Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:36, курсовая работа
Собственно данная работа и преследует следующие цели:
1. Рассмотреть население Рязанской области как предмет исследования
2. Выявить особенности данного региона по этой тематике сравнительно с другими административно-территориальными едицами Российской Федерации.
3. Определить практическое значение изучения географии Рязанской области для школьной программы.
В задачи курсовой работы входит:
1. Анализирование статистических данных и литературных сведений различной степени давности
2. Выявление тенденций и закономерностей в проанализированном материале
3. Прогнозирование дальнейшей демографической и социальной ситуаций.
По национальному
составу Рязанскую область
Что
же касается религиозного состава населения
области, то зная религию вышеперечисленных
народов, можно сказать, что в
Рязанской области православные
составляют 99% населения и около
1% составляют мусульманские народы,
остальные религии –
Таблица
6 – Этносы , проживающие на территории
Рязанской области.
Национальность | Численность
(чел.) |
% от общего | Религия |
Русские | 1 161 447 | 94,59% | Православие |
Лица, не указавшие национальность | 13 217 | 1,08% | - |
Украинцы | 12 671 | 1,03% | Православие |
Мордва | 7 252 | 0,59% | Православие |
Татары | 5 569 | 0,45% | Ислам |
Армяне | 4 458 | 0,36% | Монофизитство |
Белорусы | 3 500 | 0,29% | Православие |
Азербайджанцы | 2 939 | 0,24% | Ислам |
Цыгане | 2 165 | 0,18% | Православи |
Немцы | 1 571 | 0,13% | Католичество |
Чуваши | 1 284 | 0,10% | Православие |
Молдаване | 1 133 | 0,09% | Православие |
Узбеки | 750 | 0,06% | Ислам |
Лезгины | 738 | 0,06% | Ислам |
Евреи | 636 | 0,05% | Иудаизм |
Грузины | 601 | 0,05% | Православие |
Таджики | 573 | 0,05% | Ислам |
Чеченцы | 504 | 0,04% | Ислам |
Аварцы | 465 | 0,04% | Ислам |
Башкиры | 386 | 0,03% | Ислам |
Корейцы | 373 | 0,03% | Буддизм |
Турки | 351 | 0,03% | Ислам |
Поляки | 339 | 0,03% | Католичество |
Удмурты | 311 | 0,03% | Православие |
2.3 Расселение населения Рязанской области
Важнейшей особенностью населения любого региона является его размещение – расселение, указывающее нам на местоположение тех или иных населённых пунктов, относительно друг друга и в целом на определённой территории. Если мы говорим о Рязанской области, то в плане освоенности и заселённости это одна из наиболее освоенных и заселённых областей нашей страны, ведь на её территории (области) люди проживали еще и до образования русской государственности, всего более 1200 лет непрерывного хозяйственного освоения и увеличения численности народонаселения. Вообще термин «расселение» характеризует исторический прцесс заселения территории, распределения населения на территории и его пространственную организацию [2]. Развитие общественного разделения труда и привело к возникновению в истории общества двух основных типов поселений – городских и сельских. В городах концентрируется промышленное производство, определяются экономические связи. Они являются узловыми пунктами во всей сети расселения и играют руководящую и организующую роль. Так, например, в 1970-е годы широкий размах в СССР приобрело шефство города над деревней [14]. Введены определённые количественные цензы или критерии. Так, к категории городов могут быть отнесены пункты с населением не менее 12 тыс. жителей при наличии 85% рабочих, служащих и членов их семей [2]. В отличие от городов, посёлки городского типа должны насчитывать не менее 3 тыс. жителей. К сельским относят все населённые пункты, не отвечающие критериям городским поселений. Основную часть их составляют сёла, деревни, посёлки сельскохозяйственных предприятий. Сельские населённые пункты склонны превращаться в города при появлении в них предприятий и роста удельного количества рабочих и служащих.
В
Рязанской области доля городского
населения составляет 69%, насчитывается
12 городов и 26 посёлков городского типа
[1,11]. Некоторые из городов являются продуктом
индустриализации в советское время, как
например, Новомичуринск, иные существуют
с глубокой древности (характерный пример
– областной центр – Рязань, существующая
с 1095 года). Вообще за советское время городское
население увеличилось с 14 до 69% - произошёл
гигантский скачок в урбанизации нашей
области – притока значительной части
сельских жителей в города и посёлки городсского
типа для работы на предприятиях и в целом
в промышленности. Плотность населения
в сельской местности на данный момент
составляет в среднем от 10 до 35 чел. на
км.кв. Наиболее плотно заселён Рязанский
район из-за близости к Рязани и соответствующему
развитию инфраструктуры и наличия рабочих
мест, а наименее – Клепиковский, Ермишинский,
Пителинский и Кадомский, что объясняется
малым использованием этих районов в хозяйстве
области, развитие предприятий в основном
лесной промышленности, не требующей больших
трудовых ресурсов, значительным оттоком
населения из деревенских поселений после
истощения местных торфяных залежей в
города и посёлки городского типа, историческая
редкая заселённость Мещеры.
3. Использование материалов регионального компонента в школьном курсе географии
Изучение населения своей местности является важнейшим разделом географических и краеведческих исследований. По всей стране, и в городах и в сельской местности его проводят по единому плану [5]:
Для
проведения этнографических исследований
необходимо знать культуру и быт народов.
Для этого исследователи используют полевые
наблюдения за различными формами жизни
людей, включающие непосредственное и
прямое наблюдение, участие в каких-либо
местных мероприятиях (для России – игрища,
забавы, праздничные гуляния), беседы с
людьми. Всё это позже заносится в полевой
дневник. Материалы полевого дневника
крайне важны для преподавателя, если
он занимается этнографией, как частью
географии или хочет донести до учащегося
самую новую и достаточно понятную информацию.
3.1 Цели, содержание и методы преподавания региональной географии в школе
Целями преподавания региональной географии в школе являются:
Использование материалов регионального компонента, в том числе и краеведческих при изучении населения на уроках географии составляет суть краеведческого принципа преподавания, глубоко ассоциативного по своей природе (ассоциации общее – частное). Для его реализации необходимы материалы по своей области, краю, округу, адмистративному району и т.д. В моей работе выше уже были представлены статистические материалы на основе которых и может проводиться преподавание по теме «Население», в упрощённом и более понятном для детей, разумеется виде, а не в таком сухом и научном. Кроме этого, исходными данными о своём крае служат в основном материалы, полученные учащимися во время экскурсий по природоведению и географии. Постепенно знания, полученнные на экскурсиях углубляются, расширяются и соединяются с федеральным компонентом, связывая далёкое и близкое, закрепляя географические знания и умения.
Основными методами преподавания будут являться из репродуктивных – в основном объяснительно-иллюстративный. Соответственно значительным будет использование наглядного материала: карт, схем, таблиц, картограмм. Это облегчит понимание материала. Но не стоит ими увлекаться, так как не менее важным будет продуктивные методы, такие как частично-поисковый и исследовательский. Для развития способностей к самостоятельному поиску решений, работы с дополнительной литературой и картографическим материалами необходимо давать задания индивидуальные задания каждому ученику для исследования проблематики и их выполнения .
По теме «Население России» учащимся могут быть заданы следующие индивидуальные задания и вопросы [5]:
Для
учащихся сельских школ особенно положительно
сказывается составление плана-
По
данному плану ученики и работают. По моему
мнению, можно приглашать на краеведческий
вечер-отчет детей из разных населенных
пунктов с докладами о своём каждый, что
будет способствовать формированию цельной
картины особенностей населения по всей
области. Либо второй вариант – предложить
ученикам класса по один на двоих или одного
ребенка вопроса, в зависимости от численности
класса, с последующей проверкой на практическом
занятии. Это поможет в установлении дисциплины
и рабочих отношений в коллективе, опять
же создаст полную картину населения всех
его характеристик в местном населённом
пункте.
3.2 Применение материала по региональной географии в процессе изучения федерального компонента географического образования
Курс
«География России» очень содержателен,
и собранный школьниками
Так,
в учебнике В.П.Дронова «География.
Население и хозяйство» изучение темы
«Население России» начинается с исторической
характеристики и истории заселения территории
Руси, Московского княжества, Российской
империи, под которое на уроке следует
подвести такой метод как иллюстративная
беседа, сравнивающая особенности населения
[19]. Автор последовательно переходит от
наиболее общих определений естественного
прироста, рождаемости, миграции и смертности
к построению половозрастнлй пирамиды,
схематичным рисункам репрессий, расселения
и хозяйственного освоения территории
нашей страны и табличному материалу,
как к наглядным средствам. Здесь и уместно
задать тематические вопросы учащимся
о том, что они знают о населении Рязанской
области, показать такие же наглядные
материалы, но только уже по Рязанской
области, в том числе и те, которые представлены
в моей работе.
В моей курсовой работе рассматривалось население Рязанской области в свете использования различных этографических, демографических и социологических данных по его характеристикам в школьном курсе географии, прогнозирования демографической и социальной ситуаций. С помощью методических пособий и учебников были определены принципы предоставления информации учащимся школы о региональном компоненте изучения географии. Немаловажным достижением оказалось замена устаревших статистических данных по населению Рязанской области за 1990-е и начала 2000-х годов более новыми, лучше показывающими ситуацию. Но тем не менее старые данные оказали незаменимую помощь в выявлении закономерностей в развитии и размещении населения нашей области, его механическом и естественном движении, национальном, половозрастном и религиозном составах. Также выделены особенности данного региона по сравнению с другими административными единицами Российской федерации, в частности, более пожилой состав населения, давняя освоенность, неблагоприятная демографическая ситуация. Обозначены основные инициативы правительства нашей области на её выправление, анализирование статистических данных помогает найти то звено, потянув за которое, можно разорвать негативную тенденцию постепенного вымирания населения. Этим звеном несомненно является уверенность в завтрашнем дне, психологическая, политическая, экономическая и социальная стабильность. Стабильность, которой так не хватало нашей области и России в целом в XX веке. Табличный материал наглядно показывает скачкообразный характер рождаемости и смертности в зависимости от войн, голода, преступных экономических экспериментов, политическо-идеологического террора и прочих напастей, приключившихся с Россией.