Разработка интеграционных элементов общеуниверситетского портала для доступа к распределенным формализованным информационным ресурса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:50, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития, определяемую лавинообразным ростом использования информационных ресурсов в самых разных сферах деятельности. Уровень развития информационных ресурсов и характер их использования в значительной мере влияет на благосостояние и безопасность общества в целом, а также его отдельных элементов, включая государственные структуры.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

Одной из главных проблем для  любой организации, занятой производством программного обеспечения является совершенствование процесса разработки.

Одним из наиболее известных методов  оценки и усовершенствования процессов  разработки является так называемая модель технологической зрелости (СММ). Это пятиуровневая модель, где  каждому уровню приписывается определенное состояние от хаоса до управляемого и измеряемого процесса повышения качества. Помимо СММ существуют и другие модели усовершенствования процесса создания ПО. Серия стандартов по качеству ISO 9000 применяется для управления качеством и определения процесса производства качественного продукта. Стандарты носят общий характер – они применимы для любой отрасли и всех видов бизнеса, включая разработку ПО. В основе серии стандартов ISO 9000 лежит предположение, что если процесс организован надлежащим образом, то и результат процесса (товар или услуга) также будут обладать надлежащим качеством.

Проекты по разработке информационных систем должны планироваться с учетом наибольшей деловой выгоды бизнес-стратегии. Бизнес-стратегию можно определить посредством различных процессов, известных как стратегическое планирование, бизнес-моделирование, реинжиниринг бизнес-процессов, стратегическое увязывание, управление информационными ресурсами и т.п. Все перечисленные подходы связаны с изучением фундаментальных бизнес-процессов в ВУЗЕ, целью которых является оптимизация процессов  с возможностью последующей  модификацией их с помощью информационных технологий.

Существует много способов планирования разработки системы. Перечислим некоторые: SWOT, VCM, BPR.

Подход SWOT позволяет идентифицировать, классифицировать, ранжировать и  выбирать проекты по разработке ИС таким образом, чтобы они были увязаны с сильными и слабыми  сторонами организации, а также  с существующими возможностями  и угрозами.

Подход VCM позволяет оценить конкурентные преимущества с помощью анализа  всей цепочки видов деятельности в организации, начиная от получения  сырья до конечной продукции.

Современный подход к разработке – BPR (реинжиниринг бизнес-процессов) основан  на допущении, что современные организации должны реконструировать себя и отказаться от функциональной декомпозиции, иерархических структур и принципов приоритетности повседневных  нужд, которые они сегодня используют.

Жесткие организационные структуры, в которых бизнес-процессы разорваны между многими подразделениями, устарели. Необходимо сосредотачиваться на бизнес-процессах, а не на отдельных задачах, заданиях, специалистах и функциях подразделений. Эти процессы разделены по горизонтали между видами деятельности и завершаются в точках контакта с потребителями.

Основная цель реинжиниринга бизнес-процессов  состоит в радикальной реконструкции  бизнес-процессов. Бизнес-процессы надо идентифицировать, хорошо наладить и  усовершенствовать. Поведение процессов  фиксируется в виде диаграммы потоков работ. Потоки работ охватывают потоки событий, документов и информации в рамках бизнес-процессов и могут использоваться  для подсчета времени, ресурсов  и финансовых средств, необходимых для этих видов деятельности.

Основным препятствием на пути реализации BPR-подхода является необходимость внедрения горизонтального процесса в традиционную вертикальную структуру управления.

Иногда радикальные изменения  неприемлемы. Традиционные структуры  не могут быть изменены в одночасье. Радикальные шаги могут встретить сопротивление, и потенциальные выгоды от внедрения BPR-подхода могут быть подвергнуты риску. В данных обстоятельствах все же можно выиграть, моделируя бизнес-процессы и  усовершенствуя их, а не подвергать полной переделке.

После того, как бизнес-процесс определен, «хозяева» процесса могут потребовать поддержки со стороны ИТ с целью дальнейшего повышения продуктивности этих процессов. Результирующий проект по разработке информационной системы должен сосредотачиваться на реализации выявленных потоков работ. Сочетание эффективности, получаемой от применения BPR-подхода, с продуктивностью, являющейся результатом применения ИТ, может привести к поразительному улучшению всех современных показателей деятельности организации, таких как уровень качества и обслуживания, скорость, затраты, цена, конкурентные преимущества, гибкость и т.д.

Условно все программные приложения можно поделить на две группы:

    • прикладные программные приложения со сложной логикой;
    • узкоспециализированные программные приложения.

