Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Уральский экономический район занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на стыке двух главных районов - района производства и потребления готовой продукции, с одной стороны, и района с основными сырьевыми ресурсами, с другой. Более того, Урал выгодно расположен с точки зрения импорта-экспорта продукции и сырья в отношениях с азиатскими странами.

Оглавление

Общие сведения о регионе 3

История заселения и освоения 6

Природные ресурсы и полезные ископаемые 9

Характеристика населения. Урбанизация 11

Характеристика отраслей промышленности 12

Территориальная организация промышленности Урала 20

Характеристика сельского хозяйства или АПК 28

Краткая характеристика входящих субъектов 31

Состояние окружающей среды и экологические проблемы 35

Рекреационно-туристический потенциал 37

Список используемой литературы 39

Приложение 40

Файлы: 1 файл

реферат география урал.docx

— 190.55 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ   

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  
 

Реферат по дисциплине экономическая география 

на тему: Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района. 
 
 
 

                 выполнила студентка  II-ого курса экономического факультета

                группа  Э1-10

                Кондакчян Э.А.

                Проверил  ст. преп.

                Кравчук Д. А.  

  2011 

Оглавление

Общие сведения о регионе 3

История заселения и освоения 6

Природные ресурсы и полезные ископаемые 9

Характеристика  населения. Урбанизация 11

Характеристика  отраслей промышленности 12

Территориальная организация промышленности Урала 20

Характеристика  сельского хозяйства  или АПК 28

Краткая характеристика входящих субъектов 31

Состояние окружающей среды  и экологические  проблемы 35

Рекреационно-туристический  потенциал 37

Список  используемой литературы 39

Приложение 40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общие сведения о регионе

 

  Уральский экономический  район занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на стыке двух главных районов - района производства и потребления готовой продукции, с одной стороны, и района с  основными сырьевыми ресурсами, с другой. Более того, Урал выгодно  расположен с точки зрения импорта-экспорта продукции и сырья в отношениях с азиатскими странами.

     Урал  – богатейшая сокровищница континента, где осуществляется добыча огромного  количества полезных ископаемых: железные и медные руды, хром, никель, кобальт, цинк, алюминиевые руды, золото, асбест, каменный уголь, бокситы, соли, кристаллы  горного хрусталя, аметисты, рубины, сапфиры, топазы, яшма, красный турмалин, зеленый изумруд, нефть, газ. На Урале  сконцентрирована хорошая сырьевая база – здесь богатые леса, где  ведутся разработки и хвойных  и лиственных пород древесины (сосна, кедр, лиственница, пихта, береза, осина  и т.д.), здесь большие залежи строительных материалов (гранит, слюда, гипс, огнеупорная  глина, кварцит, магнезит, флюсовое сырье, кварцевые пески, цементные мергели, асбест), топливные ресурсы на Урале  представлены всеми основными видами: нефтью, природным газом, углём, торфом, горючими сланцами, Урал богат водными  ресурсами (реки Кама, Белая, Уфа, Часовая, Нейва, Урал и еще великое множество малых рек), на Урале хорошо развиты сельскохозяйственные отрасли, в особенности по производству мяса птицы и выращиванию льна. Агропромышленный комплекс Урала занимает четвертое место в стране по объему сельскохозяйственной продукции.

     Ядро  Урала как экономического района образует мощный комплекс тяжёлой индустрии, для которой характерны целостность  и взаимодействие межотраслевых  комплексов и локальных торгово-промышленных комплексов. Специализация и структура  хозяйства в значительной мере определена сочетанием таких межотраслевых комплексов, как топливно - энергетический, металлургический, машиностроительный, химический, лесопромышленный, строительный и агропромышленный. В структуре промышленности района господствующее положение занимает металлургия, на неё приходится более четверти всей выпускаемой продукции. Далее идут машиностроение и металлообработка (17%), топливная промышленность (15%), электроэнергетика (14%), химическая и нефтехимическая промышленность (6,5%). В целом тяжёлая индустрия производит почти 9/10 всей промышленной продукции. Одна из характерных особенностей промышленности Урала – высокий уровень концентрации производства. Руководящую роль играют крупные и сверхкрупные предприятия-монополисты. Среди них Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский завод тяжёлого машиностроения – «Уралмаш» (Екатеринбург), «Уралвогонзавод» (Нижний Тагил), «Уралэлектротяжмаш» (Екатеринбург) и др.

