Экономико-географическая характеристика западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: раскрыть тему контрольной.
В контрольной работе будет рассматриваться Зарубежная Европа. Выясним что, страны региона расположены в благоприятных природных условиях: хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умеренный климат, плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральными ресурсами. Где расположены промышленные запасы нефти, угля, руд цветных металлов, калийных солей и др.

Оглавление

Введение………………………………………………………..2
Территория, границы, положение………………………….....4
Природные условия и ресурсы………………………………..6
Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация…………………………………………………….7
Общая характеристика хозяйства……………………………..9
5.1 Хозяйство: место в мире, различия между странами……….9
5.2 Промышленность: главные отрасли……………………….....9
5.3 Сельское хозяйство: три главных типа …………………….12
5.4 Транспорт: главные магистрали и узлы…………………….13
Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры…………………………………………………………15
Отдых и туризм: главный туристский регион мира………..16
Охрана окружающей среды и экологические проблемы:
преодоление угрозы…………………………………………..17
Заключение……………………………………………………18
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

экономическая география.docx

— 46.01 Кб (Скачать)

Хозяйство: место в мире, различия между странами.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве  по размерам промышленного и сельскохозяйственного  производства, по экспорту товаров  и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона  в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада — ФРГ, Франция, Великобритания и Италия.  Из остальных стран  зарубежной Европы наибольший экономический  вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие  от четырех главных стран их экономика  специализируется, прежде всего, на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Промышленность: главные отрасли.

Регион  производит больше металлообрабатывающих  станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США. Машиностроение—  ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона  и 2/3 его экспорта. Мировой известностью пользуются марки автомобилей «рено» – Франция; «мерседес», «фольксваген» – ФРГ; «вольво» – Швеция; «ФИАТ» – фабрика итальянских автомобилей в Турине; «татра» – Чехия; автобусы «Икарус» – Венгрия.

Машиностроение, ориентирующееся, прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения — район Бирмингема, текстильного машиностроения — район Манчестера, судостроения — район Глазго.

Один  из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы — столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции  страны. Но есть и такие районы и  даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии  предприятия этой отрасли имеются  почти в каждом городе. Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира — ФРГ.

Крупнейший  в регионе узел нефтехимических  производств и НПЗ сформировался  в эстуарии Рейна и Шельды в  Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран  зарубежной Европы ведущее место  заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из развивающихся  стран, из России. Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне- Лаузицкий, Галле- Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство  ТЭС. Но они построены также в  морских портах и в крупных  городах. Все большее воздействие  на структуру и географию электроэнергетики  — особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 . На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС.  Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и сырьем, — ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхнесилезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината — «Хута-Краков» и «Катовице». Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранта (Италия). Его мощность — более 10 млн. т стали в год. Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

Лесная  промышленность, ориентирующаяся, прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая  промышленность, с которой, как мы уже знаем, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Сельское  хозяйство: три главных  типа.

По основным видам сельскохозяйственной продукции  большинство стран полностью  обеспечивает свои потребности и  заинтересовано в ее сбыте на внешних  рынках. Основным типом сельскохозяйственного  предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают  помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства  зарубежной Европы — растениеводство  и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и  исторических условий в регионе  сложились три основных типа сельского  хозяйства:

1) североевропейский

2) среднеевропейский  

3) южно- европейский.

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в  обслуживающем его растениеводстве  — кормовых культур и серых  хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного  и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы.

Для южно- европейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда  как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах  занимают зерновые культуры, международная  специализация Южной Европы определяется, прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы». Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии. 

Транспорт: главные магистрали и узлы.

Региональная  транспортная система региона относится  в основном к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов.

Конфигурация  транспортной сети региона очень  сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального  направлений, имеющие международное значение. Например, главные широтные трансъевропейские магистрали проходят следующим образом:

    1. Брест – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва;
    2. Лондон – Париж – Вена – Будапешт – Белград – София – Стамбул.

Речные  пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 — 300 млн. т грузов в год. После ввода  в эксплуатацию водного пути Рейн — Майн — Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии  зарубежной Европы, он должен значительно  возрасти.

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие, прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них — Роттердам.

Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 — 300 млн. т в год. Расположенный  на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции  главных морских ворот для  многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо- проводами.

Зарубежная  Европа – хороший пример того, как  даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт. Завершён «проект века»  сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш. Например, автодорожный мост через пролив Босфор в Стамбуле был открыт в Стамбуле в 1973 г. Это самый большой мост в Европе и четвёртый в мире. Благодаря шестирядному движению пропускная способность составляет около 20 тыс. машин в сутки. В 1988 г. был сдан в эксплуатацию второй такой же мост.

Транспортные  сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентовую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ. 

Наука и финансы:

научно-исследовательские  парки и банковские центры.

По примеру  «Силиконовой долины» в США в  зарубежной Европе также возникло много  научно-исследовательских парков, которые  уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые  крупные из них находятся в  окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых  банков. Эталоном страны-банкира давно  уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны — Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон. 

Отдых и туризм: главный  туристский регион мира.

Как мы уже знаем, зарубежная Европа — главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму — Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

Главный район приморского туризма —  Средиземноморье, которое ежегодно посещают от 100 до 150 млн. человек. Особенно популярны побережье Лагурийского моря, где находится защищенный с  севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье  Адриатического моря в Хорватии, побережье Испании.

Главный район горного туризма — Альпы. Нижний пояс гор используется главным  образом для лечения и пешеходного  туризма, средний — для занятия  горнолыжным спортом, верхний —  для альпинизма.

Наряду  со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые  камни Европы» — достопримечательности  ее городов. Своеобразной «туристской  Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле — августе местных жителей, наверное, меньше, чем приезжих. Множество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах. 
 

Информация о работе Экономико-географическая характеристика западной Европы