Разработка базы данных точки проката дисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта: на основе программы Microsoft Access разработатьбазу данных точки проката дисков (различного содержания), отражающую данные о наличии, поставке, покупке и прокате дисков, которые, в свою очередь, распределены по четырем категориям: «Игры», «Фильмы», «Музыка», «Программы. Также основной целью проекта является автоматизация разработанной базы данных путём построения форм, запросов, внедрения макросов и кодов VBA. Отдельно вынесено создание различных пользователей системы и отдельных прав для каждого из них.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. 5
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫX 9
2.1 Проектирование приложения 9
2.2. Разработка пользовательского интерфейса и описание приложения 15
2.3. Автоматизация приложения 25
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 2.98 Мб (Скачать)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет инновационной подготовки

Кафедра управления информационными ресурсами

Специальность «Управление информационными ресурсами»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Системы баз данных»

 

на тему  «Разработка базы данных точки проката дисков»

 

 

 

 

 

Автор работы

3 курс, УИР-3                                                                Михайлова М.В.

                                                                                                                            

 

Руководитель

преподаватель                                                                 Щербович Ж.И.

                                                                                                         

Минск 2015 
Оглавление

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного курсового проекта: на основе программы Microsoft Access разработать базу данных точки проката дисков (различного содержания), отражающую данные о наличии, поставке, покупке и прокате дисков, которые, в свою очередь, распределены по четырем категориям: «Игры», «Фильмы», «Музыка», «Программы. Также основной целью проекта является автоматизация разработанной базы данных путём построения форм, запросов, внедрения макросов и кодов VBA. Отдельно вынесено создание различных пользователей системы и отдельных прав для каждого из них.

Для достижения описанных выше целей необходимо решить ряд задач:

    1. На основе имеющейся информации создать базу данных, состоящую из таблиц, содержащих информацию о Играх, Фильмах, Музыке, Программах, а также таблица Основной Каталог и Архив Операций.
    2. Сделать запросы по имеющимся таблицам, включая запросы на обновление, добавление, удаление данных.
    3. Создать формы меню и подменю с кнопками, создать формы для редактирования данных в таблицах.
    4. Сформировать отчёты по таблицам и запросам для отображения необходимых данных.
    5. Автоматизировать базу данных при помощи макросов и функций написанных на VBA.
    6. Обеспечить удобство интерфейса и стилизовать базу.

Данный проект, в результате решения всех задач, представляет собой качественно разработанную базу данных, которая может быть использована на любой точке проката дисков, или может являться частью внедряемой автоматизированной информационной системы организации. Разработанная база значительно упрощает процесс работы в организации указанного типа: занесение новой информации о клиентах/дисках/поставщиках, ведение архива операций, создание отчетов и другое. Особенностью является то, что реализована политика прав доступа с использованием пароля, таким образом, происходит идентификация пользователя и предоставление только тех данных, которые ему отведены. 
ГЛАВА 1 КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

 

Современные информационные системы, основанные на концепции банков данных и баз знаний, характеризуются большими объемами хранимой информации, их сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования пользователей. Важным компонентом этой концепции является единая методология проектирования баз данных. Базы данных, являясь информационной моделью непрерывно меняющегося реального мира, также должны меняться, чтобы адекватно отображать действительность. Поэтому для сопровождения и эксплуатации информационных систем требуется постоянное использование процедур проектирования баз данных.

Базы данных — это совокупность структур, предназначенных для хранения больших объемов информации и программных модулей, осуществляющих управление данными, их выборку, сортировку и другие подобные действия.

Понятие «База данных» не может существовать без понятия «Системы управления базами данных». СУБД (система управления базами данных) в данном контексте представляет собой программный продукт, который управляет данными, осуществляет хранение, извлечение, поиск, редактирование информации, хранящейся в текущей базе данных. В настоящее время существует несколько видов СУБД: иерархические, сетевые и реляционные - в зависимости от данных которые они обрабатывают. Примеры самых популярных СУБД - IMS, СЕТОР, ORACLE, CLIPPER, FOX PRO, ACCESS. В данном курсовом проекте используется СУБД Microsoft Access, потому что данный программный продукт является наиболее понятным с точки зрения интерфейса и реализуемых функций.

База данных формируется по данным конкретной предметной области (в данном случае, предметной областью является прокат дисков).

Существует понятие объекта предметной области. Каждый объект предметной области характеризуется конечным набором атрибутов (элементов данных, реквизитов). Количество и форма представления атрибутов определяется пользователем будущей БД. Любой элемент данных характеризуется:

- именем;

- формой представления (алфавитная, алфавитно-цифровая, дата);

- длиной, т.е. количеством  символов, выделяемых для конкретных  данных.

Среди элементов, характеризующих объект предметной области, присутствуют ключевые элементы данных (ключи).

К ключевым элементам данных относятся такие элементы данных, по значениям которых можно идентифицировать значения остальных элементов данных. На практике часто встречаются такие ситуации, когда в качестве ключа выступает не один, а несколько элементов данных совместно.

Совокупность значений элементов данных, связанных определенным порядком, называется записью.

Упорядоченная совокупность записей называется файлом данных.[1]

Далее приведем список основных понятий, на которых, собственно, и держится проектирование БД.

- Сущность – любой  различимый объект (объект, который  мы можем отличить от другого), информацию о котором необходимо хранить в базе данных. Сущностями могут быть люди, места, самолеты, рейсы, вкус, цвет и т.д. Необходимо различать такие понятия, как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе.

- Атрибут – поименованная  характеристика сущности.

Абсолютное различие между типами сущностей и атрибутами отсутствует. Атрибут является таковым только в связи с типом сущности. В другом контексте атрибут может выступать как самостоятельная сущность.

