Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:30, реферат
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу
занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную струк-туру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производствен-ного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения.
1.
Мировая транспортная
промышленность
Значение
отрасли. Различие стран в уровне развития
машиностроения
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу
занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную струк-туру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производствен-ного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйст-венное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.
Различия
стран по уровню развития машиностроения
крайне велики. Более 90% машиностроительной
продукции производят развитые
страны. Безусловными лидерами в производстве
являются: США, Япония, Германия, Франция,
Великобритания, Италия, Канада, Китай,
Россия. Они производят практически
все виды металлоизделий, машин и оборудования
– от «иголок до самолётов».
Страны Западной и Восточной Европы,
а также, некоторые развивающиеся
страны (Бразилия, Индия,
Сингапур и др.) обычно специализируются
на выпуске определенных видов
машиностроительной продукции, с которой
они выходят на мировой рынок.
В целом отставание развивающихся
стран в этой отрасли ещё очень велико.
Низка и доля продукции машиностроения
в структуре всей промышленности
– она не превышает 20%, тогда
как в развитых странах она составляет
30-40%. Во многих развивающихся странах
машиностроение представлено ремонтными
мастерскими по обслуживанию транспорта,
горнодобывающей промышлен-ности,
сельского хозяйства и изготовлению
простейшего инвентаря.
2.
Отраслевой состав машиностроения.
Факторы размещения
отраслей
По
отраслевому составу
Среди них можно выделить:
1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судострое-ние, авиастроение и др.);
2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, произ-водство комбайнов);
3) приборостроение;
4)
производство технического
В зависимости от технологии производства выделяются:
Трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение, и другие новейшие отрасли);
Металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечнопрессового оборудования, энергетического маши-ностроения и пр.).
Факторы размещения производства для разных отраслей машиност-роения различны. Среди основных можно выделить:
- Фактор трудоемкости;
- Фактор наукоемкости;
- Сырьевой фактор;
- Потребительский фактор;
-Транспортный фактор;
-Фактор территориальной концентрации.
В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше).
Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической промышлен-ности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии.
Приборостроение,
радиоэлектроника, производство
точных машин размещаются в районах,
имеющих трудовые ресурсы высокой
квалифика-ции. В размещении предприятий
по выпуску бытовых приборов и машин
огромную роль играет потребительский
фактор, наличие покупательского спроса.
3.
Краткая характеристика
отдельных отраслей
Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около двух третьей его продукции приходится на пять стран-произ-водителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. Оно во многом определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, так как, во-первых, является важной экспортной отраслью, во-вторых, к нему «привязаны» многочисленные поставщики пластмасс, резины, стекла и т.д. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущим странам по их производству является Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобрита-ния, Россия, Республика Корея.
В мире ежегодно производится около 50 млн. легковых и грузовых автомобилей. Законодателями мод в мировом автомобилестроении выс-тупают Япония и США, производящие примерно по 8-10 млн. автомобилей в год. К числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» (США), «Тоёта», «Нисан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген» (Германия), «Фиат» (Италия), и др.
Размещение крупных автозаводов обычно «кустовое» – в центре находится головной завод, вокруг него более специализированные предприя-тия, в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие «кусты» предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга (Гер-мания), Нижнего Новгорода (Россия) и т. д.
Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Герма-нией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.
В мировом (невоенном) судостроении ведущие позиции занимают Япония и Республика Корея. В то же время многие «вчерашние» лидеры (США, Великобритании, Германия, и др.), по сути, свернули свое судостроение, переключившись главным образом на судоремонт.
Очень
важную роль в машиностроительном комплексе
мира играют также другие отрасли
транспортного машиностроения (вагоностроение,
самолетостроение), производство
технологического оборудования
для промышленных предприятий, станкостроение
и т. д.
4.
Главные регионы машиностроения
В целом мире сложились четыре крупных региона машиностроения: Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ.
Первый регион машиностроения – Северная Америка, где произво-дятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.
Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехни-ческая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются в крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.
Станкостроение
и производство заводского оборудования
по-прежнему концентрируются в городах
Приозерья и северо-восточного
побережья США. Заводы Юга и Запада
получают станки и оборудования с Севера.
Из отраслей транспортного машиностроения
особенно большое развитие получили
автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение
– национальная отрасль промышленности
США. Здесь впервые начался
массовый выпуск автомобилей, и теперь
каждый работающий американец
производит или обслуживает автомобили.
Эта отрасль отличается высокой
производственной и территориальной концентрацией:
большая часть заводов построено
в штате Калифорния. Этот же штат занимает
первое место в стране по
самолето и ракетостроению.
Второй регион – зарубежная Европа
Западная Европа является историко-географическим регионом, входя-щим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.
«Лицом» Западной Европы в международном географическом разде-лении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль - машиностроение. На эту отрасль приходится около одной третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпуска-ются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.
Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Герма-ния.
В международном разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче Телеком» (информационная техника) и др.
Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышлен-ности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиност-роение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположен-ных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс».
По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.
К растущим и развивающимся производствам относятся электротех-ника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышлен-ности по числу занятых. Господствует в электротехнике несколько крупных компаний.
Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другие электротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».