Экономико-географическая характеристика Юго-Западной Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения Юго-Западной Сибири для меня является рассмотрение ее важнейших экономических характеристик.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить экономико-географическое положение и географию природно-ресурсного и трудового потенциала;

Оглавление

Введение
1. Экономико-географическое положение и география природно-ресурсного и трудового потенциала, как основа для формирования хозяйственных комплексов
2. Удельный вес региона в России и Сибирском ФО по территории и численности населения…………………………………………………………...8
3. Экономико-географическая характеристика отраслей: угольной, металлургии, химической, нефтяной, газовой. Особенности развития и география в субъектах РФ и городах 9
4. Основные направления совершенствования отраслей хозяйства в современных условиях
5. Специализация АПК. Удельный вес в стране по производству сельскохозяйственной продукции 20
6. Транспортная система региона. Оценка и направления развития 22
7. Предпосылки и перспективы развития туристических зон на базе рекреационных ресурсов Горной Шории, Алтая 25
Заключение
Список литературы 31
Приложение………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курс малыш.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Великая Сибирская железнодорожная магистраль, проходящая через Новосибирск (Екатеринбург - Новосибирск - Владивосток) была проложена в конце XIX - начале XX вв. Позже была построена Южносибирская магистраль (Барнаул – Новокузнецк – Абакан – Тайшет - Усть-Кут), связавшая Кузбасс, Казахстан и Восточную Сибирь и сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. Транссибирская и Южносибирская магистрали соединены линиями Клюквенная – Саянская и Ачинск – Абакан.

Была также построена Среднесибирская железная дорога (Омск - Карасук - Камнь-на-Оби – Барнаул – Артышта), способствующая развитию промышленности и сельского хозяйства в прилегающих к ней районах региона.

Южносибирская и Среднесибирская железные дороги разгрузили Транссибирскую магистраль. По ним идут значительные потоки транзитных грузов. Здесь сформировался крупнейший транспортный узел.

         Значительно улучшилось оснащение железнодорожного транспорта.
Электрифицированы и внедрены новые виды тяги на железных дорогах, паровозы заменены мощными тепловозами и электровозами.

       Одновременно с внедрением новых видов тяги строится и вводится в эксплуатацию диспетчерская централизация.  Переведено на электрическую централизацию более 900 стрелочных переводов, автоматизирован ряд телефонных станций, 76% погрузочно-разгрузочных операций на станциях и в дистанциях пути производится механизмами. Внедрение новой техники привело к увеличению объема перевозок грузов и пассажиров.

 

Сеть автомобильных дорог федерального значения в регионе составляет 3506,4 км[12]. Большое значение имеет автомобильная дорога государственного значения – Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. По Чуйскому тракту  перевозится большое количество лесных, минерально-строительных и других грузов.

Комплексное развитие транспортной системы - одно из важнейших направлений экономики, существенный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона. Развитие транспортного сообщения, обеспечивающего выход на наиболее привлекательные рынки, как внутренние, так и зарубежные, является преимуществом при размещении промышленных предприятий и транспортно-логистических центров.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей. Он осуществляет перевозку пассажиров, почты и грузов, широко применяется в сельском хозяйстве, санитарной авиации, в лесопотрулировании лесных массивов и т.д.

В целях развития сети аэропортов в Юго-Западной Сибири предусматриваются реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, грузовых складов и других объектов в аэропортах Новосибирской области (Толмачево), Кемеровской области (Кемерово), строительство комплекса аэропорта в Омской области (Федоровка).

Водный транспорт. По территории региона протекает много крупных и средних рек, суммарной протяжённостью более 5 тыс. км. Однако небольшая их часть используется для судоходства. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.

Протяжённость эксплуатируемых водных путей составляет примерно 8751 км. Речной транспорт по размерам перевозок значительно уступает железнодорожному и автомобильному из-за невысокой скорости и сезонности. Он используемый для доставки грузов по мно­гочисленным рекам в глубинные районы Западной Сибири, а так­же по Иртышу в Казахстан.

