Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 17:19, реферат
Операционная система (ОС) - комплекс системных и управляющих программ, предназначенных для наиболее эффективного использования всех ресурсов вычислительной системы (ВС) (Вычислительная система - взаимосвязанная совокупность аппаратных средств вычислительной техники и программного обеспечения, предназначенная для обработки информации) и удобства работы с ней.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие операционной системы……………………………….….......3
I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПИРАЦИОННЫХ СИСТЕМ…..
1. Семейство Microsoft Windows………………………………………...4
1.1. Первые версии Windows……………………………………...4
1.2. Поколение 9х…………………………………………………..7
1.3. Поколение NT…………………………………………...……11
2. MacOS (Apple)…………………………………………………...……21
3. OS/2…………………………………………………………...……….23
4. BeOS…………………………………………………………..………31
5. Семейство UNIX…………………………………………....…….......33
6. LINUX……………………………………………………………....…36
II. РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ….
1.Семейство Microsoft Windows………………………………….………
1.1. Windows 95 – 98………………………….…………………..38
1.2. Microsoft Windows NT 4……………………………………..39
1.3. Microsoft Windows 2000……………………………………..39
1.4. Windows ME………………………………………………….39
1.5. Microsoft Windows XP…………………………………….…40
1.6. Microsoft Windows.NET….................................................…42
2. MacOS…………………………………………………………………43
3. OS/2……………………………………………………………………43
4. BeOS………………………………………………………………...…44
5. Семейство UNIX……………………………………………………...46
6. Операционная система LINUX……………………………………...49
6.1.Общая характеристика ОС LINUX………………………….49
6.2. Дистрибутивы LINUX……………………………………….51
6.3. Графические интерфейсы LINUX…………………………..54
III. КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА СОВРЕМЕННЫХ ОПИРАЦИОННЫХ СИСТЕМ…………………………………………………………………….….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…60
Список использованной литературы………
Наиболее значимым различием между OS/2
1.2 и Windows 3.0 было то, что Windows не была операционной
системой как таковой и исполнялась поверх
MS-DOS (и даже могла быть запущена в DOS сессии
OS/2). Также Windows содержала больше различных
приложений. OS/2 была более бизнес-ориентированной
и при сравнении имела несколько спартанский
вид. Отчасти это послужило тому, что Windows
получила большее распространение среди
конечных пользователей.
После исторического разрыва
совместной разработки OS/2, вызванного
нежеланием Microsoft делить прибыль от продаж
операционной системы с IBM, основной процесс
по модернизации OS/2 происходил в IBM. Версия
1.3 была практически идентична 1.2 по предоставляемым
возможностям, но включала многочисленные
улучшения производительности и удобства
использования.
Наконец во всех редакциях
OS/2 присутствовал язык программирования
REXX, разработанный Майком Коулишоу.
Язык изначально создавался
для достижения четырех главных целей:
легкой понимаемости (читаемости) написанных на нем программ, что облегчает работу программистам, пользователям и сопровождающему персоналу;
поддержки быстрого, эффективного и аккуратного программирования за счет обеспечения максимально естественной формы представления данных и управляющих структур языка;
обеспечения надежной и эффективной реализации языка на разнообразных платформах;
высокой применимости
языка в системном и прикладном ПО.
И все эти задачи были успешно
решены. Таким образом операционная система
получила мощный и гибкий инструмент,
сравнимый с различными языками написания
скриптов в UNIX-подобных системах. Это несомненно
являлось очень большим преимуществом.
В марте 1992 была полностью
готова новая операционная система и выпущена
на рынок под названием OS/2 2.0 GA (General Availability
– публично доступная).
Самым большим плюсом в OS/2
2.0 была сама система. Переход на 32-разрядную
архитектуру снял множество ограничений,
существовавших в DOS и OS/2 1.x – в первую
очередь по работе с памятью. Вместе с
тем система не была «полностью» 32-разрядной
– многие части оставались 16-разрядными
– в первую очередь по соображениям совместимости
и экономии времени. Основные же элементы
системы были полностью новыми и 32-разрядными
– к примеру поддержка множества виртуальных
DOS-машин (Multuply Virtual DOS Machine, MVDM) и менеджер
памяти с поддержкой пейджинга. Более
того, основная часть кода была написана
на C, а не на ассемблере, как в OS/2 1.x.
