Экономико-географическая характеристика Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных характеристик государства, что связано с решением следующих задач:
описать географическое положение, полезные ископаемые и природные ресурсы страны;
рассмотреть политическое устройство и структуру населения;
отразить общую характеристику хозяйства (промышленность, сельское хозяйство);
изучить инфраструктуру.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Административно-территориальное устройство Японии 5
1.1 Географическое положение Японии 5
1.2. Природные ресурсы и полезные ископаемые 8
1.3. Политическое устройство Японии 10
2. Демографическая ситуация и особенности социального развития 13
2.1. Демографическая ситуация 13
2.2. Социальная инфраструктура 15
2.2.1 Здравоохранение 16
2.2.2 Образование 18
2.2.3 Жилье 19
2.2.4 Транспорт 20
3. Хозяйственный комплекс и внешнеэкономическая деятельность 23
3.1. Промышленность 23
3.2. Сельское хозяйство 25
3.3. Внешнеэкономическая деятельность 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

курсач 2.1.docx

— 570.29 Кб (Скачать)

Согласно Конституции, в  Японии действует система разделения властей. В соответствии со статьей 41, «Парламент является высшим органом  государственной власти и единственным законодательным органом государства»[1, c.203]. Главами высшего органа законодательной власти считаются спикер палаты  представителей и спикер палаты советников парламента. Обе палаты парламента избираются. Общее количество депутатов Конституцией не закреплено и определяется специальными законами, поэтому время от времени оно корректируется.

В нижней Палате представителей около 500 депутатов, с 2000 года точное число их составляет 480 человек, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 180 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок полномочий депутатов – четыре года, но он может быть сокращен в случае роспуска палаты представителей. После этого выборы должны быть проведены в течение 40 дней.

Палата советников примерно вдвое меньше, с 2004 года она насчитывает 242 члена, имеющих срок полномочий шесть  лет (причем Конституцией не предусмотрена  возможность роспуска верхней палаты). Каждые три года половина членов переизбирается. Порядок формирования верхней палаты такой: 146 депутатов избирается по префектурным многомандатным избирательным округам (в Японии префектур – сорок  семь), а еще 96 депутатов проходят по общегосударственным спискам  партий в масштабах всей страны, т.е. избирательным округом в данном случае является вся страна.

В Палату представителей могут  быть избраны граждане Японии, достигшие 25 лет, в Палате советников возрастной ценз выше и составляет 30 лет. Выборы в обе палаты – прямые, право  голоса имеют все граждане не моложе двадцати лет (то есть совершеннолетние).

Законопроекты сначала поступают  на рассмотрение Палаты представителей. Все решения палат парламента принимаются большинством голосов  депутатов, участвующих в заседании. Исключением является голосование  по бюджету и некоторым другим наиболее важным вопросам, когда для  принятия решения необходимы две  трети голосов депутатов, участвующих  в заседании. Нижняя палата обладает приоритетом над верхней: если последняя  отвергает законопроект, одобренный Палатой представителей, он все равно  может быть принят в том случае, если за него проголосует 2/3 депутатов  нижней палаты, присутствующих на заседании.

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров, которым  руководит премьер-министр и который  наделён правом законодательной  инициативы.

Парламент может выразить недоверие кабинету министров. Если в течение 10 дней палата представителей не будет распущена, то кабинет уходит в отставку. Парламент осуществляет также процедуру импичмента в  отношении судей, виновных в правонарушении.

Местным законодательным  органом в муниципии является муниципальное собрание, возглавляемое  председателем.Муниципальные собрания могут принимать нормативные  акты местного значения. Законы, касающиеся той или иной муниципии, могут  быть приняты парламентом только с согласия большинства их жителей, устанавливаемого посредством референдума. Руководство исполнительной властью  в муниципии осуществляет ее глава  — губернатор (в префектуре) и  мэр (в муниципиях нижнего звена).

 

2. Демографическая ситуация  и особенности социального развития

2.1. Демографическая ситуация

Современное население Японии составляет около 127 млн. человек, что  ставит страну на 7-е место в мире поколичеству населенияпосле Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и России.

