Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 01:13, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Компьютерная графика".
Аналогично записывается уравнение i-го A-элемента:
,
Здесь сигнал yk может быть непрерывным, но чаще всего он принимает только два значения: 0 или 1. Сигналы от S-элементов подаются на входы А-элементов с постоянными весами равными единице, но каждый А-элемент связан только с группой случайно выбранных S-элементов. Предположим, что требуется обучить перцептрон различать два образа V1 и V2. Разделение объектов на два образа можно провести и с помощью только одного R-элемента. Тогда объекту образа V1 должна соответствовать положительная реакция R-элемента, а объектам образа V2 — отрицательная.
Перцептрон обучается путем предъявления обучающей последовательности изображений объектов, принадлежащих образам V1 и V2. В процессе обучения изменяются веса vi А-элементов. В частности, если применяется система подкрепления с коррекцией ошибок, прежде всего учитывается правильность решения, принимаемого перцептроном. Если решение правильно, то веса связей всех сработавших А-элементов, ведущих к R-элементу, выдавшему правильное решение, увеличиваются, а веса несработавших А-элементов остаются неизменными. Можно оставлять неизменными веса сработавших А-элементов, но уменьшать веса несработавших. В некоторых случаях веса сработавших связей увеличивают, а несработавших — уменьшают. После процесса обучения перцептрон сам, без учителя, начинает классифицировать новые объекты.
Если перцептрон действует по описанной схеме и в нем допускаются лишь связи, идущие от бинарных S-элементов к A-элементам и от A-элементов к единственному R-элементу, то такой перцептрон принято называть элементарным a-перцептроном. Обычно классификация C(W) задается учителем. Перцептрон должен выработать в процессе обучения классификацию, задуманную учителем.
В каждом блоке может быть несколько ступеней преобразования. Могут быть обратные связи, как внутри блока, так и между блоками, вплоть до запроса дополнительных данных. Применяется интерактивное распознавание (с использованием человека).
Например,
при распознавании текста, вначале
текст сканируется (исходные данные),
затем изображение
Лекция
21
Аппроксимация
кривых и поверхностей
сплайнами
Математическое представление тела, составленного из простых геометрических форм (сферы, цилиндры или конусы) несложно. Но очень часто это не так; кузова автомобилей, поверхности самолетов, флюзеляжи и многое другое не так-то просто описать. Процедура, обычно используемая в этих случаях, состоит обычно в следующем:
Для интерполяции этих кривых и поверхностей наиболее часто используются сплайны. Сплайном называется гладкая кривая, которая проходит через две или более контрольных точек, управляющих его формой. Термин сплайн возник по аналогии: это название чертежного инструмента - тонкой металлической линейки, которая может изгибаться так, чтобы проходить через заданные точки. Физически такая кривая минимизирует энергию внутренних напряжений. Математически - имеет минимальную среднеквадратичную кривизну, т.е. она наиболее гладкая.
Два из
наиболее общих типов сплайнов -
кривые Безье (Bezier curves) и В-сплайны (B-spline
curves). Типичным примером сплайнов являются
также неоднородные рациональные B-сплайны
(Non-Uniform Rational B-Spline - NURBS). Можно строить достаточно
гладкие кривые и поверхности с использованием
полиномов. В случае кривой общей формулой
полинома p-ой степени будет
, в случае поверхности
. Достаточная гладкость кривых достигается
при непрерывности первых двух производных,
поэтому наиболее часто используются
полиномы третьей степени.
Сплайн-функции
одной переменной
Допустим, что мы хотим построить кривую y=y(x), проходящую через последовательность контрольных точек сетки (x0,y0), (xi,yi), ..., (xn,yn) с x0<x1<...<xn. Точки x0 и xn называются граничными узлами сетки, а x1 … xn-1 - внутренними узлами. Функция S(x), заданная на отрезке [x0,xn], называется сплайном степени p, если:
Для задания сплайна на каждом интервале требуется определить (p+1) коэффициентов, всего потребуется n(p+1) чисел. Условия непрерывности функции и ее p-1 производных на всех внутренних (n-1) узлах, дают p(n-1) уравнений, оставшиеся (n(p+1)-p(n-1))=n+p уравнений, необходимых для полного задания сплайна определяются пользователем. Например, можно потребовать, чтобы кривая проходила точно через узлы сетки (интерполяционный сплайн), что дает еще (n+1) уравнений. Оставшиеся (p-1) уравнений можно задать в виде младших производных сплайна на граничных узлах отрезка. Если требуется построить сглаживающую кривую (т.е. проходящую не точно через узлы, а где-то поблизости от них), дополнительные уравнения строят исходя из условий близости, которые можно определять по-разному.
