Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:53, реферат
Экономическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.
Введение. 4
Предпосылки и проблемы экономической идеологии Древнего Востока. 4
2. Экономическая идеология Древнего Востока 8
2.1 Египет: «Речение Ипусера» (бюрократический механизм регулирования хозяйства). 10
2.2 Кодекс Хаммурапи. 12
2.3 Индия: «Артхашастра» - наука о выгоде. 16
2.4 Китай – конфуцианство и легизм.. 19
Заключение 23
Список использованной литературы: 25
Уже в IV в. до н.э. идет острая полемика о судьбах общины, ее экономических возможностях и недостатках.
Теоретическими противниками были леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков.
Крестьянские семьи обязывались делиться под угрозой взимания двойного налога, если в них оказывалось двое и более мужчин. Отменялась отработочная форма налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие военных заслуг, исключались из списков знати. Люди, которые якобы "беднеют от лени", подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос - быть общине или рабству, и решили его в пользу последнего.
Основные идеи легистов:
1. Сильное государство, накопление богатства только в государственной казне.
2. Ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и торговле, считая правомерными лишь земледелие и военное дело. Страх перед торговлей, потому что она подрывает устои натурального хозяйства, отсюда - воспевание земледелия.
3. Народ противопоставлен государству, слабость народа- сила государства.
Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции.
Памятники экономической мысли Древнего Востока – это, как правило, своды, законов и сочинения по искусству государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.
Изначально и в течение очень длительного времени в силу объективных причин экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно.
Для его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.
Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.
В современной литературе можно встретить различную трактовку основных факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля, труд, капитал и менеджмент. Зарождались они в различное время, что было связано с объективным экономическим развитием. Развивались они также по-разному, но всегда в тесной взаимосвязи. Все они разнохарактерные и обладают своей спецификой.
Поэтому из всего вышеизложенного можно выделить общие черты экономической мысли Древнего Востока:
1. трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего, источниками сведений о хозяйственном быте, и только во вторую очередь их можно рассматривать как памятники экономической мысли
2. она выражались в терминах, заимствованных из обыденного языка
3. носила преимущественно нормативный характер.
Именно эти черты экономической мысли Древнего Востока и проявились во всех произведениях философов того времени.
1. Черкурин А. Древний Восток/Словари и энциклопедии. М.: Эксмо, 2002
2. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений/Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2005
3. Шмарловская Г.А. и др. История экономических учений/Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006
4. Видяпина В.И. Бакалавр экономики/Хрестоматия. Т.2
5. Березин И.С. Краткая история экономического развития/Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1999.
6. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998.
7. История мировой экономики/Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999.
8. Экономическая история зарубежных стран/Под ред. В.И. Голубовича. Минск: Экоперспектива, 1998.
5
Информация о работе Экономическая идеология в странах Востока