Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:34, реферат
В зависимости от масштабности той роли, которую призваны играть методы и средства ИИ в решении задач проектирования, условно можно выделить 3 уровня интеллектуализации САПР. На первом уровне средства ИИ используются лишь в качестве компонент отдельных подсистем САПР, где они используются для решения подзадач, решений которых формальными методами неэффективно или невозможно. Второй уровень предусматривает наличие в САПР, построенных на традиционных принципах, подсистем (проектирующих или обслуживающих), полностью организованных в соответствии с методологией ИИ. Третий уровень интеллектуальности достигается при построении САПР целиком на организационных принципах систем ИИ с использованием как формальных так и эвристических процедур проектирования.
Пример. СС, содержащая знания об электронном усилителе, может иметь два уровня иерархии. На верхнем в качестве базовых вершин будут выступать вершины, соответствующие отдельным каскадам усилителя, на нижнем каждый каскад может быть раскрыт сетью, описывающей, в частности, принципиальную электрическую схему этого каскада.
Рассмотренная в примере с башней СС носит название экстенсиональной (ЭСС), поскольку описывает факты о башне конкретной конструкции. Знания же об абстрактной башне (т.е. о всех возможных конструкциях башен в нашем примере) представляются в интенсионалной СС (ИСС), как это показано на рис 3, через общие понятия и отношения между ними. СС рассмотренных двух типов составляют соответственно экстенсиональную и интенсиональную части БЗ.
Рис. 3. Пример интенсиональной семантической сети
Отношения
предметной области, явно
Основными
режимами в функционировании
БЗ на основе СС являются
её пополнение и информационно-
В организации
информационно-поискового
Наличие
в СС явных ассоциативных
Фреймовые модели представления знаний
Их можно
рассматривать как специальную
разновидность СС, используемую
для представления хорошо
В простом случае фрейм может быть представлен в виде следующей конструкции:
имя_фрейма:ISA-_или_АКО-ссылка
(описание_слота#1;
. . .
описание_слота#N) .
Здесь слот
является основной единицей
Слот в
свою очередь состоит из ряда
ячеек и имеет следующую
имя_слота(ЗНАЧЕНИЕ:значение_
ТИП:тип_значения_слота;
УМОЛЧАНИЕ:значение_по_
ДЕМОНЫ:имена_процедур-демонов;
СЛУГИ:имена_процедур-слуг)
Обязательными
в структуре слота являются
только ячейки ЗНАЧЕНИЕ и ТИП,
обеспечивающие
Присоединенные
процедуры в зависимости от
способа вызова делятся на
две группы. Процедуры-демоны включаются
в работу автоматически (без
явного на то указания) при
выполнении некоторого условия.
Вызов
процедур-слуг осуществляется
Интенсиональную часть фреймовых БЗ составляют фреймы-прототипы с присоединенными к ним процедурами, при этом, как правило, фреймы объединяются в сеть с помощью слотов типа ссылка согласно отношениям, существующим между реализуемыми фреймами понятиями, и ISA- и АКО-связей. Фрейм - прототип представляет собой готовую структуру, которая при том или ином заполнении слотов значениями превращается в описание конкретного факта.
Пример. Фрагмент интенсиональной части БЗ на основе фреймов для рассматриваемого нами примера с башней может иметь следующий вид:
башни: сооружения
(крыша
(ЗНАЧЕНИЕ: крыши;
ТИП: ссылка);
ствол
(ЗНАЧЕНИЕ: стволы;
ТИП: ссылка;
СЛУГИ: расч_кол_бл);
высота
(ЗНАЧЕНИЕ: <>;
ТИП: положит. действ. число;
ДЕМОНЫ: расч_высоты);
имеет
(ЗНАЧЕНИЕ: громоотвод, маяк;
ТИП: текст);
цвет
(ЗНАЧЕНИЕ: <>;
ТИП: множество {красный, . . . , фиолетовый};
УМОЛЧАНИЕ: желтый) )
Здесь
в виде фрейма представлено
понятие "абстрактная башня"
(иначе, все башни в нашей
предметной области). Понятие "башня"
выступает в качестве
Экстенсиональную часть БЗ составляет сеть фреймов-примеров (конкретных фреймов), создаваемая путем полной или частичной конкретизации фреймов-прототипов значениями слотов (необязательной является конкретизация слотов, имеющих значения "по умолчанию").
