Экономическое развитие Северо-Кавказского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 03:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть состояние экономического развития Северо-Кавказского региона.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-выявить особенности географического положения и природоресурсный потенциал региона;
-рассмотреть состояние развития основных отраслей экономики;
-обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал…………….4
2. Промышленность и сельское хозяйство………………………………………6
3. Транспорт и связь………………………………………………………………9
4. Инвестиции и внешнеэкономическая деятельность………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Литература……………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Северо-Кавк..doc

— 195.50 Кб (Скачать)

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Северо-Кавказского федерального округа составляет 24788 километров, в том числе федеральных – 2577 километров, региональных – 22211 километров. Основными автодорожными узлами на территории Северо-Кавказского федерального округа являются Ставрополь, Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и Махачкала.

Отрасль телекоммуникаций не занимает существенной доли в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа. В 2008 году отрасль составляла 0,2% в валовом региональном продукте (7,1 млрд. рублей выручки). Общий объем услуг связи в Северо-Кавказском федеральном округе составляет менее 0,2% общероссийского показателя. Наибольшую долю в валовом региональном продукте указанная отрасль занимает в Ставропольском крае и Республике Дагестан – 0,32%. Наиболее крупными рынками телекоммуникационных услуг являются Ставропольский край и Республика Дагестан – 4,4 млрд. рублей и 1,9 млрд. рублей соответственно, что составляет около 90% рынка.

Уровень развития рынка связи в Северо-Кавказском федеральном округе ниже среднероссийских значений. Показатель объемов услуг связи в расчете на 1 человека в Северо-Кавказском федеральном округе более чем в 3 раза ниже, чем в Центральном федеральном округе, и в 2 раза ниже среднего показателя по Российской Федерации[3].

Потенциал роста телекоммуникационной отрасли в Северо-Кавказском федеральном округе достаточно высокий. Показатель объемов услуг связи в расчете на 1 человека составляет от 2,5 до 4,2 тыс. рублей.

Фиксированная связь в Северо-Кавказском федеральном округе развита слабее, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году на 1 тыс. человек приходилось 135,4 стационарного телефона. Уровень развития подвижной радиотелефонной связи в Северо-Кавказском федеральном округе достаточно низок и составляет 987 абонентских номеров подвижной радиотелефонной связи на 1 тыс. человек. Характерна высокая дифференциация степени проникновения подвижной радиотелефонной связи на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Уровень проникновения информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Северо-Кавказском федеральном округе является одним из самых высоких в Российской Федерации. Наиболее высокий показатель проникновения – в Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике.

 

 

 

 

 

4. Инвестиции и внешнеэкономическая деятельность

 

В последние годы наблюдается значительный рост объема инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Тем не менее объем частных инвестиций на душу остается самым низким. Показатель объема накопленных частных инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе в 2005-2008 годах в расчете на душу населения ниже среднего по Российской Федерации в 4,7 раза. Причинами низкого показателя частных инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе являются:

-высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов (прежде всего внешних);

-отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынке;

-отсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

-неразвитый сектор предпринимательства[4].

Распределение инвестиций по субъектам Российской Федерации неравномерное. Доля государства в структуре инвестиций в регионы Северо-Кавказского федерального округа остается существенной, в среднем она составляет примерно 40-50% общего объема (по Российской Федерации – около 30%). В Чеченской Республике указанный показатель превосходит 90%. При этом инвестиции направлены на реализацию социальных проектов и мероприятий.

Присутствие иностранных инвесторов в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне низким. Объем иностранных инвестиций в 2008 году составил меньше 1 млрд. долларов США, то есть не составляет половины процента общего объема иностранных инвестиций в Российской Федерации. При этом внимание иностранных инвесторов сосредоточено в основном на Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Наибольшая доля инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе приходится на транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом. В целом структура инвестиций по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, равномерна, за исключением Республики Ингушетия, в которой инвестиции в сферу государственного управления составили 58%, при этом доля инвестиций в промышленность и сельское хозяйство – меньше 2,5%.

Суммарный внешнеторговый оборот (экспорт и импорт) товаров в Российской Федерации в 2008 году составил 73,5 млрд. долларов. Доля Северо-Кавказского федерального округа в этом обороте составила 0,4%. Экспорт товаров Северо-Кавказского федерального округа в 2005-2008 годах увеличивался в среднем на 7,7% в год и достиг 1,7 млрд. долларов.

Наиболее существенную долю в экспорте Северо-Кавказского федерального округа в денежном выражении занимает продукция топливно-энергетического комплекса (38%) и химической промышленности (33%), а также агропромышленного комплекса (17%). В 2008 году доля продукции агропромышленного комплекса выросла до 29%, а доля химического сектора – до 44%. При этом доля продукции топливно-энергетического комплекса существенно сократилась – с 38 до 4%[5].

В структуре экспорта наиболее существенную долю занимает Ставропольский край – 72%. На Республику Дагестан приходится 17,1%, Республику Северная Осетия-Алания – 5,9%. Доля остальных республик не превышает 5%.

В Ставропольском крае экспортируется значительная часть продукции химической промышленности и агропромышленного комплекса. Из Республики Дагестан экспортируется продукция машиностроения, металлургической промышленности. Основная статья экспорта Республики Северная Осетия-Алания – металлы и металлические изделия. В Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике развит экспорт сельскохозяйственной продукции, в Кабардино-Балкарской Республике – продукции химической промышленности. Из Чеченской Республики экспортируется в основном древесина и целлюлозно-бумажная продукция.

Около 70% продукции, экспортируемой из Северо-Кавказского федерального округа, направляется в страны дальнего зарубежья. Более всего на данную группу стран ориентирован экспорт из Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Ставропольского края и Республики Северная Осетия-Алания. Экспорт Чеченской Республики и Карачаево-Черкесской Республики ориентирован на государства-участники СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, экономика Северо-Кавказского федерального округа развита слабо: доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22% (по Российской Федерации – 5%); доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15% (по Российской Федерации – 19%). Основной вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте составляет до 55 процентов (по Российской Федерации – 16%).

Производственный потенциал преимущественно представлен производством нефтепродуктов (29% в структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности), а также пищевой и химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью и производством стройматериалов. На добычу полезных ископаемых приходится 6% в структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Литература

 

1.      Горохов Г.А., Роготень Н.Н. Общая экономическая, социальная и политическая география. – М.: Юнити-Дана, 2011.

2.      Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика. – М.: Юрайт, 2011.

3.      Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (http://www.gks.ru).

4.      Седлак Е. Как модернизировать Кавказ // Эксперт, №22 (707), 7 июня 2010.

5.      Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2010. N 40. Ст. 5107.



[1] Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2010. N 40. Ст. 5107

[2] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (http://www.gks.ru)

[3] Горохов Г.А., Роготень Н.Н. Общая экономическая, социальная и политическая география. – М.: Юнити-Дана, 2011. – С. 172

[4] Седлак Е. Как модернизировать Кавказ // Эксперт, №22 (707), 7 июня 2010

[5] Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика. – М.: Юрайт, 2011. – С. 344


Информация о работе Экономическое развитие Северо-Кавказского региона