Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:36, контрольная работа
Целью написания данной контрольной работы является анализ сложившейся демографической ситуации в Сибирском федеральном округе и в Кемеровской области. И начну раскрытие данной темы с самого понятия Демографии.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты демографии
1.1 Определение, предмет и задачи демографии……………………………….5
1.2 Источники данных……………………………………………………………6
1.3 Основные показатели демографии…………………………………………..8
Глава 2. Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (Кемеровская область)
2.1 Характеристика Сибирского федерального округа……………………….12
2.2 Анализ демографической ситуации в Кемеровской области
2.2.1. Характеристика демографической ситуации в Кемеровской области...14
2.2.2. Прогноз демографического развития Кемеровской области на период до 2013 года………………………………………………………………………16
Глава 3. Предложения к демографической политике СФО……………...19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………
До 2002 года в области шел процесс урбанизации, в последующий период число городских жителей снизилось: соотношение городских и сельских жителей в 2010 году составило 85,4 процентов и 14,6 процентов соответственно (2002г. – 86,7 и 13,3 процентов).
Снижение
доли городского населения в общей
численности обусловлено прежде всего
тем, что во исполнение Федерального закона
от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации»
за этот период были проведены административно-
Таким образом, основная демографическая характеристика демографических изменений в Кемеровской области – продолжающаяся депопуляция населения. Высокий уровень естественной убыли населения лишь частично перекрывается положительным сальдо миграции.
*
За 2009 год показатели на 1000 человек
населения и на 100000 человек населения
рассчитаны с использованием численности
населения без учета итогов Всероссийской
переписи населения 2010 года, за 2010 год
– с учетом предварительных итогов Всероссийской
переписи населения 2010 года.
2.2.2. Прогноз демографического развития
Кемеровской
области на период
до 2013 года
Данные демографического прогноза Кемеровской области до 2015 года свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения численности населения.
Снижение численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Кемеровская область сохранит положительное сальдо миграции в течение прогнозируемого периода, но положительный миграционный прирост не компенсирует отрицательный естественный прирост.
С 2011 года до конца прогнозного периода число умерших и коэффициент смертности будут постепенно снижаться, при этом прогнозируется рост ежегодного превышения числа умерших над числом родившихся с 1,2 раза в 2011 году до 1,3 раза в 2015 году.
Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50-е - 60-е годы, когда рождаемость в Кемеровской области была самой высокой за весь послевоенный период.
Такое
изменение возрастной структуры
населения может потребовать
большей эффективности
Следует отметить, что рост числа родившихся, отмечаемый в Кемеровской области с 2000 года, в основном определялся экстенсивным фактором - увеличением числа женщин репродуктивного возраста. Но уже с 2010 года в Кемеровской области отмечается сокращение численности женщин данной возрастной категории, что неизбежно приведет к снижению числа родившихся. В 2015 году коэффициент рождаемости, по прогнозу Росстата (средний вариант прогноза), составит 11,9 случаев на 1000 родившихся. Однако с учетом общероссийских ориентиров развития демографической политики и мер, принимаемых Администрацией Кемеровской области по улучшению демографической ситуации, предполагается сохранение суммарного коэффициента рождаемости в 2015 году на уровне– 1,65. Также предполагается рост показателя ожидаемой продолжительности жизни с 63,04 лет в 2006 году до 68,0 лет в 2015 году.
Учитывая
сложившуюся на протяжении довольно
длительного периода
В Кемеровской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» разработана и постановлением Коллегии Администрации области утверждена комплексная региональная программа «Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области» на период до 2015 года.
Программой определены основные цели демографической политики: стабилизация численности населения к 2016 году на уровне 2826,3 тыс. человек и создание условий для последующего демографического роста при увеличении ожидаемой продолжительности жизни до 68 лет, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.
Основным содержанием программы является совокупность целевых подпрограмм, выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом, решение поставленных задач и достижение связанных с этими задачами целей. Ожидаемыми результатами к 2013 году являются:
численность населения на начало года составит 2817,0 тыс. человек;
общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) - 14;
общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения) - 15,1;
естественная убыль (на 1000 человек населения) - 1,1;
миграционный
прирост - 8000 человек.
Миграция является одним из существенных факторов изменения численности и территориального размещения населения.
В 2008 году в Кемеровскую область прибыло 52,4 тыс. мигрантов против 55,0 тыс. мигрантов в 2007 году.
Выбыло 44,6 тыс. человек против 45,2 тыс. человек в 2007 году. Миграционный прирост в 2008 году составил 7,8 тыс. человек.
На
протяжении последних лет миграционные
потоки (число прибывших и выбывших)
практически стабильны, и прослеживается
тенденция увеличения миграционного
прироста. В настоящее время миграционный
прирост на 78 % компенсирует естественную
убыль населения.
