Понятие торгового и платежного балансов страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления

Оглавление

Введение……………………………………………………… 3
Понятие и структура платежного баланса…………………. 4
Торговый баланс……………………………………………... 8
Регулирование платежного баланса………………………… 9
Список использованной литературы………………………. 14

Файлы: 1 файл

реферат регионалистика2.docx

— 42.65 Кб (Скачать)

В этом случае автоматически  будет записана только одна сторона  операции, а для наличия необходимой  компенсации в платежном балансе  приходится делать записи по статье трансфертов. Трансферты показываются в кредите, когда записи, которые они погашают, являются дебетовыми, и в дебете, когда эти записи являются кредитовыми.

Система двойной записи предполагает формальное отсутствие расхождений  между размера сальдо по кредитовым и дебетовым статьям. На практике такое состояние не достижимо. Из-за сложности полного охвата всех сделок, неоднородности цен, разницы во времени  регистрации сделок и др. неизбежны  различные искажения. Этим обусловлено  введение в платежный баланс специальной  статьи «Ошибки и пропуски» (или  «Чистые ошибки и пропуски»).

Как правило, величина, показанная в этой статье, относительно не велика и стабильна, однако она резко  возрастает и может достигать  больших значений в странах со слабым контролем за предоставлением отчетов участниками внешнеэкономических связей для статистики платежного баланса. В этом случае величина пропусков и ошибок дает предоставление о незарегистрированном оттоке (или притоке) капитала.

 

 

 

 

3. Торговый баланс

 

3.1. Понятие торгового  баланса

Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных  экономических отношений, связывающей  национальные хозяйства в мировое  хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и  совершенствуется с развитием внешней  торговли и других международных  экономических операций.

Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место  в платежном балансе. Соотношение  стоимости экспорта и импорта  товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней  торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий  период.

Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса  применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом  хозяйстве, характера ее связей с  партнерами и общей экономической  политики.

Для стран, отстающих от лидеров  по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленного развития стран это может иметь иное значение.

Разумеется, если экспорт  сокращается вследствие падения  спроса на товары данной страны в других странах, это плохой признак. Но если отрицательное сальдо возникает, допустим, в случае увеличения импорта инвестиционных товаров и роста в результате этого внутреннего производства, то в этом случае отрицательное сальдо не может служить основанием для  негативных оценок состояния экономики. Иначе говоря, актив или дефицит  торгового баланса можно оценивать  только на основе анализа обстоятельств, к ним приводящим.

 

3.2. Взаимосвязь  торгового баланса и валютного  курса.

В целом между ними существует обратная связь. Если торговый баланс ухудшается (увеличивается отрицательное сальдо), то это является показателем того, что страна больше расходует денег за границей, чем получает, т.е. на валютном рынке со стороны участников торговых операций увеличивается предложение национальной валюты и растет спрос на иностранную, что создает условия для формирования тенденций к падению курса национальной валюты. Наоборот, при положительном сальдо торгового баланса возникает тенденция к повышению курса национальной валюты.

Однако очевидно, что падение  курса национальной валюты (девальвация) стимулирует экспортеров и делает менее выгодным импорт. В результате такое изменение валютного курса  создает тенденцию к увеличению экспорта и сокращению импорта, т.е. к уменьшению отрицательного и возникновению положительно сальдо торгового баланса. Что и наблюдалось в России в 2000г., когда сочетание резкого скачка мировых цен на топливно-энергетическую продукцию с более чем четырехкратной девальвацией рубля привел к четырехкратному увеличению стоимости российского экспорта – почти на 91 млрд. дол.1

При повышении курса национальной валюты (ревальвация) происходит все  наоборот. Конечно, на практике проявление этой зависимости не столь прямолинейно. Многое определяет эластичность цен  на экспортные и импортные товары в зависимости от динамики валютного  курса (при полной неэластичности повышение  курса национальной валюты даже может  ухудшить торговый баланс). Однако, в  конечном счете, особенно в долгосрочном плане, изменения валютного курса обеспечивают стабилизирующее изменение торгового баланса.

 

4. Регулирование  платежного баланса

 

Платежный баланс издавна  является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено  следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой  регулирования платежного баланса  служат:

1) государственная собственность,  в том числе официальные золотовалютные  резервы; 

2) возрастание доли национального  дохода, перераспределяемого через  государственный бюджет;

3) непосредственное участие  государства в международных  экономических отношениях как  экспортера капиталов кредитора,  гаранта, заемщика;

4) регламентация внешнеэкономических  операций с помощью нормативных  актов и органов государственного  контроля.

Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Прямой контроль.

Включает регламентацию  импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод  за рубеж доходов по иностранным  инвестициям и денежных трансфертов  частных лиц, резкое сокращение безвозмездной  помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного  капитала и др.

Подобные меры прямого  контроля обычно вызывают сильные затруднения  для многих фирм страны, и соответственно воспринимается враждебно.

В краткосрочном плане  прямой контроль дает положительный  эффект (он больше или меньше зависит  от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательство и способности  правительства следить за выполнением  своих решений). В долгосрочном плане  эффект от этих мер противоречив, так  как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается  интерес иностранных инвеститоров к стране из-за запрета на перевод  их доходов, возникают трудности  с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

Не вызывает враждебности, а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, как  субсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычно связано  с состоянием бюджета страны. Так, вряд ли состояние государственного бюджета России позволит ей в ближайшем  будущем активно субсидировать  экспорт.

Дефляционная  политика.

Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных  расходов преимущественно на гражданские  цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные  меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные  ограничения, установление пределов роста  денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии  безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему  падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением  социальных конфликтов, если не принимаются  компенсирующие меры.

Девальвация.

Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании  платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей  общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует  экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация  может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению  цен в стране и последующей  утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому  хотя она может дать стране временные  преимущества, но во многих случаях  не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Валютные ограничения.

Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в  уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса  путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания  импорта товаров.

Финансовая и денежно-кредитная  политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные  субсидии экспортерам, протекционистское  повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых  иностранным держателям ценных бумаг  в целях притока капитала в  страну, денежно-кредитная политика.

Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей – торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования  является торговый баланс.

В современных условиях государственное  регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных  льгот, изменение валютного курса  и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в  вывозе товаров и освоении внешних  рынков государство предоставляет  целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации  основного капитала, предоставляет  им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять  определенную экспортную программу.

В целях регулирования  платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
  • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
  • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
  • расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
  • регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
  • регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой – на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе  государственное регулирование  направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С  этой целью рассмотренные выше методы – финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация  валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения  импорта капиталов. Обычно применяется  компенсационное регулирование  платежного баланса, основанное на сочетании  двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

Информация о работе Понятие торгового и платежного балансов страны