Демографические политики Индии и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:10, доклад

Краткое описание

Учет населения в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества — в 1872 г., вторая — в 1881 г., с тех пор и в колониальной, и в независимой Индии они проводятся регулярно, через каждые 10 лет.

Файлы: 1 файл

Демографические политики Индии и Китая.pptx

— 1.57 Мб (Скачать)

Демографические политики Индии и Китая 

Леонтьев  А.А.

Елина А.Н.

ЭТР-10

Демографическая политика Китая 

Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды “активности” и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.  
 

Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего периода своего существования и, особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны.

Для осуществления  контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд  законов и правительственных  постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон  о браке, который предусматривает  повышение возраста вступления в  брак с 20 до 22 лет для мужчин и  с 18 до 20 лет для женщин, а также  положения относительно ограничения  рождаемости.  

В настоящее время  однодетная семья рассматривается  китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации  воспроизводства населения. Однако исследование современной демографической  ситуации в КНР и репродуктивного  поведения китайского населения  показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью.

Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует, и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого – участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей – 51%, 3-х и более – 44%.  

В противоречие с  осуществлением политики однодетной семьи  вступает и введение системы производственной ответственности.

 Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи, особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей, что приводит к закреплению традиций многодетности, характерных для Китая. В китайской печати признается, что система производственной ответственности “нанесла удар по планированию рождаемости”.

Изменения в естественном движении населения (существенное снижение рождаемости, уменьшение смертности и естественного прироста населения) стали проявляться особенно заметно в 70-х – начале 80-х годов. Тем не менее, удержание численности населения к 2000 году на уровне 1,2 млрд. человек, согласно планам китайского руководства, не предоставляется возможным. По данным треть населения КНР приходится на возрастную группу от 10 до 23 лет, что может привести в ближайшие годы к “новому буму деторождения”. Если каждая новая семья будет иметь 2-х детей, то к 2000 году родится почти 400 млн. человек и общая численность населения превысит 1,3 млрд. человек.  
 

В Китае численность  населения с каждым годом увеличивается  довольно быстрыми темпами, поэтому  основные ударения делаются на снижение рождаемости, на четкое планирование семьи: «Одной семье – один ребенок!». В  Китае семья, имеющая больше одного ребенка не получает пособий и  льгот, тогда как семья, имеющая  одного ребенка располагает различными преимуществами.

Огромное население  придает всем проблемам в Китае  масштабность, глубину, необычайную  остроту и настоятельность. Трудно управляемый рост населения в  значительной степени вносит элемент  стихийности и в развитие общественного  производства. Сейчас становится очевидным, что, не добившись стабилизации численности  населения, невозможно достичь заметных результатов в решении других социально-экономических проблем.  

Демографическая политика Индии 

Учет населения  в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества  — в 1872 г., вторая — в 1881 г., с  тех пор и в колониальной, и  в независимой Индии они проводятся регулярно, через каждые 10 лет. Всего  таких переписей было 14, последняя  — в 2001 г. Материалы этих переписей  содержат необходимые сведения о  динамике населения страны. Если ограничиться только рамками XX — начала XXI в., то их демонстрирует таблица.

Год Численность населения, 
 млн человек
Прирост (убыль) за 10 лет Cpeднe-гoдoвoй прирост, %
млн 

человек

%
1901 238,4 –0,9 –0,39 ...
1911 252,1 13,7 5,75 0,56
1921 251,3 –0,8 –0,31 –0,03
1931 279,0 27,7 11,00 1,04
1941 318,7 39,7 14,22 1,33
1951 361,1 42,4 13,31 1,25
1961 439,2 78,1 21,64 1,96
1971 548,1 108,9 24,80 2,20
1981 683,3 135,2 24,66 2,22
1991 843,4 163,1 23,86 2,14
2001 1027,0 180,6 21,34 1,93
 

Данные таблицы  показывают, что в первой половине XX в. население страны выросло  примерно в 1,5 раза. И абсолютный, и  относительный рост его за отдельные  десятилетия был довольно значительным, но все же не превышал 4,5 млн человек, или 1,5% в год.

Более того, в 1911—1921 гг. отмечалась и абсолютная, и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в.

рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва. 

Механизм этого  взрыва был таким же, как в других развивающихся странах. Благодаря  распространению довольно простых  и недорогих средств массовой вакцинации, применению антибиотиков для борьбы с инфекционными и  паразитарными заболеваниями произошло  сокращение показателя смертности на 18,5 ‰ с 1951 до 2000 г. За этот же период средняя ожидаемая продолжительность  жизни для обоих полов выросла  с 32 до 62 лет. Однако, показатели рождаемости, хотя и снизились на 18,2‰, все же остаются еще весьма высокими, примерно соответствующими среднемировому уровню. В результате показатель естественного  прироста даже вырос.

Можно добавить, что  по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем  относительные. Статистика свидетельствует  о том, что в 70—80-е годы ежегодный  абсолютный прирост населения в  стране достигал 16—17 млн человек.

Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46—47 тыс. человек, а за каждый час — примерно на 1900 человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие — рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй после Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей. 

Известно, что демографический  взрыв тормозит социально-экономическое  развитие стран Азии, Африки и Латинской  Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые  сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя  плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 308 человек  на 1 км2, a это, соответственно, увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. 

Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографичес-кого взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост насе-ления за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г. оставался еще на уровне 160—180 млн человек (что сравнимо со всем населением Бразилии!), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться.

То же относится и к важному коэффициенту фертильности (показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте), который в 2000 г. составил 3,1, по сравнению с 6,0 в 1950 г. Можно утверждать, что подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики. 

Индия первой из развивающихся  стран приступила к осуществлению  национальной программы планирования семьи в качестве официальной  государственной политики. Это произошло  еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно  подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования не сводилась только к ограничению  рождаемости, а имела главной  целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как  основной ячейки общества.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает  самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы  тысячи центров семейного планирования, занимающихся преимущественно его  координационно-административными  и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении  новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных  средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась.

Сначала демографическая  политика ставила задачу перехода от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка — достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья — счастливая семья!» и т.д. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или... транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (а численность их в Индии намного больше численности женщин).

Информация о работе Демографические политики Индии и Китая