Разработка реляционных информационных моделей и их анализ в приложении Microsoft Access

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является закрепление практических навыков работы с многотабличными базами данных в Microsoft Access.
Основной задачей расчетно-графической работы является создание многотабличной БД; обработка данных в ней посредством выборки и сортировки; создание отчетов, форм, макросов и диаграмм. Результатом работы являются: пояснительная записка, файлы на диске со всеми рабочими объектами.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТРУИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ 5
2 СОЗДАНИЕ ЗАПРОСОВ 9
2.1 Запрос на выборку 9
2.2 Итоговый запрос 10
2.3 Запрос-действие 11
2.4 Вычисляемый запрос 12
3 СОЗДАНИЕ ОТЧЕТА 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Файлы: 1 файл

Сабуров Ильдар Ахнафович ПИЭ 201.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                  Факультет  ИТУ_________                                                          Кафедра  ИИТ   

                  Специальность       ПИЭ  

                  Форма обучения  очная  

                  Курс, группа  201    
                   

Сабуров Ильдар Ахнафович

(Фамилия,  имя, отчество  студента)

Разработка  реляционных информационных моделей и их анализ в                 приложении Microsoft Access     

Расчетно-графическая  работа

 
 

                    «К  защите допускаю»        Руководитель

                       Шамсутдинова  Т. М                                                                                                                                            (ученая степень, звание Ф.И.О.)                                                                                                                           ______  доцент                                                                                                                             (подпись)

                                                                                            “ ___” _______________2008г. 

Оценка при  защите

__________________

__________________

      (подпись)

“___” ________2008г. 

Уфа 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    
  Современные информационные системы характеризуются большими объемами хранимых данных, их сложной организацией, а также высокими  требованиями к скорости и эффективности обработки этих данных.  Это  становится возможным при использовании специальных программных средств - систем управления базами данных.

     Целью данной работы является закрепление практических навыков работы с многотабличными базами данных в Microsoft Access.

   Основной  задачей расчетно-графической работы является создание многотабличной БД; обработка данных в ней посредством  выборки и сортировки; создание отчетов, форм, макросов и диаграмм. Результатом  работы являются: пояснительная записка, файлы на диске со всеми рабочими объектами. 
 
 
 
 
 
 
 

 

1 КОНСТРУИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ

 

   Запустила MS Access при помощи команды Пуск/Программы /MS Access. После запуска на экране появится рабочий экран программы   MS Access, в верхней строке  которого расположено Главное меню, а  под  ним Панель инструментов. Она содержит кнопки, дублирующие действия команд главного меню.  Далее выбрал команду Создать новую БД, после чего запрашивается имя для файла, после указания имени открывается окно новой БД,  в котором можно получить доступ ко всем  ее объектам: таблицам, запросам, отчетам, формам, макросам, модулям.

       Для создания новой таблицы нужно  перейти на вкладку Таблица  и  нажать кнопку Создать. В следующем окне выбрал режим создания таблицы - Конструктор. После этого Access выводит окно Конструктора  таблицы, в котором задаются имена, типы и свойства полей для создаваемой таблицы.

             

                 

Рисунок 1 Окна таблиц Вид тура, Договор о реализации и Клиент в режиме Конструктора.

       

       

       

       Рисунок 2 Окна таблиц Вид тура, договор о реализации и клиент в режиме таблицы. 

       Каждая  строка в столбце Тип данных является полем со списком, элементами которого являются типы данных Access.

       Также при создании многотабличной базы данных важно правильно определить связи между таблицами и задать ключи. Ключевым полем выбрал Код тура с помощью команды  Правка \ Ключевое поле. После этого в строке  рядом с именем этого поля появится изображение ключа. Итак, ключевые таблицы – Договор о реализации и Клиент, не ключевая – Вид тура.

       После определения структуры таблиц БД нужно указать способ, которым эти таблицы связаны. 

       Для определения связей нужно перейти  в окно базы данных и выполнить  команду Сервис \Схема данных. После этого Access откроет окно Схема данных   и окно Добавление таблицы. В окне Добавление таблицы выделил имена таблиц, добавляемых в схему данных – Клиент, Договор о реализации и Вид тура , после чего нажал на кнопку Добавить. Затем данное окно закрыла. 

       В окне Схема данных появятся имена  всех указанных таблиц вместе со списками полей.  Имена общих полей выделены полужирным шрифтом.  Нужно  выделить ключевое поле ключевой таблицы, нажать кнопку мыши, перетащить ее курсор на аналогичное поле в связываемой таблице, после чего кнопку мыши отпустить. В результате появится диалоговое окно Связи.

       В этом окне Access заполнил первую строку именем поля, по которому связывались таблицы. Чтобы в связанных таблицах не нарушалась целостность данных, нужно щелкнуть по флажку Обеспечение целостности данных.  После этого Access  сделает невозможным запись в неключевую таблицу такого значения общего поля, которого нет в таблице ключевой. После установления целостности данных Access  включает  две дополнительные опции: Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных полей, которые тоже нужно выделить.

       Каскадное обновление связанных полей дает возможность при изменении какого-либо значения ключевого поля в ключевой таблице Access автоматически обновит  значения этого поля для соответствующих записей во всех связанных таблицах.

       Каскадное удаление связанных полей -  при удалении одной из записей в ключевой таблице приведет к удалению тех записей  в таблице со стороны "много", которые имеют такое же значение ключа.

       Для завершения процесса создания связей, нужно щелкнуть по кнопке Создать. Access нарисует линию между таблицами в окне Схема данных, указывающую на наличие связи между ними.  На конце линии у таблицы со стороны "один" будет нарисована цифра 1, а  на другом  конце,  у таблицы со стороны "много" - символ бесконечности . После закрытия этого окна все установленные связи будут сохранены.

       

Рисунок 3 Отображение связей между таблицами.

 

2 СОЗДАНИЕ ЗАПРОСОВ

2.1 Запрос на выборку

 

    Для начала создания запроса надо перейти  на  вкладку Запросы и нажать кнопку Создать. Появится окно Новый запрос для выбора способа построения запроса, где добавил таблицу вид тура. Условие отбора сделал по своему варианту.

    Рисунок 5 Окна запроса-выборки.

    

    

 

2.2 Итоговый запрос

 

 Для составления  итогового запроса, находясь в режиме конструктора, следует нажать кнопку Групповые операции на панели инструментов . В результате чего в бланке запроса появится строка Групповая операция. По моему варианту нужно найти максимальное количество туров.

    Рисунок 6 Окна создания итогового запроса.

    

    

 

2.3 Запрос-действие

 

    Для того чтобы обезопасить себя от каких-либо случайностей, необходимо перед выполнением  запроса-действия создать резервную копию используемой таблицы.

    Для создания резервной копии таблицы  перешёл в окно базы данных, выделил  таблицу Клиенты и выполнил команду Правка/Копировать, затем - Правка/Вставить, и в диалоговом окне указал имя для копии таблицы, аналогичным способом сохранила и вторую таблицу.

    В самом начале создал запрос на выборку, прежде чем щелкнуть по кнопке Запуск, сначала просмотрел результат в  режиме таблице, воспользовавшись кнопкой  Вид. После входа в режим Конструктора запроса  выбрал команду Запрос/Удаление. После этого в бланке запроса появится строка Удаление. Эта строка используется для того, чтобы задать  новые значения для выбранных записей.

    Рисунок 7 Окно создания запроса-действия.

    

    В результате выполнения запроса в  таблицу Копия Клиент была удалена фамилия Иванов.

2.4 Вычисляемый запрос

    Для начала создания запроса надо перейти  на  вкладку Запросы и нажать кнопку Создать. Появится окно Новый запрос для выбора способа построения запроса, где добавил таблицы Вид тура, Клиент и Договор о реализации. Условие отбора сделал по своему варианту.

    Рисунок 5 Окна запроса-выборки.

 

3 СОЗДАНИЕ ОТЧЕТА

 

     Для создания отчета  в окне базы данных выбрал вкладку Отчет, затем выбрал режим создания отчета – с помощью  мастера. На первом шаге выбрал поля для отчета – Фамилия, Адрес проживания, Срок поездки стоимость, Количество билетов, Место нахождения и Итог. Затем добавил уровень группировки по Названию, на этом же шаге определил тип группировки – по полю при помощи кнопки Группировка, группировку произвел по первой букве. Потом определил, какие итоговые значения следует вычислить в отчете: Максимальное и среднее по полю Стоимость. Затем выбрал макет отчета –Ступенчатый, ориентацию – книжную. Затем задал имя отчета –Вид тура. Затем открыл созданный отчет в режиме Конструктора, в области верхнего колонтитула разместил колонтитул Фамилия, Адрес проживания, Срок поездки стоимость, Количество билетов, Место нахождения и Итог, при помощи формулы. Введенная формула является аналогичной той, что расположена в области нижнего колонтитула. В области примечания отчета разместил поле, в которое при помощи построителя выражений ввел формулу, вычисляющую среднюю и максимальную стоимость тура. В области Примечание группы разместил поле,  ввел туда формулу вычисляющую среднюю и максимальную стоимость тура, это вычисляемое поле.  

     

     Рисунок 8 Окно отчета в режиме Конструктора

     

     Рисунок 9 Окно отчета в режиме Просмотра 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Конспект  лекций по информатике.

2 Информатика  /под  ред. Н. В. Макаровой. - М.: ФиС, 1997 - С. 203-260.

3 Вейскас  Д. Эффективная работа с Microsoft Access 97. – СПб: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 976 с.

4 Информатика. Базовый курс/ Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.

5 Практикум по информатике/ Под ред. А.А.Землянский. – М.: КолосС, 2003. – 384 с.

6 Острейковский, В.А. Информатика: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2003. – 320 с.

7 Симонович, С.В. Специальная информатика: учебное пособие/ С.В. Симонович,   Г.А.Евсеев,  А.Г. Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС: Информком - Пресс, 1998. - 480 с.

Информация о работе Разработка реляционных информационных моделей и их анализ в приложении Microsoft Access