Мировая транспортная промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:30, реферат

Краткое описание

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу
занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную струк-туру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производствен-ного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

1. Мировая транспортная промышленность 

      Значение отрасли. Различие стран в уровне развития  машиностроения 

     Машиностроение  как отрасль существует более  двухсот лет.  По  числу

занятых и по стоимости  выпускаемой  продукции  оно  занимает  первое  место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития  машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную  струк-туру  промышленности  мира, обеспечивает машинам  и  оборудованием  все  отрасли  экономики,  производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования,  приборов  и инструментов производствен-ного  назначения,  оно   выпускает   всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйст-венное, производство технологического оборудования для  многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

     Различия  стран по уровню  развития  машиностроения  крайне  велики. Более  90%  машиностроительной  продукции  производят  развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония,  Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай,  Россия.  Они  производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования –  от  «иголок  до самолётов». Страны Западной и Восточной Европы,  а   также,   некоторые развивающиеся  страны  (Бразилия,  Индия,   Сингапур   и   др.)  обычно специализируются на выпуске  определенных  видов  машиностроительной продукции, с которой они выходят на  мировой  рынок.  В  целом  отставание развивающихся стран в этой отрасли ещё очень велико. Низка и доля  продукции машиностроения в структуре всей  промышленности  –  она  не  превышает  20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих  развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими по обслуживанию транспорта, горнодобывающей   промышлен-ности,  сельского  хозяйства и изготовлению простейшего инвентаря. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей 

     По  отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от  выпускаемой  продукции).

     Среди них можно выделить:

     1) транспортное машиностроение (автомобилестроение,    судострое-ние, авиастроение и др.);

     2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение,   произ-водство комбайнов);

     3) приборостроение;

     4)  производство технического оборудования  и т.п.

      В зависимости от технологии производства выделяются:

     Трудоемкое  и наукоемкое машиностроение, требующее  больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного  внедрения  научных  достижений (приборостроение,  производство  вычислительной  техники,  радиоэлектроника, роботостроение, и другие новейшие отрасли);

     Металлоемкое  машиностроение,  требующее  больших  затрат  металла,  так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение,    производство кузнечнопрессового оборудования, энергетического маши-ностроения и пр.).

      Факторы размещения производства для разных отраслей  машиност-роения различны. Среди основных можно выделить:

         - Фактор трудоемкости;

       - Фактор наукоемкости;

        - Сырьевой фактор;

        - Потребительский фактор;

         -Транспортный фактор;

         -Фактор территориальной концентрации.

       В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток  США, Рурский район в Германии,  Уральский  район  в  России,  Верхняя  Силезия  в Польше).

     Так, предприятия по  производству  металлоемкого  оборудования  для самого машиностроения, черной металлургии, химической   промышлен-ности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии.

     Приборостроение,  радиоэлектроника,   производство   точных   машин размещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой  квалифика-ции.  В размещении предприятий по выпуску бытовых приборов  и  машин  огромную  роль играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Краткая характеристика отдельных отраслей 

      Ведущей отраслью общего машиностроения  является  станкостроение. Около двух третьей его продукции приходится  на  пять  стран-произ-водителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию.  Крупнейшей  отраслью  машиностроения стало автомобилестроение.  Оно  во  многом  определяет  состояние  экономики крупнейших развитых стран, так как, во-первых,  является  важной  экспортной отраслью,  во-вторых,   к   нему   «привязаны»   многочисленные   поставщики пластмасс, резины, стекла и т.д. За 50 лет выпуск автомобилей  увеличился  в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили.  Ведущим странам по их производству является Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобрита-ния, Россия, Республика Корея.

      В мире ежегодно производится около 50  млн.  легковых  и грузовых автомобилей.  Законодателями  мод  в  мировом  автомобилестроении  выс-тупают Япония и США, производящие примерно по 8-10 млн. автомобилей в год. К  числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» (США), «Тоёта», «Нисан», «Хонда»   (Япония),   «Фольксваген» (Германия), «Фиат» (Италия), и др.

