Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:11, курсовая работа
Процессы функционирования различных систем и сетей связи могут быть представлены той или иной совокупностью систем массового обслуживания (СМО) — стохастических, динамических, дискретно-непрерывных математических моделей. Исследование характеристик таких моделей может проводиться либо аналитическими методами, либо путем имитационного моделирования
Введение 7
1 Постановка задачи 9
2 Разработка программной модели 11
2.1 Концептуальная схема модели 11
2.2 Модель системы (Q-схема) 13
3 Моделирование и анализ результатов моделирования 15
3.1 Алгоритм работы системы моделирования 15
3.2 Описание программной реализации модели в системе GPSS 16
3.3 Анализ результатов моделирования 21
4 Выполнение заданий по моделированию 24
Заключение 28
Список использованных источников 29
140 savevalue izdeliA+,1
150 terminate
Здесь мы встречаем блок TERMINATE, он имеет следующий формат записи: terminate. Блок TERMINATE удаляет из модели входящие сообщения. В поле <А> задается число единиц, на которое этот блок изменяет содержимое счетчика завершений, определяющего момент окончания моделирования. Здесь поле <А> пустое, поэтому сообщение уничтожается, а содержимое счетчика не изменяется, что и использовалось в нашей программе.
Далее мы производим генерацию изделий в филиале В:
*** Выпуск изделий B
160 generate 20,5
170 savevalue izdeliB+,1
180 terminate
Здесь полная аналогичность с предыдущим пунктом.
В завершении нашей программы мы задаем время моделирования, в нашем случае 1000 ч., т.е. 60000 мин., и запускаем программу на выполнение с помощью оператора START.
200 generate 60000
210 terminate 1
start 1
Оператор START используется для инициирования начала моделирования. В первом поле задается значение счетчика завершений, определяющего момент окончания прогона модели.
Система GPSS позволяет получить файл стандартного отчета. Он создается автоматически и имеет имя то же, что и имя моделируемой программы, но с расширением RPT (полный текст отчёта приведён в Приложении В).
Отчет состоит из подразделов, содержащих стандартную статистику об объектах GPSS, используемых в данной модели (FACILITY и др.).
Рассмотрим файл стандартного отчета, полученный после выполнения описанной выше программы.
Вторая строка файла стандартного отчета является информативной с точки зрения основных результатов работы модели.
– START TIME – абсолютное системное время в момент начала моделирования;
в файле стандартного отчета START TIME равен 0;
– END TIME – абсолютное время, когда счетчик завершений принимает значение 0;
в файле стандартного отчета END TIME равен 60000;
– BLOCKS – количество блоков, использованных в текущей модели, к моменту завершения моделирования;
в файле стандартного отчета BLOCKS равен 30;
– FACILITIES – количество устройств, использованных в модели, к моменту завершения моделирования;
в файле стандартного отчета FACILITIES равен 3;
– STORAGES – количество многоканальных устройств, использованных в текущей модели к моменту завершения моделирования;
в файле стандартного отчета STORAGES равен 0;
– FREE MEMORY – количество байтов памяти доступной для дальнейшего использования;
в файле стандартного отчета FREE MEMORY равен 106768;
Описываемая программа имеет 30 блоков, 3 устройства. Время моделирования равно 60000 минутам.
Блоки текущей модели описываются полями:
– LINE определяет номер строки в рабочей модели, связанный с блоком GPSS;
– LOC определяет имя или номер этого блока;
– BLOCK TYPE определяет тип блока GPSS;
– ENTRY COUNT определяет количество транзактов, вошедших в данный блок с начала работы программы;
– CURRENT COUNT определяет количество транзактов, находящихся в данном блоке в конце моделирования;
– RETRY определяет количество транзактов, ожидающих специальных условий, зависящих от состояния данного блока.
Наибольшее значение имеет поле ENTRY COUNT, так как оно позволяет судить о том, правильно ли распределены транзакты по блокам.