Миграционные потоки
Потоки миграции | 2001 год | 2008 год |
Прибывшие - всего | 53222 | 55033 |
из них: | ||
в пределах России | 49683 | 45035 |
в том числе: | ||
внутри области | 32334 | 27786 |
из других регионов | 17349 | 14568 |
из зарубежных стран | 3539 | 9998 |
в том числе: | ||
из стран СНГ и Балтии | 3413 | 9627 |
из других стран | 126 | 371 |
Выбывшие - всего | 52996 | 44586 |
из них: | ||
в пределах России | 49590 | 42049 |
в том числе: | ||
внутри области | 32334 | 27786 |
в другие регионы | 17256 | 14989 |
в зарубежные страны | 3376 | 1811 |
в том числе: | ||
в страны СНГ и Балтии | 1204 | 1377 |
в другие страны | 2172 | 434 |
Миграционный прирост - всего | 256 | 7766 |
из него в результате: | ||
передвижений в пределах России | 93 | -421 |
в том числе: | ||
внутри области | - | - |
между регионами | 93 | -421 |
миграционного
обмена населением с зарубежными странами |
163 | 8187 |
в том числе: | ||
со странами СНГ и Балтии | 2209 | 8250 |
с другими странами | -2046 | -63 |
Глава
3. Предложения к
демографической
политике СФО
Демографический
кризис в СФО, как и в целом
по Сибири - проявление двух составляющих,
имеющих различное
С другой стороны - демографический кризис связан с недостаточной модернизацией социальных и экономических институтов, с кризисными явлениями в обществе. Именно они обусловливают низкий уровень здоровья, высокий уровень смертности от экзогенных причин, среди прочего - от несчастных случаев, отравлений и травм, инфекционных заболеваний.
Экономика региона, ориентированная ранее на экстенсивное освоение природных ресурсов, на развитие научно-производственного комплекса и оборонного потенциала страны, столкнулась с острейшими социально-экономическими проблемами. В результате за время реформ многие социальные группы имели значительные трудности в обеспечении удовлетворительного существования своих семей. Для них реальной стала угроза неудовлетворения первичных потребностей в питании, одежде, жилище, не говоря об удовлетворении вторичных потребностей - доступности детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и досуга. Это оказало существенное влияние на смену жизненных стратегий и ценностных ориентаций населения, направленных не на развитие, а на поиск доступных средств существования; переход на новые рабочие места, часто не соответствующие профессиональным и образовательным возможностям личности; на рост социальной отчужденности и люмпенизацию отдельных слоев населения. В подобной ситуации у людей возникает чувство неуверенности и тревоги перед будущим. И как следствие - широкое распространение алкоголизации и наркотизации населения, рост заболеваемости и смертности, в том числе молодого населения трудоспособного возраста, и прежде всего, от несчастных случаев, отравлений, травм, нервных расстройств, убийств и суицидов.
Итак, сегодня необходима принципиально иная стратегия: не сетовать, что у нас в Сибири мало людей и что необходимо как-то регулировать миграцию и управлять демографией, а наоборот: строить совсем иную экономическую и промышленную политику. Новая система расселения должна предполагать, что на северных территориях не должны размещаться крупные города. Расселенческая политика должна способствовать желанию людей перебираться на юг и юго-восток. Следует перестать констатировать, что огромные заводы в Сибири - банкроты, лишены федеральных заказов, а наоборот, переходить к рентабельным небольшим предприятиям пищевой промышленности и модернизировать сырьевую отрасль.
Надо, чтобы основной стратегией демографического развития СФО стало формирование предпосылок улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения с использованием при этом воспроизводственных (связанных с ростом рождаемости и сокращением смертности населения) и миграционных компонентов. Задача решения демографических проблем на территории СФО - не только региональная, но и государственная задача. Активная социально-демографическая политика на территории округа - важнейшее условие экономической и политической безопасности России.
Приоритеты региональной демографической политики:
-
разработка мер по снижению
смертности от внешних причин
(несчастных случаев,
- преодоление высокого уровня заболеваемости и смертности по так называемым социальным видам заболеваемости (туберкулезу, алкоголизму, наркомании, токсикомании, венерическим заболеваниям, СПИДу), особенно у молодого населения;
-
разработка мер по улучшению
репродуктивного здоровья
Важные предпосылки выполнения этих требований - создание развитого экономического базиса, повышение доходов, рост благосостояния и социального благополучия населения, интенсивное наращивание всего комплекса социально-бытовых и культурных услуг, оказываемых населению, особенно связанных с развитием сферы здравоохранения и социального обеспечения, с улучшением жилищных условий населения регионов Сибири.
Формирование новой идеологии образа жизни должно включать в себя:
Информация о работе Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе