Мировая география производства стали

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:55, реферат

Краткое описание

Целью работы является характеристика территориальной организации черной металлургии мира, как одной из ведущих отраслей промышленного производства.

Объектом исследования является мировая черная металлургия.

В качестве предмета выступает территориальная дифференциация добывающих и обрабатывающих отраслей, участвующих в производстве сталелитейной продукции.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………..3
2.История возникновения и развития черной металлургии…………3
3.Общая характеристика чёрной металлургии………………………..6
4.Отраслевая и территориальная структура черной металлургии..8
5.Территориальная дифференциация черной металлургии мира.16
6.Формирование мирового рынка железной руды…………………..20
7.Структура современного рынка железной руды…………………..29
8.Роль ТНК на мировом рынке железной руды……………………...35
9.Графики…………………………………………………………………..38
10.Заключение………………………………………………………………43
11.Список литературы…………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Реферат Эконом география.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

         Из числа общих характеристик  экспортно-ориентированных добывающих компаний можно выделить следующие особенности организации производства:

         1) Общая схема системы  экспорта представляет собой  цепочку месторождение - железнодорожный  транспорт - морской порт - потребитель.  Компания стремится поставить  под свой контроль все звенья  этой цепочки. 

         2) Подавляющее большинство исследованных компаний владеют железной дорогой (рудопроводом) от месторождения до экспортного порта или компаниями-операторами осуществляющими перевозки по этому маршруту. Основной целью является увеличение пропускной способности железной дороги.

         3) Все экспортеры железной  руды стараются иметь доступ  к специализированным морским  портам, занимающиеся исключительно  экспортом железорудного сырья.  Чаще всего этот морской порт  принадлежит компании, или близким  к ней коммерческим структурам. Основными характеристиками порта

         4) Некоторые компании  имеют свой морской флот (BHP), обеспечивающий  доставку товара потребителю. 
 
 
 
 
 

Позиция  
2006 г.
Позиция  
2005 г.
Страна 2006 г.,  
млн. т
2005 г.,  
млн. т
Рост,  
%
1 1 Китай 418,8 355,8 17,7
2 2 Япония  116,2 112,5 3,3
3 3 США 98,5 94,9 3,8
4 4 Россия  70,6 66,1 6,8
5 5 Южная Корея  48,4 47,8 1,3
6 6 Германия  47,2 44,5 6,1
7 7 Индия 44,0 40,9 7,6
8 8 Украина 40,8 38,6 5,7
9 10 Италия  31,6 29,4 7,5
10 9 Бразилия  30,9 31,6 -2,2

графики:

 

Таблица мировых лидеров  производства стали2005-2006 г.

Группы  стран
Производство  в 2007 году, тыс. тонн
Доля  в мировом пр-ве, %
Всего мир 1344265 100 %
Азия 754574 56,1 %
Африка 18764 1,4 %
Ближний восток 16452 1,2 %
Европейский союз (27) 210186 15,6 %
Европейский союз (15) 175609 13,1 %
Прочая Европа 30452 2,3 %
Океания 8745 0,7 %
Северная Америка 132834 9,9 %
СНГ (6) 124006 9,2 %
Южная Америка 48251 3,6 %
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

По  данным Metal Bulletin’s Top Steelmakers of 2007[6] производство стали по компаниям производителям составило (в млн. тонн):

2007
2006
Производитель
Страна
Производство  в 2007 году
Производство  в 2006 году
1 1&2 ArcelorMittal Люксембург 116,40 117.98
2 3 Nippon Steel Япония 34,50 33,70
3 4 JFE Steel Япония 33.80 31.83
4 5 Posco Ю. Корея 32,78 31,20
5 6 Shanghai Baosteel Китай 28,58 22,53
6 51 Tata Steel Индия 26,52 23,95
7 17 Jiangsu Shagang Китай 22,89 14,63
8 9 Tangshang Китай 22,75 19,06
9 7 US Steel США 20,54 21,25
10 18 Wuhan Китай 20.19 13.76
11 8 Nucor США 20,04 20,31
12 11 Riva Италия 17,91 18,19
13 15 Gerdau Group Бразилия 17,90 15,57
14 13 ThyssenKrupp Германия 17,02 16,80
15 12 Северсталь Россия 16,75 17,60
16 14 Евраз Россия 16,30 16,10
17 16 Anshan Китай 16,17 15,00
18 25 Maanshan Китай 14,16 10,91
19 20 Sail Индия 13,87 13,50
20 19 Sumitomo Metal ind Япония 13,50 13,32
21 23 ММК Россия 13,30 12,45
22 21 Techint Аргентина 13,20 12,83
23 27 Shougang Китай 12,85 10,55
24 22 China Steel Corp Тайвань 12,67 12,48
25 24 Jinan Китай 12,12 11,24
 

Место российских компаний в рейтинге Metal Bulletin:

2007
2006
Производитель
Производство в 2007 году
Производство  в 2006 году
15 12 Северсталь 16,75 17,60
16 14 Евраз 16,30 16,10
21 23 ММК 13,30 12,45
33 31 НЛМК 9,06 9,13
48 47 Металлоинвест 6,43 6,28
51 47 Мечел 6,09 5,95
120 120 ТМК 2,19 2,15
 
 
 
 
 
 
Крупнейшие  мировые производители  стали
Газета «Коммерсантъ»   № 59 (4359) от 06.04.2010   
 
  Компания Страна Объем производства в 2009 году (млн  тонн) Изменение к 2008 году (%)
1 ArcelorMittal Люксембург/Индия 73,2 -29,1
2 Hebei IronSteel Китай 40,2 20,7
3 Baosteel Китай 38,9 9,9
4 Posco Южная Корея 31,1 -6
5 Wuhan IronSteel Китай 30,3 9,4
6 Anshan-Benxi Китай 29,3 25,2
7 Shagang Китай 26,4 13,3
8 Nippo Steel Япония 24,3 -31,7
9 JFE Holdings Япония 23,5 -28,8
10 Tata Steel Индия 21,9 -13,5
11 Shandong Китай 21,3 -2,3
12 IronSteel Shougang Китай 17,3 41,8
13 "Северсталь" Россия 16,7 -13
14 Evraz Group Россия 15,3 -13,5
15 US Steel США 15,2 -34,8
16 Maanshan Китай 14,8 -1,3
17 Nucor США 14,8 -32
18 Steel Authority of India (SAIL) Индия 13,6 -0,1
19 Gerdau Бразилия 13,5 -31,1
20 Valin Steel Китай 11,8 4,4
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

11. Заключение

         Исторически, география  месторождений железной руды определила географическое положение сталеплавильного производства в период его возникновения и развития в странах Западной Европы, а затем и Северной Америки. Однако по мере истощения месторождений и роста потребления металла, потребности в металле быстро росли. В XX веке уже сама сталеплавильная промышленность определила географию железорудной отрасли путем геологической разведки и разработки новых месторождений. Однако, обретя независимость от территориальной близости источников железорудного сырья, через формирование централизованного рынка, сталеплавильная промышленность, похоже, утратила контроль над этой отраслью. Современные рыночные механизмы, определяющие взаимоотношения производителей и потребителей железной руды, обладают рядом специфических черт, тормозящих дальнейшее развитие рынка.

         Австралия и Бразилия представляли интерес для сталеплавильных  компаний прежде всего благодаря  богатейшим месторождениям железной руды. Однако крупнейшими экспортерами железорудного  сырья эти страны стали благодаря громадным инвестициям со стороны этих же компаний, в том числе в виде долгосрочных контрактов, гарантирующих сбыт независимо от конъюнктуры рынка. Именно внешние инвестиции в инфраструктуру, и производственные мощности позволили им снизить производственные издержки и увеличить экспорт.

