Электронный учебник в Delphi

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является создание программного продукта «электронного учебника». Эту программу я смог составить после того, как просмотрел несколько различных примеров создания программы-теста и изучил их основные принципы. Тест-программа как и электронный учебник предназначены для проверки знаний по различным темам, в зависимости от того какие вопросы будут находится в базе данных. Данная програма была разработана в среде программирование Delphi7. Имеющая довольно простой интерфейс, позволяющий свободно работать учащимся с лекционным материалом, и проходить соответствующие тесты для проверки полученных знаний.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(1).docx

— 634.84 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

Информационые технологии прочно вошли  в нашу жизнь. Применение ПК стало обычным делом, в настоящее время рабочие место, оборудованое компьютером, уже не редкость. Информационые технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

С развитием информационых технологий улучшается качество всемирной паутины, скорость и объём передачи информации между элементами мировой системы, появляется ещё один интегрирующий мировой фактор. Это означает что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционому развитию отдельных элементов, слабеет. Одновремено усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы её следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особностей развития.

Современое общество наполнено  и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без  нформационых технологий, равно как и без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать  не может.

  Целью данной курсовой работы является создание программного продукта «электронного учебника». Эту программу я смог составить после того, как просмотрел несколько различных примеров создания программы-теста и изучил их основные принципы. Тест-программа как и электронный учебник предназначены для проверки знаний по различным темам, в зависимости от того какие вопросы будут находится в базе данных. Данная програма была разработана в среде программирование Delphi7. Имеющая довольно простой интерфейс, позволяющий свободно работать учащимся с лекционным материалом, и проходить соответствующие тесты для проверки полученных знаний.

          1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Описание предметной области

Язык программирования – это  способ записи программ, решения различных задач на ЭВМ в понятной для компьютера форме.

Значительным событием в истории  языков программирования стало создание в 1971 г. языка Паскаль. Его автор – швейцарский профессор Н. Вирт – разрабатывал Паскаль как учебный зык структурного программирования.

И моя программа написана в среде программирования Delphi7, которая позволяет более стабильно создавать 32-х разрядные приложений для Windows и идеально подходит для написания электронного учебника.

1.2 Обзор компонентов  Delphi

TMainMenu позволяет Вам поместить главное меню в программу. При помещении TMainMenu на форму это выглядит, как просто иконка. Иконки данного типа называют "невидимыми компонентом", поскольку они невидимы во время выполнения программы. Создание меню включает три шага: (1) помещение TMainMenu на форму, (2) вызов Дизайнера Меню через свойство Items в Инспекторе Объектов, (3) определение пунктов меню в Дизайнере Меню.

TPanel - управляющий элемент, похожий на TGroupBox, используется в декоративных целях. Чтобы использовать TPanel, просто поместите его на форму и затем положите другие компоненты на него. Теперь при перемещении TPanel будут передвигаться и эти компоненты. TPanel используется также для создания линейки инструментов и окна статуса.

TImage – используя методы и свойства этого компонента, можно отобразить на форме графический файл с расширениями BMP, JPG, JPEG и WMF. Свойства компонента TImage:

- AutoSize: Boolean – если установить значение True, то размеры компонента настраиваются по размерам загружаемого рисунка;

- Stretch: Boolean – если свойство установлено в значении True, то будут изменяться размеры изображения, в этом случае оно как бы «натягивается» на клиентскую область, при необходимости уменьшая или увеличивая свои размеры;

- Center: Boolean – если это свойство установлено в значении True, изображение центрируется в пределах клиентской области, иначе оно располагается в ее верхнем левом углу.

TLabel служит для отображения текста на экране. Вы можете изменить шрифт и цвет метки, если дважды щелкнете на свойство Font в Инспекторе Объектов. Вы увидите, что это легко сделать и во время выполнения программы, написав всего одну строчку кода.

TEdit - стандартный управляющий элемент Windows для ввода. Он может быть использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет пользователю вводить текст во время выполнения программы.

TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив TButton на форму, Вы по двойному щелчку можете создать заготовку обработчика события нажатия кнопки. Далее нужно заполнить заготовку кодом:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

end;                                                       Все описанные выше компоненты Delphi в данной курсовой работе использовались для создания программы.

2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Общая постановка задачи

В ходе выполнения курсового проекта  необходимо разработать программу-оболочку для электронного учебника по предмету «Налоговое право». Который должен содержать ссылки позволяющие просматривать теоретические сведения по предмету, также программа должна содержать тестовую программу предусматривающую 4 варианта ответов, контроль по времени, подсчет баллов ввод данных о учащихся вывод результирующей информации. Содержать файл справки и  информацию по работе с программой.

 

2.2 Описание разрабатываемых модулей

Электронный учебник содержит 6 модулей:

Модуль 1.

 Представляет собой  форму приветствия, которая направляет  пользователя в главное меню.

Модуль 2.

Главное меню. Пользователь может  быть направлен в следующие модули.

Модуль 3.

Меню  чтения лекционного материала. Чтение производится после нажатия на нужном вам модули, после чего программа  откроет лекционный материал в специальном  окне.

Модуль 4.

Модуль  регистрации учащихся. Осуществляется путем ввода в базу данных Фамилии, Имени и группы, после чего производится тестирование, в конце которого полученная оценка вносится в базу данных.

 

Модуль 5.

Тестирующая программа. Программа открывает  текстовый документ содержащий вопросы  и варианты ответов. Выбор ответа производится путем установки напротив одного из вариантов ответа галочки. В конце тестирования результат  записывается в  специальное поле в базе данных

     

           2.3 Таблица идентификаторов

Таблица 2.1 Идентификаторы, используемые в программе

 

Идентификатор

Тип

Процедура/модуль в котором используется

Описание

Key

Word

Unit1/TForm1.FormKeyDown

Открытие окна справки при нажатии F1

fname

String;

Unit2/TForm2.N2Click

Содержит в себе путь доступа к  файлу

F

 

 

 

 

 

 

S

TextFile

 

 

 

 

 

 

String

Unit4/TForm4.Image1Click

Unit7/TForm7.Lable1Click

Unit7/TForm7.Lable2Click

Unit7/TForm7.Lable3Click

 

 

 

Unit4/TForm4.Image1Click

Содержит в себе путь доступа к  файлу;

 

 

 

Содержит пустой текстовый файл

put_k_voprosam1

put_k_voprosam2

put_k_data_base

 

rasshirenie_file_data_base

 

 

voprosov_v_teste

 

 

 

max_variantov

 

 

 

max_otvetov

 

 

kluch

 

 

max_voprosov

 

 

put_k_porolu

 

strok_v_voprose

 

 

bukv_v_stroke_voprosa

 

file_db

 

 

n

 

vsego_proshli

 

 

str

 

schyotchik

 

 

b1,b2

 

 

 

i

 

 

j

Const

Const

Const

 

Const

 

 

Const

 

 

 

Const

 

 

 

Const

 

 

Const

 

 

Const

 

 

Const

 

Const

 

 

Const

 

TextFile

 

 

Integer

 

Integer

 

 

String

 

Integer

 

 

Boolean

 

 

 

Integer

 

 

Integer

MainForm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tFormOsnova.proverka

 

 

tFormOsnova.proverka

 

tFormOsnova.proverka

 

 

tFormOsnova.proverka

 

tFormOsnova.chtenie_voprosov

 

tFormOsnova.chtenie_voprosov

 

 

tFormOsnova.vivod_voprosa

 

tFormOsnova.vivod_voprosa

Указан путь к вопросам;

Указан путь к базе данных;

Указывает расширение файла;

Указывает количество вопросов в тесте;

Указывает максимальное количество вариантов;

Максимальное количество ответов;

Определяет ключевой символ ответа;

Максимальное количество вопросов;

Путь к паролю пользователя;

Количество строк в вопросе;

Количество букв в строке;

Присваивает путь к базе данных;

Присваевает номер строки;

Ведёт счёт пройденных строк;

Содержит путь к вопросам;

Считает правильные ответы;

Ведёт выбор между двумя файлами  вопросов;

Содержит порядок вопросов;

Количество строк в вопросе;


 

Многие идентификаторы могут повторяться  в других модулях, но функции выполняют  те же, что и описаны в таблице 

 

2.4 Описание наборов данных

Под набором данных понимается заполнение базы данных информацией.