     Размещение  крупных  автозаводов  обычно  «кустовое»  –  в   центре находится головной завод, вокруг него более специализированные  предприя-тия, в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие  «кусты» предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга  (Гер-мания),  Нижнего Новгорода (Россия) и т. д.

     Повышается  роль  развивающихся  стран  в  выпуске  бытовой  и радиотехники. Лидирующее  положение наряду с Японией, США,   Герма-нией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.

      В мировом (невоенном) судостроении ведущие  позиции занимают  Япония и  Республика  Корея.  В  то  же  время  многие  «вчерашние»  лидеры   (США, Великобритании, Германия, и  др.),  по  сути,  свернули  свое  судостроение, переключившись главным образом на судоремонт.

     Очень важную роль в машиностроительном комплексе  мира играют  также другие отрасли  транспортного машиностроения  (вагоностроение, самолетостроение),  производство   технологического  оборудования  для промышленных предприятий, станкостроение и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Главные регионы машиностроения 

     В целом мире  сложились  четыре  крупных  региона  машиностроения: Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ.

      Первый  регион машиностроения – Северная Америка,  где  произво-дятся практически все виды  машиностроительной  продукции,  от  самой  высокой  до средней и низкой степени сложности.

     Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехни-ческая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство  элкетронно-вычелительных  машин   за   последние   10-15   лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ  в Мире. Электротехнические и электронные  предприятия  размещаются  в  крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.

     Станкостроение и производство заводского оборудования  по-прежнему концентрируются в  городах  Приозерья  и  северо-восточного  побережья  США. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера. Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое  развитие получили автомобиле и самолетостроение.  Автомобилестроение  –  национальная отрасль  промышленности  США.  Здесь  впервые   начался   массовый выпуск автомобилей, и  теперь  каждый   работающий   американец   производит   или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается  высокой  производственной и территориальной концентрацией: большая часть  заводов  построено  в  штате Калифорния. Этот же штат занимает  первое  место  в  стране  по  самолето  и ракетостроению. 

     Второй регион – зарубежная Европа

             

     Западная  Европа является историко-географическим регионом, входя-щим в регион Зарубежная Европа. В  мировой  торговле  на  нее  приходится  около половины суммарного оборота.

     «Лицом» Западной  Европы в международном  географическом  разде-лении труда является промышленность, и в  первую  очередь  ее  ведущая  отрасль  - машиностроение.  На эту отрасль  приходится около  одной  третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение  Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь   выпуска-ются  практически   все  виды машиностроительной продукции,  особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.

     Экономическая и политическая погода  в Западной Европе  делается  в ведущих странах, входящих  в  «большую  семерку»:  Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Герма-ния.

     В международном разделении труда  лицо Германия  определяет,  прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая  элита  страны  –   это концерны новых отраслей –  не  только  автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче    Телеком» (информационная техника) и др.

       Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышлен-ности – машиностроении – работает  одна  четвертая  всех  занятых  в  обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное   машиност-роение.   Около   одной третьей  капитала,  затрачиваемого  на  производство  транспортных  средств, принадлежит  американским  компаниям,  которые  закрепились  на   британских островах  после  2-ой  мировой  войны.  Предприятия  этой  отрасли,  имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам  автомобилестроения  стал  Западный  Мидленд  с  центром  в Бирмингеме.  Этому  способствовало  его   центральное   положение,   которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположен-ных  вокруг  многочисленных  предприятий,  но  и  сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с  центрами  в  Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.

       Одна из наиболее быстро  развивающихся  отраслей  машиностроения  – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная  фирма  – «Бритиш айрспейс».

       По выпуску самолетов Великобритании  уступает  в  зарубежном  мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные,  пассажирские, грузовые и несколько типов  самолетов  небольших  размеров  для специальных целей.

       К растущим и развивающимся производствам относятся  электротех-ника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышлен-ности по  числу занятых.  Господствует  в   электротехнике   несколько   крупных   компаний.

      Продукция  «тяжелой»  электротехники  –  электромоторы,  мощные  генераторы, трансформаторы и турбины.  Они  производятся  практически  одной  крупнейшей монополией  –  «Дженерал  электроник»,  с   которой   слились  две  другие электротехнические  фирмы  –  «Инглиш  электрик» и    «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».

Информация о работе Мировая транспортная промышленность