Экономико-географическая характеристика республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать республику Татарстан как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. На основе системного подхода к комплексной оценке республики Татарстан с учётом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих её экономики как основы развития “вертикальных” и “горизонтальных” связей в экономическом районе и стране в целом.

Файлы: 1 файл

Экономико.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

Сельское хозяйство республики обслуживает 66 АО “Сельхозтехника”, 54 АО “Агрохимсервис” и 43 агроснабов районов.

Основными направлениями  аграрной политики в республике являются: - расширение необходимой правовой базы для регулирования земельных  отношений, - включая частную собственность  на землю с правом купли и продажи; - формирование класса крупных собственников  и многоукладной экономики; - внедрение  прогрессивных технологий;

- интеграция товаропроизводителей  с предприятиями переработки  и торговли; - развитие рыночной  инфраструктуры и подготовка  кадров для работы в новых  условиях.

В таблице 5 приведены расчёты  коэффициентов специализации Татарстана в рамках Поволжского экономического района, выполненные в целях выявления  объёма и структуры сельскохозяйственного  производства:

где F - доля продукции Татарстана к общему производству в районе, %; P - доля населения Татарстана к  общей численности населения  в районе, %. Из таблицы видно, что  главной отраслью специализации  республики является производство сахарной свеклы. Татарстан также специализируется в производстве зерна, картофеля, мяса, молока и яиц. Значимость агропромышленного  комплекса Татарстана в районе очень  высока. 
 
    Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана.

С одной стороны, комплекс является самостоятельным материальным производством, а с другой, входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей развитие других производственных отраслей. Принадлежность к отраслям материального  производства и связующая роль в  межотраслевом и территориальном  разделении труда определяют народнохозяйственное значение транспорта, поэтому сочетание  и взаимодополнение различных видов транспорта - одно из условий формирования транспортной системы. 
 
    Основные задачи транспорта:

- обеспечение устойчивых  связей между отдельными отраслями  и районами; - своевременное и  полное удовлетворение потребностей  народного хозяйства и населения  в перевозках; 
 
    - повышение экономической эффективности его работы.

Республика Татарстан  располагает развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, нефте- и газопроводы, авиалинии.

Важнейшими железными  дорогами являются магистрали, проходящие через города Зеленодольск, Казань, Агрыз (часть дороги Москва-Екатеринбург) и через нефтедобывающие районы юго-восточной части республики (часть дороги Москва-Челябинск). Несколько  меньшее значение имеют меридиальные дороги Зеленодольск-Ульяновск и  Агрыз-Бугульма.

Крупнейшими транспортными  узлами являются города Казань, Агрыз, Зеленодольск, Бугульма, Набережные Челны.

Крупные города республики связаны  постоянным воздушным сообщением с 70 городами России и других государств СНГ, а также со странами дальнего зарубежья. В систему воздушного транспорта Республики Татарстан входят 17 эксплуатантов воздушного транспорта, аэропорт "Казань ", Татарское  агентство воздушных сообщений, товарищество с ограниченной ответственностью "Аэрь" и предприятие "Свет". Из 17 эксплуатантов 4 предприятия являются государственными, 4 созданы на базе акционерных обществ, 6 получили свидетельства  эксплуатантов на базе летных отрядов  ведомственной авиации, 3 эксплуатанта созданы на базе учебно-спортивной авиации.

В Республике Татарстан полеты производятся из 24 аэропортов и аэродромов, из них 1 аэропорт международный (Казань), 2 аэропорта союзного значения (Бегишево, Бугульма), 16 аэропортов местных воздушных  линий, 2 аэродрома Российского оборонно-спортивного  технического общества и 2 аэродрома  Министерства авиационной промышленности.

Татарстан является крупнейшим в Восточной Европе центром трубопроводного  транспорта. Основные нефте- и газопроводы  радиально расходятся от Альметьевско-Бугульминского промышленного узла на северо-восток (Пермь), восток (Уфа), юго-восток (Оренбург), юго-запад (Самара) и запад (Казань). Город Альметьевск является начальным  пунктом нефтепровода "Дружба", по которому татарская нефть транспортируется в европейские страны. Между центрами газопереработки и нефтехимии - Альметьевском, Нижнекамском и Казанью проложен продуктопровод. Через северо-западную часть республики проходят трансконтинентальные газопроводы Уренгой-Центральная  Россия и Уренгой-Помары-Ужгород.