 
     Урал – один из самых крупных в стране экономических  районов по производству и потреблению  электроэнергии. Здесь производится около 15% всей электроэнергии в стране. По производству электроэнергии Урал уступает только центральному району и Восточной Сибири. Здесь построено  несколько тепловых электростанций мощностью более 1млн кВт каждая, работающих на природном газе, мазуте, местных углях, несколько небольших  гидроэлектростанций, действует Белоярская АЭС, на которой работает энергоблок мощностью 600 тыс. кВт с реактором  на быстрых нейтронах. Уральская  энергосистема входит в состав Единой системы европейской части России.
     Особенности экономико-географического  положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой  преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя  перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. Преобладает железнодорожный  транспорт, наряду с ним хорошо развит трубопроводный. Через Северный и  Центральный Урал проложено несколько  ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Развивается автомобильный транспорт как для внутрирайонных перевозок, так и для перевозок за пределы региона, в том числе за рубеж России. Бурно набирает обороты воздушный транспорт. После открытия аэропорта Кольцово (Екатеринбург) для международных перевозок, авиакомпания «Уральские авиалинии» уверенно движется к первым местам в рейтинге авиакомпаний. Планируется строительство Нижнетагильского аэропорта.
     Несмотря на общий  упадок науки в стране в конце  двадцатого века, на Урале продолжают действовать научные центры и  исследовательские институты. Практически  в каждом крупном городе Урала  действуют научно-исследовательские  институты и экспериментальные  лаборатории.
     Не только природные  ресурсы Урала определяют его  рыночную специализацию и размещение производства. Большое значение имеют  также население и трудовые ресурсы. Численность населения Уральского экономического района - 20,4 млн. человек (второе место после Центрального района). Урал – один из высокоурбанизированных экономических районов страны. Около 3/4 его населения проживают в  городах и посёлках городского типа. Особенно велика доля горожан в Свердловской, Челябинской и Пермской областях. Система городского расселения включает 150 городов и 256 посёлков городского типа. Екатеринбург, Челябинск, Уфа  и Пермь – города-миллионеры. Они составляют 1/3 городов такого ранга в стране, т.е. их здесь больше, чем в любом другом экономическом районе. Эти и другие крупные города – Ижевск, Оренбург и Курган - сосредотачивают 40% всего городского населения Урала. При средней плотности населения 24,7 человек на 1 кв.км. наиболее высокими показателями заселённости территории выделятся Челябинская область (41,8) и Удмуртия (38,8), самыми низкими - Пермская область (18,6) и Курганская область (15,6 человека на 1 кв.км).       

История заселения и освоения

     Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

     XVII век в истории освоения Урала  можно рассматривать как период  массовой «вольной» крестьянской  колонизации, связанной, преимущественно,  с аграрным развитием края. В  течение столетия здесь сформировалось  старожильческое русское население,  воспроизведшее на новом месте  обитания черты традиционной  культуры в варианте русского  Севера. В данный период «низовой»  элемент являлся лидером колонизационного  движения. Государство едва успевало  вносить в этот быстротечный  процесс свои административные  коррективы.

     В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

     К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

     Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной  в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу  в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального  протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

     Хозяйственно-экономическую  базу уральского феномена составил горноокружной  строй промышленности. Главный элемент  этой системы – горный округ –  представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал  себя сырьем, топливом, энергоресурсами  и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

     Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района