Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:50, реферат
В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики.
Под регионом понимается определенная подсистема народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.
Введение
Состав, природные условия и ресурсы региона
Отраслевая структура и специализация региона
Актуальные проблемы региона, пути их решения и перспективы развития
Заключение
Список литературы
В Белгородской области
самая оптимальная социальная политика,
поскольку она сочетает экономический
профиль развития с задачей сохранения
коренного населения (чеченские
аулы там появятся не скоро, в отличие
от областей - соседей по ЦЧР). В регионе
реализуется областная целевая
программа «Семейные фермы
Решается и жилищная
проблема. В январе-июне 2007 года за счет
всех источников финансирования в области
построено и сдано в
Орловская область: ставка на машиностроение
Экономический блок
администрации Орловской
Не сбрасывая со
счетов развитие АПК и другие отрасли
областной экономики, команда губернатора
Егора Строева считает именно
машиностроение, приборостроение и
металлургию ключевыми
Основные надежды руководства области, может быть, самой обделенной из всех шести областей Черноземья, связаны с геологическими изысканиями: некоторые природные ископаемые, которые находятся на ее территории, могут ускорить экономическое и социальное развитие региона.
Воронежская область: главный интерес к логистике и коммуникациям
Осознанно или неосознанно, но Воронежская область все более и более обретает тренд в экономическом развитии как транспортный и логистический узел. Не может не вызывать симпатии и тот факт, что область все больше и больше становится притягательной для крупных инорегиональных и иностранных инвесторов в формирующуюся инфраструктуру логистики, потребления и досуга, что также является серьезным успехом. Очевидно, нет больше смысла пытаться вернуть себе имидж промышленно-аграрного региона, рассчитывать на масштабные вливания в производство. Воронежская область должна использовать свое уникальное положение и закреплять за собой новый образ со всеми вытекающими отсюда позитивными конкурентными преимуществами.
Есть и ключевое звено в региональной экономической политике - частно-государственное партнерство, инструменты государственной поддержки в виде субсидий, дотаций, налоговых преференций и других инструментов дополняются механизмами, ориентированными, прежде всего, на развитие инновационной инфраструктуры. Принцип частно - государственного партнерства универсален, он положен в основу долгосрочной стратегии и программы социально-экономического развития Воронежской области. Именно для этих целей в области созданы венчурный фонд, три бизнес - инкубатора, пять технопарков, центр нанотехнологий, центр трансферта технологий, гарантийный фонд поддержки малого бизнеса, реализуются областные целевые программы поддержки инновационной деятельности, развития малой авиации и так далее.
Стратегией установлены абсолютно четкие целевые индикаторы развития области (темп роста ВРП, продолжительность жизни населения, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции), которые увязаны с системой мероприятий, направленных на достижение целевых значений. На реализацию стратегии будет направлен весь консолидированный бюджет области. Частные инвестиции, направляемые в экономику региона, также являются основой для достижения целевых индикаторов стратегии. Если же говорить об объеме финансирования областных целевых программ, то прогнозируемые параметры здесь таковы: 2007 год - 14,5 млрд. руб. (в том числе областной бюджет - 4,5 млрд. руб.), 2008 год - 16,4 млрд. руб. (6,4 млрд. руб.), 2009 год - 19,5 млрд. руб. (8,4 млрд. руб.).
Данные по итогам 1 полугодия 2007 года свидетельствуют о том, что, с одной стороны, население города Воронежа и области больше всех пользуется платными услугами (что означает - у значительной части людей есть денежные средства), с другой стороны, что в Воронежской области достаточно низкая реальная заработная плата. Параллельно с реальной воронежской областной экономикой функционирует порядка 35% теневой экономики.
Руководство области сталкивается еще с двумя серьезными вызовами, которые влияют на социально- экономическое развитие. Во-первых, это деструктивный региональный лоббизм, который иногда переходит рамки правового поля, тормозящий экономический рост и отдельные финансово-промышленные группировки. Во-вторых, в Воронежской области самая высокая «скрытая безработица» по ЦЧР. Проведенное выборочное исследование в ряде районов свидетельствует: от 30 до 45% трудоспособного русского населения фактически не заняты, т.е «выключены» из трудового ресурса региона. Причем многие из них не заняты от 3 до 5 лет.
