Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:59, контрольная работа
Газ – лучший вид топлива. Немалую роль играет низкая стоимость добычи газа по сравнению со стоимостью добычи других видов топлива – угля, торфа, нефти. Благодаря высоким потребительским свойствам, низким издержкам добычи и транспортировки, широкой гамме применения во многих сферах человеческой деятельности, природный газ занимает особое место в топливно-энергетической и сырьевой базе. В этой связи наращивание его запасов и потребления идет высокими темпами.
1 Газовая промышленность России. 3
1.1 Значение газовой промышленности в экономике страны, её состав и современное состояние. 3
1.2 Основные центры размещения газовой промышленности, факторы размещения. 5
1.3 Проблемы и перспективы развития газовой промышленности. 5
2 Воздушный транспорт России. 8
2.1 Значение воздушного транспорта в экономике страны, его современное состояние. 8
2.2 Размещение авиатранспортных узлов. 10
2.3 Проблемы воздушного транспорта. 10
2.4 Перспективы развития воздушного транспорта. 11
Вариант № 12:
Газовая
промышленность России. Воздушный транспорт
России.
План
контрольной работы:
Газ – лучший
вид топлива. Немалую роль играет
низкая стоимость добычи газа по сравнению
со стоимостью добычи других видов топлива
– угля, торфа, нефти. Благодаря высоким
потребительским свойствам, низким издержкам
добычи и транспортировки, широкой гамме
применения во многих сферах человеческой
деятельности, природный газ занимает
особое место в топливно-энергетической
и сырьевой базе. В этой связи наращивание
его запасов и потребления идет высокими
темпами.
Природный газ
– один из наиболее высокоэкономичных
источников топливно-энергетических ресурсов.
Он обладает высокой естественной производительностью
труда, что способствует широкому использованию
его во многих отраслях народного хозяйства.
Благоприятные естественные предпосылки
природного газа и высокий уровень научно-технического
прогресса во многом обеспечивает ускоренное
развитие газодобывающей промышленности.
Газовая промышленность
– наиболее молодая отрасль топливного
комплекса.
Газ в больших
количествах используется в качестве
топлива в металлургической, стекольной,
цементной, керамической, легкой и пищевой
промышленности или является сырьем в
химической промышленности.
Способ прямого
восстановления железа из руд основан
на использовании газового топлива. В
металлургии и машиностроении природный
газ используется для отопления прокатных,
кузнечных, термических и плавильных печей
и сушил. В металлообработке использование
газа повысило коэффициент полезного
действия печей почти в 2 раза, а время
нагрева деталей сократилось на 40%. Применение
газа в металлургии, кроме того, удлиняет
сроки службы футеровки. Снижается количество
серы в чугуне. Применение природного
газа в стекольной промышленности взамен
генераторного газа повышает производительность
стекловаренных печей на 10 – 13% при одновременном
снижении удельного расхода топлива на
20 – 30%.
В пищевой промышленности
газ применяется для сушки
пищевых продуктов, овощей, фруктов, выпечки
хлебобулочных и кондитерских изделий.
При использовании
газа на электростанциях уменьшаются
эксплуатационные расходы, связанные
с хранением, приготовлением, потерями
топлива и эксплуатацией системы золоудаления,
увеличивается межремонтный пробег котлов,
не занимаются земли для золоотвалов,
снижается расход электроэнергии на собственные
нужды, уменьшается количество эксплуатационного
персонала, снижаются капитальные затраты.
Итак, продукция
рассматриваемой отрасли
В состав газовой
промышленности входят следующие элементы:
добыча природного газа, добыча попутного
газа; производство горючего газа из угля
и сланцев; хранение газа.
Попутные газы
не могут быть направлены в магистральный
газопровод, поэтому эти газы направляются
на газоперерабатывающие заводы, где из
них извлекаются тяжелые углеводороды
и другие компоненты, после чего сухой
газ направляется потребителям.
Потребление газа
не бывает равномерным в течение
года, Для сглаживания неравномерного
потребления и создания аварийного
запаса газа был разработан способ создания
подземных хранилищ газа.
Основу отрасли, обеспечивающую ее конкурентные преимущества, составляет Единая система газоснабжения (ЕСГ), которая объединяет добычу и транспорт природного газа в единую технологическую, техническую и экономическую систему в рамках России, связанную с газоснабжающими системами центрально-азиатских и закавказских республик СНГ и имеющую свое продолжение в системах поставки российского газа в три европейские страны СНГ и двадцать других государств Европы.
При размещении предприятий газовой промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов.
Вместе с тем важен транспортный фактор, т.е. наличие газопроводов и т.п.
Важным фактором для развития и рационального размещения газовой промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи газа.
Не маловажным фактором в газовой промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.
Большое влияние на рациональное размещение предприятий газовой промышленности оказывают демографические факторы. При размещении предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост самого производства. При размещении строительства новых объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.
Особенно важную
роль в развитии и размещении газовой
промышленности играет такой экономический
фактор, как объём капитальных вложений.
От капитальных вложений больше, чем от
какого-либо другого фактора, зависит
развитие топливной промышленности. Капиталовложения
влияют на объём добываемого сырья и на
объём промышленной продукции.
В России выделяются следующие лидеры по добыче природного газа: Западная Сибирь - 91% российской добычи, Уральский экономический район - 6%, Поволжский экономический район - 1%, республика Коми и Ненецкий АО - менее 1%, Северный Кавказ - менее 1%, Дальневосточный экономический район - менее 1%, Восточная Сибирь - менее 1%.
Сейчас наиболее
актуальным для отрасли стал поиск решений,
оптимальных с учетом ее финансовой самостоятельности
и наличия открытого рынка оборудования
и услуг.
В настоящее
время многие прогнозы предполагают
значительное увеличение емкости европейского
рынка газа и соответственно возможностей
поставки российского газа. Оптимистический
сценарий предусматривает рост цен на
российские энергоносители, рост объемов
потребления российских энергоресурсов
и инвестиций в российский топливно-энергетический
комплекс (ТЭК). Однако ожидания всеобщего
роста цен на российские энергоносители
могут не оправдаться. В отраслях с длительным
инвестиционным циклом, прежде всего в
газовой промышленности, опасность такого
рода просчетов очень велика.
В то же время
ситуация с природным газом гораздо
благоприятнее, чем по ТЭК в целом.
Причины этого - крупные преимущества
природного газа перед другими видами
топлива в экологическом отношении, возможность
достижения при его использовании более
высоких технологических показателей
и в целом особая технологичность природного
газа, который, как уже отмечалось, при
транспортировке представляет собой готовый
к использованию продукт.
Сейчас появились
предпосылки изменения
Сложившаяся в
России тенденция к снижению спроса
на газ дает возможность за счет использования
уже имеющейся транспортной инфраструктуры
обеспечить развитие первоочередных экспортных
проектов путем достройки концевых участков
трасс, ведущих из центра страны к ее границам.
Тем не менее, по мере восстановления внутреннего
рынка и дальнейшего роста экспорта потребуется
ввод новых, прежде всего, экспортоориентированных
газопроводов.
Основные объемы
добычи газа приходятся ныне на уникальные
по своим масштабам месторождения
Западной Сибири, инвестиции в которые
были осуществлены ранее. Но сейчас уже
возникает, а в ближайшие годы значительно
увеличится потребность во вводе новых
мощностей как для компенсации падения
добычи газа на этих месторождениях, так
и для обеспечения прироста добычи под
новые контракты. Наиболее существенно
то, что в среднесрочной перспективе предельные
затраты на реализацию экспортных проектов
станут включать издержки по всей цепи
газоснабжения. Таким образом, проекты
поставки газа на наиболее обещающие рынки
при нынешних экспортных ценах будут на
пределе окупаемости и даже могут стать
убыточными. В данном случае при расширяющемся
европейском рынке и растущей потребности
в российском газе, но без изменения ценового
паритета, газовая промышленность может
превратиться из высокодоходной отрасли,
вносящей большой вклад в бюджет страны,
в систему, в основном работающую саму
на себя.
Явно недостаточно
с экономических и правовых позиций
проработаны вопросы транзита газа.
Между тем, например, в 1992г. 54% международных
поставок газа по трубопроводам осуществлялось
с использованием транзита через третьи
страны. Несмотря на то, что транзит получил
столь широкое распространение, практически
отсутствуют его международные юридически
обязательные правила. Можно лишь отметить
соглашение ВТО о транзите, но оно не затрагивает
страны, не присоединившиеся к этой организации.
Договор о Европейской энергетической
хартии включает только обязательство
не препятствовать транзиту в случае внутригосударственных
конфликтов.
В России также
ощущается необходимость
По-видимому, в
среднесрочной перспективе доля
газа в энергетике Европы будет ограничиваться,
прежде всего, соображениями безопасности.
Экономика и экология однозначно
указывают на газ, но серьезную опасность
европейцы усматривают в энергетической
зависимости от недостаточно прогнозируемого
и слабо регулируемого гиганта на Востоке.
Снять подобные опасения можно, в первую
очередь, за счет установления ясных правил
игры и более широких связей и переплетения
интересов участников рынка на Западе
и Востоке.
Следует отметить важную роль системного моделирования функционирования и развития газоснабжения, вытекающую из объективной сложности системы и выполняемых ею задач. На протяжении последних трех десятилетий, фактически с начала создания ЕСГ, совершенствовались методы и средства такого моделирования. Со второй половины 80-х годов они оформились в целостную систему анализа и принятия решений по развитию ЕСГ. Для нынешней рыночной ситуации, несмотря на усиление фактора неопределенности, тем не менее, характерна большая ясность критериев в отличие от номинальных показателей плановой экономики. Даже в советских условиях применение методов системного моделирования при конкретном анализе направлений развития ЕСГ давало возможность существенной экономии инвестиционных ресурсов и повышения качества принимаемых решений. Тем большие перспективы открываются перед этими методами в нынешней ситуации.
Информация о работе Газовая промышленность России. Воздушный транспорт России