Программирование на Турбопаскале

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

1.Дано четырехзначное число. Определить, все ли его цифры различны.
2.Написать программу, которая вычисляет определитель квадратной матрицы второго порядка.
3.Написать программу, возвращающую k-й элемент файла целых чисел с именем Name (элементы нумеруются от 0).
4.Составить процедуру для вычисления суммы элементов одномерного массива. С ее помощью подсчитать суммы строк заданного двумерного массива.
Целью данной курсовой работы является разработка программ на языке Pasсal для закрепление начальных навыков программирования.

Оглавление

Задание на курсовой проект…………………………….….……….2
Замечания руководителя………………………………….………....3
Введение…………………………………………………………..…..5
Теоретическая часть. Основы программирования на языке Паскаль…………………………………………………….....………...6
1.1 Знакомство со средой Турбо Паскаль…..………….…….............6
1.2 Начало работы с Турбо Паскалем ………………………..……7
1.3 Функциональные клавиши Турбо Паскаль……..……….……..9
Текстовый редактор Турбо Паскаль………………………...10
Практическая часть…………………………………………...13
Код, блок-схемы и скриншоты программ………………….13
Заключение……………………………………………………….…28
Список литературы…………...……………………………….…….29

Файлы: 1 файл

Программирование на Турбопаскале.doc

— 1.60 Мб (Скачать)

Выведите на экран свою фамилию, имя и отчество, в следующей  строке - дату рождения.

Сохранение программы

 

Для того, чтобы сохранить программу, необходимо:

выйти в главное меню и  выбрать режим File;

нажать <Enter> и из появившегося окна выбрать режим Save as..., после нажатия клавиши <Enter> появится окно, в котором наберите имя файла. Например, а:\prim1_1.pas; здесь  а:\ - это название диска, на котором будем сохранять файл, prim1_1 - имя файла (оно может содержать не более 8 символов), pas - расширение, сообщающее о том, что файл содержит программу, написанную на языке Паскаль.


 

Примечание. Следует  сообщить учащимся список символов, которые нельзя употреблять в именах файлов:

* = + []\|;:,.<>/?. А также не следует использовать  в именах файлов символ пробела  и буквы русского алфавита.

После того, как  имя файла набрано, нажмите клавишу <Enter>.

Примечание. Следует  отметить, что для быстрого сохранения файла можно воспользоваться командами Save или Save all меню File.

Выход из системы  программирования Турбо Паскаль

 

Для того, чтобы  закончить работу, необходимо:

выйти в главное меню и  выбрать режим File;

нажать <Enter> и из появившегося окна выбрать режим Quit <Alt>-<X>, после чего нажать либо <Enter>, либо комбинацию <Alt>-<X>.


 

1.3 Функциональные  клавиши Турбо Паскаль

 

Функциональные  клавиши используются для управления средой Турбо Паскаля. Они обозначаются F1, F2,..., F12 и располагаются в самом верхнем ряду клавиатуры. С каждой из этих клавиш связывается некоторая команда меню. Действие почти всех функциональных клавиш можно модифицировать тремя особыми клавишами: Alt (от ALTernative - дополнительный), Ctrl (ConTRoL -управляющий) и Shift (SHIFT- сдвиговый). Эти клавиши используются подобно клавиши временной смены регистра на пишущей машинке: нужно нажать на одну из них и затем, не отпуская ее, нажать функциональную клавишу. В дальнейшем такое совместное нажатие двух клавиш будем обозначать чертой. Например, Alt-F3 означает, что вместе с клавишей Alt необходимо нажать клавишу F3, Ctrl-F9 - вместе с Ctrl нажимается F9 и т.д. Ниже приводятся команды, которые передаются среде Турбо Паскаля функциональными клавишами и некоторыми их комбинациями с клавишами Ctrl и Alt:

Fl - обратиться  за справкой к встроенной справочной  службе (Help-помощь);

F2 - записать  редактируемый текст в дисковый  файл;

F3 - прочитать  текст из дискового файла в  окно редактора; 

F4 - используется в отладочном режиме: начать или продолжить исполнение программы и остановиться перед исполнением той ее строки, на которой стоит курсор;

F5 - распахнуть  активное окно на весь экран; 

F6 - сделать активным  следующее окно;

F7 - используется  в отладочном режиме: выполнить следующую строку программы; если в строке есть обращение к процедуре (функции), войти в эту процедуру и остановиться перед исполнением первого ее оператора;

F8- используется  в отладочном режиме: выполнить  следующую строку программы; если в строке есть обращение к процедуре (функции), исполнить ее и не прослеживать ее работу;

F9 - компилировать  программу, но не выполнять  ее;

F10 - перейти  к диалоговому выбору режима  работы с помощью главного  меню;

Ctrl-F9 - выполнить  прогон программы: компилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память и выполнить, после чего вернуться в среду Турбо Паскаля. Alt-F5 - сменить окно редактора на окно вывода результатов работы (прогона) программы. Полное описание функциональны клавиш содержится в прил.1, а сейчас - самый краткий комментарий. Во-первых, Вам понадобятся команды Ctrl-F9 для проверки работы Вашей программы и Alt-X - для выхода из Турбо Паскаля. Клавиши F2 и F3 помогут Вам в работе с Вашим каталогом. Командой Alt-F5 Вы в любой момент сможете просмотреть данные, выданные на экран в результате прогона программы.

 

1.4 Текстовый  редактор Турбо Паскаль

 

Текстовый редактор среды Турбо Паскаля предоставляет  пользователю удобные средства создания и редактирования текстов программ. Признаком того, что среда находится в состоянии редактирования, является наличие в окне редактора курсора -небольшого мигающего прямоугольника. Режим редактирования автоматически устанавливается сразу после загрузки Турбо Паскаля. Из режима редактирования можно перейти к любому другому режиму работы Турбо Паскаля с помощью функциональных клавиш или выбора нужного режима из главного меню. Если среда находится в состоянии выбора из меню, курсор исчезает, а в строке меню появляется цветной указатель-прямоугольник, выделяющий одно из кодовых слов (опций меню). Для перехода от состояния выбора режима из главного меню в состояние редактирования нужно нажать клавишу Esc (ESCape - ускользать, убегать), а для перехода к выбору из главного меню - F10. Рассмотрим основные приемы работы с текстовым редактором. Для создания текста программы нужно ввести этот текст с помощью клавиатуры ПК подобно тому, как это делается при печатании текста на пишущей машинке. После заполнения очередной строки следует нажать на клавишу Enter, чтобы перевести курсор на следующую строку (курсор всегда показывает то место на экране, куда будет помещен очередной вводимый символ программы). Окно редактора имитирует длинный и достаточно широкий лист бумаги, фрагмент которого виден в окне. Если курсор достиг нижнего края, осуществляется прокрутка окна редактора: его содержимое смещается вверх на одну строку и снизу появляется новая строка листа. Если курсор достиг правой границы экрана, окно начинает по мере ввода символов смещаться вправо, показывая правый край листа. Размеры листа по горизонтали и вертикали ограничиваются только общим числом символов в файле, которых не должно быть больше 64535, однако компилятор Турбо Паскаля воспринимает строки программы длиной не более 126 символов. Окно можно смещать относительно листа с помощью следующих клавиш:

 

Page Up -на страницу  вверх;

Page Down - на страницу  вниз;

Ноте - в начало текущей строки;

End - в конец  текущей строки;

Ctrl-Page Up -в начало  текста;

Ctrl-Page Down - в конец  текста.