 Как правило, к первым относятся приложения для автоматизации устоявшихся бизнес-процессов, которые в основном и наполняют информационные ресурсы. Они работают по технологии клиент-сервер на трехуровневой архитектуре с классическим развитым интерфейсом. Для таких приложений возникает проблема своевременной синхронной замены версий на рабочих станциях клиентов, но она решается путем установки приложений с web-сервера, и как один из вариантов - копирование компонента ActiveX, полностью реализующего "тонкого" клиента, с целью отображения его в браузере.

Узкоспециализированные программные  приложения, построенные в виде "ультратонкого" клиента, предоставляют простой  интерфейс, реализуемый браузером, и не требуют использования специфики  операционной системы, рабочей станции и низкоуровневых протоколов. Такие программные приложения позволяют автоматизировать одну - две бизнес-функции, как правило, для получения необходимых данных из информационных ресурсов.

Такой подход обладает рядом положительных  сторон, наиболее важными из которых являются:

  • независимость программных приложений, что облегчает их разработку и срок ввода в эксплуатацию;
  • узкая функциональная специализация программных приложений,  что избавляет их от избыточности, упрощает их освоение;
  • относительная легкость внедрения системы и ее сопровождение. 
    1. Методы и средства, обеспечивающие эффективное функционирование информационной системы, ее обслуживание и развитие

Наиболее перспективной является Концепция управления ИТ - службами (ITSM - IT Service Management), которая предлагает новый взгляд на организацию функционирования ИТ - подразделений. Концепция построена на базе "эталонных" моделей и принципов, изложенных в Библиотеке передового опыта в области управления информационными технологиями (ITIL - IT Infrastructure Library). На сегодняшний день ITIL - это широко применяемый стандарт де-факто в сфере управления информационными технологиями.

Основная идея внедрения ITSM состоит  в том, чтобы ИТ - подразделения  перестали быть вспомогательными элементами для основной деловой сферы ВУЗа, ответственными только за работу отдельных серверов, сетей и приложений, "где-то и как-то" применяющихся в ВУЗе. ИТ- подразделения становятся полноправными участниками основных процессов, выступая в роли поставщиков определенных услуг для  всех подразделений, а отношения между ними формализуются как отношения "поставщик услуг - потребитель услуг". Подразделение - конечный пользователь - формулирует свои требования к необходимому спектру информационных услуг и их качеству, руководство организации определяет объем финансирования для выполнения этих требований, а ИТ -подразделения поддерживают и развивают информационную инфраструктуру организации таким образом, чтобы она была в состоянии обеспечить требуемую услугу с заданным качеством.

Для того чтобы это стало реальным, ИТ - подразделения должны работать по-новому, а именно - перейти от управления отдельными информационными ресурсами  организации к интегрированному управлению услугами, которые на этих ресурсах базируются. Они должны перестать воспринимать персонал других отделов только как своих пользователей, наладить отношениями с ними как с заказчиками.

Идеология Концепции держится на трех китах:

  • формализация процессов функционирования информационных технологий;
  • профессионализм и четкая ответственность сотрудников ИТ - подразделений за определенный круг задач;
  • технологическая инфраструктура обеспечения качества услуг: собственно информационные технологии, служба поддержки пользователей, служба управления конфигурациями и изменениями, система контроля услуг, служба тестирования и внедрения новых услуг и т.д.
    1. Предложения по интеграции данных Университета

При построении архитектуры интегрировано-распределенной информационной системы университета, необходимо учитывать тот факт, что к настоящему моменту функционирует определенное число информационных систем, формирующих базы данных.

Предполагая, что существующие программные  системы удовлетворяют функциональным требованиям, предъявляемым со стороны  пользователей,  целесообразно использовать их с целью создания единой интегрированной системы. Во-первых, такой подход существенно сэкономит финансовые и трудовые ресурсы. Во-вторых, не потребуется переобучать сотрудников, что зачастую, на начальном этапе, может  приводить к сбоям и нарушениям в процессах управления деятельностью ВУЗа.

Таким образом, выбираем вариант интеграции на основе существующих данных и приложений, не нарушая действующей схемы  организации работы с информационными  ресурсами. Такой подход позволяет  создать единый Web-интерфейс доступа к интегрированным данным, а также, в дальнейшем, развить систему путем внедрения web-сервисов к соответствующим приложениям для интеграции последних.

