Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:00, реферат
По проблемам виртуальной коммуникации в молодежной среде нами было проведено социологическое исследование. Его основными задачами были: выявление особенностей виртуальной коммуникации в молодежной среде, место виртуальной коммуникации в досуговой деятельности современной молодежи, а также причины обращения молодого поколения к данному типу коммуникации.
По
проблемам виртуальной
С развитием компьютерных технологий появилось нечто новое, что помогает общаться людям на дальних расстояниях, получать труднодоступную информацию, работать, учиться и просто интересно проводить время. Это - виртуальная коммуникация с использованием интернета.
С каждым этапом развития области компьютерных технологий растет количество людей, которые тратят свое свободное время на общение в виртуальном мире. Больше прочих социальных групп в такое общение вовлечена молодежь.
Почему молодые люди тратят свободное время на виртуальную коммуникацию? В чем её особенность? Насколько привлекателен данный вид времяпрепровождения для современной молодежи? Изучению этих вопросов был плсвящен опрос, посредством социальной сети.
Исследование проводилось с помощью не строго случайной выборки семидесяти человек.
Итоги анкетирования показывают:
Общение в виртуальном пространстве действительно кажется более легким и непринужденным. С утверждением: «При виртуальном общении на первый план выступают интеллектуальные качества человека, а не внешние» согласилось 60% опрошенных и 30% затруднились с ответом.
С утверждением: "В письменном виде легче выразить свои эмоции и чувства, чем лично собеседнику в устной форме" согласны 61% респондентов.
В
ходе исследования было выявлено, что
прибегают к виртуальной
получить полезную информацию - 67%;
отвлечься, поиграв в компьютерные игры - 68%;
просто пообщаться 68%;
Что касается места, которое виртуальная коммуникация занимает в досуговой деятельности современной молодежи, то можно сказать, что на первый план у молодого поколения выступают прогулки с друзьями (86%) и просмотр фильмов (72%); менее привлекательны компьютерные игры (49%), дискотеки (48%) и общение в интернете (47%) и еще менее привлекательно чтение книг (39%);
Можно сказать, что виртуальное общение как форма досуга не стоит на первом месте у опрошенных. Возможно, это связано с тем, что молодость (15 – 20 лет) - время, когда человек активно ищет общения в группе, и, как правило, включён в разнообразные социальные связи, занятия (учебная группа, друзья, единомышленники в каком-либо увлечении, хобби). В этой ситуации компьютер является (по результатам анкетирования) лишь одним из дополнительных способов времяпрепровождения. То есть, если молодой человек включён в реальные социальные связи, то виртуальные контакты отступают на "второй план". Однако, можно предположить, что с развитием компьютерных технологий, общение в виртуальном мире будет играть всё большую роль в жизни разных поколений.
Web 2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди и их взаимодействия. Технологии web 2.0 превращают Интернет из электронной газеты в уникальное поле для самореализации человека и установление своеобразных взаимоотношений. web 2.0 как социальное явление, охватывает все сферы жизни человека. Более того, Интернет становится соперничающей силой телевидению и журналистике с точки зрения получения информации людьми, затмевает их обоих. Пресса и телевидение работают по логике завоевания наибольшей аудитории, но работают они в одностороннем порядке, то есть люди получающие информацию в них играют пассивную роль. Явление web 2.0 перерастает их, потому что люди, получающие информацию там, такие же активные агенты, как и журналисты в прессе, они тоже создают информацию, однако популярные Интернет сайты и сообщества, так же борются за наибольшую аудиторию. Интернет, так же как и журналистика оказывает огромное влияние на культурное поле XXI века. На него так же действует давление рынка пользователей и рынка рекламодателей. Так же как и в поле журналистики, в сети Интернет происходит формирование культурного и коммерческого полюсов.
Интернет встаёт на совершенно новый уровень развития взаимоотношений людей и информации. Люди сами создают информацию, которую может увидеть каждый, а не корректируют специальные агенты журналистики и телевидения, которые сообщают о том, что происходит в мире. Люди обретают голос не только в ряду своих знакомых, но и во всей стране, во всём мире. Общественность человека в сети Интернет начинает носить общемировой характер.
Интернет очень слабо контролируем, над ним нет такой власти государственной цензуры, как над остальным средствами массовой информации(СМИ). Однако пресса и телевидение имеет всё же больший символический капитал, нежели Интернет, говоря языком П. Бурдье. Это зависит от того, что в обществе считается: информация в привычные СМИ поступает из более достоверных источников. В Интернете не происходит такой стандартизации культуры как в прессе и на телевидении, сеть более гибка к проявлению инициатив. Web 2.0 играет огромную роль в формировании массового сознания. Всемирная сеть Интернет это то, что вполне может заменить прессу и телевидение, уже сейчас огромное число молодёжи активно использующих её отказываются от просмотра телевидения, чувствуя, что там им пытаются навязать официозное мнение.
Web 2.0 продолжает стирать границы между людьми и это его главная особенность, он не только убирает границы между журналистами и интеллектуалами как в привычных СМИ, он так же полностью стирает расстояние между интеллектуалами и людьми массы, оставляя их без посредников. Это обстоятельство несёт как отрицательные, так и положительные моменты. В Интернете интеллектуалы с равной степенью могут, как быть услышанными в формате, который им нужен, так и быть не принятны во внимание из-за уже сложившихся стереотипов массового сознания. Технологии web 2.0 позволяют объединять людей, в так называемые социальные сети, такие как «вконтакте», «одноклассники», «mail.ru», «facebook» . Они имеют высокий уровень популярности, потому что помогают собрать в одном месте всех знакомых человека, и позволяют оперативно следить за изменениями в их жизни, что ранее никогда не было возможным. Интернет сокращает расстояния в тысячи километров до нуля.
