Экономико-географическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

Центром этого ФО является г. Хабаровск.
В состав ДФО входят: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа и Еврейская автономная область.

Оглавление

1. Состав Дальневосточного ФО ……………………………………… 3
2. Физико- и экономико-географическое положение …………..……. 3
3. Оценка природных условий и ресурсов для развития хозяйства … 4
4. Население и оценка трудовых ресурсов …………………………….. 7
5. Хозяйственный комплекс …………………………………………….. 8
6. Транспортная система …..……………………………………………11
7. Территориальная структура расселения и хозяйства ……………… 12
8. Внешние экономические связи …………………………………….... 15
9.Проблемы и перспективы развития ФО в современных экономических условиях ……………………………………………….. 16
10.Хозяйственный комплекс Пензенской области……………………. 19

Файлы: 1 файл

Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

          Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. Округ дает значительную долю в общероссийской вывозке древесины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. В основном лесная промышленность развита в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области. Центр Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане, мебели — в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане, спичек — в Благовещенске. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Сахалине (Углегорск, Поронайск и др.). Действует Амурский целлюлозно-картонный комбинат.

          Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими отраслями, т.е. отраслями рыночной специализации, являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и т.п. Один из крупнейших машиностроительных центров — Хабаровск. Здесь работает ряд заводов, выпускающих оборудование для многих отраслей промышленности. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение — в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область). В Благовещенске работает завод «Амурэлектроприбор», во Владивостоке — завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод «Дальдизель», в Комсомольске-на-Амуре — завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане — «Дальсельмаш».

           Промышленные отрасли представлены также добычей угля, нефти, природного газа, электроэнергетикой и др. Однако энергетическая база не обеспечивает потребности округа. Регион испытывает острый энергетический кризис..

          Черная металлургия пока еще развита недостаточно. Имеются лишь два небольших завода передельной металлургии в Комсомольске-на-Амуре, работающих на металлоломе.

          Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.

          Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности — рыбной — на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли. Мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат. Мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане. Маслобойно-жировая, сырьем для которой является соя, представлена масло-жирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

          Важной отраслью экономики ДФО является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха (Якутия).

          Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура — соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Животноводство развито преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. На долю Дальнего Востока приходится почти половина поголовья северных оленей страны. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается белее 40 видов ценных пушных зверей, ведется заготовка пушнины для страны и на экспорт.

Транспортная  система

Хозяйственное развитие такого огромного по своей территории округа зависит от наличия транспортных путей и взаимодействия разных видов транспорта. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России. Она играет и важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% перевозимых грузов. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений , одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил с постройкой Байкало-Амурской магистрали, второй широтной магистрали. От Большого БАМа сходит малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Исключительно велико значение морского транспорта. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток. Велика роль морского транспорта в развитии экспортно-импортных связей со странами мира. Имеются автомагистрали, но их немного. Это тракты: Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Магадан; Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колымский тракт и др.

 Во внутрирайонных  связях велика роль авиационного  транспорта, особенно с труднодоступными и малоосвоенными территориями.

Территориальная структура расселения и хозяйства

           В ДФО входит республика Саха (Якутия), самая большая по территории республика страны. Она владеет исключительными природными богатствами — золотом, алмазами, оловом, редкими металлами, железными рудами, газом, углем, лесными богатствами и пушниной. Здесь добываются золото, олово и алмазы, развиты металлообрабатывающая, лесная, газовая, угольная промышленность, пушной промысел. Для внутренних связей и связей с другими районами служит водный, авиационный и автомобильный транспорт.

В Якутске  развита пищевая и машиностроительная промышленность. Здесь созданы Научный центр Сибирского отделения РАН и государственный университет. Главные промышленные центры: города Якутск, Нерюнгри, Алдан, Мирный и рабочие поселки Айхал, Депутатский, Покровск, Чернышевский.

          В Приморском крае важнейшими отраслями промышленности являются рыбная, машиностроение, лесная. Развиты и отрасли, дополняющие комплекс, — легкая, пищевая, производство строительных материалов, цветная металлургия. Сельское хозяйство специализируется на выращивании сои, риса, овощей, пшеницы, молочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве.

Во Владивостоке — центре края — сосредоточена 1/3 всей промышленности. Развиты машиностроение, рыбная промышленность, производство строительных материалов и другие отрасли. Другие крупные города края: Находка, Уссурийск, Артем, Спасск-Дальний, Дальнереченск.

          Хабаровский край специализируется на машиностроении – станкостроении, энергомашиностроении, производстве дизелей. Развиты также лесная, легкая и пищевая отрасли промышленности. Сельское хозяйство развито слабо, носит пригородный характер и специализируется на выращивании овощей, картофеля, молочном животноводстве, птицеводстве. Крупный промышленный центр — Хабаровск. Здесь находятся предприятия машиностроения, металлообработки, нефтепереработки, лесной промышленности и стройматериалов. Центром черной металлургии является Комсомольск-на-Амуре. В городе получили также развитие нефтепереработка, лесная промышленность и другие отрасли. В Амурске находится целлюлозно-картонный комбинат. В Николаевске-на-Амуре размещаются судоремонтные предприятия, в Советской Гавани — предприятия рыбной промышленности и деревообработки.

Еврейская автономная область представлена цветной металлургией, машиностроением, легкой, пищевой промышленностью, деревообработкой, производством строительных материалов. Сельское хозяйство специализируется на выращивании пшеницы, сои, картофеля, овощей и на молочном животноводстве. В основном промышленность сосредоточена в центре области — г. Биробиджане.