Информация об устройствах:
– FACILITY определяет номер или имя объекта типа "устройство";
– ENTRIES определяет количество раз, когда устройство было занято или прервано;
– UTIL. определяет часть периода моделирования, в течение которого устройство было занято;
– AVE.TIME определяет среднее время занятости устройства одним сообщением в течение периода моделирования;
– AVAILABLE определяет состояние готовности устройства в конце периода моделирования. Оно равно 1 , если устройство готово и 0 – если не готово;
– OWNER определяет номер последнего сообщения, занимавшего устройство. 0 означает, что устройство не занималось;
– PEND определяет количество сообщений, ожидающих устройство, находящееся в "режиме прерывания";
– INTER определяет количество сообщений, прерывающих устройство в данный момент.
– RETRY определяет количество сообщений, ожидающих специальных условий, зависящих от состояния объекта типа "устройство";
– DELAY определяет количество сообщений, ожидающих занятия устройства. Сюда входят также сообщения, ожидающие освобождения устройства в "режиме прерывания".
Выходная статистика вполне соответствует заданным в условии цифрам.
4 Выполнение заданий по моделированию
Выполним задания по моделированию, упомянутые в пункте 1 данного курсового проекта:
Смоделировать работу транспортного цеха объединения в течение 1000 ч.
Данное требование выполняется, при написании следующего фрагмента нашей программы:
600 generate 60000
610 terminate 1
start 1
Определить операционные характеристики системы.
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE._TIME AVAILABLE OWNER PEND INTER RETRY DELAY
1 1501 0.501 20.033 1 0 0 0 0 0
2 1497 0.999 40.025 1 1 0 0 0 4
3 1502 0.501 19.994 1 0 0 0 0 0
Определим занятость каналов по полю UTIL:
Для первого устройства – 0,501
Для второго устройства – 0,999
Для третьего устройства – 0,501
Определим среднее время занятости устройства по полю AVE.TIME:
Для первого устройства – 20,033
Для второго устройства – 40,025
Для третьего устройства – 19,994
Определим количество транзактов, прошедших через каждое устройство по полю ENTRIES:
Для первого устройства – 1501
Для второго устройства – 1497
Для третьего устройства – 1502
Определим пропускную способность транспортного цеха объединения.
Для реализации данного пункта задания нам нужно подсчитать количество грузовиков въехавших на погрузку и выехавших с нее.
из А в В =1501:1505 = 99,73%
из В в С =1501:1508 = 99,54%
Мы видим что пропускная способность транспортного цеха объединения велика, это видно даже без вычислений, потому что на 1505 грузовиков пришедших в филиал А незагруженными остались только 4.
Определить частоту пустых перегонов грузовиков между А и В, В и С.
Обратимся к файлу стандартного отчета:
FILIALA 5 TEST 1505 0 0
6 SAVEVALUE 1501 0 0
Отсюда мы видим что незагруженными ушли 4 грузовика, соответственно частота пустых перегонов между А и В есть отношение числа пустых грузовиков к общему времени моделирования.
Частота между А и В = 4/60000 = 0,00066.
Аналогично поступаем и филиалом В:
FILIALB 11 TEST 1508 0 0
12 SAVEVALUE 1501 4 0
Отсюда мы видим что незагруженными ушли 7 грузовиков, соответственно частота пустых перегонов между В и С есть отношение числа пустых грузовиков к общему времени моделирования.
Частота между В и С = 7/60000 = 0,00012.
Определить и построить экспериментальную функцию распределения времени переезда в филиал С:
prC table ft$PC_4,0,3,40
87 izBvC seize PC_4
92 release PC_4
95 tabulate prC
TABLE MEAN STD.DEV. RANGE RETRY FREQUENCY CUM.%
PRC 29.944 0.578
18.000 - 21.000 1 0.13
21.000 - 24.000 1 0.20
24.000 - 27.000 5 0.53
27.000 - 30.000 1057 70.81
30.000 - 33.000 439 100.00
Рисунок 4.1 – Гистограмма GPSS времени работы транспортного цеха объединения.