При размещении всех отраслей топливной промышленности транспортный фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Предпосылки и перспективы развития туристических зон на базе рекреационных ресурсов Горной Шории, Алтая

 

Природно-климатические, ландшафтные и культурно-исторические особенности территории Кемеровской области позволяют, отнести ее к региону с высоким рекреационным потенциалом. Здесь встречаются разнообразные природные ландшафты: от холмистых таежных и лесостепных равнин на севере и в центре до альпийских форм рельефа, горных тундр и каровых ледников. На юге, востоке и западе расположен живописный горный рельеф с уникальными памятниками природы: скалы Спасские дворцы (Горная Шория), Алгуйские тремолиты (Междуреченский район), Гавриловские пещеры (Гурьевский район), урочище Орлиная Гора и Каменные ворота (западная часть Беловского района), археологические комплексы р. Ур, гранитные останцы гольца Мустаг (Горная шория), Поднебесные зубья (Кузнецкий Алатау), пещерные комплексы верхнего течения р. Мрассу, Усинский карстовый район с известной пещерой Памятная (юго-западной части хребта Кузнецкий Алатау), с подземной рекой и озером и другими достопримечательностями.

Привлекает многих туристов, любителей природы и рыболовов рекреационный потенциал рек области, бурных, прозрачных и богатых рыбой.

Ведущей рекой Кузбасса является Томь, выступающая на расстоянии почти 300 км. Интересны для любителей ее притоки: Бельсу, Мрассу, Уса, Кондома, Верхняя Терсь, Средняя Терсь, Нижняя Терсь, Тайдон. На востоке области течет одна из замечательных рек - Кия, в переводе с тюркского скалистая. Беря свое начало со склонов главного хребта Алатау, она течет бурлящим потоком в глубинном ущелье, по каменистому ложу.

Благоприятны климатические условия для развития зимнего и летнего туризма. Лето теплое, с большой продолжительностью солнечного сияния, до 2118 часов в год. В зимний период характерна ясная, не очень морозная погода, устойчивый и мощный снежный покров, достигающий 1,5-2 метров в горных долинах.

Сибирской Швейцарией пo-праву называют Горную Шорию за ее природные богатства и красоту. Здесь активно развивается спортивный и оздоровительный туризм: горнолыжный, пешеходный, водный, конный. Обладая уникальными ресурсами рекреационного потенциала, Горная Шория способна стать районом туризма и отдыха всероссийского и мирового уровня.

Сегодня Горная Шория – это уже известная не только в Сибири, России, но и за рубежом зона отдыха, способная принимать до 120 000 человек в год. Здесь созданы все необходимые условия для развития горнолыжного спорта и туризма – подготовленные горнолыжные трассы общей протяженностью 10 км, оснащенные канатными дорогами (в 2000 году сдан в эксплуатацию первый за Уралом парно-кресельный подъемник «Доппельмайер»), железнодорожный тупик на 24 пассажирских вагона для поездов выходного дня «Снежинка», гостиничный комплекс на 500 мест. В летнее время года действуют пешие, водные, вертолетные маршруты.

Строительство автомобильной дороги, связывающей туристские базы Горной Шории с промышленными центрами Кузбасса, современного гостиничного комплекса с инженерной инфраструктурой, объектов развлечений и придорожного сервиса позволили значительно увеличить поток туристов и усилили инвестиционный интерес к Горной Шории.

Перспективами развития горнолыжного курорта Шерегеш является крупномаштабная поэтапная модернизация основных фондов курорта.

В сезоне 2008/09 года осуществилась замена существующей парнокресельной канатной дороги на 6-ти местную скоростную канатную дорогу. Была модернизирована материальная база гостиничного хозяйства, пунктов питания и сервиса. Создано на горнолыжных склонах современная, отвечающей международным требованиям система безопасности, включающая в себя маркировку трасс, систему оповещения, ограждения и пр.