Web 2.0 представляет собой прежде всего людей - социальных агентов, находящихся в сети. Они определённым образом взаимосвязаны по средствам сервисов всемирной сети, агенты занимают положения относительно друг друга, в зависимости от своих статусов, при этом в сети большее значение имеют моральные качества, нежели материальное положение, ведь материального в сети практически нет.
За социальными сетями Интернета огромное будущее. Человек создаёт в сети свою копию, своё отражение, то, как он видит этот мир, и копия эта несколько от него отличается, но всё равно остаётся им. Человек одновременно становится более откровенен, и в тоже время в чем-то приукрашает себя, скрывая настоящее, возможно даже несознательно. Индивид создаёт второго себя в виртуальном пространстве. Однако это не обязательное правило для пребывающих в сети, многие продолжают оставаться не активными субъектами. Интернет становится не просто банком данных, а средством взаимосвязи, в котором общение в виртуальном мире выходит за его рамки и превращается в реальное. Люди одновременно становятся и ближе и дальше друг от друга.
Ближе потому что Интернет помогает им, несмотря на физическое расстояние взаимодействовать между собой, и дальше, потому что всё чаще получение информации стирает личностный фактор того, кто предоставил её. Интернет с приходом эпохи web 2.0 становится всепроникающим в мир. Он не только формирует отдельное работающее по своим законам поле, но и вливается в глобальное социальное пространство, становится неотъемлемой его частью. Если ещё 10 лет назад вполне можно было представить себе жизнь без средств «всемирной паутины», то сейчас это практически невозможно. Интернет всё больше и больше совмещает в себе остальные виды взаимодействия людей опосредованные техническими средствами, и с развитием высоких технологий вовсе заменит их всех.
Интернет ещё и тем отличается от привычных людям телевидения и бумажной прессы, что позволяет получать информацию наиболее оперативно и точно, в объёме котором требуется. Основная проблема Интернета в том, что информацию в этом море нужно умело найти. Сети Web 2.0 децентрализованы, а поисковые машины, хоть и действуют достаточно точно, но всё равно человеку требуется довольно много времени что бы найти какую-то специфическую информацию.
Интернет
это новый уровень
Проблемы формирования культурного кода и возможности массовой коммуникации в современных обществах
Любая
коммуникация предполагает некую знаковую
систему и некий код, воспринимаемые
всеми участниками и
Часто подразумевается, что культурный код - это то, чему учат в школе. Но если обратиться к источникам, из которых люди получают информацию об окружающем мире, - то очевидным станет преобладание медиа-продукции в этом процессе. После просмотра таких фильмов, как "Апокалипсис" Мела Гибсона или "Остров" Павла Лунгина, зритель некритически усваивает, что испанские конкистадоры прибыли в Северную Америку на закате цивилизации майя, а в период Второй мировой войны на Соловецком острове существовал монашеский скит, - в такой ситуации школьные знания по истории не принимаются в расчет. Так или иначе, продукты культуры формируют понятия, которые вызывают у всех примерно одинаковые ассоциации и тем самым объединяют людей.
Культурный код имеет значение во всех областях общественной жизни, где осуществляется массовая коммуникация (экономике, политике, культуре). Например, только в постсоветской России возможно использование образа человека в немецкой военной форме на плакате, рекламирующем сигареты "Отечество" (так как в массовом сознании существует устойчивый образ Штирлица как одного из любимейших художественных персонажей).
Постмодернисты, и прежде всего Жан Бодрийяр, рассматривают пространство коммуникации как гипертекст, заполненный симулякрами, то есть ссылками на ссылки. Именно культурный код позволяет читать этот гипертекст, а при расхождении в коде возникают расхождения в смыслах. Здесь можно упомянуть также концепцию Никласа Лумана о двоичных кодах аутопойетических систем, где фильтрация информации согласно коду позволяет системе обособиться. В основе его теории лежит представление о том, что любая коммуникация предполагает наличие некоторых заведомо известных представлений о реальности. В нашем случае речь идет о кодах, характерных для отдельных сообществ, а не коммуникационных систем, но принцип остается тем же.
Чаще всего культурный код изучается с точки зрения национальных культур и национальных особенностей. Мы назовем это макрокодом. Но существует и мезо-, и микрокод. Для удобства восприятия можно представить культурные коды в горизонтальной плоскости, где в макрокод входят мезокоды элитарной и популярной культуры, но эта бинарная оппозиция рушится вместе с обществом модерна, происходит все большая фрагментация культуры и появление множества субкультур - со своими микрокодами.
Определенный интерес представляет и вертикальная ось данного процесса - различия в культурных кодах разных поколений. Мир быстро меняется, что отражается в частом "накатывании" новых волн медиа-продукции: традиционные архетипы распадаются, объемы информации резко увеличиваются, на освоение и присвоение классических культурных образцов не остается ресурсов, существующие фильтры работают на знакомство с "новым", которое обновляется настолько быстро, что ни один из культурных продуктов не успевает стать "хитом". Мы не будем рассуждать о качестве вновь создаваемых произведений, остановимся лишь на том, что они быстро сменяют друг друга.
Если следовать логике Маршалла Маклюэна, то множественность каналов ведет к множественности сообщений, и даже если изначально сообщение одно, но оно распространяется по разным каналам, это сообщение модифицируется во множество различных сообщений. Так, люди разного возраста используют разные каналы коммуникации и, соответственно, потребляют разный медиа-контент. К этому стоит добавить различный образ жизни, и становится очевидно, что всегда существовавший разрыв между поколениями усиливается в эпоху информационного общества.
Из
появившихся за последние 20 лет продуктов
культуры, даже если они удостоены
самых лучших наград и самых положительных
рекомендаций, далеко не все успевают
быть просмотренными/прослушанными/