Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель работы - показать республику Татарстан как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. На основе системного подхода к комплексной оценке республики Татарстан с учётом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих её экономики как основы развития “вертикальных” и “горизонтальных” связей в экономическом районе и стране в целом.
Сельское хозяйство республики обслуживает 66 АО “Сельхозтехника”, 54 АО “Агрохимсервис” и 43 агроснабов районов.
Основными направлениями аграрной политики в республике являются: - расширение необходимой правовой базы для регулирования земельных отношений, - включая частную собственность на землю с правом купли и продажи; - формирование класса крупных собственников и многоукладной экономики; - внедрение прогрессивных технологий;
- интеграция
В таблице 5 приведены расчёты
коэффициентов специализации
где F - доля продукции Татарстана
к общему производству в районе,
%; P - доля населения Татарстана к
общей численности населения
в районе, %. Из таблицы видно, что
главной отраслью специализации
республики является производство сахарной
свеклы. Татарстан также
Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана.
С одной стороны, комплекс
является самостоятельным материальным
производством, а с другой, входит
в состав инфраструктуры, обеспечивающей
развитие других производственных отраслей.
Принадлежность к отраслям материального
производства и связующая роль в
межотраслевом и
Основные задачи транспорта:
- обеспечение устойчивых
связей между отдельными
- повышение экономической эффективности
его работы.
Республика Татарстан располагает развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, нефте- и газопроводы, авиалинии.
Важнейшими железными дорогами являются магистрали, проходящие через города Зеленодольск, Казань, Агрыз (часть дороги Москва-Екатеринбург) и через нефтедобывающие районы юго-восточной части республики (часть дороги Москва-Челябинск). Несколько меньшее значение имеют меридиальные дороги Зеленодольск-Ульяновск и Агрыз-Бугульма.
Крупнейшими транспортными узлами являются города Казань, Агрыз, Зеленодольск, Бугульма, Набережные Челны.
Крупные города республики связаны постоянным воздушным сообщением с 70 городами России и других государств СНГ, а также со странами дальнего зарубежья. В систему воздушного транспорта Республики Татарстан входят 17 эксплуатантов воздушного транспорта, аэропорт "Казань ", Татарское агентство воздушных сообщений, товарищество с ограниченной ответственностью "Аэрь" и предприятие "Свет". Из 17 эксплуатантов 4 предприятия являются государственными, 4 созданы на базе акционерных обществ, 6 получили свидетельства эксплуатантов на базе летных отрядов ведомственной авиации, 3 эксплуатанта созданы на базе учебно-спортивной авиации.
В Республике Татарстан полеты
производятся из 24 аэропортов и аэродромов,
из них 1 аэропорт международный (Казань),
2 аэропорта союзного значения (Бегишево,
Бугульма), 16 аэропортов местных воздушных
линий, 2 аэродрома Российского
Татарстан является крупнейшим
в Восточной Европе центром трубопроводного
транспорта. Основные нефте- и газопроводы
радиально расходятся от Альметьевско-Бугульминского
промышленного узла на северо-восток
(Пермь), восток (Уфа), юго-восток (Оренбург),
юго-запад (Самара) и запад (Казань).
Город Альметьевск является начальным
пунктом нефтепровода "Дружба",
по которому татарская нефть
По оценке Госкомстата
Республики Татарстан, в 1998 г. предприятиями
автомобильного транспорта перевезено,
с учетом малых предприятий и
предпринимателей, занимающихся коммерческими
грузовыми перевозками, включая
перевозки для собственных
Пассажирооборот транспорта общего пользования характеризовался в 1998 г. следующими данными. Перевозка пассажиров предприятиями автомобильного транспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. уменьшилась на 6, 3% и составила 660, 5 млн. человек, 61% перевозок выполнено муниципальными, 5, 7% государственными, 33, 3% - прочими автопредприятиями.
В 1998 г. авиационным транспортом, с учетом нерегулярных авиаперевозчиков, перевезено 294, 7 тыс. человек и выполнено 445, 4 млн. пассажиро-километров, что составило, соответственно, 66, 4% и 64, 7% к уровню 1997 г. Из общего объема перевезенных пассажиров и выполненного пассажирооборота 89, 9% и 80, 8% приходилось на долю регулярных авиаперевозчиков.
В таблице 6 приведены протяжённость
транспортных путей республики и
их густота. В 1998 году номенклатура экспорта
была представлена широким спектром
производимой в республике продукции,
хотя наибольшую долю (64, 5%) в общем
объеме экспорта продолжали составлять
нефть и нефтепродукты. Помимо них
большой вклад в экспорт
В структуре импорта Республики
Татарстан превалировали товары
производственно-технического назначения
(машины, оборудование, приборы и
транспортные средства и т. п. ) - 60% от
общего объема импорта. Традиционно
импортируемыми товарами являются также
черные металлы и трубы из них,
медикаменты, алкогольные и безалкогольные
напитки, зерновые культуры, масло подсолнечное,
сахар, мясо и мясопродукты.
Раздел 6. Экологические проблемы Татарстана.
На территории республики развиваются следующие типы деградации окружающей среды в результате деятельности человека:
1. Промышленно-городское
загрязнение атмосферы в
3. Водная эрозия в результате сведения растительности, распашки земель, выпаса скота.
4. Юго-западная граница
Татарстана примыкает к
Правительством Татарстана
принята специальная
Население в результате своей
жизнедеятельности оказывает
УВ = ЭПср / БКП,
где ЭПср- средняя экологическая плотность населения; БКП - биоклиматический потенциал Д. И. Шашко, характеризующий влияние природных условий на биологическую продуктивность территории.
Расчёт уровня воздействия
шести наиболее крупных городов
Татарстана приведён в таблице 7.
Таблица 7
Город
ЭП ср
УВ
Казань
2203
1159, 47
Наб. Челны
788, 4
414, 95
Нижнекамск
212, 7
111, 95
Зеленодольск
101, 1
53, 21
Бугульма
93, 7
49, 32
Альметьевск
150, 8
79, 37
БКП = 1, 9
Заключение.
Политика "мягкого" вхождения
в рынок, заключающаяся в углубленном
внимании государства к сохранению
промышленного и аграрного
За 1995-1998 гг. республика имеет рост объемов производства в промышленности соответственно 2%, 3, 2%, 3, 5% и 0, 2%. Сохранились положительные темпы роста в химической и нефтехимической, топливной, лесной и деревообрабатывающей, а также пищевой промышленности.
Благодаря мерам государственной
поддержки нефтедобывающих
В 1998 г. на развитие экономики
и социальной сферы использовано
инвестиций на сумму более 14 млрд. рублей.
Успешно реализуются
Для переселения граждан из ветхого жилья в 1998 г. построено 5, 6 тыс. квартир, в том числе в г. Казани - 4, 5 тыс. квартир, что, соответственно, на 22 и 32 процентов больше, чем в 1997 году.
Введено в эксплуатацию 2, 9 тыс. км газопроводов, газифицировано около 53 тыс. квартир - это больше, чем предусматривалось программой на 1998 год и итогов 1997 года. Уровень газификации домов и квартир в сельской местности составил более 61 процента, в городах, рабочих поселках и райцентрах - почти 95 процентов.
Ввод телефонных емкостей
в 1998 году составил 101, 3 тыс. номеров (125,
7% к уровню 1997 года). За пять лет введено
331 тыс. номеров, что в 2, 8 раза больше,
чем за предыдущие пять лет. За период
1994-1998 гг. Республика Татарстан по основным
показателям телефонизации
По состоянию на 1 января 1999 г. в Республике Татарстан накоплено зарубежных инвестиций на сумму 1288, 4 млн. долларов США. По итогам 1998 года Республика Татарстан находится на втором месте среди регионов Российской Федерации по величине привлечения иностранных инвестиций, приходящихся на 1 жителя. Денежные доходы на душу населения в декабре 1998 г. составили 1149 рублей. Средняя заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях республики в ноябре 1998 г. составила 971, 5 рубля.
В целом в Татарстане сохранены
многие позитивные тенденции развития
последних лет. Республика живет
в условиях социально-политической
стабильности, межнационального согласия.
Совершенствуется экономическая и
политическая самостоятельность Татарстана,
крепнет его авторитет в
Экономическая самостоятельность
Татарстана, недотационность республики,
взаимное правовое признание Российской
Федерации и Республики Татарстан,
конструктивный диалог и взаимодействие
органов государственной власти
Республики Татарстан и Российской
Федерации выделяют республику как
один из политически и экономически
стабильных, а также наиболее перспективных
регионов.
Список использованной литературы и материалов.
1. География России. Атлас. М, 1999 г.
2. Регионы России. Статистический сборник.
М, 1998 г.
3. В. П. Дронов, В. П.
Максаковский, В. Я. Ром. Экономическая
и социальная география.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика республики Татарстан