Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение важнейших экономических характеристик данного экономического района. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение особенности территориального положения
изучение особенности природно-сырьевой базы
определение роли демографического фактора в развитии хозяйства района;
изучение особенности хозяйственного размещения региона;
постановка основных проблем и перспектив развития района.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3.
1 Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района
1.1 Особенности территориального положения……………………………..5.
1.2 Особенности природно-сырьевой базы………………………………….7.
1.3 Роль демографического фактора в развитии хозяйства района………..11.
1.4 Особенности хозяйственного размещения региона
1.4.1 Промышленность района……………………………………………13.
1.4.2 Сельское хозяйство района…………………………………………18.
1.4.3 Транспортная система района……………………………………...18.
1.5 Проблемы и перспективы развития района…………………………….19.
Заключение……………………………………………………………………23.
Список используемых источников……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по РЭ НА СДАЧУ ИТОГ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    В животноводстве главное значение имеет молочно-мясное скотоводство. В степной зоне развито тонкорунное овцеводство, а в лесостепной и Горном Алтае – полутонкорунное. В таежных и тундровых зонах большое товарное значение имеет пушной промысел и клеточное звероводство. В Горном Алтае широко развито пчеловодство. На юге района занимаются верблюдоводством.

    В пищевой промышленности Западной Сибири преобладает молочно-консервная (Купино, Карасук в Новосибирской области, Красный Яр в Томской области и др.); мясная (мясокомбинаты размещаются в Новосибирске, Бийске, Омске, Прокопьевске и др.). Алтайский край – это крупный район по производству масла, сыра. В областных центрах (Новосибирске, Омске) сосредоточена разнообразная пищевая промышленность (мукомольная, кондитерская, хлебопекарная и др.) [1;87].

    1.4.2 Сельское хозяйство  района 

    Агропромышленный  комплекс района в целом специализируется на выращивании и переработке зерна. Основной ареал зерновых культур (яровакя пшеница, ячмень, рожь и в меньшей степени овес) приурочен к лесостепной и степной зонам Западной Сибири (Омская, Новосибирская области, Алтайский край).  В небольших размерах в местах выращивания технических культур – льна,  конопли, подсолнечника – имеются первичная переработка льна-кудряша и конопли,  маслобойное производство.

    Помимо  традиционных для Западной Сибири направлений  животноводства, в Горном Алтае разводят лошадей, яков-сарлыков, маралов и  пятнистых оленей. Животноводческая ветвь включает масломолочные, молочно-консервные заводы и производства по  переработке  мяса,  кожи,  шерсти,  овчины. 

      1.4.3 Транспортная система  района

    Возрастание межрайонного грузооборота и внутрирайонных  перевозок способствовало расширению транспортной сети. На территории региона  построены нефтепроводы Шаим – Тюмень,  Усть – Балык – Омск, Александровское – Анжеро – Судженск – Красноярск – Иркутск, Самотлор – Тюмень – Альметьевск,  Усть-Балык – Курган – Самара, Омск – Павлодар и газопроводы на участках  Медвежье – Надым – Урал (две очереди),  Надым – Пунга – Центр,  Уренгой – Надым – Ухта – Торжок, Вэнгапур – Сургут – Тобольск – Тюмень, Ямбург – Центр, Нижневартовск – Мыльджино – Томск – Новокузнецк,  Ямбург – Западная граница России.  Этот мощный трубопроводный  транспорт  обеспечивает  доставку потребителям миллионы тонн нефти и миллиарды кубических метров газа.  В настоящее время для выхода тюменской нефти построены трубопроводы протяженностью свыше 10 тысяч километров.  Газовые магистрали протянулись более чем на 12  тысяч километров. Здесь впервые применены трубы диаметром 1420мм.

      Особую роль при промышленном  освоении  новых  районов   играет   железнодорожный транспорт.  По территории района проходят такие наиважнейшие транспортные магистрали, как Транссибирская (от Тюмени до Мариинска), Средне-Сибирская (Омск – Карасук – Камень-на-Оби – Барнаул), Южно-Сибирская (Кулунда – Барнаул – Новокузнецк), Туркестано-Сибирская (Новосибирск – Барнаул – Рубцовск) и др.

      Большое  значение  для  решения локальных задач имеет автодорожный транспорт.  Вокруг Самотлора  построены  внешнее  и внутреннее  автодорожное  кольцо с твердым покрытием, создаются подъездные автодороги к железнодорожной магистрали Тюмень–Тобольск–Сургут. Однако транспортная сеть еще не настолько развита.

    Большое  значение имеет речной транспорт,  т. к. в значительной мере внутренние перевозки грузов осуществляются по рекам Объ-Иртышского и Енисейского бассейнов. Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь.

  1.5 Проблемы и перспективы  развития района

    В Республике Алтай наиболее актуальны вопросы повышения эффективности (продуктивности, в первую очередь) агропромышленного комплекса, устранение отставания переработки сельскохозяйственного сырья (мяса, молока, шерсти) в целях сокращения вывоза за пределы субъекта и связанных с ним потерь произведенной продукции.

        В Алтайском крае, крупном аграрно-индустриальном регионе Западной Сибири, важное значение имеет техническое перевооружение машиностроения, легкой и пищевой промышленности, переориентация их на новый ассортимент продукции, ускоренное развитие переработки сельско-хозяйственного сырья, наиболее эффективное использование большого потенциала местной сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве актуально повышение его продуктивности.

    Успешность развития Кемеровской области зависит от правильности решения проблем эффективного использования топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов и технического перевооружения отраслей, работающих на их основе. Речь идет в первую очередь о реконструкции металлургических предприятий, расширении и реконструкции действующих шахт, а также конверсии Военно-промышленного комплекса.