Поэтому, когда сейчас на передний план все больше и больше выходит эффективная социальная политика с ключевым сегментом «трудовые ресурсы», думается, что руководство социальной сферы не готово ни ответить на вызов времени, ни предложить губернатору адекватных решений, которые способствовали бы интеграции этих и новых ресурсов во все более и более растущие запросы региональной экономики.
Тамбовская область: Приоритет - комплексное развитие сельских территорий
Тамбовская область, судя по анализу имеющейся информации, определилась со своим трендом экономического и социального развития. Губернатор Олег Бетин и его экономическая команда сделали ставку на комплексное развитие сельских территорий. Этот приоритет заложен в основу «Стратегии…», которая представлена в Минрегионразвития и рассчитана до 2025 года. На практике имеется шесть пилотных территорий (муниципальных районов), где апробируются эти научные разработки.
Программа комплексного
развития сельских территорий состоит
из двух частей. Первая, собственно экономическая
часть, заключается в том, что
область выбрала своей
То, что делают тамбовчане, можно обозначить как формирование кластеров. В ближайшее время новую динамику получат предприятия по производству и переработке мяса (4 свиноводческих комплекса), молока (5 предприятий) и рапса. Осуществлению этих проектов способствует тесная интеграция с сельскохозяйственной наукой под брэндом Мичуринска как наукограда. Формирование кластеров пойдет по пути создания функционального питания с акцентом на здоровый образ жизни и использованием самых современных разработок ученых.
Вторая часть состоит
в реализации эффективной социальной
политики с особым вниманием к
трудовым ресурсам. С одной стороны,
реализуется политика санирования
сельских территорий, с другой - Тамбовская
область принимает самое
Заключение
В заключении следует выявить основные предпосылки для социально-экономического развития Центрально-Черноземного региона:
· рентабельные металлургические производства и высокоэффективная железорудная база - месторождения Курской магнитной аномалии;
· потенциальная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предприятий авиастроения и радиоэлектроники (Воронежская область), химического машиностроения (Тамбовская область), тракторного машиностроения (Липецкая область), промышленности строительным материалов (Липецкая, Белгородская области);
· благоприятные
природно-климатические
· монопольное положение региона на транспортном направлении Центр - Северный Кавказ - Закавказье.
Перспективы развития района связаны в первую очередь с металлургическим комплексом, машиностроением и АПК.
Список используемых источников
1. Морозова Т.Г. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Новиков Э.И.
Региональная экономика и
3. Новиков Э.И.
Региональная экономика и
РЕФЕРАТ
по территориальной организации населения
на тему: Территориальная
организация экономики и
НИЖНИЙ НОВГОРОд
2010 год
Содержание
Введение
Глава 1. Оценка природно-ресурсного потенциала
Глава 2. Территориальная
организация экономики в
2.1 Отрасли хозяйственной специализации района и их размещение
2.2 Формы территориальной организации экономики в районе
Глава 3. Территориальная
организация населения в
3.1 История заселения региона
3.2 Опорный каркас расселения населения региона
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
Состав Центрально-Черноземного экономического района: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.
Площадь: 167 700 км²
Численность населения: 7 872 000 чел.
Уровень урбанизации: 62 % населения проживает в городах.
В формировании хозяйственного
комплекса Центрально-
Центрально-Черноземный
район граничит с ведущим промышленным
районом страны - Центральным и
удобно расположен по отношению к
топливно-энергетическим базам Поволжья,
Северного Кавказа и Украины.
Природные условия региона
Основным видом транспорта в транспортной системе района является железнодорожный (на его долю приходится более 95% отправления грузов), обеспечивающий его хозяйственные связи и выполняющий транзитные функции. По территории района проходят: важные железнодорожные магистрали, соединяющие Центр России с Украиной, Поволжьем, Северным Кавказом и другими районами (Москва – Курск – Белгород – Харьков, Москва – Воронеж – Лиски - Ростов, Москва - Елец - Валуйки - Донбасс, Москва - Мичуринск - Тамбов - Саратов, Волгоград - Поворино - Грязи - Орел - Рига, Харьков - Лиски - Балашов, Воронеж – Курск – Киев), крупные автострады в том же направлении (Москва - Симферополь, Москва - Воронеж – Ростов-на-Дону, Москва - Тамбов - Волгоград), магистральные трубопроводы из Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и стран Средней Азии. Существенное значение для района имеет и воздушный транспорт. Речной транспорт развит слабо. Единственная судоходная магистраль - Дон с притоками Северским Донцом и Хопром.