Экономико-географическое положение Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе дается оценка экономико-географического положения Пермского края. В первой главе рассматриваются природные условия: рельеф, почвы, климат, водообеспеченность края, различные виды ресурсов, а так же ТСПР. Во второй главе рассматривается население Пермского края и его демографическая ситуация. В третьей главе рассмотрен хозяйственный комплекс, коэффициент специализации, а так же рассчитаны индекс локализации и индекс душевого потребления. Четвертая глава посвящена транспортному комплексу Пермского края. В пятой главе рассмотрены экологические проблемы, выявлен уровень воздействия различных городов на природную среду.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая оценка природных условий и ресурсов 6
1.1 Краткая характеристика основных природных компонентов 6
1.2 Экономическая оценка природных ресурсов 9
Глава 2. Население и трудовые ресурсы 15
Глава 3. Хозяйственный комплекс Пермского края 27
Глава 4. Транспортный комплекс 39
Глава 5. Экологические проблемы Пермского края…………….…………….44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Картосхема

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Положительное сальдо увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 408,0 млн. долларов и составило 4677,8 млн. долларов США.

Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 88,3%, доля импорта – 11,7%.

Крупнейшие торговые партнеры: Нидерланды (25,2%), Китай (10,3%), Бельгия (8,9%), Бразилия (5,8%), США (3,7%).        

В товарной структуре экспорта Пермского края за январь-июнь 2014 года преобладали: минеральные продукты – 47,8%; продукция химической промышленности – 43,5%, древесина и изделия из нее, древесный уголь – 4,8%.

Основными структурообразующими товарами импорта в январе-июне 2014 года машиностроительная продукция – 68,6%; продукция химической промышленности  – 14,3%; минеральные продукты – 4,3%.

Объём иностранных инвестиций (без учёта органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), поступивших в экономику края в течение 2013 года (по учтённому кругу предприятий), составил 2699,4 млн. долларов США, что в 2,9 раза больше, чем в 2012 году.

Наибольшие объёмы иностранных инвестиций за 2013  год – 46,0% всех инвестиций из стран дальнего зарубежья – поступили из Соединенного королевства.

В течение 2013 года из Пермского края направлены инвестиционные вложения в 49 стран. Их объём в анализируемом периоде по сравнению с 2012 годом вырос на 27,9% и составил 6196,1 млн. долларов США. Более 83% этих средств было направлено за рубеж в форме прочих инвестиций (5158,9 млн. долларов США). По сравнению с предыдущим годом несколько снизилось прямое инвестирование зарубежных партнеров (на 15,7%). В порядке прямых инвестиций за рубеж было направлено 1034,8 млн. долларов США (16,7% общей суммы средств, направленных из Пермского края за рубеж). Основная часть инвестиций из Прикамья (53,6%), была направлена на Кипр.

 

Таблица 7 - Производство некоторых важнейших видов промышленной продукции Пермского края (по крупным и средним предприятиям и организациям).

 

Янв.- сентябрь

2014 г.

Справка за янв.- сентябрь 2013 г.

Темп роста сентября 2014 г. в % к сентябрю

2013 г.

Темп роста янв.- сентября 2014 г. в % к янв.- сентябрю

2013 г.

Нефть добытая, включая газовый конденсат, тыс. тонн

K

K

104,2

104,4

Газ природный и попутный, млн. куб. м

K

K

109,4

107,2

Удобрения азотные (в пересчете на 100% азота), тыс.тонн

K

K

147,9

105,3

Удобрения калийные (в пересчете на 100% К2О), тыс.тонн

5615,9

4392,5

111,3

127,9

Пиломатериалы, тыс. куб. м

296,77

294,74

105,6

100,7

Бумага, тонна

419326

432735

107,8

96,9

Картон, тонна

K

K

107,4

92,3

Чугун, тыс. тонн

K

K

100

3,2

Прокат готовый, тонн

K

K

75,2

71,6

Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы гидравлические, тыс.тонн

K

K

101,5

104,5

Кирпич керамический неогнеупорный строительный, блоки керамические для полов, плитки керамические несущие или облицовочные и аналогичные изделия керамические, млн.усл.кирпичей

140,9

123,6

131,7

114

Теплоэнергия, тыс. Гкал

24115,1

23905,1

97,7

100,9

Электроэнергия, кВт-час

25289,642

25048,854

94

101

Электродвигатели переменного тока многофазные  мощностью более 75 кВт, штук

K

K

40,6

70,7

Проводники электрического тока на напряжение более 1 кВ прочие (с соединительными приспособлениями или без них), км

K

K

98

89,5

Мясо и субпродукты - всего, тонна

34423,56

35249,97

111,5

97,7

Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - всего, тонна

165404

183175

82,8

90,3


 

Проведем расчет коэффициента специализации Пермского края по видам экономической деятельности.