  1. Средства интеграции
    1. Продукты 

На сегодняшний день существует большое количество продуктов, позволяющих осуществить интеграцию данных и приложений. Вот наиболее мощные и доступные платформы интеграции:

Платформа BEA WebLogic

Платформа IBM WebSphere

Платформа Microsoft.NET/BizTalk

Платформа Oracle 10g

Платформа SAP NetWeaver

Платформа ИВК Юпитер

Платформа Versant Open Access

 

Для анализа, из наиболее доступных  для работы были выбраны платформы: IBM WebSphere, и Microsoft.Net, Versant OpenAccess. IBM WebSphere, является наиболее мощным средством интеграции и предоставляет широкую линейку продуктов позволяющих сформировать из них набор подходящий под конкретные задачи возникающие в процессе интеграции. Microsoft.NET является массово внедряемым продуктом, что делает его доступным для широкого круга разработчиков. Versant Open Access был предоставлен дистрибьюторами продукта.

    1. Возможности интеграции IBM WebSphere

Платформа IBM WebSphere

      1. Общая характеристика платформы

 

На сегодня платформа WebSphere корпорации IBM - функционально самая полная среди наборов инструментов EAI разных вендоров. Она поддерживает разные стили интеграции - на уровне данных, обмена сообщениями, сквозных бизнес-процессов. WebSphere дает возможность проводить интеграцию приложений, служить основой для информационного взаимодействия с бизнес-партнерами (В2В), позволяет управлять бизнес-процессами и исполнять бизнес-логику программ на языке Java.

      1. Основные продукты семейства WebSphere для интеграции данных и процессов

 

Продукт

Назначение

Важные средства взаимодействия

WebSphere Application

Server (WAS)

Построение J2EE-приложений и Web-сервисов

Главный механизм для поддержки  исполнения EJB-компонентов и Web-сервисов. Для интеграции с 
приложениями опирается на средства ICS, WSMB, JCA-адаптеры, адаптеры WebSphere Business Integration Adapters, 
CORBA, средства Java для вызова родного кода. 
Для управления бизнес-процессами версия WebSphere Application Server Process Choreographer имеет встроенные средства workflow, позволяющие координировать работу EJB и Web-сервисов, а также поддерживает тесную связь с MQWF через специализированный контейнер EJB (Process Management Container) и очереди JMS/MQ. Она может выступать в роли брокера сообщений.

WebSphere Business Integration Interchange (ICS)

Высокоуровневый обмен  сообщениями для интеграции приложений, 
использующий принцип обобщенных бизнес-объектов и архитектуру Hub-and-Spoke

Функции      публикации      и      подписки, автоматически исполняемые транзакционные бизнес-процессы коммутации данных (collaborations). Для связи  между узлами и  связи с расположенными в приложениях частями адаптеров опирается на CORBA и JMS-возможности MQ (для гарантированной доставки). Взаимодействует с Workflow через коннектор Adapter for WebSphere MQ Workflow. Продукт полностью Java-ориентирован 

WebSphere Business Integration MQ Message Broker(WSMB)

Брокер низкоуровневых сообщений (нет обобщенных объектов)

Есть   функции   публикации   и   подписки, преобразования сообщений. Поддерживается распределенная  архитектура узлов.  Для реализации  сложных  процессов  стыкуется  с

MQWF. Продукт не опирается на концепцию обобщенных объектов как таковую,  но использует тот же набор адаптеров (и сообщений), что и ICS.

WebSphere MQ

Workflow (MQWF)

Исполнение  сценариев

Поддерживает создание прерываемых и непрерываемых  пользователем процессов; Позволяет "экспортировать" определенный в нем бизнес-процесс в сервер приложений в качестве безстатусного компонента EJB, "обертывая" его в Process Management Container. Позволяет обращаться к своему функционалу через ПОР; допускает JMS-rendering, что дает возможность дистанционно вызывать через JMS часть функций API Опираясь на перечисленные возможности, EJB в сервере приложений может участвовать как   узел активности workflow, а может управлять ею.   Для этого имеется аналогичный SQL язык, допускающий выборку списка текущих процессов и их свойств. Workflow хранит всю информацию о статусе процессов в DB2.

Сам способен интегрироваться  с системами через CORBA/COM/EJB, а также взаимодействовать с базами данных

WebSphere Business Integration Adapters Framework

Архитектура коннекторов

Общая для ICS, WSMB, WAS.

WebSphere Business Integration Adapters (WBIA)

Набор адаптеров для основных приложений, инструменты для настройки адаптеров

Адаптеры пригодны для ICS, WSMB, WAS.

Основаны  на Adapters Framework.

Работают  через очереди сообщений JMS/MQ. Содержат обширную библиотеку безнес-объектов (сообщений для WSMB)

Информация о работе Разработка интеграционных элементов общеуниверситетского портала для доступа к распределенным формализованным информационным ресурса