          Ведущими отраслями Амурской области являются пищевая промышленность, машиностроение, производящее сельскохозяйственные машины и 
горное оборудование. Развита горнодобывающая промышленность — добыча золота и угля, а также лесная промышленность. Амурская область — основной сельскохозяйственный район Дальнего Востока. Здесь концентрируется 2/3 всех зерновых посевов, 50% посевов сои. Выращиваются овощи, картофель, развито животноводство, особенно мясомолочного направления. Благовещенск — центр судостроения, лесной промышленности. Развиты также легкая и пищевая отрасли промышленности.

          Отраслями специализации Сахалинской области являются рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная, топливная — добыча нефти и угля. Сельское хозяйство специализируется на выращивании овощей, картофеля, животноводстве и носит очаговый пригородный характер. В центре области — Южно-Сахалинске находятся предприятия по ремонту оборудования для горнодобывающей и рыбной промышленности, строительных материалов. Имеются предприятия легкой и пищевой промышленности. В Углегорске развита угольная промышленность, в Охе — нефтедобыча и лесопиление.

          Судостроение и рыбная промышленность - главные отрасли в Камчатской области. Предприятия этих отраслей располагаются в Петропавловске - Камчатском. Сельское хозяйство представлено выращиванием овощей, картофеля и разведением крупного рогатого скота. На севере области занимаются оленеводством, пушным промыслом, звероводством.

          Магаданская область выделяется рыбной, горнодобывающей промышленностью, особенно добычей золота (Сусума, Ягодное), олова и ртути. Основа сельского хозяйства области — оленеводство. Крупных промышленных центров в области нет. Центр области — г. Магадан. Второй по величине город — Сусуман.

          Ведущее место в хозяйстве Корякского автономного округа занимают такие отрасли, как рыбная промышленность, пушной промысел (соболь, горностай, лисица). Главная отрасль сельского хозяйства — оленеводство. Центр округа — пос. Палана.

          Ведущее место в хозяйстве Чукотского автономного округа занимает добыча золота, олова, угля, оленеводство, пушной и зверобойный промысел (белка, песец, лисица, морской котик, тюлень), а также рыболовство. Центр округа — г. Анадырь.

          В составе ДФО создана и успешно функционирует новая форма территориальной организации хозяйства — свободная экономическая зона (СЭЗ) «Находка».

          Главные отрасли рыночной специализации — рыбная промышленность, судостроение и судоремонт, производство холодильного оборудования для морского и наземного транспорта. Развиты в СЭЗ электронная промышленность, приборостроение, медико-фармакологическое производство, производство по переработке продукции ресурсов океана и местной флоры. Получили развитие некоторые отрасли легкой промышленности и строительная индустрия. Перспективное развитие зоны имеет международный туризм. Расширяются складское хозяйство и тарное производство. Ведется реконструкция железнодорожных станций Находка и Находка—Восточная для увеличения пропускной способности. Имеется аэропорт, расширяется и реконструируется портовое хозяйство. В перспективе СЭЗ «Находка» станет в России одним из центров международной торговли

          Новые формы территориальной организации хозяйства в Дальневосточном федеральном округе представлены также СЭЗ «Сахалин» и субзоной «Курилы».

          СЭЗ «Сахалин» находится в стадии становления. Она имеет большие перспективы, связанные с богатыми запасами нефти и газа в континентальной и шельфовой частях месторождения, что особенно важно в условиях энергетического и топливного кризиса, испытываемого ДФО. Главные отрасли рыночной специализации СЭЗ «Сахалин» — рыбный промысел, рыбоперерабатывающая промышленность, переработка морепродуктов, горно-добывающая, особенно нефтегазодобы-вающая промышленность. В перспективе создание энергетического комплекса и развитие иностранного туризма.

          Субзона «Курилы» находится на Курильских островах, прилегающем к ним континентальном шельфе и функционирует в пределах Сахалинской области. Главная специализация субзоны — добыча рыбы, морепродуктов и их переработка. В перспективе в субзоне предусматривается строительство аэропорта, автомобильных дорог, электростанций, развитие портового хозяйства

 

Внешние экономические  связи

          ДФО имеет развитые экономические связи со многими регионами России и зарубежными странами. Основными предметами экспорта являются концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Импортируется же чаще продукция легкой промышленности – хлопчатобумажные ткани, кожаная и валяная обувь, шерстяные, шелковые и льняные ткани, трикотажные и швейные изделия. Ввозятся также продукты питания, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и др. Несмотря на значительную отдаленность, ДФО имеет тесные экономические связи с Центральным, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами. Поволжье и Западная Сибирь снабжают Дальний Восток нефтью, хлебом, машинами; Северо-Запад и Центр – электрооборудованием, станками, продукцией легкой промышленности. Однако в период становления рынка произошел некоторый разрыв связей, что отрицательно сказалось на развитии всего хозяйственного комплекса ДФО. Восстановление и развитие экономических связей – одна из главных задач.

          Через ДФО осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно с расположенными в бассейнах Тихого и индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток экспортирует в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др.

Проблемы и  перспективы развития ФО в современных  экономических условиях

          Несмотря на уникальные природные ресурсы и исключительно выгодное географическое положение ДФО, его социально-экономическое состояние нельзя считать благополучным. Для экономики округа характерны диспропорции, слабое развитие толпивно-энергетической базы, недостаточное развитие таких базовых отраслей, как черная металлургия и машиностроение. В последние десять лет наблюдается спад производства. Все субъекты Федерации, входящие в состав Дальневосточного округа, дотационные.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика