Лесные ресурсы Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Свердловская область образована 17 января 1934 года, административный центр - город Екатеринбург.
Территория Свердловской области - 194,3 тыс. квадратных километров.

Оглавление

1. Основные сведения о Свердловской области
2. Общая характеристика лесных ресурсов Свердловской области
3. Характеристика лесного хозяйства Свердловской области
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Кроме того, Институтом разработана методика вычисления скорости трансформации лесов, которая составляет около 270 кв.км. в год, если процесс эксплуатации природных комплексов будет продолжаться с такой же скоростью, то коренных северо-таежных лесов не останется через 55 лет, среднетаежных через 140 лет, южно-таежных через 60 лет. Уже сейчас подтаежные и предлесостепные леса можно отнести к зоне локальной экологической катастрофы.

Так как прошедшее  лето сделало актуальным тему лесных пожаров, то рассмотрим данные по Свердловской области.

В 2009 г. в области зафиксировано 1045 случаев лесных пожаров на землях лесного фонда и землях иных категорий (на 44,8% меньше, чем в 2008 г.), из них 968 случаев (на 17,2% меньше) приходится на пожары, возникшие по вине граждан.

Причины возникновения лесных пожаров в 2009 г. характеризуются следующими данными:

Таблица 2. – Причины  лесных пожаров в Свердловской области

 

2009 г.

В % к общему числу

Справочно, 2008 г.

Всего лесных пожаров, случаев

1045

100,0

1892

в том числе по причинам:

     

сельскохозяйственные палы

40

3,8

30

По вине лесозаготовительных организаций

-

-

2

по вине экспедиций

1

0,1

-

по вине других организаций

25

2,4

48

по вине граждан

968

92,6

1169

от грозовых разрядов

11

1,1

11

причины не установлены

-

-

532


Всего за 2009 г. пройдено пожарами 13,2 тыс. гектаров, из них 9,1 тыс. – лесные земли, в 2008 г. соответственно 43,6 тыс.  и 39,5 тыс. гектаров.

Расходы по тушению лесных пожаров составили 11,3 млн. рублей (в 2008 г. - 29,7 млн. рублей).

Основной урон уральским  горнозаводским хвойным лесам нанесла заготовка древесины для строительства и деятельности заводов, плотин, мельниц и других хозяйственных нужд, особенно для получения древесного угля (вся металлургия Урала вплоть до начала нашего века использовала именно древесный уголь). Сокращению лесов способствовал перевод части лесных угодий в сельскохозяйственные земли, а также лесные пожары. Даже заготовка лыка для плетения лаптей и изготовления мочала — промыслов, широко распространенных на Урале до революции,— значительно сократила запасы липы.

Хозяйственное использование  леса увеличивалось по мере роста  населения и развития промышленности. За последние 250—300 лет почти все  леса в области пройдены сплошными  рубками не менее двух-трех раз, так  что во многих местах (вокруг городов и рабочих поселков в особенности) сосновые и другие хвойные леса сменились березовыми, осиновыми и сосново-березовыми.

Таким образом, существующая экологическая ситуация с лесными  ресурсами требует срочных мер  по ее восстановлению и улучшению.

3. Характеристика лесного хозяйства Свердловской области

 

В целом по Свердловской области в первом полугодии 2008 года (в сравнении с первым полугодием 2007 года) отмечается снижение на 3,5% случаев  самовольных рубок по количеству, кубической массе и как, следствие, по ущербу в рублях. В целях обеспечения более эффективного государственного лесного контроля и надзора в составе Министерства природных ресурсов Свердловской области организовано пять территориальных отделов (по количеству управленческих округов) управления лесами, лесного контроля и надзора с численностью сотрудников 31 человек, которые оперативно реагируют на сигналы о незаконных рубках на местах.

За 6 месяцев 2008 года в  бюджетную систему России поступил 261 млн. рублей платежей за использование лесов области, в том числе: в федеральный бюджет – 177 млн. рублей, что составляет 107 % к годовому плану; в областной бюджет – 84 млн. рублей, что составляет 108 % к годовому плану.

С начала года заключено 55 новых договоров аренды для  различных видов использования лесов, в том числе 3 договора аренды для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, 40 договоров аренды для добычи полезных ископаемых и строительства линейных объектов.

Работники лесного хозяйства  области посадили в этом году 3 211 гектар леса, что на 7 гектар больше, чем было запланировано.

За результативную, добросовестную работу и профессиональное отношение  к делу в этом году 45 работников лесного  хозяйства Свердловской области  были награждены почетными грамотами  Рослесхоза, 11 – почетными грамотами Правительства Свердловской области и 121 работник – почетными грамотами Министерства природных ресурсов Свердловской области.

По запасам древесины  Свердловская область занимает 16-е  место в России.

Органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере лесных отношений по Свердловской области в Уральском Федеральном округе является Департамент леса Министерства природных ресурсов Свердловской области.

В границах административных районов работает 31 лесничество. В  соответствии с Лесным кодексом лесничество является территориальной единицей управления. Лесничество должно выступать организатором торгов на конкурсе, заниматься государственным контролем, организовывать формирование лесных участков, осуществлять сбор данных для государственного лесного реестра, вести отраслевую статистическую отчетность и обеспечивать реализацию лесохозяйственного регламента.

По данным на 1 января 2008 года в деревообрабатывающем производстве работают 648 предприятий, в том числе  крупных и средних предприятий  – 265.

