проявили военный
талант, русское войско - несгибаемую
храбрость. Татарское войско было
разгромлено.
Монголо - татарское иго сброшено
не было, но значение Куликовской битвы
в русской истории огромно:
- на поле Куликовом
Орда потерпела первое крупное
поражение от русских;
- после Куликовской битвы
был значительно уменьшен размер
дани;
- Орда окончательно признала
главенство Москвы среди всех
русских городов;
- у жителей русских
земель появилось ощущение общности
исторической судьбы; по словам
историка Л.Н. Гумилева, "на поле
Куликово шли жители разных
земель - вернулись с битвы как
русский народ".
Современники назвали Куликовскую
битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий
Иванович во времена Ивана Грозного получил
почетное прозвище "Донской".
Этап 3.
Завершение образования Русского
централизованного государства (конец
ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских
земель завершилось при правнуке Дмитрия
Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии
III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве
весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское
княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких
походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована
самостоятельность Новгорода.
При Иване III произошло одно
из важнейших событий русской истории
- было сброшено монголо-татарское иго.
В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда
хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил
союз с польско-литовским королем Казимиром
и с большим войском выступил в поход против
Москвы.
В 1480 г. войска Ивана III и хана
Ахмата встретились по берегам реки Угры
(приток Оки). Переправиться на другой
берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную
позицию. Помощь татарам от Казимира не
пришла. Обе стороны понимали, что сражение
бессмысленно. Могущество татар иссякло,
и Русь уже была иной. И хан Ахмат увёл
свои войска назад в степь.
После свержения монголо-татарского
ига объединение русских земель продолжалось
ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована
самостоятельность Тверского княжества.
В правление Василия III были присоединены
Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521
г.). Объединение русских земель в основном
завершилось.
Заключение
К концу XV в. уже сложилась основная
территория государства. Появилась совокупность
земель, осознающих свою культурно-этническую
и религиозную общность и связанных совпадающими
хозяйственными и политическими интересами.
Образование единого Московского государства
имело большое значение для будущего русского
народа, во многом определило его дальнейшую
судьбу и особенности развития.
Сформировалось защищенное
поле для самосохранения русских земель,
для активной исторической деятельности,
создания национальной культуры. Заняв
видное место среди европейских государств,
Россия устанавливала связи с внешним
миром.
Список используемой
литературы:
1.Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение
в историю / Под ред. А.А. Данилова. – М.,
2005г.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин
А.П. История мировой культуры : учебное
пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА,2014г