Экспериментальную функцию распределения времени переезда в филиал С, построим с помощью MATLAB по данным, указанным в столбцах RANGE, FREQUENCY и CUM.%:
ts2c2 = [0,18,21,24,27,30,33];%крайние значения границ отрезков из отчета
fs2c2 = [0,0.07,0.13,0.20,0.53,70.81,
stairs (ts2c2, fs2c2),%построение ступенчатого графика
grid, set (gcf,'color','w')%параметры для разлиновки и заливки заднего фона
h = findobj('type','line'); %указание на объект типа линия для дальнейшего упрощения работы
set(h,'linewidth', 2, 'color', 'k')%задание параметров линии
xlabel('Время'), ylabel('Загрузка'), %подпись осей
title ('Время затраченное на переезд в пункт С')%заголовок
set(gca,'box','off','ytick',0.
axis ([0, 33, 0, 1])%указание крайних значений осей
Экспериментальная функция распределения времени переезда в филиал С представлена на рисунке 4.2.
Рисунок 4.2 – Экспериментальная функция распределения времени переезда в филиал С.
Заключение
В данном курсовом проекте мы исследовали функционирование системы транспортного цеха объединения при помощи машинной модели, составленной и реализованной в пакете моделирования дискретных систем (ПМДС) GPSS. При исследовании мы сначала построили концептуальную схему модели, затем Q-схему и, наконец, для удобства написания программы, мы построили алгоритм работы системы моделирования. Составили отчёт по выполненной программе, который более наглядно изображает все процессы, происходящие при выполнении программы. По данным, полученным из отчета, построили в MATLAB график экспериментальной функций распределения времени переезда в филиал С.
Оценивая эффективность работы, следует отметить, что эффективность данной системы определяется её пропускной способностью. Пропускная способность из А в В =1501:1508 = 99,54% и из В в С =1501:1505 = 99,73%. Частота пустых перегонов незначительна. Частота между пунктами А и В = 0,00066, а между пунктами В и С = 0,00012. Принимая во внимание анализ данных можно сделать вывод что система оптимальна.
Имитационное моделирование дало ценную информацию о процессах, протекающих в работе вычислительного комплекса. На сбор подобной информации опытным путем было бы потрачено значительное количество времени и средств. Имитационное же моделирование требует (при наличии готовой модели) нажатия десятка клавиш и простейшего анализа файла стандартного отчета.
Данный курсовой проект еще раз подтвердил достоинства имитационных средств моделирования для исследования систем массового обслуживания, а именно пакета GPSS. Он позволяет, не меняя общей структуры модели, исследовать различные характеристики системы и находить оптимальные решения для нее путем модификации численных значений различных блоков.
1. Афонин В.В., Федосин С.А. Моделирование систем: учебно-методическое пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 231с.: ил., табл. – (Основы информационных технологий).
2. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Учеб. для вузов. – 4-е изд., стер. – М.: Высш. шк,. 2005. – 343 с.: ил.
3. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Практикум: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 295 с.: ил.
4. Афонин В.В., Федосин С.А. Моделирование систем: Практикум по GPSS. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – 212 с.
Приложение А
(обязательное)
Полная реализация модели на GPSS
simulate
10 generate 1,,,4 ;грузовики 4 штуки
11 transfer ,filialA
12 generate 1,,,4 ;грузовики 4 штуки
13 transfer ,filialB
20 filialA test ne x$izdeliA,0,izAvB
30 savevalue izdeliA-,1
35 seize 1
40 advance 20,2
45 release 1
50 izAvB advance 30,3
60 filialB test ne x$izdeliB,0,izBvC
70 savevalue izdeliB-,1
75 seize 2
80 advance 40,4
85 release 2
90 izBvC advance 30,1
100 filialC seize 3
102 advance 20,2
105 release 3
110 izCvA advance 20,2
120 transfer ,filialA
***
*** Выпуск изделий A
130 generate 20,3
140 savevalue izdeliA+,1
150 terminate
*** Выпуск изделий B
160 generate 20,5
170 savevalue izdeliB+,1
180 terminate
***
200 generate 60000
210 terminate 1
start 1
Приложение Б
(обязательное)
Полный текст стандартного отчёта GPSS
Б.1 Отчёт при исходных данных
GPSS World Simulation Report - Untitled Model 1.1.1
Friday, May 25, 2012 01:30:34
START TIME END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES
0.000 60000.000 30 3 0
NAME VALUE
FILIALA
FILIALB 11.000
Информация о работе Модель работы транспортного цеха объединения