По оценке Госкомстата  Республики Татарстан, в 1998 г. предприятиями  автомобильного транспорта перевезено, с учетом малых предприятий и  предпринимателей, занимающихся коммерческими  грузовыми перевозками, включая  перевозки для собственных нужд, 13, 7 млн. тонн грузов, из них коммерческих–13, 2 млн. тонн (85, 6% к уровню 1997 г. ). Грузооборот  автомобильного транспорта составил 685, 3 млн. тонно-километров (ткм), в том  числе коммерческий–670, 3 млн. ткм (117, 1% к уровню 1997 г. ). Крупными и средними автопредприятиями на коммерческой основе перевезено 12, 3 млн. тонн грузов или 93, 2% от общего объема перевозок; выполнено 336, 6 млн. ткм. (50, 2% коммерческого грузооборота).

Пассажирооборот транспорта общего пользования характеризовался в 1998 г. следующими данными. Перевозка  пассажиров предприятиями автомобильного транспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. уменьшилась на 6, 3% и составила 660, 5 млн. человек, 61% перевозок выполнено  муниципальными, 5, 7% государственными, 33, 3% - прочими автопредприятиями.

В 1998 г. авиационным транспортом, с учетом нерегулярных авиаперевозчиков, перевезено 294, 7 тыс. человек и выполнено 445, 4 млн. пассажиро-километров, что  составило, соответственно, 66, 4% и 64, 7% к  уровню 1997 г. Из общего объема перевезенных пассажиров и выполненного пассажирооборота 89, 9% и 80, 8% приходилось на долю регулярных авиаперевозчиков.

В таблице 6 приведены протяжённость  транспортных путей республики и  их густота. В 1998 году номенклатура экспорта была представлена широким спектром производимой в республике продукции, хотя наибольшую долю (64, 5%) в общем  объеме экспорта продолжали составлять нефть и нефтепродукты. Помимо них  большой вклад в экспорт республики традиционно внесли также нефтехимическая  и химическая отрасли промышленности, авиа- и автомобилестроение, машино- и приборостроение.

В структуре импорта Республики Татарстан превалировали товары производственно-технического назначения (машины, оборудование, приборы и  транспортные средства и т. п. ) - 60% от общего объема импорта. Традиционно  импортируемыми товарами являются также  черные металлы и трубы из них, медикаменты, алкогольные и безалкогольные напитки, зерновые культуры, масло подсолнечное, сахар, мясо и мясопродукты. 
 
    Раздел 6. Экологические проблемы Татарстана.

На территории республики развиваются следующие типы деградации окружающей среды в результате деятельности человека:

1. Промышленно-городское  загрязнение атмосферы в результате  выбросов вредных веществ промышленных  предприятий и транспорта в  Казанском и Нижнекамско-Набережночелнинском  промышленных узлах. Загрязнение  усугубляется тем, что здесь  получила широкое распространение  химическая и нефтехимическая  промышленность, оказывающая особо  пагубное влияние на окружающую  среду. 2. Загрязнение рек Кама  и Вятка в результате промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных  стоков.

3. Водная эрозия в результате  сведения растительности, распашки  земель, выпаса скота.

4. Юго-западная граница  Татарстана примыкает к участку  радиоактивного загрязнения в  результате аварии на Чернобыльской  АЭС 26. 04. 1986 г. В качестве решения  этих проблем видятся, прежде  всего, стандартные меры по  фильтрации промышленных атмосферных  выбросов, очистка стоков и применение  замкнутого цикла водообмена  на предприятиях.

Правительством Татарстана принята специальная Экологическая  программа и проводится политика охраны окружающей среды.

Население в результате своей  жизнедеятельности оказывает воздействие  на окружающую среду. Для определения  уровня такого воздействия необходимо: 1) рассчитать среднюю экологическую  плотность населения путём корректировки  численности городского населения  на коэффициенты концентрации загрязнения; 2) выявить средний уровень воздействия (УВ) городских поселений на природную  среду. УВ определяется по формуле: 
 
    УВ = ЭПср / БКП,

где ЭПср- средняя экологическая  плотность населения; БКП - биоклиматический потенциал Д. И. Шашко, характеризующий  влияние природных условий на биологическую продуктивность территории.

Расчёт уровня воздействия  шести наиболее крупных городов  Татарстана приведён в таблице 7. 
 