Например, требуется построить интерполирующий кубический сплайн, по 4-м узлам.
Нужно
получить 3*4=12 коэффициентов (по 4 на каждый
из 3-х интервалов), т.е. 12 составить 12
уравнений. Полиномы в интервалах будут
иметь вид:
Условия непрерывности сплайна задаются как:
, для i=0,…,n-2
Условия непрерывности первой производной:
, для i=0,…,n-2
Условия непрерывности второй производной:
, для i=0,…,n-2
Условия прохождения сплайна через узлы сетки:
, для i=0,…,n
Оставшиеся 2 условия можно задать, с помощью первых производных в граничных узлах сетки:
, ,
,
Основные недостатки такого подхода:
B-Сплайны
Чтобы избавиться от первого недостатка применяют B-сплайны (базовые или фундаментальных), кроме того, эти сплайны требуют хранения меньшего кол-ва коэффициентов (n+p-1) вместо n(p+1), что значительно снижает требования к памяти. B-сплайн 0-ой степени это ступенчатая функция.
, для более высоких степеней
она вычисляется по
Наиболее часто
используются кубические B-сплайны, его
функция для сетки с постоянными интервалами
h:
, где
Сплайн-функция является суммой B-сплайнов с некоторыми коэффициентами.
n+2 коэффициента
вычисляются из системы:
Кривые
Безье
Сплайны позволяют работать не только с функциями y=y(x), но задать функцию параметрически, например, с помощью кривых Безье. Если задан массив точек P={Pi(xi,yi,zi), i=0,1,…n}, то кривая Безье степени n имеет следующий вид:
, 0<=t<=1, где
- многочлен Бернштейна.
Свойства кривых Безье:
В-сплайновые
кривые
Можно задать кривую параметрически и при помощи B-сплайнов. Элементарная B-сплайновая кубическая кривая строится по 4-м точкам , P1, P2, P3, следующим образом .
, , ,
Касательные в концевых точках параллельны отрезкам P0P2 и P1P3 соответственно.
Для составные кривые описываются подобной формулой на каждом сегменте.
, i=1,2,…n-2
Такие кривые обладают очень важным свойством – изменение одной из точек не влечет за собой изменение всей кривой, а влияет только на соседние 4 сегмента.
Чтобы
иметь возможность стыковать
различные B-сплайновые кривые и задавать
кривые вроде окружностей и эллипсов используются
рациональные B-сплайны. Они отличаются
от обычных весовыми коэффициентами wk.
Если все множители равны между собой
– это обычный B-сплайн, но варьируя их
можно точно (вплоть до 2-ой производной)
стыковать различные кривые.
Рациональные В-сплайновые поверхности
Лекция
22
Устройства
ввода и вывода
графической информации
Все устройства можно поделить на два класса: векторные и растровые. Векторные работают с координатами точек, а растровые – с изображениями, разбитыми на отдельные пикселы.
ЭЛТ. Физический принцип – остаточное свечение люминофора после воздействия на него пучка электронов. Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) состоит из электронной пушки, испускающей луч электронов, отклоняющей системы, которая этот луч направляет в нужное место экрана, и люминофора, который светится при попадании на него луча электронов. Мониторы бывают как растровые, так и векторные. В растровых луч пробегает на каждом кадре всю поверхность экрана сверху вниз построчно справа налево. В векторных – обводит на каждом кадре все примитивы на экране. Недостатки растровых – малые разрешение и частота кадров (1024х768 100 Hz) из-за малой скорости поступления информации с видеокарты. У векторных, таких недостатков нет, его обычное разрешение 2048х2048, но на них сложно выводить закрашенные области и фотографии, т.к. в этом случае они работают практически в растровом режиме, закрашивая примитив строчка за строчкой.