   Продолжительность  жизни людей в Японии самая  высокая в мире: мужчин – 78,8 лет, женщин – 85,62 лет.   В связи с ростом продолжительности жизни людей в последние десятилетия увеличивается часть людей старших возрастных групп. Люди возрастом свыше 65 лет составляют около22% общей численности населения. Снижение естественного прироста привело к уменьшению количества населения молодых возрастных групп. Возрастная структура населения Японии представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Возрастная структура населения Японии [5]

 Половая структура  населения Японии характеризуется  преобладанием женщин (около 52%). Они составляют значительную  часть от всех занятых в  производстве (около 40%). Это гораздо  больше, чем в других высокоразвитых  странах мира.

Экономически активное население  составляет больше половины жителей  Японии. В промышленности занято свыше 1/3, в сельском хозяйстве – 3%, в непроизводственной сфере – 50% всего работоспособного населения. За последние годы состоялись значительные изменения в структуре занятости по отраслям. Увеличилось число занятых в обрабатывающей промышленности, сфере услуг, в строительстве, транспорте, резко снизилось количество занятых в сельском и лесном хозяйстве, в горнодобывающей промышленности. Для Японии присущее сравнительно незначительное количество безработных, которое объясняется как высокими темпами развития экономики, так и специфическими трудовыми отношениями.

Япония относится к  странам с высокой плотностью населения. На 1 км2 в среднем проживает около 336 чел. Однако плотность населения значительно колеблется по территории. Если на севере Хоккайдо она составляет около 70 чел./км2, то в прибрежных районах местами превышает 500 чел./км2.

Страна характеризуется  высоким уровнем урбанизации. В  городах проживает около 80% населения. В Японии 655 больших городов, в  том числе 12 из них - города-миллионеры, представленные в таблице 2.1.

Таблица  2.1 – Крупнейшие города Японии [5]

 

Город

Префектура

Население (тыс. чел)

1

Токио

Токио

8 664

2

Иокогама

Канагава

3 631

3

Осака

Осака

2 646

4

Нагоя

Айти

2 239

5

Саппоро

Хоккайдо

1 895

6

Кобе

Хёго

1 531

7

Киото

Киото

1 469

8

Фукуока

Фукуока

1 430

9

Кавасаки

Канагава

1 373

10

Сайтама

Сайтама

1 192

11

Хиросима

Хиросима

1 163

12

Сэндай

Мияги

1 030

13

Китакюсю

Фукуока

994

14

Тиба

Тиба

925


Города, за незначительным исключением, расположены на побережье и равнинах. Бурное развитие городов привело  к образованию агломераций. Особенно больших размеров приобрела столичная  агломерация Кейхин – 7 тыс.км2 (главные города: Токио, Йокагама, Кавасаки, Тиба), население которой составляет около 30 млн. чел. Вторая по величине – агломерация Хансин занимает площадь 4,5 тыс.км2 с населением 13 млн. жителей. Третья – агломерация Тюке с ядром в Нагое занимает площадь 3,2 тыс.км2. Эти три агломерации составляют единственную урбанизированную систему – Токийский мегалополис.

В Токио вместе с примыкающими префектурами проживает более четверти всего населения страны. Примерно половина компаний, учреждений и средств  массовой информации имеют свои штаб-квартиры в столице. Там же расположены ок. 85% действующих в Японии иностранных финансовых организаций.

Население Японии исключительно  однородно в расовом, этническом, языковом и религиозном отношениях.Японцы составляют 99.4% населения. Среди национальных меньшинств, которые проживают в стране, выделяются корейцы – около 700 тыс. чел, китайцы, – 60 тыс. чел., американцы – 2.5 тыс. чел. На острове Хоккайдо проживает небольшая по численности народность айны (20 тыс. чел.) – остаток древнего племени, которое населяло японские острова.

Большинство жителей Японии исповедуют синтоизм (примерно 90 млн. чел.), который считается национальной японской религией.Присутствуют также православные, буддисты, католики и иные веры.

2.2. Социальная инфраструктура

За последние десятилетия  отмечается переход социальной инфраструктуры Японии на качественно новую ступень, что выражается в высоких темпах развития телекоммуникации, науки и технологии, увеличении затрат на охрану окружающей среды, социальное обеспечение, образование и здравоохранение.

