Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:50, курсовая работа
В курсовой работе дается оценка экономико-географического положения Пермского края. В первой главе рассматриваются природные условия: рельеф, почвы, климат, водообеспеченность края, различные виды ресурсов, а так же ТСПР. Во второй главе рассматривается население Пермского края и его демографическая ситуация. В третьей главе рассмотрен хозяйственный комплекс, коэффициент специализации, а так же рассчитаны индекс локализации и индекс душевого потребления. Четвертая глава посвящена транспортному комплексу Пермского края. В пятой главе рассмотрены экологические проблемы, выявлен уровень воздействия различных городов на природную среду.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая оценка природных условий и ресурсов 6
1.1 Краткая характеристика основных природных компонентов 6
1.2 Экономическая оценка природных ресурсов 9
Глава 2. Население и трудовые ресурсы 15
Глава 3. Хозяйственный комплекс Пермского края 27
Глава 4. Транспортный комплекс 39
Глава 5. Экологические проблемы Пермского края…………….…………….44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Картосхема
Положительное сальдо увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 408,0 млн. долларов и составило 4677,8 млн. долларов США.
Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 88,3%, доля импорта – 11,7%.
Крупнейшие торговые партнеры: Нидерланды (25,2%), Китай (10,3%), Бельгия (8,9%), Бразилия (5,8%), США (3,7%).
В товарной структуре экспорта Пермского края за январь-июнь 2014 года преобладали: минеральные продукты – 47,8%; продукция химической промышленности – 43,5%, древесина и изделия из нее, древесный уголь – 4,8%.
Основными структурообразующими товарами импорта в январе-июне 2014 года машиностроительная продукция – 68,6%; продукция химической промышленности – 14,3%; минеральные продукты – 4,3%.
Объём иностранных инвестиций (без учёта органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), поступивших в экономику края в течение 2013 года (по учтённому кругу предприятий), составил 2699,4 млн. долларов США, что в 2,9 раза больше, чем в 2012 году.
Наибольшие объёмы иностранных инвестиций за 2013 год – 46,0% всех инвестиций из стран дальнего зарубежья – поступили из Соединенного королевства.
В течение 2013 года из Пермского края направлены инвестиционные вложения в 49 стран. Их объём в анализируемом периоде по сравнению с 2012 годом вырос на 27,9% и составил 6196,1 млн. долларов США. Более 83% этих средств было направлено за рубеж в форме прочих инвестиций (5158,9 млн. долларов США). По сравнению с предыдущим годом несколько снизилось прямое инвестирование зарубежных партнеров (на 15,7%). В порядке прямых инвестиций за рубеж было направлено 1034,8 млн. долларов США (16,7% общей суммы средств, направленных из Пермского края за рубеж). Основная часть инвестиций из Прикамья (53,6%), была направлена на Кипр.
Таблица 7 - Производство некоторых важнейших видов промышленной продукции Пермского края (по крупным и средним предприятиям и организациям).
Янв.- сентябрь 2014 г. |
Справка за янв.- сентябрь 2013 г. |
Темп роста сентября 2014 г. в % к сентябрю 2013 г. |
Темп роста янв.- сентября 2014 г. в % к янв.- сентябрю 2013 г. | |
Нефть добытая, включая газовый конденсат, тыс. тонн |
K |
K |
104,2 |
104,4 |
Газ природный и попутный, млн. куб. м |
K |
K |
109,4 |
107,2 |
Удобрения азотные (в пересчете на 100% азота), тыс.тонн |
K |
K |
147,9 |
105,3 |
Удобрения калийные (в пересчете на 100% К2О), тыс.тонн |
5615,9 |
4392,5 |
111,3 |
127,9 |
Пиломатериалы, тыс. куб. м |
296,77 |
294,74 |
105,6 |
100,7 |
Бумага, тонна |
419326 |
432735 |
107,8 |
96,9 |
Картон, тонна |
K |
K |
107,4 |
92,3 |
Чугун, тыс. тонн |
K |
K |
100 |
3,2 |
Прокат готовый, тонн |
K |
K |
75,2 |
71,6 |
Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы гидравлические, тыс.тонн |
K |
K |
101,5 |
104,5 |
Кирпич керамический неогнеупорный строительный, блоки керамические для полов, плитки керамические несущие или облицовочные и аналогичные изделия керамические, млн.усл.кирпичей |
140,9 |
123,6 |
131,7 |
114 |
Теплоэнергия, тыс. Гкал |
24115,1 |
23905,1 |
97,7 |
100,9 |
Электроэнергия, кВт-час |
25289,642 |
25048,854 |
94 |
101 |
Электродвигатели переменного тока многофазные мощностью более 75 кВт, штук |
K |
K |
40,6 |
70,7 |
Проводники электрического тока на напряжение более 1 кВ прочие (с соединительными приспособлениями или без них), км |
K |
K |
98 |
89,5 |
Мясо и субпродукты - всего, тонна |
34423,56 |
35249,97 |
111,5 |
97,7 |
Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - всего, тонна |
165404 |
183175 |
82,8 |
90,3 |
Проведем расчет коэффициента специализации Пермского края по видам экономической деятельности.
Для расчета коэффициента специализации определим удельный вес численности населения Пермского края в населении РФ
Таблица 8 – Коэффициенты специализации Пермского края по видам экономической деятельности.
Показатели |
Виды экономической деятельности | |||
Добывающая промышленность |
Энергетика |
Обрабатывающая промышленность | ||
Топливо – энергетические ресурсы |
Другие полезные ископаемые | |||
Объем производства в субъекте РФ, млрд. руб. |
206483 |
7184 |
90085 |
760028 |
Объем производства в ФО (РФ), млрд. руб. |
284135 |
766523 |
5687482 | |
Удельный вес в производстве ФО (РФ), % |
16 |
10,1 |
11,7 |
13,3 |
Коэффициент специализации |
1,80 |
1,13 |
1,32 |
1,5 |
Таким образом, данные таблица 8 показывают, что Пермский край специализируется на добыче полезных ископаемых, в частности, топливных ресурсов.
Индекс локализации:
Сущность специализации обрабатывающих производств определяется расчетом индекса локализации:
Ил = Уп сф / Уп фо, где Уп сф - удельный вес отрасли в производстве СФ, а Уп фо – удельный вес отрасли в производстве ФО.
Ид = Уотр. сф / Унас. сф, где Уотр. сф – удельный вес отрасти СФ в производстве ФО, а Унас. сф – удельный вес населения СФ в населении ФО.
Таблица 9– Расчет индекса локализации и индекса душевого потребления по обрабатывающим производствам.
Название производства |
Объем пр-ва в субъекте, млн. р. |
Объем пр-ва в ФО, млн. р. |
Ил |
Ид | |
Пр-во пищев. прод., вкл. напитки и табак |
44329 |
601186 |
0,6 |
0,8 | |
Текстильное и щвейной производство |
5521 |
36857 |
1,1 |
1,7 | |
Пр-во кожи, изделий из кожи, пр-во обуви |
317 |
8173 |
|||
0,3 |
0,4 | ||||
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
10219 |
50586 |
1,5 |
2,3 | |
целлюлозно-бумажное про-изводство; из-дательская и полиграфиче-ская деятель-ность |
29772 |
102827 |
2,2 |
3.3 | |
производство кокса и нефте-продуктов |
273008 |
1416015 |
1,4 |
2,2 | |
химическое производство |
181727 |
869974 |
1,6 |
2,4 |
На основе данных таблицы 9 можно сделать вывод, что индекс локализации, превышающий или равен единице, наблюдается у таких отраслей как: Текстильное и швейной производство, Обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство. Данные отрасли являются отраслями специализации данной территории.
Глава 4. Транспортный комплекс.
Пермь — один из крупнейших транспортных
узлов России. Город занимает особо выгодное
географическое положение, так как находится в центре страны
на пересечении железнодорожного пути
из Европы в Азию (Транссибирск
Пермь является крупнейшим железнодорожным узлом Свердловской железной дороги (ранее — Пермская железная дорога имени Л. М. Кагановича). На станции Пермь II движение поездов осуществляется по трём направлениям:
Горнозаводское направление в свою очередь разделяется после станции Левшино на две ветки: в направлении станции Углеуральской и в направлении станции Чусовской. Имеется железнодорожная ветка, проходящая по правобережной части города, по плотине Камской ГЭС.
Через Пермь проходят пассажирские поезда,
связывающие Центральный, Север
«Воздушными воротами» Перми является аэропорт Большое Савино, имеющий статус международного и способный принимать все типы современных воздушных судов.
