Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной контрольной работы является анализ сложившейся демографической ситуации в Сибирском федеральном округе и в Кемеровской области. И начну раскрытие данной темы с самого понятия Демографии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты демографии
1.1 Определение, предмет и задачи демографии……………………………….5
1.2 Источники данных……………………………………………………………6
1.3 Основные показатели демографии…………………………………………..8

Глава 2. Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (Кемеровская область)
2.1 Характеристика Сибирского федерального округа……………………….12
2.2 Анализ демографической ситуации в Кемеровской области
2.2.1. Характеристика демографической ситуации в Кемеровской области...14
2.2.2. Прогноз демографического развития Кемеровской области на период до 2013 года………………………………………………………………………16
Глава 3. Предложения к демографической политике СФО……………...19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

демография.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

    До 2002 года в области шел процесс урбанизации, в последующий период число городских жителей снизилось: соотношение городских и сельских жителей в 2010 году составило 85,4 процентов и 14,6 процентов соответственно (2002г. – 86,7 и 13,3 процентов).

    Снижение  доли городского населения в общей  численности обусловлено прежде всего тем, что во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» за этот период были проведены административно-территориальные преобразования, связанные с переводом ряда городских поселений в категорию сельских населенных пунктов. В 2003 – 2005 годах  15 поселков городского типа были преобразованы в сельские населенные пункты, вследствие чего более 50 тысяч горожан автоматически стали сельскими жителями.

    Таким образом, основная демографическая характеристика демографических изменений в Кемеровской области – продолжающаяся депопуляция населения. Высокий уровень естественной убыли населения лишь частично перекрывается положительным сальдо миграции.

    * За 2009 год показатели на 1000 человек населения и на 100000 человек населения рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, за 2010 год – с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. 

     2.2.2. Прогноз демографического развития

     Кемеровской области на период до 2013 года 

    Данные  демографического прогноза Кемеровской  области до 2015 года свидетельствуют  о сохранении тенденции сокращения численности населения.

    Снижение  численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Кемеровская область сохранит положительное сальдо миграции в течение прогнозируемого периода, но положительный миграционный прирост не компенсирует отрицательный естественный прирост.

    С 2011 года до конца прогнозного периода число умерших и коэффициент смертности будут постепенно снижаться, при этом прогнозируется рост ежегодного превышения числа умерших над числом родившихся с 1,2 раза в 2011 году до 1,3 раза  в 2015 году.

    Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50-е - 60-е годы, когда рождаемость в Кемеровской области была самой высокой за весь послевоенный период.

    Такое изменение возрастной структуры  населения может потребовать  большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному  социальному страхованию.

    Следует отметить, что рост числа родившихся, отмечаемый в Кемеровской области с 2000 года, в основном определялся экстенсивным фактором - увеличением числа женщин репродуктивного возраста. Но уже с 2010 года в Кемеровской области отмечается сокращение численности женщин данной возрастной категории, что неизбежно приведет к снижению числа родившихся. В 2015 году коэффициент рождаемости, по прогнозу Росстата (средний вариант прогноза),  составит 11,9 случаев на 1000 родившихся. Однако с учетом общероссийских ориентиров развития демографической политики и мер, принимаемых Администрацией Кемеровской области по улучшению демографической ситуации, предполагается сохранение суммарного коэффициента рождаемости в 2015 году на уровне– 1,65. Также предполагается рост показателя ожидаемой продолжительности жизни с 63,04 лет в 2006 году до 68,0 лет в 2015 году.

    Учитывая  сложившуюся на протяжении довольно длительного периода неблагоприятную  демографическую ситуацию в Кемеровской  области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.

     В Кемеровской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» разработана и постановлением Коллегии Администрации области утверждена комплексная региональная программа «Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области» на период до 2015 года.

     Программой  определены основные цели демографической  политики:  стабилизация численности  населения к 2016 году на уровне 2826,3 тыс. человек и создание условий для последующего демографического роста при увеличении ожидаемой продолжительности жизни до 68 лет, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.

     Основным  содержанием программы является совокупность целевых подпрограмм, выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом, решение поставленных задач и достижение связанных с этими задачами целей. Ожидаемыми результатами к 2013 году являются:

     численность населения на начало года составит 2817,0 тыс. человек;

     общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) - 14;

     общий коэффициент смертности (на 1000 человек  населения) - 15,1;

     естественная  убыль (на 1000 человек населения) - 1,1;

     миграционный  прирост - 8000 человек. 

     Миграция  является одним из существенных факторов изменения численности и территориального размещения населения.

     В 2008 году в Кемеровскую область  прибыло 52,4 тыс. мигрантов против 55,0 тыс. мигрантов в 2007 году.

     Выбыло 44,6 тыс. человек против 45,2 тыс. человек  в 2007 году. Миграционный прирост в 2008 году составил 7,8 тыс. человек.

     На  протяжении последних лет миграционные потоки (число прибывших и выбывших) практически стабильны, и прослеживается тенденция увеличения миграционного  прироста. В настоящее время миграционный прирост на 78 % компенсирует естественную убыль населения. 