Вторым существенным моментом
стал новый интерфейс пользователя под
названием Workplace Shell (WPS), являвшийся радикальным
уходом от концепций, заложенных в GUI OS/1.x
и Windows. Новый интерфейс был объектно-ориентированным
и в нем все стало объектом – диск, принтер,
программа и так далее. Манипуляции с объектами
проводились с помощью drag-n-drop – перемещение,
копирование, печать и уничтожение. В WPS
широко использовалась правая кнопка
мыши – для открытия контекстных меню
и выполнения операций по перетаскиванию
объектов.
Для операционной системы
OS/2 2.0 была зарегистрирована торговая
марка «Интегрирующая платформа» (The Integrating
Platform). Это название напрямую намекало
на уникальную возможность OS/2 2.0 исполнять
существующие DOS, Windows и OS/2 1.x приложения
одновременно с новыми 32-разрядными родными
приложениями.
Выпуск версии OS/2 2.1 в мае
1993 года явился следствием эволюционного
развития версии 2.0. Внешний вид не претерпел
существенных изменений, разработчики
продолжали трудиться над «внутренностями»
системы. Из видимых конечному пользователю
изменений стоит отметить смену версии
Win-OS/2 с 3.0 на 3.1 и появление нового компонента
под названием Multimedia Presentation Manager/2 (MMPM/2),
добавившего в графический интерфейс
пользователя различные мультимедийные
возможности – звуковые схемы, воспроизведение
мультимедийных файлов и тому подобное.
В ноябре 1993 выходит специальная
версия OS/2 for Windows, не содержащая кода Win-OS/2,
а использующая уже установленную на компьютере
копию Windows 3.x. Таким образом снижалась
цена конечного продукта (IBM платила лицензионные
отчисления Microsoft за использование кода
Windows в Win-OS/2). Вместе с тем эта версия продемонстрировала
ситуацию на рынке. Используя свое монопольное
положение, Microsoft с помощью манипуляций
в сфере ценовой политики держала производителей
клонов PC под жестким контролем, запрещая
им предустанавливать на продаваемые
компьютеры операционные системы, отличные
от DOS/Windows собственного производства.
Несмотря на жесткий прессинг
со стороны Microsoft времена OS/2 2.1 и 2.11 были
отмечены ростом количества приложений,
написанных специально для OS/2. IBM достигла
соглашения с несколькими крупными производителями
программного обеспечения о разработке
OS/2 версий их приложений. В число таких
компаний входили Borland, Lotus, Novell и тогда
еще самостоятельная WordPerfect.
В октябре 1994 выходит OS/2
Warp – самая популярная и самая распространенная
версия OS/2. Внутренне система незначительно
отличалась от OS/2 2.11 за исключением расширенной
поддержки оборудования и исправления
ошибок – хороший пример того, что грамотно
спроектированный и продуманный продукт
не нуждается в лихорадочном переписывании
многих элементов кода. Наиболее серьезные
изменения касались исключительно улучшения
простоты использования конечным пользователем.
Новые изменения и улучшения
включали в себя:
Задолго до того, как в Microsoft
уяснили важность «информационной супермагистрали»,
IBM предоставила в распоряжение пользователей
полный и мощный набор инструментов для
работы во всемирной сети. Сперва отдельно,
а с версии OS/2 Warp Connect в комплекте с операционной
системой.
OS/2 Warp и OS/2 Warp Connect была самой
серьезной и удачной попыткой IBM победить
в битве за доминацию на десктопе или по
крайней мере в завоевании существенной
части. Конечно, любая вещь
имеет свои достоинства и недостатки, и OS/2 была не лишена минусов:
Сентябрь 1996 года ознаменовался
выходом OS/2 Warp 4.0 (чаще других версий OS/2,
именуемый своим кодовым именем Merlin). Новые
изменения и улучшения превратили Merlin
в самого выдающегося представителя операционных
систем семейства OS/2:
Дальнейшие версии OS/2 фактически отличались
от Merlin лишь включением в поставку различных
дополнительных продуктов, добавлением
особенностей наподобие новых файловых
систем и исправлением ошибок.
У OS/2 была тяжелая жизнь,
как вне, так даже и внутри IBM. Широко известны
события времен выхода Windows 95, когда Microsoft
оказывала невероятное давление на IBM
PC Company (производившей компьютеры IBM PC),
до последнего момента отказываясь подписывать
договор по лицензированию на предустановку
Windows 95 и в последний момент запросив за
лицензию намного более высокую цену по
сравнению с ценами для других производителей.