Для расчета коэффициента специализации определим удельный вес численности населения Пермского края  в населении РФ

Таблица 8 – Коэффициенты специализации Пермского края по видам экономической деятельности.

Показатели

Виды экономической деятельности

Добывающая промышленность

 

Энергетика

 

Обрабатывающая промышленность

Топливо – энергетические ресурсы

Другие полезные ископаемые

Объем производства в субъекте РФ, млрд. руб.

206483

7184

90085

760028

Объем производства в ФО (РФ), млрд. руб.

284135

71108

766523

5687482

Удельный вес в производстве ФО (РФ), %

16

10,1

11,7

13,3

Коэффициент специализации

1,80

1,13

1,32

1,5


 

 

Таким образом, данные таблица 8 показывают, что Пермский край специализируется на добыче полезных ископаемых, в частности, топливных ресурсов.

 

Индекс локализации:

Сущность специализации обрабатывающих производств определяется расчетом индекса локализации:

Ил = Уп сф / Уп фо, где Уп сф  - удельный вес отрасли в производстве СФ, а Уп фо – удельный вес отрасли в производстве ФО.

Ид = Уотр. сф / Унас. сф, где Уотр. сф – удельный вес отрасти СФ в производстве ФО, а Унас. сф – удельный вес населения СФ в населении ФО.

 

 

Таблица 9– Расчет индекса локализации и индекса душевого потребления по обрабатывающим производствам.

Название производства

Объем пр-ва в субъекте, млн. р.

Объем пр-ва в ФО, млн. р.

Ил

Ид

Пр-во пищев. прод., вкл. напитки и табак

44329

601186

0,6

0,8

Текстильное и щвейной производство

5521

36857

1,1

1,7

Пр-во кожи, изделий из кожи, пр-во обуви

 

317

 

8173

   

0,3

0,4

Обработка

древесины

и производство

изделий

из дерева

10219

50586

1,5

2,3

целлюлозно-бумажное про-изводство; из-дательская и полиграфиче-ская деятель-ность

29772

102827

2,2

3.3

производство кокса и нефте-продуктов

273008

1416015

1,4

2,2

химическое производство

181727

869974

1,6

2,4




На основе данных таблицы 9 можно сделать вывод, что индекс локализации, превышающий или равен единице, наблюдается у таких отраслей как: Текстильное и швейной производство, Обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство. Данные  отрасли являются отраслями специализации данной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Транспортный комплекс.

 

Пермь — один из крупнейших транспортных узлов России. Город занимает особо выгодное географическое положение, так как находится в центре страны на пересечении железнодорожного пути из Европы в Азию (Транссибирская магистраль) с водным путём субмеридионального направления к пяти морям.

 

Железнодорожный транспорт

 

Пермь является крупнейшим железнодорожным узлом  Свердловской железной дороги (ранее — Пермская железная дорога имени Л. М. Кагановича). На станции Пермь II движение поездов осуществляется по трём направлениям:

  • западному (Казань, Москва, Санкт-Петербург);
  • восточному (Кунгур, Екатеринбург → Владивосток);
  • горнозаводскому (Углеуральская, Нижний Тагил, Приобье).

Горнозаводское направление в свою очередь разделяется после станции Левшино на две ветки: в направлении станции Углеуральской и в направлении станции Чусовской. Имеется железнодорожная ветка, проходящая по правобережной части города, по плотине Камской ГЭС.

Через Пермь проходят пассажирские поезда, связывающие Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский районы страны сУралом, Сибирью и Дальним Востоком, Москву — со столицами Монголии и Китая, Санкт-Петербург — со столицей Казахстана.

 

Воздушный транспорт

 

«Воздушными воротами» Перми является аэропорт Большое Савино, имеющий статус международного и способный принимать все типы современных воздушных судов.

Основной объём регулярных пассажирских перевозок осуществляется по маршруту «Пермь — Москва». Авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», S7 Airlines, «ЮТэйр», «Трансаэро», «Ямал» выполняют в совокупности до десяти рейсов в день во все аэропорты Москвы. Также выполняются регулярные круглогодичные рейсы в Киев,Санкт-Петербург, Екатеринбург, Прагу, Баку, Душанбе, Худжанд, сезонные — в Сочи, Краснодар и Анапу.

Чартерные рейсы связывают Пермь с городами Турции, Египта, Таиланда, Индии, Испании, Греции и других стран. Основные перевозчики — Оренбургские авиалинии, Nord Wind, Кубань.

В настоящее время планируются реконструкция и расширение аэровокзала, увеличение числа авиакомпаний, осуществляющих полёты из Перми, расширение географии полётов.

В Перми также расположен аэропорт Бахаревка, откуда до начала 1990-х годов выполнялись местные рейсы в населённые пункты Пермского края. В 2006 году аэропорт закрыт, и возобновление его работы не планируется. Согласно генеральному плану города, территория аэродрома будет отдана под жилую застройку.