    Таблица 7 
    Город 
    ЭП ср 
    УВ 
    Казань 
    2203 
    1159, 47 
    Наб. Челны 
    788, 4 
    414, 95 
    Нижнекамск 
    212, 7 
    111, 95 
    Зеленодольск 
    101, 1 
    53, 21 
    Бугульма 
    93, 7 
    49, 32 
    Альметьевск 
    150, 8 
    79, 37 
    БКП = 1, 9 
    Заключение.

Политика "мягкого" вхождения  в рынок, заключающаяся в углубленном  внимании государства к сохранению промышленного и аграрного потенциала республики, к поддержанию достойного жизненного уровня населения, проведению взвешенной и эффективной приватизации дала свои положительные результаты. Преобладающее место в экономике  республики занимает промышленность. Она в значительной степени сохранила  управляемость и большую часть  инфраструктуры. Общий спад производства в Татарстане оказался несколько  ниже, чем по России в целом.

За 1995-1998 гг. республика имеет  рост объемов производства в промышленности соответственно 2%, 3, 2%, 3, 5% и 0, 2%. Сохранились  положительные темпы роста в  химической и нефтехимической, топливной, лесной и деревообрабатывающей, а  также пищевой промышленности.

Благодаря мерам государственной  поддержки нефтедобывающих предприятий, увеличилась добыча нефти новыми компаниями и совместными предприятиями, стали шире применяться передовые  методы увеличения нефтеотдачи, осваиваются  новые месторождения. В целом  по республике добыча нефти в 1998 году по сравнению с 1997 годом увеличилась  на 1, 2 процента и составила 25 833, 4 тыс. тонн. Агропромышленный комплекс республики занимает одно из ведущих мест среди  регионов Российской Федерации. Особенно заметны успехи в производстве зерна. За 1994-1998 гг. валовой сбор составил 4, 3 млн. тонн, что на 16% выше уровня предыдущего  пятилетия.

В 1998 г. на развитие экономики  и социальной сферы использовано инвестиций на сумму более 14 млрд. рублей. Успешно реализуются республиканские  программы по ликвидации ветхого  жилья, газификации населенных пунктов, строительству дорог и телефонизации.

Для переселения граждан  из ветхого жилья в 1998 г. построено 5, 6 тыс. квартир, в том числе в  г. Казани - 4, 5 тыс. квартир, что, соответственно, на 22 и 32 процентов больше, чем в 1997 году.

Введено в эксплуатацию 2, 9 тыс. км газопроводов, газифицировано около 53 тыс. квартир - это больше, чем  предусматривалось программой на 1998 год и итогов 1997 года. Уровень  газификации домов и квартир  в сельской местности составил более 61 процента, в городах, рабочих поселках и райцентрах - почти 95 процентов.

Ввод телефонных емкостей в 1998 году составил 101, 3 тыс. номеров (125, 7% к уровню 1997 года). За пять лет введено 331 тыс. номеров, что в 2, 8 раза больше, чем за предыдущие пять лет. За период 1994-1998 гг. Республика Татарстан по основным показателям телефонизации переместилась  среди регионов Российской Федерации  с 68 места на 32.

По состоянию на 1 января 1999 г. в Республике Татарстан накоплено  зарубежных инвестиций на сумму 1288, 4 млн. долларов США. По итогам 1998 года Республика Татарстан находится на втором месте  среди регионов Российской Федерации  по величине привлечения иностранных  инвестиций, приходящихся на 1 жителя. Денежные доходы на душу населения  в декабре 1998 г. составили 1149 рублей. Средняя заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях республики в ноябре 1998 г. составила 971, 5 рубля.

В целом в Татарстане сохранены  многие позитивные тенденции развития последних лет. Республика живет  в условиях социально-политической стабильности, межнационального согласия. Совершенствуется экономическая и  политическая самостоятельность Татарстана, крепнет его авторитет в Российской Федерации и зарубежных странах.

Экономическая самостоятельность  Татарстана, недотационность республики, взаимное правовое признание Российской Федерации и Республики Татарстан, конструктивный диалог и взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации выделяют республику как  один из политически и экономически стабильных, а также наиболее перспективных  регионов. 
 
    Список использованной литературы и материалов. 
    1. География России. Атлас. М, 1999 г. 
    2. Регионы России. Статистический сборник. М, 1998 г.

3. В. П. Дронов, В. П.  Максаковский, В. Я. Ром. Экономическая  и социальная география. Справочные  материалы. М, 1994 г.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика республики Татарстан