Помимо неприятностей для IBM PC Company в сторону
подразделения, работавшего над OS/2, бросались
достаточно двусмысленные взгляды.
Трудно сказать, когда начался
проект OS/2 for PowerPC, однако известно, что
в самом начале девяностых IBM решила, что
было бы очень неплохо иметь собственную
десктоп-ориентированную операционную
систему. Ее планировали как базирующуюся
на микроядре объектно-ориентированную
супер ОС, работающую на RISC-платформе (неплохая
коллекция непонятных слов). Платформа
должна была позволять запускать сразу
несколько операционных систем одновременно.
Сейчас уже никто не скажет, какие это
должны были быть операционные системы,
но в их число должны были входить OS/2, Windows
NT, Solaris и MacOS.
В любом случае цели, задачи
и названия проекта постоянно менялись,
в итоге завершившись проектом OS/2 for PowerPC,
назвавшимся в финальной стадии OS/2 Warp
Connect, PowerPC Edition. IBM активно рекламировала
продукт все время на протяжении между
1993 и 1995 годами. Было написано немыслимое
количество статей и даже выпущены бета-версии
набора разработчика под названием PowerPC
SDK. Среди производителей ПО распространялись
средства для переноса приложений из обычной
OS/2 на новую платформу (скорее всего, сам
перенос не был трудоемким, поскольку
OS/2 2.0 изначально разрабатывалась с оглядкой
на переносимость). С приближением выхода
OS/2 for PowerPC рекламный шум постепенно начал
утихать. И в тот момент, когда новая инкарнация
OS/2 должна была вот-вот появиться на прилавках,
IBM внезапно умолкла. На самом деле продукт
был выпущен, и отдельные счастливчики
даже смогли не только подержать его в
руках, но и установить. Однако только
клиенты, имевшие специальные контракты
с IBM, могли купить OS/2 for PowerPC.
Причин краха OS/2 for PowerPC было
множество – одни лежали вне IBM, но другие
были полностью внутренними:
Не было никакой ясности, кому на самом деле была нужна OS/2 for PowerPC.
Организация проекта была просто отвратительной – чего стоит только то, что менеджеры среднего звена зачастую не сообщали своим начальникам о действительном состоянии дел в проекте и т. д.
Успех проекта
напрямую зависел от успеха архитектуры
PowerPC, который не состоялся.
Итогом стала потеря миллионов
долларов, вложенных в разработку (хотя
некоторые технологии OS/2 for PowerPC впоследствии
были внедрены в OS/2 Warp 4). Можно только предполагать,
что бы произошло, если бы все усилия и
деньги были направлены на поддержку Intel
версии OS/2.
4. BeOS
Компания Be Inc. была основана в 1990 году Жаном Луи Гассе (Jean Louis Gassee), работавшим до этого одним из руководителей в небезызвестной фирме Apple. Что уже говорит о многом. Покинув «яблочников», он занялся личным проектом – созданием совершенно нового компьютера, решив, видимо, что его собственная разработка станет не менее значимой для мирового компьютерного сообщества, чем Macintosh и IBM PC вместе взятые. Тем более, что за примерами тогда далеко ходить не надо было – на слуху были успехи Silicon Graphics, Commodore, словом – компьютерный бизнес был на подъеме. Микро-компания Гассе, состоящая на первых порах всего из нескольких человек и компенсирующая недостаток персонала его талантливостью, собрала первый прототип агрегата, названного ими BeBox, уже через год упорной работы, выбрав для его «сердца» весьма нетрадиционную для персональных компьютеров конфигурацию в виде двух процессоров Hobbit фирмы AT&T и трех вспомогательных цифровых сигнальных процессоров (DSP). Прочие же комплектующие было решено использовать абсолютно стандартные, IBM-совместимые, благо громадный рынок запчастей делал это решение очевидным. Основной акцент в BeBox был сделан на быстродействии, стабильности системы, а также на расширенных мультимедийных возможностях нового ПК – именно как мультимедиа-система он и позиционировался в рекламных проспектах.
