Газовая промышленность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о газовой промышленности России.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть основные итоги деятельности ОАО «Газпром»;
- изучить проблемы газовой промышленности России;
- охарактеризовать перспективы развития газовой промышленности России.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………2
2. Основные итоги деятельности ОАО «Газпром»…………………………………………….3
3. Газовая промышленность России: проблемы……………………………………………….7
4. Газовая промышленность России: перспективы развития…………………………..9
5.Заключение……………………………………………………………………………………………………14
6.Список используемой литературы………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

газовая промышленность.docx

— 37.21 Кб (Скачать)

Сейчас на территории России газ  для промышленных предприятий стоит  почти одинаково. И хотя расходы  на его транспортировку достигают 75% реальной стоимости, разница в  тарифах составляет всего 25%. До 1998 г. не было и этой разницы. Одну и ту же цену за газ платили и в Западной Сибири, где добывается большая часть российского газа, и за тысячи километров от нее — Центральном Черноземье или Ростовской области.

Задача разработки принципов рационального  территориального зонирования России и формирования зональных цен  на газ пока все еще далека от решения, хотя существуют предварительные  оценки РАО «Газпром» уровня цен  на газ для периода 1996-2006 гг. на регулируемых зональных рынках России (в долл. /1 тыс. м3, без НДС и акцизных сборов.

Следует отметить, что переход к  дифференцированной системе цен  на природный газ сопряжен с рядом  существенных трудностей, главные из которых связаны с социальными  ограничениями на рост цен для  потребителей с низкой платежеспособностью, а также с незавершенностью методологии  учета производственных затрат на всех стадиях продвижения газа к потребителю  — от добычи до распределения между  отдельными категориями пользователей.

Еще одна проблема, имеющая для  газовой отрасли особое значение, — энергосбережение. В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон «Об энергосбережении», определяющий основные принципы энергосберегающей политики, ее экономические и финансовые механизмы, позволяющие, в частности, продавать сэкономленный газ по договорным ценам как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также получать различные льготы по налогообложению и таможенным сборам.

 

Принятие этого закона позволяет

• снизить нагрузки на окружающую среду и сократить природоохранные затраты;

•  сохранить потенциал газовых запасов угля для будущих поколений;

• оживить деятельность малого и среднего бизнеса, использующего высвобождающиеся ресурсы газа для производства моторного топлива, сжиженного газа для населения и др.;

•  снизить энергоемкость ВВП и продукции промышленности.

  

 

 

 

 

Газовая промышленность России: перспективы развития

Наметившаяся в концу 90-х гг. стабилизация экономики России благоприятствует росту внутреннего потребления  газа в России, а также постепенному возобновлению роста газодобычи.

В этих условиях РАО «Газпром» проводит активную стратегию, направленную на сохранение монополии на регулируемых зональных  рынках газа. В качестве регулируемых покупателей при этом выступают  региональные газораспределительные  компании и крупные конечные потребители  газа, непосредственно присоединенные к магистральным газопроводам. Предусматривается, что в случаях превышения установленных  ФЭК предельных уровней годового потребления газа потребители будут  выводиться на контрактный нерегулируемый рынок. Цены на регулируемых и нерегулируемых фрагментах зональных рынков газа при  использовании РАО «Газпром»  активной стратегии могут отличаться почти в 2 раза. По данным РАО «Газпром», цены на зональных рынках газа вблизи западной границы России, т.е. на экспортных «выводах» российского газа, ныне вплотную приблизились к экспортным ценам в нерегулируемом секторе.

Нынешняя относительная устойчивость газового сектора экономики объясняется прежде всего тем, что сохранение «Газпрома» как единой структуры остановило распад хозяйственных связей, характерный для промышленности постсоветского периода.

На поддержание эффективности  деятельности РАО «Газпром», безусловно, оказывают влияние как высокий  уровень капитализации компании, участвующей в крупных инвестиционных проектах и расширяющей рынки  сбыта газа, так и фактор масштаба деятельности, производственной и финансовой сверхконцентрацией. Для РАО «Газпром» в ВВП России приближается к 10%, доля налоговых поступлений в государственный бюджет превышает в среднем 20%, а доля добычи газа в РФ - 91%. Вместе с тем функционирование «Газпрома» как замкнутой государственной системы, на выходе которой цены на газ регулируются правительством, имеет и свои минусы.

Можно поставить под сомнение экономическую  эффективность системы, в которой  скрыты от посторонних глаз реальные издержки производства и не всегда обоснованы цены для потребителей газа. Та же проблема злостных неплатежей свидетельствуют  о превышении цен над уровнем  платежеспособного спроса.

Особо следует отметить, что сохраняющаяся  экспортная эффективность РАО «Газпром»  базируется на эксплуатации месторождений-гигантов, запасы которых исчисляются сотнями  миллиардов и триллионами кубических метров природного газа. Исчерпание этих месторождений, большая часть которых  расположена в труднодоступных  приполярных районах и на шельфах  замерзающих морей Арктики и  Дальнего Востока, приведет к резкому  возрастанию затрат на освоение и  эксплуатацию менее крупных месторождений. В конечном счете конкурентоспособность «Газпрома» на внешних рынках может быть подорвана, и это надо учитывать.

Представляется, что при наличии  большого числа аргументов «за» и  «против» централизации «Газпрома» доводы последних звучат все более  убедительно по мере продвижения  России к реальному рынку. Как представляется, несовершенство структуры и деятельности РАО «Газпром» в значительной степени является результатом отсутствия государственной программы преобразования газовой отрасли, а так же специального закона о газоснабжении, регламентирующего структуру и организацию газоснабжения (так, как это делается в других странах с развитой газовой промышленностью). Инициируемое государством газовое законодательство и программа преобразований газовой промышленности, на наш взгляд, должны включать как варианты целостной стратегии развития газовой отрасли, так и механизмы, методы управления и контроля за ее реализацией.

Уже почти не вызывает споров тезис  о необходимости развития внутри «Газпрома» конкурентной среды. Главная отличительная особенность назревшего этапа реформирования РАО «Газпром», признаваемая самим руководством монополии, состоит в постепенном демонтаже вертикально интегрированной организации газовой промышленности страны. Создание самостоятельных дочерних газодобывающих компаний со своими контрольными пакетами акций, а также сбытовых компаний, обеспечивающих межрегиональные и экспортные поставки газа, при сохранении единой государственной газотранспортной компании должно позволить увеличить долю газа, продаваемого по свободным рыночным ценам.

Образование самостоятельных газодобывающих компаний при наличии единой контролируемой государством транспортной компании должно создать конкурентный рынок на выходах  магистральных газопроводов, характерной чертой которого будет контрактная схема взаимоотношений производителей газа с его потребителями. Доля потребителей, выходящих на контрактный рынок газа, будет увеличиваться с ростом промышленного производства в стране. По мере укрепления на рынке крупных независимых газовых компаний представляется целесообразным ослаблять монопольное положение РАО «Газпром», оставив ему функции генерального экспортера газа и ответственного за регулируемую часть внутреннего газового рынка.

Государственная газотранспортная компания должна управляться рыночными методами и быть в своей основе открытым акционерным обществом, имеющим  определенные аналогии с РАО ЕЭС  и зарубежными энергетическими  компаниями типа «Рургаз» и «Газ де Франс».

В этом случае государство имело  бы возможность проводить гибкую тарифную политику по отношению к  отдельным потребителям газа и регионам в целом. Так, тарифы на доставку газа могут быть сокращены для регионов, осуществляющих пионерную газификацию, для потребителей, обеспечивающих энергосбережение либо эффективные природоохранные  мероприятия.

Добыча природного газа в Российской Федерации в целом и по основным газодобывающим регионам в период социально-экономических  реформ снизилась с 1993 по 1998 г. с 618 до 591 млрд. м3 или на 10%, В Западной Сибири промышленное извлечение газа за эти  же годы уменьшилось с 563 до 542 млрд. м3 (также примерно на 10%). Исключение составили Поволжский и Дальневосточный районы, где прирост добычи газа составил соответственно 6 и 5%.

Следует отметить, что наблюдавшееся  в 90-е гг. сокращение объемов добычи газа в стране было значительно меньшим  по сравнению с падением объемов  промышленного производства, достигшим  в среднем по стране почти 50%.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Добыча  природного газа по регионам Российской Федерации,

  млн. куб. м    1993 г   1994 г   1995 г    1996 г 1997 г 1998 г

РФ            618417  607201  595467  601472  571062   591400

Северный  район    4920  3931   3676   3672   3688 3858

Республика  Коми    4782  3806  3551  3533  3526    3858

Архангельская обл.  138       124         125     139      162 

Поволжский  район    5465 5648 6289 5847 7017 9532

Республика  Калмыкия 166 138 131 119 109 91

Республика  Татарстан 923 875 849 806 764 736

Астраханская  область 2985 3357 4074 3750 5059 7575

Волгоградская область 438 440 482 530 524 488

Самарская область 411 341 306 289 282 274

Саратовская область 542 497 447 353 310 366,5

Северо-Кавказский 4687 4010 3824 3528 3558 3513

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в 2006 году прибыль общества Группы до уплаты налогов (по сводной отчетности) составила 125, 2 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 1999 годом на 72 %. Чистая нераспределенная прибыль составила 60, 7 млрд. руб.

Численность работников, включая дочерние акционерные общества, на 1 января 2001 года составила 308, 8 тыс. человек.

ОАО «Газпром» проводит активную политику по развитию рынка своих ценных бумаг  и защите интересов акционеров. По итогам первого полугодия 2000 г. Было принято решение о выплате  дивидендов в размере 1, 66 млрд. руб. в целом за отчетный год Совет  директоров рекомендует выплатить 7, 1 млрд. руб. (за 1999 год выплачено 2, 37 млрд. руб.). отношение выплачиваемых ОАО «Газпром» дивидендов к рыночной капитализации компании является самым высоким по сравнению с другими российскими обществами топливно - энергетического комплекса.

Средняя рыночная капитализация ОАО  «Газпром» за 2000 год составила 7, 94 долл. США, что в 1, 7 раза превышает  аналогичный показатель предыдущего  года.

За отчетный период цена на акции  ОАО «Газпром» на Московской фондовой бирже (МФБ) увеличилась в 1, 13 раза и  составила на конец года 8, 23 руб. за акцию (0, 29 доллара США в пересчете  по курсу ЦБ на 31.12.2000 г.). Совокупный объем торгов на МФБ составил 2293 млн. акций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Гладких Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Социально-экономическая география. М., 2000
  2. Стратегия развития газовой промышленности России // Под общей редакцией Вяхирева Р.И. и Макарова А.А. // М: Энергоатомиздат, 1997. С. 340.
  3. Некрасов А. Е., Борисова И. И, Критинина Ю С. и др Цены на энергию в экономике //«Проблемы прогнозирования», 1996. №3.
  4. Завьялова Л М - Не только в реформе дело. О реструктуризации и реформировании газовой отрасли России // «Нефтегазовая вертикаль», 1998. №1.
  5. Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов. Под ред. Проф. А. Т. Хрущёва. М., 2001 
  6. http://www.g8russia.ru
  7. http://revolution.allbest.ru/manufacture/00059782_0.html
  8. http://xreferat.ru/76/1519-3-gazovaya-promyshlennost-rossii.html

 

 


Информация о работе Газовая промышленность в РФ