    В Новосибирской области важно  сохранение ее роли крупного научного центра и высокоразвитого индустриально-аграрного  региона со специализацией на производстве высококвалифицированной продукции машиностроения (электрических машин и генераторов, приборов и средств автоматизации, авиационной техники и др.). Актуально также ускорение развития не капиталоемких и конкурентоспособных производств легкой и пищевой отраслей.

    В Омской области наиболее важны вопросы  эффективных преобразований в химическом комплексе – внутриотраслевая сбалансированность, устойчивость поставок сырья, а также техническое перевооружение машиностроения и ориентирование его на производство оборудования для ТЭК, нефтеперерабатывающей, химической промышленности и отраслей агропромышленного комплекса. Требует внимания развитие не капиталоемких производств легкой и пищевой промышленности.

    В Томской области наиболее важны вопросы технического перевооружения нефтехимической промышленности, развития малого и среднего предпринимательства в легкой и пищевой отраслях, а также повышение продуктивности сельского хозяйства и переработки местной сельскохозяйственной продукции.

    В Тюменской области (северной части) особо актуальны проблемы развития нефтегазовой промышленности, имеющей  общенациональное значение: стабилизация уровней добычи, вовлечение в эксплуатацию новых газоносных районов, более  широкое привлечение федеральных средств. Южная часть области должна сохранить роль производителя сельскохозяйственной продукции и ее переработки, а также промышленной продукции в основном машиностроительного профиля [3].

    Разумеется  дальнейшее развитие промышленности необходимо для благополучия  всего Западно-Сибирского экономического района, но бурное развитие нефтегазовой промышленности, рост населения, строительство населенных пунктов и транспортной сети ведет к интенсивным изменениям в природе и ставит множество проблем в отношении рационального использования природных ресурсов, их охраны от непроизводительной порчи.

    При нефте- и газодобыче на поверхность  почв, водоемов и болот попадают нефтепродукты, сточные воды, содержащие токсичные компоненты, соленые пластовые воды. Северные водоемы из-за низкой температуры, недостаточной аэрации, малой биологической активности обладают слабой способностью к самоочищению. Они очень быстро загрязняются. Самоочищение рек происходит только на расстоянии 2 – 2,5 тыс. км от мест загрязнения вниз по течению. Широкое развитие болот с застойным поверхностным увлажнением предопределило длительную сохранность плавающей нефтяной пленки на месте выброса. Загрязняющие вещества на поверхности болот могут сохраняться сотни лет. Загрязнение поверхностных вод приводит к резкому сокращению рыбных ресурсов, создает трудности с водоснабжением.

    При добыче и переработке нефти и  газа в атмосферу выделяются сероводород и двуокись серы. С атмосферными осадками они попадают в почву, увеличивая ее кислотность. Под действием двуокиси серы кустистые лишайники утрачивают хлорофилл. Это приводит к уменьшению годового прироста, а при увеличении загрязнения воздуха – и к сокращению площади лишайниковых тундр.

    При подготовке месторождений к освоению на значительных площадях вырубается лес. В условиях избыточного увлажнения и распространения многолетней мерзлоты это ведет к увеличению заболоченности.

    Ввиду высокой пожароопасности нефте- и газопромыслов строительство  промышленных объектов, дорог, отсыпка площадок под буровые установки, прокладка нефте- и газопроводов на болотах ведутся без их осушения. При строительстве этих объектов, особенно линейных сооружений, на болотах существенно нарушается гидротермический режим. При строительстве линейных объектов на мерзлоте в результате нарушения почвенно-растительного покрова и образования канав, выемок, котлованов изменяются мерзлотные условия, происходит образование просадок.

    Таким образом, развитие нефте- и газодобычи в Западной Сибири, сопровождаемое ростом населения, влечет за собой изменение качества природных вод, сокращение рыбных ресурсов, лесных площадей и пушных зверей и локальные изменения в рельефе. К сокращению лесопокрытых площадей и изменению состава лесов может привести и дальнейшее развитие лесозаготовок. Все эти изменения природы еще не зашли далеко, поэтому есть возможность предотвратить или локализовать наиболее неблагоприятные из них, иначе может случится непоправимое и уже не о каких перспективах развития района говорить не придется.

 

     Заключение

    В настоящий момент наше государство испытывает большие экономические трудности и более менее стабильное положение на мировом рынке ему оказывает экспорт нефти и газа добываемого в Западной Сибири.

    Таким образом, можно сделать вывод  о важности Западно-Сибирского района для России в географическом и экономическом плане. Мы видим, что здесь расположены важнейшие очаги российской экономики, без которых развитие России просто невозможно. Это, естественно, топливно-энергетический комплекс. Благодаря этому Западная Сибирь стала спонсором страны валютных поступлений, вырученных от продажи нефти и газа в другие страны.

    Западно-Сибирский  район относится к наиболее перспективным  районам страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного  развития необходимы большие вложения. Это связано главным образом с техническим обновлением. Остро стоят и внутренние проблемы региона.

    Разумеется  дальнейшее развитие промышленности необходимо для благополучия  всего Западно-Сибирского экономического района, но бурное развитие нефтегазовой промышленности, рост населения, строительство населенных пунктов и транспортной сети ведет к интенсивным изменениям в природе и ставит множество проблем в отношении рационального использования природных ресурсов, их охраны от непроизводительной порчи. 

     

 

     Список используемых источников: 

  1. Озорнова  Л.М. Состояние и проблемы регионов России: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002 – 128 с.
  2. Озорнова Л.М., Катунина Е.В. Региональная экономика: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003 – 156 с.
  3. www.rubrikon.com
  4. www.slovari.yandex.ru
  5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2009. – 795 с.
  6. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. - Москва: «Тесса», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. -416 с.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района