В этом году работники  лесного хозяйства Свердловской области успешно справились с  непростой пожароопасной ситуацией  в лесах. С начала года в лесах  государственного лесного фонда  было зафиксировано 1892 пожара, которые  прошли площадь в 43 тысячи 472 гектара. Несмотря на трудности, с которыми столкнулись лесники после реформирования управленческой структуры лесного хозяйства, половина лесных пожаров были потушены в день обнаружения. Это значит, что все службы, которые отвечают за тушение лесных пожаров, сработали оперативно и профессионально. Угрозы населенным пунктам и объектам экономики от лесных пожаров не возникло ни разу.

Рассмотрим, какое место  занимает лесное хозяйство в производственном секторе Свердловской области.

Таблица 3.  Основные характеристики отрасли лесного хозяйства Свердловской области, %

 

Структура валового регионального  продукта

Степень износа основных фондов

Структура занятого населения

2000 г.

0,1

46,6

0,4

2005 г.

0,1

48,9

0,4

2009 г.

0,1

53,1

0,4


 

Из данных таблицы 1 видно, что в сфере лесного хозяйства занято очень небольшое число работников от общей занятости, также достаточно высока степень износа основных фондов предприятий лесного хозяйства.

Далее рассмотрим структуру занятых в лесном хозяйстве  по округам.

Таблица 4. Территориально-отраслевая структура занятых в лесном хозяйстве Свердловской области и ее территорий.

в процентах  к общей численности занятых  в  экономике территории

 

Свердловская область 

Северный округ

Горнозаводской округ

Западный округ

Восточный округ

Южный округ

Екатеринбургская агломерация

2000

5,0

3,5

2,1

7,5

20,1

7,3

1,6

2005

5,0

3,6

2,2

7,4

19,8

7,3

1,5

2009

5,1

3,8

2,2

7,4

19,7

7,4

1,4


Можно отметить, что наибольшее число занятых в лесном хозяйстве приходится на Восточный округ, однако численность занятых там работников падает, как и в большинстве округов, кроме Горнозаводского и Северного.

Перечень важнейших  объектов нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности  Свердловской области в 2001-2010 годах приведен в таблице 5.

Таблица 5. Перечень важнейших  объектов нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности

Наименование муниципальных образований, отраслей экономики, предприятий, объектов

Период

Проектная мощность

Капитальные вложения, млн. рублей/ млн.долл.США

ОАО “Новолялинский целлюлозно-бумажный комбинат”, 624400, г.Новая Ляля, ул.Ленина, 2

Основные показатели за 2001 год:

Объем производства  продукции    244,7  млн.руб.

Численность работающих                 1861         чел.

     

Организация производства товарной сульфатной целлюлозы 

2001-2005

150 тыс. тонн

2570 / 80,7

АО(р) “Туринский целлюлозно-бумажный завод”, 623900, г. Туринск, ул. Дзержинского, 2

     

Основные показатели за 2001 год:

 Объем производства  продукции   419,8   млн.руб.

Численность работающих 1647 чел.

     

Строительство цеха плит средней плотности 

2001-2005

60 тыс. м3

900 / 28,3


В лесопромышленном комплексе Свердловской области ситуация достаточно сложная.

Так, средняя заработная плата на 33,4 % меньше, чем в промышленности, и в несколько раз ниже, чем в добывающих отраслях. По лесопромышленному комплексу среднемесячная зарплата составляет 3769 р., в том числе в лесозаготовительной отрасли — 3314 р., в деревообработке — 3317 р. и в целлюлозно-бумажной — 5736 р. Для сравнения: средняя заработная плата на предприятиях промышленности составляет 5660 р., в том числе в топливной — 15094 р., в нефтедобывающей — 21603 р., в газовой — 18336 р., угольной — 6949 р., в цветной металлургии — 9967 р. Из приведенных цифр видно, что налицо значительная отраслевая и межотраслевая дифференциация.

Низкий уровень заработной платы ведет к тому, что она теряет свою воспроизводственную и стимулирующую функции. Одной из основных причин подобного положения в лесном комплексе, безусловно, является низкая эффективность производства, высокий износ оборудования, не позволяющий внедрять передовые технологии изготовления лесобумажной продукции.

Другая немаловажная причина — государственная политика в вопросах заработной платы. С начала экономических реформ государство  сознательно сдерживало рост заработной платы, законодательно устанавливало  минимальную величину оплаты труда на недопустимо низком уровне, который не обеспечивал не только воспроизводство рабочей силы, но и элементарное выживание работника.

В заключение можно сказать, что роль лесных ресурсов заключается  не только в обеспечении сырьем, созданием рабочих мест, но и той экологической ролью, которая едва ли менее значима для области.

Список использованных источников

 

  1. Грачев В.А. Очерки экологии промышленных районов Свердловской области / Дискомфортные зоны местообитания населения Среднего Урала, 2008г.
  2. Капустин В. Г., Корнев И. Н.,  «География Свердловской области» (учебное пособие). Екатеринбург: «Средне-уральское книжное издательство», 1996г.
  3. Моисеев Н.А. Проблемы лесной экономики в науке и практике // Лесное хозяйство. 2008 г. № 4
  4. www.midural.ru – официальный сайт Правительства Свердловской области
  5. http://www.mprso.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов Свердловской области

1 www.midural.ru – официальный сайт Правительства Свердловской области

2 Грачев В.А. Очерки экологии промышленных районов Свердловской области / Дискомфортные зоны местообитания населения Среднего Урала, 2008г.

3 В.Г. Капустин. Объяснительная записка к «Экологической карте Свердловской области в масштабе 1: 2500000»,М., 1993 г.




Информация о работе Лесные ресурсы Свердловской области