Пример. Сгенерированный на основе фрейма-прототипа башни конкретный фрейм башня_1 может быть представлен в экстенсиональной части БЗ следующим образом:
башня_1: башни
(крыша
(ЗНАЧЕНИЕ: крыша_1;
ТИП: ссылка);
ствол
(ЗНАЧЕНИЕ: ствол_1;
ТИП: ссылка) ;
высота
(ЗНАЧЕНИЕ: 12;
ТИП: положит. действ. число;
ДЕМОНЫ: расч_высоты);
цвет
(ЗНАЧЕНИЕ: <>;
ТИП: множество {красный, ..., фиолетовый};
УМОЛЧАНИЕ: желтый) )
В этом фрейме установлена ISA-ссылка на фрейм-прототип башни и отсутствует слот имеет. Второе обстоятельство обусловлено тем, что содержимое этого слота одинаково для всех фреймов-примеров башен в нашей предметной области и поэтому он в фрейм-пример не копируется. При запросе к слоту имеет фрейма башня_1 будет автоматически включен встроенный механизм наследования понятий, который осуществит навигацию вверх по ISA- и АКО-связям и доставит необходимое значение слота.
Для реализации
присоединенных процедур и
В последнем случае, например, присоединенная процедура может быть представлена как сценарий из вычислительных фреймов.
Основной операцией на фреймах является операция поиска по образцу. Образец представляет собой отдельный фрейм, в котором конкретизированы не все, а лишь некоторые значения слотов. В задачу поиска входит обнаружение в БЗ фрейма (или фреймов) с совладающими значениями слотов и возврат значений для неконкретизированных слотов фрейма-образца. В более сложных вариантах может ставиться задача поиска подсети фреймов или поиска при наложенных ограничениях на значения слотов.
Популярность фреймовых моделей представления знаний в системах ИИ обусловлена их гибкостью и универсальностью, заключающихся в том, что всегда есть возможность сконструировать систему фреймов, наиболее полно и адекватно отвечающую специфике предметной области и решаемых задач. Фреймовое представление позволяет в широких пределах варьировать соотношением декларативности и процедурности в представлении знаний.
Примечание. Необходимо отметить, что сам термин "фрейм" (frame - рамка) и соответствующая формализация были введены специалистами в области ИИ, однако подразумеваемая под этим термином концепция широко использовалась задолго до этого в программировании, где она получила название абстрактного типа данных.
Продукционные системы (ПС)
Под ПС будем понимать систему <W, P, I>, состоящую из трех компонент, где W - рабочая память, содержащая информацию, характеризующую текущее состояние предметной области, P -множество продукций вида ЕСЛИ условие, ТО следствие, применимых к W; I - интерпретатор (решатель), управляющий применением продукций. Общая постановка задач при использовании ПС - даны начальное W0 и конечное Wk состояния рабочей памяти, необходимо найти путь (пути) из W0 в Wk, реализуемый последовательностью применения продукций из P.
Рабочая память W в простейшем варианте представляет собой информационную структуру, описывающую факты предметной области и организованную наиболее удобным для этого способом (здесь можно использовать любые структуры данных, известные в программировании). W в таком виде представляет собой экстенсиональную часть БЗ, используемой в ПС. В сложных предметных областях W реализуется на основе рассмотренных выше моделей знаний, при этом чаще всего используются фреймовое представление и СС.
Множество
продукций P составляет основу интенсиональной
части БЗ. Основное достоинство ПС как
раз состоит в том, что с помощью продукций
наиболее адекватно отражаются механизмы
принятия решений человеком, основанные,
как показывают результаты психологических
исследований, на правилах типа "причина-следствие",
"посылка-заключение", "условие-действие".
Левая часть продукции (ЕСЛИ ...) представляет
собой заданное в декларативной форме
условие ее применимости, выраженное в
виде объединенных связками И, ИЛИ, НЕ
требований к элементам W. Оценка условий
применимости продукций осуществляется
интерпретатором. Правая часть продукции
(ТО...) может иметь декларативную или процедурную
форму и задает изменения, которые необходимо
выполнить в случае истинности условия
в левой части. Если правая часть продукции
задана в декларативной форме, то предписываемые
ею изменения в W (удаление, модификация,
добавление элементов) реализуются интерпретатором.
В альтернативной форме правой части подразумевается
наличие ассоциированной с продукцией
процедуры, непосредственно выполняющей
в W все необходимые изменения. В ПС, W которых
организуется с использованием представлений
на основе фреймов или СС, целесообразным
является представление и самих продукций
в рамках этих формализмов (в виде специальных
фреймов-продукций и фрагментов СС) - этим
достигается единообразие в организации
компонентов ПС.