Миграционные  потоки

Потоки  миграции 2001 год 2008 год
Прибывшие - всего 53222 55033
из  них:    
в пределах России 49683 45035
в том числе:    
внутри  области 32334 27786
из  других регионов 17349 14568
из  зарубежных стран 3539 9998
в том числе:    
из  стран СНГ и Балтии 3413 9627
из  других стран  126 371
Выбывшие  - всего 52996 44586
из  них:    
в пределах России 49590 42049
в том числе:    
внутри  области  32334 27786
в другие регионы 17256 14989
в зарубежные страны 3376 1811
в том числе:    
в страны СНГ и Балтии 1204 1377
в другие страны 2172 434
Миграционный  прирост - всего 256 7766
из  него в результате:    
передвижений  в пределах России 93 -421
в том числе:    
внутри  области  - -
между регионами  93 -421
миграционного обмена  
населением с зарубежными странами
163 8187
в том числе:    
со  странами СНГ и Балтии 2209 8250
с другими странами -2046 -63
 

     Глава 3. Предложения к  демографической  политике СФО 

     Демографический кризис в СФО, как и в целом  по Сибири - проявление двух составляющих, имеющих различное происхождение  и неодинаковую природу. С одной  стороны - проявление общероссийских и  общемировых перемен, свойственных промышленно развитым странам и  регионам с высокой долей городского населения, а также высоким образовательным уровнем населения и высоким показателем занятости женщин в общественном производстве. Острота таких проблем в регионе обусловлена и особенностями формирования населения (в том числе миграции), сложившимися в прошлом. В частности, тем, что динамика прироста численности населения в Сибири в значительной степени определялась структурой и характером размещения производительных сил в регионе.

     С другой стороны - демографический кризис связан с недостаточной модернизацией социальных и экономических институтов, с кризисными явлениями в обществе. Именно они обусловливают низкий уровень здоровья, высокий уровень смертности от экзогенных причин, среди прочего - от несчастных случаев, отравлений и травм, инфекционных заболеваний.

     Экономика региона, ориентированная ранее  на экстенсивное освоение природных  ресурсов, на развитие научно-производственного  комплекса и оборонного потенциала страны, столкнулась с острейшими социально-экономическими проблемами. В результате за время реформ многие социальные группы имели значительные трудности в обеспечении удовлетворительного существования своих семей. Для них реальной стала угроза неудовлетворения первичных потребностей в питании, одежде, жилище, не говоря об удовлетворении вторичных потребностей - доступности детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и досуга. Это оказало существенное влияние на смену жизненных стратегий и ценностных ориентаций населения, направленных не на развитие, а на поиск доступных средств существования; переход на новые рабочие места, часто не соответствующие профессиональным и образовательным возможностям личности; на рост социальной отчужденности и люмпенизацию отдельных слоев населения. В подобной ситуации у людей возникает чувство неуверенности и тревоги перед будущим. И как следствие - широкое распространение алкоголизации и наркотизации населения, рост заболеваемости и смертности, в том числе молодого населения трудоспособного возраста, и прежде всего, от несчастных случаев, отравлений, травм, нервных расстройств, убийств и суицидов.

     Итак, сегодня необходима принципиально  иная стратегия: не сетовать, что у  нас в Сибири мало людей и что  необходимо как-то регулировать миграцию и управлять демографией, а наоборот: строить совсем иную экономическую и промышленную политику. Новая система расселения должна предполагать, что на северных территориях не должны размещаться крупные города. Расселенческая политика должна способствовать желанию людей перебираться на юг и юго-восток. Следует перестать констатировать, что огромные заводы в Сибири - банкроты, лишены федеральных заказов, а наоборот, переходить к рентабельным небольшим предприятиям пищевой промышленности и модернизировать сырьевую отрасль.

     Надо, чтобы основной стратегией демографического развития СФО стало формирование предпосылок улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения с использованием при этом воспроизводственных (связанных с ростом рождаемости и сокращением смертности населения) и миграционных компонентов. Задача решения демографических проблем на территории СФО - не только региональная, но и государственная задача. Активная социально-демографическая политика на территории округа - важнейшее условие экономической и политической безопасности России.

     Приоритеты  региональной демографической политики:

     - разработка мер по снижению  смертности от внешних причин (несчастных случаев, отравлений, травм и насильственных действий, особенно среди молодых мужчин);

     - преодоление высокого уровня  заболеваемости и смертности по так называемым социальным видам заболеваемости (туберкулезу, алкоголизму, наркомании, токсикомании, венерическим заболеваниям, СПИДу), особенно у молодого населения;

     - разработка мер по улучшению  репродуктивного здоровья населения (в первую очередь женщин и новорожденных).

     Важные  предпосылки выполнения этих требований - создание развитого экономического базиса, повышение доходов, рост благосостояния и социального благополучия населения, интенсивное наращивание всего  комплекса социально-бытовых и культурных услуг, оказываемых населению, особенно связанных с развитием сферы здравоохранения и социального обеспечения, с улучшением жилищных условий населения регионов Сибири.

     Формирование  новой идеологии образа жизни  должно включать в себя:

Информация о работе Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе