Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 00:24, реферат
В условиях становления в России рыночной экономики появляется необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого субъекта федерального округа в отдельности с целью анализа экономико-географического состояния России в целом. В работе проведен анализ экономико-географической характеристики одного из субъектов Северо–Западного Федерального округа Мурманской области.
Оглавление 2
Ввведение 3
1. Общая характеристика Северо-Западного Федерального округа 4
2. Общая характеристика Мурманской области 5
3. Климат, география, гидрография, экосистема 7
4. Географическое положение 9
5. Отношение к транспорту 9
6. Геология и полезные ископаемые 12
7. Экономика, промышленность 16
8. Население 20
9. Культура 21
Заключение 23
Список использованной литературы. 24
В Мурманской области промышляют такие породы рыб, как треска, морской окунь, палтус, зубатка, камбала, сельдь, в ручьях водится форель.
На территории области Канадалкшский заповедник, Лапландский заповедник, заповедник Пасвик.
Отношение к физико-географическим объектам, соседям.
Мурманская область расположена на северо-западе Европейской части России. Находится на Кольском полуострове, а также на Рыбачьем (полуострове), Среднем. Острова: Айновские острова, Великий, Семь островов, Кильдин. Большей частью за Северным полярным кругом.
Граничит на западе с Норвегией и Финляндией, на юге граничит с Республикой Карелия.
Благоприятное
географическое положение региона
и крупная промышленность обусловили
развитие всех видов транспорта и сети
дорог на территории области. Имеющиеся
наземные, воздушные, морские транспортные
коммуникации обеспечивают традиционные
хозяйственные связи региона с центром
России и создают хорошие условия для
расширения сотрудничества с зарубежными
странами.
Протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4359 км.
По территории области проходят федеральная дорога М-18 «Кола» от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией(международный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск») от км 1068.
Всего по Мурманской области автодорог общего пользования насчитывается 2566 км, из них с твёрдым покрытием 2472 км (или 96,3 %) (в целом по России 91,3 %), в том числе: II категории (106 км), III категории (628 км).
По обеспеченности автодорогами общего пользования с твёрдым покрытием Мурманская область имеет показатель 17,1 км на 1 тыс. км².
Из 145 сельских населённых пунктов 106, или 73,1 %, имеют связь по дорогам с твёрдым покрытием с сетью автодорог общего пользования (по России в целом — 66,1 %).
За период реализации программы «Дороги России» (2000—2004 гг.) в Мурманской области построено и реконструировано 50,1 км федеральных и территориальных автодорог и 453,7 погонных метров мостовых сооружений.
До 2005 года связь между правым и левым берегами Кольского залива осуществлялась по мостам через реки Кола и Тулома.
Пущенный в октябре 2005 года мостовой переход через Кольский залив является узловым звеном, обеспечивающим автотранспортную связь районов Мурманской области и выход к границам Скандинавских стран (Норвегия, Финляндия) и значительной части области с Мурманском.
Строительство
этого мостового перехода велось
с 1992
года при долевом
участии федерального бюджета. Протяжённость
моста — 2500 метров, количество полос движения —
4, проектно-сметная стоимость объекта
в ценах 2005
года — 2856,873 млн
рублей.
Железные дороги
Общая протяженность сети железных дорог в пределах Мурманской области составляет 891 км. К крупным железнодорожным узлам относятся Мурманск, Апатиты, Оленегорск и Кандалакша.
Основная дорога — электрифицированный переменным током 27,5 КВ участок Ковда — Мурманск (двухпутный от станции Ковда до станции Апатиты и однопутный с двухпутными вставками от станции Апатиты до станции Мурманск) линии Санкт-Петербург — Мурманск. Линия построена в своей первоначальной форме во время Первой мировой войны, и введена во временную эксплуатацию 5 ноября 1916 года.[2] Позднее были построены тепловозные ветки на Алакуртти, Ковдор, Ревду, Мончегорск, Североморск, Никель и Лиинахамари.
В
начале 1950-ых годов развернулось строительство
ветки на восток, до бухт Поной
и Иоканьга в восточной части полуострова
(т. н. Кольская
железная дорога),
но ввиду смерти Сталина строительство
не было завершено.
Морской транспорт (порт)
Мурманский морской торговый порт - крупнейший незамерзающий порт России, расположенный за Полярным кругом. Он является базовым по обеспечению перевозки грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Производственная мощность порта - 12 млн. т грузов в год. Грузовые и пассажирские морские перевозки осуществляет ОАО "Мурманское морское пароходство". Оно же эксплуатирует принадлежащие государству уникальные по своим возможностям атомные ледоколы, все из которых базируются в Мурманске.
Открытие
Северного морского пути для иностранных
судов и перспективы развития
транзитных перевозок грузов между
западно-европейскими портами и
портами стран Юго-Восточной
Мурманская область располагает 2 крупными аэропортами: "Мурманск" (в пос. Мурмаши) и "Хибины" (в г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск - Киркенес и Мурманск - Тромсе(Норвегия), Мурманск - Рованиеми (Финляндия) - Лулео (Швеция). В ближайшей перспективе предполагается создание на базе Мурманского авиапредприятия международного транспортного аэроузла.
Недра Кольского полуострова богаты различными минералами, здесь насчитывается до 3/4 всех химических элементов планеты. Есть здесь руда, медь и железо, никель и кобальт, титан и редкие металлы, керамическое сырье, слюда, самоцветы.
Минералы хибинских апатито-нефелиновых руд, ежегодная добыча которых достигает десятков миллионов тонн, наиболее значимы среди полезных ископаемых региона. На каждого жителя нашей страны ежегодно приходится около двух центнеров добытой руды, в основном состоящей из апатита и нефелина.
Апатит – природный фосфат кальция - в литературе обычно его называют камнем плодородия. Апатитовый концентрат, вырабатываемый на гигантских обогатительных фабриках, служит основным сырьем для производства фосфатных удобрений, десятки миллионов тонн которых вносятся на поля под посевы зерновых, овощных, технических культур, способствуя повышению их урожайности. Три четверти фосфатных удобрений в нашей стране производится из апатитового концентрата Хибинских месторождений.
Другим не менее полезным и важным для народного хозяйства минералом в составе апатито-нефелиновых руд является нефелин. Нефелин, алюмосиликат натрия и калия, невзрачный с виду минерал серо-зеленого цвета - крайне интересен тем, что может быть использован полностью, на 100%, для производства из него глинозема, соды, поташа и цемента. Из глинозема, как известно, получают "крылатый" металл - алюминий. Сода и поташ - одни из основных продуктов химического производства.
Нефелин
- идеальное сырье для нужд цветной металлургии,
химической промышленности, цементного
и стекольного производства. Потребность
в нем народного хозяйства исчисляется
многими миллионами тонн и может быть
полностью удовлетворена за счет добываемых
апатито-нефелиновых руд Хибинских месторождений.
Кольский полуостров также богат самоцветами, первенство среди которых наряду с амазонитом разделяет аметист.
Наибольший
интерес представляют щетки кварца:
дымчатого, черного и особенно аметиста,
отличающегося большим разнообразием
окрасок: от нежно-лилового до густого
темно-фиолетового. Аметист относится
к ограночным минералам, довольно часто
встречающимся в природе в виде отдельных,
иногда крупных, кристаллов. Но месторождения
аметиста, где он образует щеточные выделения,
крайне редки в природе. Крупнейшими и
наиболее известными среди них являются
месторождения Кольского полуострова.
Мурманская область располагает практически
неограниченными запасами каменно-строительных
и песчано-гравийных материалов. Балансовые
запасы строительного камня для производства
щебня составляют - 125,2 млн.
м3, а валунно-гравийно-
Особенное значение для обеспечения экономики России углеводородным сырьем в виде природного газа и конденсата в перспективе будет иметь, разведанное на шельфе Баренцева моря, Штокманское газоконденсатное месторождение. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря - в 290 км к западу от побережья островов архипелага Новая Земля и в 650 км от морского незамерзающего порта г. Мурманск на глубине 280 - 380 м. По запасам газа месторождение относится к уникальным. Основные запасы газа (93%) сосредоточены в двух залежах. По степени изученности, разведанные и предварительно оцененные запасы газа и конденсата месторождения, являются подготовленными для промышленного освоения. Выявленные в районе месторождения - локальные высокоперспективные структуры с общей оценкой перспективных запасов газа (категория С3) около 3 трлн. м3.
Потенциальные
геологические ресурсы
Полезные ископаемые разрабатываемых месторождений Мурманской области в зависимости от их состава и областей применения подразделяются на две группы:·
Кроме того, многие неосвоенные виды полезных ископаемых находятся в государственном резерве. Облицовочные камни. Таких камней в Мурманской области немало: красные и розовые граниты с голубым кварцем, зелёные хибиниты, серые амфиболиты с кристаллами красного граната-альмандина, пироксениты и габбро чёрного цвета с разнообразными оттенками, которые по своему качеству не уступают известным облицовочным камням Карелии и Ленинградской области. Хибиниты месторождения "Айкуайвенчорр" использованы в оформлении многих зданий. В Мурманской области разведано 17 месторождений декоративных камней. Благодаря распространению редких и уникальных пород, Мурманская область обладает огромными, еще далеко нераскрытыми ресурсами облицовочных и поделочных камней.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Мурманской области как субъекта СЗФО