Экономическая характеристика Греция

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:48, доклад

Краткое описание

Климат Греции можно разделить на три типа: средиземноморский, альпийский и умеренный, Греческий ландшафт - это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселённых долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. В Греции водятся соколы совы длинноносый баклан, кудрявый пеликан, аист. В лесах живет южный зеленый дятел, горная овсянка. Необычно богат и разнообразен растительный мир Греции. Прямо на улицах растут апельсиновые и оливковые деревья, которые являются одной из трех основных статей дохода страны после туризма и мореплавания. Нижние склоны гор в Греции, кроме обрабатываемых земель, покрыты зарослями маквиса.

Оглавление

1. Основная характеристика Греции ……………………………………………….. 3
2. Греция и ЕС …………………………………………………………………………9
3.Кризис в Греции …………………………………………………………………… 10
3.1 Этапы кризиса ………………………………………………………………… 10
3.2 Перспективы выхода из кризиса ……………………………………………. 11
4. Причины и последствия европейского кризиса ……………………………….. 16
5. Интересные факты………………………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по мировой экономики(Греция) .docx

— 57.45 Кб (Скачать)

21 февраля 2012 года на встрече министров финансов еврозоны была принята программа, по которой Греция получит 130 млрд. евро до 2014 года, а частные кредиторы спишут 53,5% (107 млрд. евро) долгов государства по облигациям. Для принятия этого соглашения руководство страны пошло на непопулярные меры (снизила минимальную зарплату до 600 евро в месяц), что стало причиной массовых акций протеста, прошедших 12 февраля.

 

3.2  Перспективы выхода из  кризиса

 

Впервые экономические проблемы в Греции обозначились в 2009 году, когда дефицит бюджета превысил 13% совокупного ВВП страны. При этом общий долг государства пересек критическую черту в 300 млрд. евро. Такие причины поставили экономику Греции на грань дефолта. Тогда ситуацию помог исправить срочный кредит в 110 млрд. евро от ЕС и МВФ. Руководство страны, в свою очередь, пошло на ряд непопулярных в народе мер, призванных сократить расходы и повысить доходы бюджета.

Тем не менее, как показали последующие 2 года, дефолт в Греции оказался просто временно отложенным. Ключевые проблемы решить не удалось, и весной 2011 года проблемы обнажились с новой силой. В начале июня правительство Греции решилось на ряд экстренных мер. В частности, было решено продать сотни крупных туристических объектов, курортной недвижимости, инвестиционных проектов, новостроек. Однако, как считают эксперты, вряд ли такими локальными решениями удастся остановить экономический кризис в Греции. Тем временем, ЕС, кажется, уже смирился, что кредит, выданный до 2013 года, вряд ли будет возвращен в срок. Эксперты рассматривают разные варианты, которыми можно смягчить экономический кризис, вплоть до полного или частичного списания займа. Впрочем, понятно и то, что летом 2011 экономика Греции будет остро нуждаться в дополнительном финансировании. Иначе дефолт в Греции станет более чем реальной перспективой. Непопулярные антикризисные меры, массовые беспорядки в Греции Критическая ситуация в Греции, сложившаяся в июне 2011, вполне предсказуемо провоцирует правительство на непопулярные антикризисные меры, которые надиктованы кредиторами в Евросоюза. Так, например, неизбежной считается тотальная приватизация государственных предприятий и сокращение расходов на бюджетную сферу. Понятно, что без таких мер экономический кризис в Греции грозит вылиться в полноценный дефолт со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее, не все жители страны согласны с необходимостью таких мер. С 10 по 15.06.2011 акции протеста, манифестации, демонстрации, массовые беспорядки в Греции прокатились по всей стране. На улицах Афин журналисты все чаще фиксируют столкновения недовольных с полицейскими. В ход идут камни, «коктейли Молотова» с одной стороны и слезоточивый газ – с другой. В больницы города поступают раненые, однако манифестанты настроены агрессивно, знают, как спастись при столкновениях с полицией, и не намерены сдаваться. В числе митингующих замечены представители профсоюзов, разных оппозиционных политических партий и анархисты. 15.06.2011 в серьезные массовые беспорядки переросла демонстрация на площади Синтагма перед Парламентом. На границе 30-тысячной толпы и 5-тысячной армии полицейских то и дело вспыхивало насилие. Кроме того, от рук демонстрантов возникали пожары и стихийные погромы в разных районах Афин. В настоящее время в стране идет жаркие обсуждения будущих шагов, и перспективы Греции по-прежнему туманны. Впрочем, прогнозы специалистов не внушают особого оптимизма. Так, например, авторитетное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило рейтинг страны до самого низкого в мире «CCC» с негативным прогнозом дальнейшей динамики. Это значит, что экономисты компании практически уверены, что дефолт в Греции неизбежен. Непонятно и то, как собирается правительство справляться с возмущенной толпой. Массовые беспорядки в Греции, по всей видимости, только набирают силу, и грозят человеческими жертвами. По-прежнему, единственная надежда возлагается на Евросоюз. Новые кредиты и реструктуризация старых позволит удержать экономический кризис Греции в рамках. В противном случае, крах одной из европейских экономик грозит серьезными последствиями для других, чего не хотелось бы ни одному правительству. Таким образом, на текущем этапе легче вложить астрономические суммы в Грецию, чем через считанные месяцы бороться с последствиями целой цепочки дефолтов в разных странах Евро.