 

Автомобильный транспорт

 

К Перми существует подъезд с автодороги  (участок Елабуга — Ижевск — Пермь), в Перми начинается федеральная автодорога (Пермь — Екатеринбург). На начало 2011 года город имеет автодорожные выходы в соседние Удмуртию(три), Башкортостан (один) и Свердловскую область (два, один из которых связывает город также с Тюменью, а второй станет частью федеральной автодороги Пермь — Томск «Северная широтная магистраль»). Построена автодорога до границы сКировской областью, которая станет частью федеральной автомагистрали Санкт-Петербург — Екатеринбург. Строится автомобильная дорога до Сыктывкара через Коми-Пермяцкий округ. В 1996 году введены в эксплуатацию автомобильный мостчерез реку Чусовая и автомобильная дорога Пермь — Березники, что позволило кратчайшим путём соединить с областным центром города Верхнекамья.

В октябре 2005 года пущена в эксплуатацию первая очередь Красавинского моста — нового автодорожного моста через Каму, который позволил разгрузить от транзитного транспорта центр города. В 2008 мост запущен полностью, а также Южный обход, соединивший Красавинский мост с Восточным обходом.

Автобусами и маршрутными такси Пермь связана со многими населёнными пунктами Пермской агломерации, всеми центрами административных территорий края, а также  Ижевском,  Воткинском, Сарапулом,  Набережными  Челнами,  Нижнекамском,  Уфой, Нефтекамском,  Оренбургом,  Тольятти,  Екатеринбургом,  Красноуфимском,  Челябинском,  Самарой, Чебоксарами  30 июня 2008 года сдан в эксплуатацию после реконструкции автовокзал «Южный».

 

Речной транспорт

 

Протекающая по городу река Кама является важным звеном единой глубоководной системы Европейской части России, в свою очередь связанной с водными путями европейских стран. В Перми находятся два самых восточных речных порта Европы: порт Пермь и порт Лёвшино. Из Перми можно осуществлять перевозку грузов в порты Балтийского, Белого, Чёрного, Азовского и Каспийского морей, речные порты Большого Европейского кольца. Через Пермь проходят водные грузовые пути. Из городов Березники, Соликамск речным грузовым транспортом перевозятся различные грузы, в основном минеральные удобрения и калийные соли. Раньше Кама была одной из крупнейших транспортных водных артерий, но с развалом Камского речного пароходства (ныне — ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» магната М. Антонова) судоходство через Пермь значительно сократилось.

Туристическими маршрутами Пермь связана с Санкт-Петербургом, Москвой, Нижним Новгородом,  Ростовом-на-Дону,  Астраханью.

 

Городской общественный транспорт

 

Внутригородские перевозки  осуществляются  автобусами,  трамваями,  троллейбусами, маршрутными такси и  электропоездами. Общественный транспорт появился в Перми в 1926 году, когда было открыто автобусное сообщение между Мотовилихой и центром города.

7 ноября 1929 года было открыто движение трамваев (см. Пермский трамвай). Первая трамвайная линия начиналась в районе нынешней площади Восстания, пересекала реку Егошиху по старому мосту и проходила по улице Ленина до пересечения с улицей Куйбышева. Первый трамвайный парк находился в Разгуляе. В 1930 году линию от улицы Куйбышева продлили до железнодорожного вокзала станции Пермь II.

В 1960 году было открыто движение троллейбусов. Первая линия проходила от речного вокзала по Комсомольскому проспекту до Комсомольской площади.

В настоящее время в городе действуют 121 автобусный, 15 трамвайных и 13 троллейбусных маршрутов, а также 30 — маршрутных такси (по состоянию на октябрь2009 года).

Первое технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства Пермского метрополитена подготовлено в 1982 г. (трест — «Ленметрогипротранс»). Тогда же начались работы предварительного цикла. Первый официальный план Пермского метро, включающий 2 линии, опубликован в 1982 г. В связи с тяжелой экономической ситуацией 90-х годов строительство метро было сначала приостановлено, а затем фактически прекращено.

С тех пор возможность возобновления постройки метрополитена неоднократно поднималась на протяжении многих лет, но, по всей видимости, безуспешно (полуофициальная версия (отговорка) — отсутствие подходящих грунтов).

 

Таблица 10 – Характеристика транспортных путей Пермского края.

Регион

Железные дороги, тыс. км

Речные пути, тыс. км

Автомобильные дороги, тыс. км

Площадь территории региона, тыс.кв. км

Густота ж-д. путей, км/10000 кв. км

Густота речных путей, км/1000 кв. км

Густота автодорог, км/1000 кв. км

Пермский края

1311

1519

10,5

160,6

93

67,5

67,5

Приволжский ФО

14897

9374

174796

1038

183,2

102,4

171

Информация о работе Экономико-географическое положение Пермского края