Основной объём регулярных пассажирских перевозок осуществляется по маршруту «Пермь — Москва». Авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», S7 Airlines, «ЮТэйр», «Трансаэро», «Ямал» выполняют в совокупности до десяти рейсов в день во все аэропорты Москвы. Также выполняются регулярные круглогодичные рейсы в Киев,Санкт-Петербург, Екатеринбург, Прагу, Баку, Душанбе, Худжанд, сезонные — в Сочи, Краснодар и Анапу.
Чартерные рейсы связывают Пермь с городами Турции, Египта, Таиланда, Индии, Испании, Греции и других стран. Основные перевозчики — Оренбургские авиалинии, Nord Wind, Кубань.
В настоящее время планируются реконструкция и расширение аэровокзала, увеличение числа авиакомпаний, осуществляющих полёты из Перми, расширение географии полётов.
В Перми также расположен аэропорт Бахаревка, откуда до начала 1990-х годов выполнялись местные рейсы в населённые пункты Пермского края. В 2006 году аэропорт закрыт, и возобновление его работы не планируется. Согласно генеральному плану города, территория аэродрома будет отдана под жилую застройку.
В октябре 2005 года пущена в эксплуатацию первая очередь Красавинского моста — нового автодорожного моста через Каму, который позволил разгрузить от транзитного транспорта центр города. В 2008 мост запущен полностью, а также Южный обход, соединивший Красавинский мост с Восточным обходом.
Автобусами и маршрутными такси Пермь связана со многими населёнными пунктами Пермской агломерации, всеми центрами административных территорий края, а также Ижевском, Воткинском, Сарапулом, Набережными Челнами, Нижнекамском, Уфой, Нефтекамском, Оренбургом, Тольятти, Екатеринбургом, Красноуфимском, Челябинском, Самарой, Чебоксарами 30 июня 2008 года сдан в эксплуатацию после реконструкции автовокзал «Южный».
Протекающая по городу река Кама является важным звеном единой глубоководной
системы Европейской части России, в свою
очередь связанной с водными путями европейских
стран. В Перми находятся два самых восточных
речных порта Европы: порт Пермь и порт Лёвшино. Из Перми
можно осуществлять перевозку грузов
в порты Балтийского, Белого, Чёр
Туристическими маршрутами Пермь связана
с Санкт-Петербургом, Москвой,
Городской общественный транспорт
Внутригородские перевозки осуществляются автобусами, трамваями, троллейбусами, маршрутными такси и электропоездами. Общественный транспорт появился в Перми в 1926 году, когда было открыто автобусное сообщение между Мотовилихой и центром города.
7 ноября 1929 года было открыто движение трамваев (см. Пермский трамвай). Первая трамвайная линия начиналась в районе нынешней площади Восстания, пересекала реку Егошиху по старому мосту и проходила по улице Ленина до пересечения с улицей Куйбышева. Первый трамвайный парк находился в Разгуляе. В 1930 году линию от улицы Куйбышева продлили до железнодорожного вокзала станции Пермь II.
В 1960 году было открыто движение троллейбусов. Первая линия проходила от речного вокзала по Комсомольскому проспекту до Комсомольской площади.
В настоящее время в городе действуют 121 автобусный, 15 трамвайных и 13 троллейбусных маршрутов, а также 30 — маршрутных такси (по состоянию на октябрь2009 года).
Первое технико-экономическое обоснование
(ТЭО) строительства Пермского метрополитена
подготовлено в 1982 г. (трест — «Ленметрогипротранс»)
С тех пор возможность возобновления постройки метрополитена неоднократно поднималась на протяжении многих лет, но, по всей видимости, безуспешно (полуофициальная версия (отговорка) — отсутствие подходящих грунтов).
Таблица 10 – Характеристика транспортных путей Пермского края.
Регион |
Железные дороги, тыс. км |
Речные пути, тыс. км |
Автомобильные дороги, тыс. км |
Площадь территории региона, тыс.кв. км |
Густота ж-д. путей, км/10000 кв. км |
Густота речных путей, км/1000 кв. км |
Густота автодорог, км/1000 кв. км |
Пермский края |
1311 |
1519 |
10,5 |
160,6 |
93 |
67,5 |
67,5 |
Приволжский ФО |
14897 |
9374 |
174796 |
1038 |
183,2 |
102,4 |
171 |
Информация о работе Экономико-географическое положение Пермского края