Министры финансов стран Евросоюза пришли к соглашению о предоставлении второго кредитного транша Греции. Собственно, то, что до выборов во Франции и Германии эти страны должны были поддерживать Грецию, было понятно. Однако одно дело - теоретически, а другое – практически Практически же основным условием для выделения Греции второго пакета финансовой помощи является достижение к 2012 г. объема долга, не превышающего 121% ВВП, при этом объем кредитного транша составит 130 млрд. евро. Формально частные кредиторы и инвесторы выразили готовность списать Греции до 53,5% задолженности по облигациям в процессе реструктуризации долга, даже больше, чем в начале переговоров, когда эта цифра составляла 50%. Как следствие, долговая нагрузка на Грецию должна сократиться примерно на 100 млрд. евро. Однако желаемый результат, исчезновение долговых проблем Греции, этими мерами явно не достигается .При этом ключевые параметры новых облигаций (срок и купон) до сих пор не объявлены. 20 марта 2012г. у Греции наступает срок погашения долга по облигациям на 14,5 млрд. евро. И если до этого времени страна не получит новые кредиты от Евросоюза и Международного валютного фонда и не завершит обмен госбумаг, то ей грозит официальный дефолт. В феврале Греция и ее международные кредиторы договорились о том, как добиться сокращения бюджетных расходов в размере 325 млн. евро в 2012 г., однако это приводит к серьезным социальным последствиям в стране, со всеми вытекающими последствиями. И, самый главный вопрос, удастся ли удержать ситуацию еще год - до тех пор, пока не закончатся предвыборные кампании в основных странах ЕС. Первый пакет финансовой помощи в размере 110 млрд. евро был предоставлен Греции еще в мае 2011г. В обмен на этот транш от МВФ и ЕС греческое правительство согласилось перейти к мерам жесткой экономии. Но вот цена этой экономии оказалась очень высока - настолько, что ЕС, наплевав на все свои «демократические» принципы, поставил в Греции спорное с точки зрения легитимности правительство, что привело к жесточайшему социальному конфликту. И этот конфликт будет только усиливаться.

Поскольку в реальности, деньги пойдут не Греции, а ее кредиторам (в основном, банкам), то, с точки зрения граждан  Греции, картина выглядит так: падение  уровня жизни происходит бесплатно, никакого улучшения в экономике  страны не наблюдается. Более того, поскольку падает внутренний спрос (за счет сокращения бюджетных расходов), экономика только падает. Что, естественно, никому не нравится.

Вообще говоря, это ситуация совершенно естественна. На протяжении 30 лет уровень  жизни населения во всем мире поднимали  за счет роста долгов - и домохозяйств, и корпораций (которые за счет роста  долгов повышали зарплаты и создавали  новые рабочие места), и государств (которые увеличивали и госинвестиции, и социальные выплаты). Рост уровня жизни - это и рост спроса, то есть рост экономики, и рост прибылей. Под  которые, кстати, можно и увеличивать  кредитование. Что и происходило  на практике.