- Ключ – минимальный  набор атрибутов, по значениям  которых можно однозначно найти  требуемый экземпляр сущности. Минимальность  означает, что исключение из набора  любого атрибута не позволяет  идентифицировать сущность по оставшимся.

- Связь – ассоциирование  двух или более сущностей.

Если бы назначением базы данных было только хранение отдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла бы быть очень простой. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи. А так как в реальных базах данных нередко содержатся сотни или даже тысячи сущностей, то теоретически между ними может быть установлено более миллиона связей.

Между сущностями могут существовать следующие связи:

- «1 к 1» - в каждый момент  времени каждому представителю (экземпляру) сущности А соответствует 1 или 0 представителей сущности В;

- «1 к ∞» - одному представителю  сущности А соответствуют 0, 1 или несколько представителей сущности В;

- т.к. связь может быть  осуществлена в обоих направлениях, то логично существование еще  двух видов связи: «∞ к 1» и  «∞ к ∞».[2]

Как было указано выше программный продукт MS Access относится к СУБД, которые работают с реляционными базами данных.

Основу реляционной модели составляет совокупность данных, объединенных в виде отношений (таблиц). Из теории множеств известно, что формальным аналогом любой таблицы является отношение.

При использовании реляционной модели данных следует помнить о нормализации данных. Нормализация – это разбиение таблицы на две или более, обладающих лучшими свойствами при включении, изменении и удалении данных. Окончательная цель нормализации сводится к получению такого проекта базы данных, в котором каждый факт появляется лишь в одном месте, т.е. исключена избыточность информации. Это делается не столько с целью экономии памяти, сколько для исключения возможной противоречивости хранимых данных.

Таблица находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда ни одна из ее строк не содержит в любом своем поле более одного значения и ни одно из ее ключевых полей не пусто.

Таблица находится во второй нормальной форме (2НФ), если она удовлетворяет определению 1НФ и все ее поля, не входящие в первичный ключ, связаны полной функциональной зависимостью с первичным ключом.

Таблица находится в третьей нормальной форме (3НФ), если она удовлетворяет определению 2НФ и не одно из ее неключевых полей не зависит функционально от любого другого неключевого поля.

Таблица находится в нормальной форме Бойса-Кодда (НФБК), если и только если любая функциональная зависимость между его полями сводится к полной функциональной зависимости от возможного ключа.

Выполнение нормализации помогает обеспечивать целостность данных, предотвращает путаницу в связях и потерю данных.

Использование всей выше указанной терминологии приводит к определению проектирования базы данных, которое является одним из этапов жизненного цикла базы данных наравне с анализом и эксплуатацией. [3] Наиболее затратным этапом является проектирование, так как оно требует тщательного анализа, затрат времени на само проектирование, проверка и перепроверка используемых данных, но все затраты сполна окупаются результатом: если Вы нашли в себе грамотного проектировщика баз данных, то при эксплуатации Ваше приложение будет действительно облегчать работу пользователя, а не усложнять ее.

 

 

ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫX

2.1 Проектирование приложения

Создание таблиц и схем данных

Цель проекта – создать базу данных для облегчения работы с данными, которые «создаются» в процессе деятельность точки проката. Для решения задач, сопутствующих достижению конечно цели проекта, перед началом разработки базы данных необходимо определить подробный список необходимых таблиц и связать их.

Для отражения всех задач, а именно создания баз клиентов, контента, предоставляемого по каждой категории дисков, операций, стоимости услуг, поставщиков были определены следующие таблицы:

Рисунок 2.1– Список таблиц БД проката

Далее рассмотрим форматы полей в каждой таблице:

 

Рисунок 2.2 – Таблица 1)Главная в режиме конструктора

Данная таблица представляет собой основной каталог дисков. Значение поля Тип диска формируется за счет подстановки [все использующиеся подстановки описаны в Таблице].

 


Рисунок 2.3 –  Таблица 1а)Тип диска в режиме конструктора

Таблица Тип диска отражает к какой категории относится определенный диск: «Фильмы», «Музыка», «Игры», «Программы».

Рисунок 2.4 –  Таблица 2)Игры в режиме конструктора

Таблица 2)Игры содержит данные о имеющихся дисках с играми. Является таблицей для формирования подчиненной формы.

 


Рисунок 2.5 –  Таблица 2а)Жанр игры в режиме конструктора

Таблица 2а)Жанр игры содержит в себе основные жанры игр.

Таблица 3)Фильмы, 3а)Жанр фильма, 4)Музыка, 4а)Тип музыки, 5)Программы, 5а)Назначение программы определяются аналогичными с таблицами 2) и 2а) конфигурациями полей в конструкторе

 


Рисунок 2.6 –  Таблица Архив операций в режиме конструктора

Данная таблица содержит данные о всех проведенных операциях: покупка, прокат, поставка дисков (виды операций отражены в таблице Операции – рис. 2.7).

 


Рисунок 2.7 –  Таблица Операции в режиме конструктора

 


Рисунок 2.8 –  Таблица Клиенты в режиме конструктора

Таблица Клиенты содержит информацию о клиентах: ФИО, Адрес, Телефон (задается маской: +###(##)-###-##-##), e-mail, паспортные данные.                

 


Рисунок 2.9 –  Таблица Пользователи в режиме конструктора

Данная таблица содержит сведения о пользователях и определяет права доступа для каждого из них (через логическое поле Да/Нет). Данные из указанной таблице далее будут определять функции, которые будут доступны каждому из пользователей системы.

Информация о работе Разработка базы данных точки проката дисков