Концепция развития стандартизации с учетом требований ВТО и ГАТТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 09:54, реферат

Краткое описание

Комфортность сферы жизни человека определяется качеством окружающих его товаров, работ и услуг. Качество стало определяющим для потребителей во всех странах мира. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Однако потребительские требования, предъявляемые к качеству продукций, постоянно изменяются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. Поэтому для обеспечения успешного бизнеса необходимо управлять качеством продукции и услуг, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели, прогнозировать влияющие на них процессы.

Файлы: 1 файл

Реферат стандартизиция.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

ФГБОУ ВПО  Иркутский Государственный Аграрный Университет имени А.А. Ежевского

 

Институт экономики, управления и прикладной информатики

 

 

Кафедра информатики и математического моделирования

 

 

 

                                                           

 

 

 

Реферат

 

на тему «Концепция развития стандартизации с учетом требований ВТО и ГАТТ»

 

Выполнил:

Студент 3-го курса,

Института экономики, управления и прикладной информатики

направления 38.03.05 – «Бизнес-информатика»

Синицынв К. С.

Проверил:

доцент кафедры информатики и математического моделирования

Брусова М.Н.

 

 

 

 

 

Иркутск, 2015

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Комфортность сферы жизни человека определяется качеством окружающих его товаров, работ и услуг. Качество стало определяющим для потребителей во всех странах мира. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Однако потребительские требования, предъявляемые к качеству продукций, постоянно изменяются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. Поэтому для обеспечения успешного бизнеса необходимо управлять качеством продукции и услуг, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели, прогнозировать влияющие на них процессы.

Именно стандартизация  является одним из инструментов обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Глава I. Понятие стандартизации

 

 

Согласно федеральному закону от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ

"О стандартизации  в Российской Федерации" стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандартом называется документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических  требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции, ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и

услуг.

Объектом стандартизации  обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве.

При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Целями и направлениями стандартизации являются:

  • установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
  • разработка и установление единой системы показателей качества продукции, методов, средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;
  • установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типовых размеров продукции;
  • развитие унификации промышленной продукции, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • обеспечение единства и достоверности измерений, создание государственных эталонов единиц физических величин;
  • установление единых систем документации;
  • установление систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Глава II. История развития стандартизации в Российской Федерации

 

 

Стандартизация как вид деятельности зародилась в глубокой древности. Еще в Древнем Египте, Древней Греции и других государствах применялись однотипные «унифицированные» детали и изделия.

Начало стандартизации в России относится к XVIII в., когда Петр I издал указ о стандартизации в области вооружения и судостроения. Стандартизация начала широко применяться со второй половины XIX в. в связи с интенсивным строительством железных дорог. Были стандартизированы колея, вагоны и даже некоторые типы зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации дорог (деревянные мосты, каменные трубы под насыпями, крытые и открытые платформы, станционные здания и дома для обслуживающего персонала).

На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала исключительно интересы самого государства и финансировалась исключительно государством. 
          Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись, в первую очередь, и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.  Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требуют развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации. 
          Вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании» перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и доказательную базу соблюдения обязательных требований технических регламентов.  Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике. Технические регламенты и стандарты, включающие требования к упаковке, маркировке, а также процедуры оценки продукции на соответствие техническим регламентам и стандартам не должны создавать дополнительных препятствий в международной торговле. Россия имеет право принимать меры, необходимые для обеспечения качества ее экспорта, для защиты жизни и здоровья людей, охраны животного или растительного мира, окружающей среды, для предупреждения вводящих в заблуждение действий на тех уровнях, которые она сочтет необходимыми.

В условиях рыночных отношений стандартизация направлена на устранение технических барьеров в торговле, совершенствование управления предприятиями и организациями любых форм собственности, их объединениями и ассоциациями и народным хозяйством в целом.

Глава III. Концепция развития стандартизации в РФ с учетом требований ВТО и ГАТТ

 

 

Принятая в 1998 г. Концепция национальной системы стандартизации в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стандартизации и определяет задачи по актуализации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

В Концепции подчеркивается необходимость практической реализации принятых в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации, что является одним из условий присоединения России к ВТО.

Всемирная Торговая организация (ВТО) образована в 1993 г. Путем преобразования генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию.

Членство в ВТО обязывает государство в полном объеме выполнять все достигнутые договоренности, но для вступления в ГАТТ/ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности  с правилами ГАТТ. В области стандартизации – это приведение нормативных документов, действующих в стране (для России системы ГСС (Государственная Система Стандартов)), в соответствие с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле (в частности, кодекс по стандартам).

Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:

  • необходимость государственного регулирования экономики в условиях ее ориентации на рыночный характер;
  • обеспечение в стандартах баланса интересов самостоятельных хозяйственных субъектов и государства;
  • обеспечение практических мер по вступлению России в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с мировой экономикой;
  • сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве;
  • постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта;
  • обеспечение опережающего характера научно-технической интеграции с развитыми странами.

Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации, в том числе:

  • установление приоритетных направлений и объектов стандартизации;
  • совершенствование законодательных основ, а также активизацию формирования необходимого технического законодательства;
  • оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;
  • перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической и других видов эффективности стандартов;
  • реформирование системы управляющих и исполнительных органов по стандартизации;
  • внедрение современных информационных технологий, как в систему информационного обеспечения, так и непосредственно в процедуры разработки стандартов.

Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необходимость приблизить практику работ по стандартизации к требованиям этой организации, что, прежде всего, отразилось на актуализации задач стандартизации. В новой редакции они представляются следующим образом:

    • при обеспечении безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества — использовать наряду со стандартами законодательные формы регулирования вопросов безопасности;
    • при обеспечении технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции — учитывать интеграционную составляющую, т.е. совместимость и взаимозаменяемость с продукцией, произведенной не только в стране, но и за рубежом;
    • при обеспечении качества продукции, работ и услуг в соответствии с достижениями науки, техники и технологии — переходить к добровольному статусу применения стандартов;
    • при обеспечении единства измерений — применять международные признанные методы и методики измерений, учитывая достижения отечественной фундаментальной метрологии;
    • при обеспечении безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций — ориентироваться на стандарты на мониторинг и прогнозирование, а также организационные меры предупреждения катастроф;
    • при обеспечении обороноспособности и мобилизационной готовности страны — обеспечить единые организационные и методические подходы для оборонной и гражданской продукции.

По выполнению условий присоединения России к ВТО Концепция определяет две главные задачи стандартизации:

1) создание условий для гармонизации  отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;

2) обеспечение информационного  взаимодействия со всеми государствами—членами  ВТО.

Решение первой задачи должно осуществляться, прежде всего, в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информационное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований: опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах; представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов; обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными.

Информация о работе Концепция развития стандартизации с учетом требований ВТО и ГАТТ