Но сегодня механизм рефинансирования долга больше не работает (ставки рефинансирования опустились до нуля), а значит, кредитовать  спрос не получается. И, соответственно, уровень спроса будет падать, что  означает сокращение экономики (ВВП) практически  во всех странах мира. Притом, что  долги, пусть и не растут, но и  не падают. Иными словами, теоретически в ближайшие годы уровень долговой нагрузки будет только расти, как  это, собственно, и происходит в Греции. Даже после списания части долга.

Именно в этом состоит главная  проблема: дело не в накопленных  долгах, а в том, что их нельзя больше увеличивать, то есть повышать спрос. А равновесное состояние  «спрос-доходы» находится ниже нынешнего  на 30-60%, что означает социально-политическую катастрофу для большинства государств мира. Но ровно по этой причине говорить об этом вслух нельзя, поскольку современная политическая культура, сформировавшаяся во время почти постоянного роста, не дает возможности действующим политикам говорить избирателям об ухудшении состояния дел: это верный способ навсегда покинуть политическую сцену.

Иными словами, проблемы Греции, на самом  деле, это проблемы не Греции, а всего  мира. Просто Греция оказалась первой на этом пути - но далеко не последней. Но власти ЕС ей не дают возможности  ни принять самостоятельные решения, ни принимают их сами - поскольку  принять их в старой парадигме  «постоянного роста» невозможно. Может  быть, после выборов во Франции  и Германии это и станет возможно, - скорее всего, ситуация просто взорвется, Греция достаточно неожиданно (для  широкой общественности, разумеется) объявит дефолт и вся ответственность  будет возложена на ее руководителей.

Современная политическая культура и обычаи не дают возможности не то, что решать, но даже обсуждать серьезные вопросы, если они реально угрожают жизненному уровню населения. А потому, и ЕС, и весь остальной мир будут смотреть, как мучаются греки, но никаких реальных решений принимать не будут. Эта ситуация еще усугубляется тем, что реальным бенефициаром всех греческих выплат являются банки, которые категорически не могут допустить прекращения платежей, для многих из них это означает банкротство и исчезновение.

И выхода нет. Тут получается замкнутый  круг: возможности реального решения  проблемы обсудить нельзя, тем самым  ситуация усугубляется и обсуждать  ее становится все более страшно. Вся надежда на греков, что они  все-таки скинут навязанное им ЕС правительство  и объявят дефолт, разрубив тем  самым гордиев узел проблем, и  заставив политиков в Брюсселе и  европейских столицах принимать  хоть какие-то решения.

 

 

4. Причины и последствия европейского кризиса.

 

Европейский союз слишком поздно обратился  к МВФ за помощью для Греции. Если бы греческая проблема была решена еще в феврале, затраты на спасение самого слабого звена ЕС были бы гораздо меньше. Но лидеры европейских  стран поначалу рассчитывали только на собственные силы, полагая, что  сумеют справиться с ситуацией самостоятельно. Однако, как показало дальнейшее развитие событий, без опыта и ресурсов, которые может предоставить МВФ, добиться этого было невозможно. Впрочем, медлительность властей Евросоюза  извиняет тот факт, что с подобным положением дел в западноевропейской стране мир столкнулся впервые за долгое время. Такую точку зрения высказал директор-распорядитель МВФ  Доминик Стросс-Кан. Глава фонда  подчеркнул, что после обращения  в МВФ проблема была решена за две  недели.

Судя по всему, Доминик Стросс-Кан  имел в виду запуск процесса финансовой подпитки терпящей бедствие греческой  экономики. Помогут ли денежные вливания спасти Грецию от дефолта, наблюдатели  пока предсказать не берутся. Зато вполне очевиден тот факт, что валютные рынки эту новость проигнорировали, равно как и более значимое решение о создании общеевропейского стабилизационного механизма объемом  €750 млрд для поддержания единой европейской валюты. Несмотря на принятые меры, падение евро продолжается.

Впрочем, некоторые рынки от этой тенденции выигрывают. Правда, не европейские, а американские. Чем более тревожной  становится ситуация в Европе, тем  больше инвесторов предпочитают вкладываться в американский доллар, рынки акций  США и в низкодоходные, но стабильные казначейские облигации Штатов. Эксперты опасаются, что жесткие меры по сокращению дефицитного бюджета, принимаемые  властями проблемных стран Евросоюза, негативно скажутся на темпах экономического роста в зоне евро и заставят ЕЦБ  удерживать учетную ставку на низкой отметке на протяжении длительного  времени. Тем более что список стран, намеревающихся принять серьезные меры по сокращению бюджетного дефицита, продолжает расширяться. К Испании, Португалии и Греции присоединилась Италия, министр экономики которой, Джулио Тремонти, объявил о программе сокращения дефицита госбюджета на €27,6 млрд. за два года. Американская экономика, которая пока демонстрирует довольно приличные темпы роста, на европейском фоне выглядит довольно привлекательно.

Между тем в глобальном плане "греческая  трагедия" не сулит ничего хорошего всему миру. По мнению специалистов Высшей школы экономики, масштаб  мер, принимаемых Европой для  спасения Греции и поддержания евро, однозначно говорит о том, что  мировую экономику накрыла вторая волна финансового кризиса. "Основной причиной этой волны стал рост бюджетных  дефицитов, который сам во многом был вызван ростом госрасходов в  предыдущей фазе текущего кризиса".

В результате мировая экономика  оказалась в весьма затруднительном  положении. С одной стороны, получается, что антикризисные меры, которые  уже собирались свертывать, надо снова  быстро разворачивать. С другой стороны, необходимо сокращать госрасходы для  уменьшения бюджетных дефицитов. "При  этом накачивание экономики деньгами с какого-то момента будет усиливать  инфляционные тенденции, а сокращение госрасходов поведет к замедлению роста и, возможно, к возобновлению  рецессии в реальном секторе ряда стран".

Положительно оценивают попытку ЕС решить возникшую проблему "перевешиванием" госдолга на баланс специально создаваемого фонда. Это оправдано наличием в составе Еврозоны Франции и Германии, которые пока находятся в относительно стабильном финансовом положении. Но как долго смогут эти локомотивы тянуть за собой почти всю европейскую экономику, оказывая своевременную помощь ослабевшим собратьям по валютному союзу? И кто будет спасать не входящую в зону евро, но столь же "дефицитную" Великобританию, когда долговой кризис доберется и до нее?

Развивающимся странам тоже не доведется  остаться в стороне от общемировых  проблем. Наоборот, если напряженность  усилится, они вновь станут первыми  кандидатами на потрясения: девальвацию, стагнацию или даже продолжение  спада. Везунчикам достанется что-то одно, неудачникам – все сразу. В  числе последних может в очередной  раз оказаться и Россия.

Минувшая неделя обернулась грандиозным  разочарованием. Пессимизм, накопившийся вокруг идеи выхода мировой экономики  из кризиса, устремился наружу подобно  воздуху из пробитого футбольного  мяча. Падало все: от цен на сырьевые товары до фондовых индексов и курсов валют. Главной зоной нестабильности по-прежнему оставалась Европа. Судя по последним высказываниям канцлера ФРГ Ангелы Меркель, единая европейская валюта более не является силой, объединяющей Европу. Напротив, она превращается в фактор, толкающий сильных к тому, чтобы побыстрее отделаться от цепляющихся за них слабых. Очевидно, что, несмотря на масштабные меры по спасению стран-неудачников, в Старом Свете начинают действовать по классическому паническому принципу: каждый за себя. Не удивительно, что в сложившейся ситуации начинают думать не о развитии и инвестициях, сколько о спасении собственных капиталов.

Во что выльется новая волна  пессимизма, сказать довольно трудно. Наиболее одиозные "певцы кризиса" рассыпаются в безрадостных прогнозах. Так, по мнению известного экономиста, нобелевского лауреата Нуриэля Рубини, слабость государств еврозоны и замедление экономического роста в США и  других развитых странах в ближайшие  месяцы еще больше осложнит ситуацию. "В глобальной экономике есть регионы, находящиеся в настоящее  время под угрозой двойной  рецессии. С нынешнего момента  я предвижу ухудшения", – говорит  Рубини. Он полагает, что удар придется по ценам акций и сырьевых товаров, и рекомендует инвесторам вкладывать средства в покупку долгов стран  с хорошим состоянием экономики: "Помимо наличности, я инвестировал бы в краткосрочные государственные  облигации стран, не имеющих серьезных  долговых проблем, таких как Германия, может быть, Канада, несколько других развитых экономик, которые выглядят здоровее с бюджетно-финансовой точки зрения".

Информация о работе Экономическая характеристика Греция