Среди отраслей нематериального  производства особое место занимают торговля, оказание финансовых и банковских услуг. Идет процесс софтизации экономики, то есть возрастания роли нематериальных ресурсов: информации, туризма и связи. Приобретает большую значимость оказание деловых услуг, связанных с обслуживанием производства: консалтинг, инжиниринг, маркетинг.

2.2.1 Здравоохранение

Существующая на данный момент система здравоохранения Японии начала постепенно складываться после  Второй Мировой Войны. При ее формировании упор был сделан прежде всего на профилактическую медицину, которая включала в себя всеобщее просвещение в области гигиены и охраны здоровья, консультации по проблемам здоровья, медицинский осмотр и контроль, вакцинацию и прочее. Ориентация на профилактику и реабилитацию позволила снизить, причем существенно, расходы на здравоохранение, не снижая его качества. Медицинская политика определялась кредо: предоставлять медицинские услуги для каждого, в любое время и повсеместно, с минимальной оплатой за них.

В 1961 г. Министерство здравоохранения и народного благосостояния представило государственную универсальную схему общественного медицинского страхования, которая охватывала все население страны. В 70-е упор был сделан на расширение предоставления первичной помощи, что предусматривало увеличение числа врачей на каждые 100 тыс. населения, а также совершенствование системы медицинского образования. В 70 - 80 годы проводились реформы, направленные на увеличение доли государства в финансировании социальных услуг, и здравоохранения в том числе. Оплата медицинских услуг заметно снизилась. Лицам в возрасте 70 лет и старше предоставили бесплатную медицинскую помощь. Оплата лечения этой категории, а также других групп нетрудоспособных в рамках общественной системы медицинского страхования компенсировалась через центры, префектуры или муниципалитеты. Для других пациентов системой медицинского страхования был установлен потолок выплат.

Последующие реформы касаются сугубо японской демографической ситуации, сформировавшейся в последние десятилетия. Очень увеличилась продолжительность жизни, сейчас она наибольшая в мире. Лица, приписанные к системе медицинского обслуживания престарелых, составляют около 22% от общей численности населения и потребляют более 30% затрат на медицинское обслуживание. Из-за старения нации доля общих затрат на медицинское обслуживание престарелых быстро повышается.

Японская система здравоохранения, включая бесплатные анализы, дородовое  курирование пациенток и контроль за инфекционными заболеваниями, обеспечивается властями на национальном и локальном уровне. Медицинское обслуживание в Японии платное и недешевое, но 90% затрат гражданина в среднем компенсирует государственная система медицинского страхования. Собственно, в Японии две основные системы медицинского страхования, которыми охвачено подавляющее большинство населения. Первая - Национальная система страхования здоровья, - охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц. Вторая - система страхования лиц наемного труда, охватывающая наемных работников и их иждивенцев, является крупнейшей в Японии. В этой системе действуют различные программы. Некоторые из них принадлежат государству, которое само является страховщиком. А в программе общественного страхования страховщиком является само общество, созданное администрацией и работниками одного или нескольких предприятий одной отрасли.

Больницы и амбулаторные отделения имеют различную форму  собственности, но в основном принадлежат  крупным корпорациям.Пребывание в  стационаре также стоит дорого. Страховое возмещение составляет здесь 70%.

К недостаткам японской системы  медицинского страхования можно  отнести большое число пациентов, что вызвано фиксированной ценой  на медицинские услуг, т. е. врачи  стремятся увеличить свои доходы за счет увеличения числа пациентов.

Второй отрицательной  чертой является стремление врачей оказывать в первую очередь те услуги, которые наиболее дороги. В частности, это относится к лабораторным исследованиям и выписке лекарств. При этом выписываются в первую очередь новые, запатентованные лекарства, цены на которые правительство ограничить не может. Так, например, уровень назначения антибиотиков третьего поколения в Японии самый высокий в мире.

Третьей и, видимо, основной негативной чертой японской системы  является проблема качества медицинской  помощи: так как все врачи оплачиваются одинаково, то они не имеют никаких  стимулов для повышения своей  квалификации и оказания качественной помощи. Никаких программ обеспечения  качества в Японии не существует. В  результате пациенты предпочитают обращаться в специализированные и университетские  клиники, полагая, что качество лечения  там выше. Это ведет к возникновению  очередей на прием в амбулаторных отделениях и на госпитализацию и  является основой для "черного  рынка".

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Японии