Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:12, контрольная работа
Цель контрольной работы: раскрыть тему контрольной.
В контрольной работе будет рассматриваться Зарубежная Европа. Выясним что, страны региона расположены в благоприятных природных условиях: хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умеренный климат, плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральными ресурсами. Где расположены промышленные запасы нефти, угля, руд цветных металлов, калийных солей и др.
Введение………………………………………………………..2
Территория, границы, положение………………………….....4
Природные условия и ресурсы………………………………..6
Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация…………………………………………………….7
Общая характеристика хозяйства……………………………..9
5.1 Хозяйство: место в мире, различия между странами……….9
5.2 Промышленность: главные отрасли……………………….....9
5.3 Сельское хозяйство: три главных типа …………………….12
5.4 Транспорт: главные магистрали и узлы…………………….13
Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры…………………………………………………………15
Отдых и туризм: главный туристский регион мира………..16
Охрана окружающей среды и экологические проблемы:
преодоление угрозы…………………………………………..17
Заключение……………………………………………………18
Список использованной литературы………………
Хозяйство: место в мире, различия между странами.
Зарубежная Европа,
как целостный регион, занимает первое
место в мировом хозяйстве
по размерам промышленного и
Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада — ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется, прежде всего, на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.
Промышленность: главные отрасли.
Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США. Машиностроение— ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Мировой известностью пользуются марки автомобилей «рено» – Франция; «мерседес», «фольксваген» – ФРГ; «вольво» – Швеция; «ФИАТ» – фабрика итальянских автомобилей в Турине; «татра» – Чехия; автобусы «Икарус» – Венгрия.
Машиностроение, ориентирующееся, прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения — район Бирмингема, текстильного машиностроения — район Манчестера, судостроения — район Глазго.
Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы — столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны. Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе. Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира — ФРГ.
Крупнейший
в регионе узел нефтехимических
производств и НПЗ
В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне- Лаузицкий, Галле- Лейпцигский).
На угольные
бассейны ориентируется и большинство
ТЭС. Но они построены также в
морских портах и в крупных
городах. Все большее воздействие
на структуру и географию
Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхнесилезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината — «Хута-Краков» и «Катовице». Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранта (Италия). Его мощность — более 10 млн. т стали в год. Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.
Лесная промышленность, ориентирующаяся, прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.
Легкая промышленность, с которой, как мы уже знаем, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.
Сельское хозяйство: три главных типа.
По основным
видам сельскохозяйственной продукции
большинство стран полностью
обеспечивает свои потребности и
заинтересовано в ее сбыте на внешних
рынках. Основным типом сельскохозяйственного
предприятия стала крупная
1) североевропейский
2) среднеевропейский
3) южно- европейский.
Для североевропейского
типа, распространенного в
Для южно-
европейского типа характерно значительное
преобладание растениеводства, тогда
как животноводство играет второстепенную
роль. Хотя главное место в посевах
занимают зерновые культуры, международная
специализация Южной Европы определяется,
прежде всего производством фруктов, цитрусовых,
винограда, оливок, миндаля, орехов, табака,
эфиромасличных культур. Побережье Средиземного
моря — главный «сад Европы». Все средиземноморское
побережье Испании и особенно район Валенсии
обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь
выращивают различные фрукты и овощи,
но больше всего — апельсины, сбор которых
продолжается с декабря по март. По экспорту
апельсинов Испания занимает первое место
в мире. Рыболовство давно уже стало отраслью
международной специализации в Норвегии,
Дании и особенно в Исландии.
Транспорт: главные магистрали и узлы.
Региональная транспортная система региона относится в основном к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов.
Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Например, главные широтные трансъевропейские магистрали проходят следующим образом:
Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 — 300 млн. т грузов в год. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн — Майн — Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти.
В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие, прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них — Роттердам.
Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 — 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо- проводами.
Зарубежная Европа – хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт. Завершён «проект века» сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш. Например, автодорожный мост через пролив Босфор в Стамбуле был открыт в Стамбуле в 1973 г. Это самый большой мост в Европе и четвёртый в мире. Благодаря шестирядному движению пропускная способность составляет около 20 тыс. машин в сутки. В 1988 г. был сдан в эксплуатацию второй такой же мост.
Транспортные
сети отдельных стран имеют либо
радиальную (одноцентовую) конфигурацию,
как во Франции, где «все дороги ведут
в Париж», либо многоцентровую, как, например,
в ФРГ.
Наука и финансы:
научно-исследовательские парки и банковские центры.
По примеру
«Силиконовой долины» в США в
зарубежной Европе также возникло много
научно-исследовательских
В зарубежной
Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых
банков. Эталоном страны-банкира давно
уже стала Швейцария: в сейфах ее
банков лежит половина всех ценных бумаг
мира. Особенно выделяется «экономическая
столица» страны — Цюрих. В последнее
время в страну-банкира превратился и
Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым
центром был и остается Лондон.
Отдых и туризм: главный туристский регион мира.
Как мы уже знаем, зарубежная Европа — главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму — Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.
Главный
район приморского туризма —
Средиземноморье, которое ежегодно
посещают от 100 до 150 млн. человек. Особенно
популярны побережье
Главный
район горного туризма — Альпы.
Нижний пояс гор используется главным
образом для лечения и
Наряду
со странами, «продающими свой климат»,
туристов и отдыхающих привлекают «старые
камни Европы» —
Информация о работе Экономико-географическая характеристика западной Европы