По мимо зимних видов туризма будет продолжаться развитие летних программ: с акцентом на детский и корпоративный отдых, активные маршруты по Горной Шории. Позиционирование курорта как туристско-спортивного комплекса Федерального значения с выходом на Урал, центральный и Северо-Западный регионы.

 

Республика Алтай обладает значительным рекреационным потенциалом и относится к тем, уже редким на территории РФ, регионам, которым удалось в силу ряда причин (особенности ландшафта, удаленность от индустриальных и административных центров, низкий уровень экономического, главным образом, индустриального развития и другие) сохранить относительно нетронутым свой богатейший природный потенциал: На территории республики сосредоточено около 7 тысяч озер, общей площадью более 600 кв. километров, одно из самых глубоких озер России – Телецкое озеро, самая высокая в Сибири горная вершина – гора Белуха.

Уникальные природно-климатические условия создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма, создания бальнеологических центров-курортов и санаториев, организации путешествий и экскурсий экзотического характера (охота, рыбная ловля, туризм, пр.). Представляют интерес некоторые виды специального туризма и спорта: горные и горно-пешеходные виды путешествий, конные маршруты, водный и спелеотуризм, альпинизм и т.д. Возможны вертолетные и автомобильные экскурсии.

Большой спортивный интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. По количеству ледников (1330), площади оледенения и их мощности (толщина до 360 м) Горный Алтай занимает третье место среди горных стран мира.

Горный Алтай обладает культурными и национальными традициями, что может представлять интерес для таких областей наук, как археология, фольклористика, лингвистика, история и другие.

Современное неудовлетворительное  состояние внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам, неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы.

Предпосылками развития туризма на базе рекреационных ресурсов  на Алтае можно назвать следующее:

      Создание в Республике Алтай развитого туристского комплекса, соответствующего международным требованиям к уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и предприятиям индустрии туризма и обеспечивающего потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах;

      Совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма, проведение активной рекламной деятельности;

      Создание условий для развития внутреннего, в первую очередь социального и въездного туризма в Республике Алтай - сохранение природного и историко-культурного наследия Республики Алтай, дальнейшее развитие музейно выставочного дела и народных промыслов

      Создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях.

В настоящее время развитие туризма является одним из приоритетов социально-экономического развития региона, и это дает результаты. Алтайский край – один из немногих регионов России, где реализуются крупномасштабные инвестиционные проекты в сфере туристического и игорного бизнеса, разработанные по инициативе и при поддержке Правительства РФ[13].

К таким проектам относятся особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирсая монета». В перспективе они станут крупнейшими центрами туризма, отдыха и развлечения Сибири.

Комплекс «Бирюзовая Катунь» популярное место отдыха жителей и гостей региона как в летний, так и в зимний период. По итогам 11 месяцев 2009 года особую зону посетило свыше 218 тыс. человек, что на 86 тыс. человек превышает общее количество отдохнувших в 2008 году.

Учитывая активное развитие особой зоны в Алтайском крае, в 2009 – 2010гг из федерального бюджета на строительство объектов внутренней инфраструктуры будет направлено более 4,4 млрд. рублей – это самый большой объем бюджетных средств в сравнении с другими туристическими зонами России. В 2009 году эти средства активно осваивались. В частности, завершено проектирование практически всех объектов внутренней инфраструктуры. Подведены итоги аукционов, определены победители и начато строительство производственно-эксплуатационной базы, дорожной сети и внутри площадочных объектов инфраструктуры на территории «Бирюзовой Кануни».

Благоприятные климатические условия и уникальный рельеф позволяют развивать спортивный, оздоровительный и познавательный виды рекреационной деятельности. Таким образом, Республика Алтай - один из самых перспективных районов на юге Сибири.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Анализируя данные курсовой работы, я пришла к выводу, что Юго-Западная Сибирь - самый перспективный район Западной Сибири в экономическом плане. Она располагает богатейшим ресурсным потенциалом.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Юго-Западной Сибири