 

Клавишами перевода курсора (эти клавши помечены стрелками  и располагаются в правой части  клавиатуры) его можно смещать  по экрану. При достижении границ окна оно смещается на строку Или на символ. Если Вы ошиблись при вводе  очередного символа, его можно стереть с помощью клавиши со стрелкой (или надписью Backspace), расположенной над клавишей Enter. Клавиша Delete стирает символ, на который в данный момент указывает курсор, а команда Ctrl-Y- всю строку, на которой расположен курсор. Следует помнить, что редактор Турбо Паскаля вставляет в конце каждой строки невидимый символ-разделитель. Этот символ вставляется клавишей Enter, а стирается клавишами Backspace или Delete. С помощью вставки/стирания разделителя можно «разрезать»/«склеить» строки. Чтобы разрезать строку, следует подвести курсор к нужному месту и нажать Enter, чтобы склеить соседние строки, нужно установить курсор в конец первой строки (для этого удобно использовать клавишу End) и нажать Delete или установит курсор в начало второй строки (клавишей Ноте) и нажать Backspace. Нормальный режим работы редактора - режим вставки, в котором каждый вновь вводимый символ как бы «раздвигает» текст на экране, смещая вправо остаток строки. Следует учитывать, что разрезание текста и последующая вставка пропущенных строк возможны только в этом режиме. Редактор может также работать в режиме наложения новых символов на существующий старый текст: в этом режиме новый символ заменяет собой тот символ, на который указывает курсор, а остаток строки не смещается вправо. Для перехода к режиму наложения нужно нажать клавишу Insert, а если нажать эту клавишу еще раз, вновь устанавливается режим вставки. Признаком того, в каком режиме работает редактор, является форма курсора: в режиме вставки он похож на мигающий символ подчеркивания, а в режиме наложения он представляет собой крупный мигающий прямоугольник, заслоняющий символ целиком. И еще об одной возможности редактора. Обычно редактор работает в режиме автоотступа. В этом режиме каждая новая строка начинается в той же позиции на экране, что и предыдущая. Режим автоотступа поддерживает хороший стиль оформления текста программы: отступы от левого края выделяют тело условного или составного оператора и делают программу более наглядной. Отказаться от автоотступа можно командой Ctrl-O I (при нажатой Ctrl нажимается сначала клавиша с латинской буквой О, а затем О отпускается и нажимается I), повторная команда Ctrl-O I восстановит режим автоотступа. Ниже перечислены наиболее часто используемые команды редактор Турбо Паскаля.

Смещение курсора

Page Up -на страницу  вверх; 

Page Down - на страницу  вниз;

Ноте - в начало текущей строки;

End - в конец  текущей строки;

Ctrl-Page Up - в начало  текста;

Ctrl-Page Down - в конец  текста.

Команды редактирования

Backspace - стирает  символ слева от курсора;

Delete - стирает  символ, на который показывает  курсор;

Ctrl-Y- стирает  строку с курсором;

Enter - вставляет  новую строку, разрезает старую;

Ctrl-Q L - восстанавливает  измененную строку

Работа с  блоком

Ctrl-K В - начинает  выделение блока; 

Ctrl-K K- заканчивает выделение блока;

Ctrl-K Y - уничтожает  выделенный блок;

Ctrl-K С - копирует  блок;

Ctrl-K V - перемещает  блок на новое место;

Ctrl-K W - записывает  блок в файл;

Ctrl-K R - читает  блок из файла; 

Ctrl-K P - печатает  блок.

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть.
    1. Код, блок-схемы и скриншоты программ.
  2. Дано четырехзначное число. Определить, все ли его цифры различны.

program matrix;

 

uses crt;

var n: String;

    m, i: Word;

   Code: Word;

    tmp: set of char;

   

begin

 

    clrscr;

    writeln('Vvedite chislo');

    read(n);

    val(n, m, Code);

    if Code <> 0 then begin

      writeln('vy vveli nekorrektnoe 4islo');

      exit;

    end;

   

    tmp:= [];

    Code:= 0;

    for i:= 1 to length(n) do

      if (n[i] in tmp) then begin

        Code:= 1;

        break;

      end

      else tmp:= tmp + [n[i]];

 

    writeln;

    if Code = 0 then

      writeln('Vse chisla razlichny')

    else

      writeln('Nekotorie cifry povtor9utsya');

     

    readkey;

end.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    нет                                                        да


 

 

 

да нет

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Написать программу, которая вычисляет определитель квадратной матрицы второго порядка.

Program Opredelitel2;

 

type my_T = 1..2;

var a: array[my_T] of array[my_T] of real;

i, j: my_T;

otvet: real;

 

begin

  writeln('Введите  матрицу второго порядка:');

 

  for i := 1 to 2 do

    for j := 1 to 2 do

      read(a[i][j]);

 

  otvet := a[1][1] * a[2][2] - a[1][2] * a[2][1];

 

  write('Определитель матрицы: ', otvet : 6 : 2);

 

end.

 

 
 

  1. Написать программу, возвращающую k-й элемент файла целых чисел с именем Name (элементы нумеруются от 0). Если файл не существует или не содержит k-го элемента, то программа возвращает 0.

uses crt;

function getLine(name:string;k:integer):string;

var f:text;

    a:string;

    i:integer;

begin

assign(f,name);

{$I-} reset(f);  {$I+}

if IOResult <> 0 then

begin

  getLine:='';

  exit;

end;

i:=0;

while not eof(f) do

begin

  i:=i+1;

  readln(f,a);

  if i=k then

   begin

     getLine:=a;

     break;

   end;

end;

if i<k then getLine:='';

close(f);

end;

var f:text;

    i,k:integer;

    a,s:string;

begin

clrscr;

assign(f,'Name.txt');

rewrite(f);

writeln('Vedite v file stroki, okonchanie vvoda - 00:');

repeat

readln(a);

writeln(f,a);

until a='00';

clrscr;

close(f);

for i:=1 to 5 do

begin

  write('File name: ');

  readln(s);

  s:=s+'.txt';

  repeat

  write('Nomer stroki k=');

  readln(k);

  until k+1>0;

  if getLine(s,k+1)='' then

  writeln('File not found, or not string ',k)

  else writeln('stroka nomer ',k,'= ',getLine(s,k+1));

end;

writeln;

write('Work off, Enter.');

readln

end.

 

 

 


 

 


 

 

 

 


 


 

 

              есть строки нет строк


 

  1. Составить процедуру для вычисления суммы элементов одномерного массива. С ее помощью подсчитать суммы строк заданного двумерного массива.

 

Var a: array [1..100] of real;

      n,i,qty : integer;

       s: real;

begin

qty := 0;

   write('Vvedite kollichestvo elementov: '); readln(n);

   write('Vvedite elementi masiva:');

for i:=1 to n do readln(a[i]);qty:=qty+1;

s:=0;

for i:=1 to n do

   if a[i]>0 then s:=s+a[i];

   qty:=Round(s);

writeln('Summa elementov:',qty);

writeln('Summa strok:',n);

readln;

end.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

В ходе выполнения данной работы был изучены алгоритмы программирования, а так же основы программирования в среде Турбо Паскаля. Так же были получены навыки программирования на простейших примерах в среде Турбо Паскаль.

Целью курсовой работы  являлось разработка программ на языке Pasсal для закрепление начальных навыков программирования и решение поставленных задач что было выполнено.

Данный язык так же называют — интегрированной средой разработки программного обеспечения для платформ DOS и Windows 3.x. Турбо Паскаль является наиболее подходящим средством для поставленной мне задач. Появляющиеся подсказки при написании кода, избавляют от необходимости обращаться к дополнительным источникам информации для уточнения синтаксиса конкретной команды. Однако, для написания любой программы необходимо знать и уметь составлять алгоритмы решения задачи, что входит исключительно в задачи программиста. В связи с этим, в ходе выполнения работы, были изучены основы программирования на языке Турбо Паскаль.

Информация о работе Программирование на Турбопаскале