         Если рассматривать  географическую структуру направлений  экспорта железной руды, то невольно приходишь  к выводу о том, что многие экономические  и географические факторы, уже не имеют прежнего значения. Австралия  и Бразилия поставляют железную руду как в страны Атлантического сегмента рынка, так и в страны Тихоокеанского, причем в объемах составляющих около 20% общего объема экспорта этих стран. Разница в расстояниях Бразилии и Австралии до Японии составляет более 7000 морских миль. Бразильские руды стоят на японском рынке в среднем на $5 за тонну дороже. Даже скидки, предоставляемые бразильскими производителями японским потребителям по сравнению с европейскими, компенсируют эти повышенные транспортные затраты лишь отчасти. Если принять во внимание, какие битвы происходят каждый год во время ценовых переговоров за каждые 0,5-1$ то становится неясным экономическая выгода от этих поставок. Причина же такого несоответствия рыночной схеме довольно проста. Ни Япония, ни Западная Европа не желают зависеть от поставок одного крупного поставщика железных руд, даже если географически это получается выгоднее.

         Зависимость основных производителей и потребителей железной руды друг от друга еще больше увеличивается, если принять во внимание концентрацию экспорта в руках небольшого количества промышленных групп и активное участие в акционерном капитале добывающих компаний их непосредственных потребителей. По многочисленным прогнозам суммарная доля Австралии и Бразилии в мировом экспорте железных руд возрастет в ближайшие 10 лет до 70%

         Действительно, транспортные издержки Бразилии при доставке железной руды в Японию существенно выше, однако у Бразилии заключены долгосрочные контракты со сталеплавильными комбинатами  Японии и Западной Европы, также как и у Австралии. Роль системы долгосрочных контрактов была крайне важна для Западной Европы и особенно для Японии в 60-х гг. Однако ее закрепление создало ряд условий, усложняющих конкурентную борьбу на мировом рынке железной руды. Когда производитель стали знает свой график закупок железной руды на несколько лет вперед, то новой добывающей железную руду компании гораздо сложнее выйти на рынок, и найти спрос.

         На основе проделанной  работы можно выделить следующие  факторы, определяющие современную  организацию железорудной промышленности мира:

         наличие месторождений  железной руды

         система долгосрочных контрактов, фактически блокирующая появление  новых участников на рынке железной руды и ослабляющая конкуренцию 

         концентрация производительных сил в руках узкого круга компаний

         политические мотивы стран-импортеров

         Мировой рынок железорудным сырьем представляет собой отлаженную систему, устойчивую к любым изменениям. Реальными новыми игроками на рынке  могут выступить лишь образовавшиеся после распада СССР новые государства и другие бывшие коммунистические государства. Однако, ресурсная база Китая делает экономически невыгодной добычу железной руды в этой стране, а из пост советских государств значительными запасами железных руд обладают лишь Россия, Украина и Казахстан. Казахстан, в силу своего географического внутриматерикового положения, может рассчитывать на потребление своей железорудной продукции лишь со стороны России и прилежащих государств, а потому не может оказывать влияние на мировой рынок железорудного сырья.

12. Список литературы:

  1. Максаковский  В.П. "Историческая география мира", Экопрос, Москва, 1999
  2. Волков А.М. "Швеция: социально-экономическая модель", Москва, "Мысль", 1991
  3. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира, Гардарики, Москва, 2001.
  4. "Минеральные ресурсы развитых капиталистических и развивающихся стран (на начало 1988года)", Министерство Геологии СССР, 1988
  5. "Минеральные ресурсы мира на начало 1998 года", Министерство природных ресурсов РФ, Москва, 1999
  6. "Черные металлы" №11/12, 1998, "Технико-экономическое сравнение агломерации железных руд и производства окатышей"
  7. "Черные металлы" №4, 1999 "Под знаком глобализации: сотрудничество между экономическими регионами в области черной металлургии"
  8. "Черные металлы" №6, 1999 "Современное положение и перспективы Бразилии как производителя стали"

Информация о работе Мировая география производства стали