После того, как разработчики убедились, что получили перспективную, очень мощную по тем временам, и, что самое главное – вполне работоспособную (пока лишь в командной строке) систему, встал вопрос, какую графическую 32-х разрядную «операционку» для нее выбрать? Основные требования, предъявляемые к ОС, были таковы: поддержка нескольких процессоров; файловая система, подходящая для работы с большими мультимедийными файлами; стабильность; удобство и доступность для рядовых пользователей, успевших уже привыкнуть к распространенному Macintosh. Первоначальная попытка применить ОС NeWS, разработанную Sun Microsystems, успехом не увенчалась, и Be Inc. пришлось самой же писать и операционную систему для своего компьютера. А поскольку никто не мог знать архитектуру BeBox лучше разработчиков, то и новая многозадачная ОС – BeOS – удалась на славу. Скорости и надежности ее работы можно было позавидовать, тем более, что с ошибками первых версий BeOS разработчики постепенно справлялись, не забывая параллельно делать и приложения для работы в современной графической оболочке. Созданная с чистого листа, ОС не унаследовала, как Windows, тяжкого наследия прошлого, в лице устаревающего MS-DOS и обременительной необходимости быть с ним полностью совместимой, выходя тем самым на совершенно новый уровень систем ближайшего будущего. Хотя ОС и получилась почти unix-совместимой – на нее можно переносить даже некоторые программы из модного Linux – она, тем не менее, была полностью графической: командная строка отсутствовала в принципе. А примененная в BeOS 64-х разрядная файловая система уже тогда позволяла работать с терабайтными файлами – никаких ограничений при работе с прожорливым мультимедиа! Последние же версии BeOS даже позволяют без проблем получать доступ к носителям практически любых повсеместно используемых стандартов (без дополнительных драйверов!): FAT, FAT32, NTFS, ext2, CDDA, OFS, HFS, ISO9660 и т.д.
Но неожиданно для Гассе AT&T заявляет о прекращении производства процессоров, примененных в BeBox, и Be Inc. приходится практически с нуля переделывать свой компьютер – теперь уже под относительно недорогой, мощный и гораздо более распространенный процессор PowerPC (Macintosh работали на нем же). Одновременно отпала необходимость в дополнительных DSP-процессорах, их функции теперь перешли все к тому же PowerPC. Причем от идей двухпроцессорной схемы разработчики отказываться не собирались – PowerPC тоже трудились в паре. В общем, все, что ни случается – к лучшему. И новая, по сути, вынужденная конфигурация PowerPC + BeOS в результате оказалась гораздо удачнее и «живее» первого прототипа! Стоит ли говорить, что параллельно все самые модные новинки компьютерного рынка были внедрены в новую систему, которая просто поражала всех, кому посчастливилось впоследствии ее увидеть – почти суперкомпьютер для дома!
На компьютерной выставке Agenda-96 необычная система BeBox вызвала настоящий фурор. А BeOS даже чуть было не стала новой операционной системой для компьютеров Macintosh – так много шума она тогда наделала!
И вот в марте 1998 года к этому чуду получают доступ и пользователи IBM-совместимых компьютеров – выходит BeOS 3.0 с поддержкой как платформы Intel, так и PowerPC. Но… к большому сожалению, сенсации в мировом масштабе все же не состоялось. Компьютеры BeBox вообще выпускались всего лишь полтора года – с конца 1995 до начала 1997, тираж их составил всего-навсего порядка 2000 экземпляров, после чего производство было полностью свернуто, а от многообещающего проекта Гассе осталась только BeOS.
5. Семейство UNIX
Все началось в далеком 1965-м... Четыре года компания American Telegraph & Telephone Bell Labs (Bell Labs) совместно с фирмой General Electric и группой исследователей из Масачусетского технологического института разрабатывала проект OS Multics. Целью проекта было создание многопользовательской интерактивной операционной системы, обеспечивающей большое число пользователей удобными и мощными средствами доступа к вычислительным ресурсам. Эта ОС основывалась на принципах многоуровневой защиты. Виртуальная память имела сегментно-страничную организацию, где с каждым сегментом связывался уровень доступа. Для того чтобы какая-либо программа могла вызвать программу или обратиться к данным, располагающимся в некотором сегменте, требовалось, чтобы уровень выполнения этой программы был не ниже уровня доступа соответствующего сегмента.
Соответственно, системный администратор имел доступ ко всем сегментам. Также впервые в Multics была реализована полностью централизованная файловая система. То есть, даже если файлы находятся на разных физических устройствах, логически они как бы присутствуют на одном диске. В директории же указан не сам файл, а лишь линк на его физическое местонахождение. Если вдруг файла там не оказывается, умная система просит вставить соответствующий девайс. Помимо этого, в Multics присутствовал большой объем виртуальной памяти, что позволяло делать имэйджи файлов из внешней памяти в виртуальную.