В программе используется набор данных TextFile, который используется для хранения данных о результатах тестирования обучающихся, он содержит в себе следующие поля, таблица 2.2

Таблица 2.2 Описание набора данных TextFile

 

Имя: Айдана

____________

Фамилия: Орынбаева

____________

Группа: ВТП-09с

____________

Дата: 19.11.2011

____________

Время: 12:00:05

____________

Результат: 10(5)

____________

 

Все данные хранятся в текстовом  файле database.txt, что обеспечивает прямой доступ к данным стандартными средствами Windows. Если же файл будет удалён, при  запуске программа автоматически  создаст новый файл, но результаты тестирования будут утеряны. Преимуществом  именно такого набора данных является простота в освоении и реализации.  

 

2.5 Структура записей файлов  

Текстовые файлы, как в  них храниться информация? Возьмём к примеру тестовый файл voprosy.db, рисунок 2.1.

Рисунок 2.1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из рисунка информация расположена следующим образом, сначала располагается вопрос, затем  следуют четыре варианта ответа, фраза  "end of question", которая распознаётся программой как конечная стадия вопроса, затем буква правильного ответа и end(конец текущего вопроса и переход к следующему) .

2.6 Структурная схема электронного учебника

Процесс проектирования сложного программного обеспечения начинают с уточнения его структуры, то есть определение структурных компонентов  и связей между ними. Результат  уточнения структуры может быть представлен в виде структурной  и/или функциональной схем и описания (спецификации) компонентов.

Структурной называют схему, отражающую состав и взаимодействие по управлению частей разрабатываемого программного обеспечения. Структурные  схемы пакетов программ не информативны, поскольку организация программ в пакеты не предусматривает передачи управления между ними. Поэтому структурные  схемы разрабатывают для каждой программы пакеты, а список программ пакета определяют, анализируя функции, указанные в техническом задании. Самый простой вид программного обеспечения – программа, которая  в качестве структурных компонентов  может включать только подпрограммы и библиотеки ресурсов. Разработку структурной схемы программы  обычно выполняют методом пошаговой  детализации.

Структурная схема для  данного электронного учебника состоит  из нескольких основных разделов, я разделил её на две отдельные программы это меню навигации по которым осуществляется переход к разделам программы(рисунок 2.2) и тестовая программа, рисунок 2.3.

Рисунок 2.2


 

 

 

 

 

Рисунок 2.3

2.7 Анализ и тестирование

Программа запускается  с помощью файла AVSoftware.exe. После запуска программы появится короткая заставка (рисунок 2.4). Следом за заставкой открывается меню предлагающее узучить теорию, начать тестирование или покинуть программу (рисунок 2.5).

Рисунок 2.4

 

 

 

 

 

Рисунок 2.5 

 

При нажатии на кнопку «Библиотека», откроется окно с теоретическим материалом, где предоставляется выбор тем по модулю (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6

При выборе определённой темы мы видим  следующее окно (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7

После того как был усвоен теоретический  материал мы покидаем библиотеку Файл->Выход  или просто закрываем окно нажатием на крестик.

Находясь в меню мы начинаем тестирование нажатием на кнопке «Тесты». Перед нами откроется окно (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8

При нажатии на кнопку «Начать тест», предлагается ввести свои данные для авторизации (рисунок 2.9).

Рисунок 2.10

 

Рис. 2

Далее следует нажать кнопку «Начать». Если вы уже проходили этот тест, то увидите табличку с отказом (рисунок 2.11).

Рисунок 2.11

Если же вы проходите тест первый раз, то сразу же после авторизации  появится окно с тестовыми вопросами (рисунок 2.12).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.12

 

Вам нужно выбрать правильный ответ  из предложенных четырех вариантов  и нажать на кнопку «Принять ответ». В зависимости от того как вы ответили, появится табличка, информирующая о  правильности  или не правильности вашего ответа.

После прохождения всего теста, вам будет выдана информация о  количестве набранных вами баллов (рисунок 2.13).

Рисунок 2.13

 

 

 

Также для удобства можно пользоваться главным меню вверху формы (рисунок 2.14).

Рисунок 2.14

 

В закладке «Файл» находятся такие команды, как «Начать тестирование», «Создать тест» (рисунок 2.15) и «Назад», в закладке «Действие» - команда «Принять ответ» (рисунок 2.16). А с помощью закладки «Правка» можно вызвать файл - справку (рисунок 2.17) или посмотреть уже имеющиеся результаты (рисунок 2.18).

Рисунок 2.15

Редактор тестов представляет собой  текстовый редактор способный сохранять  и открывать файлы формата  *.db и *.txt.

 

Рисунок 2.16

 

Рисунок 2.17

 

Рисунок 2.18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информация о работе Электронный учебник в Delphi