Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:26, реферат
Целью работы является: рассмотрение законодательных и нормативных актов, регулирующих аудит учредительных документов, ошибок при проведении данного вида аудита и других аспектов данной темы.
Введение
1. Законодательные и нормативные акты, регулирующие объект проверки
2. Цель и направления экспертизы учредительных документов
3. Источники информации для проверки учредительных документов
4. Проверка формирования уставного капитала и расчетов с учредителями
5. Ошибки и недобросовестные действия при проверке учредительных документов
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Законодательные и нормативные акты, регулирующие объект проверки
2. Цель и направления экспертизы учредительных документов
3. Источники информации для проверки учредительных документов
4. Проверка формирования уставного капитала и расчетов с учредителями
5. Ошибки и недобросовестные действия при проверке учредительных документов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любое юридическое лицо в независимости от организационно-правовой формы и источников финансирования создаётся и действует на основании специальных, учредительных документов, фактически представляющих собой лицо предприятия. Особенность аудита основных документов организации заключается в том, что, с одной стороны, он не несёт в себе каких-либо особых затруднений, с другой перед аудитором встаёт необходимость тщательной проверки расчётов с учредителями и правильности налогообложения по таким расчётам.
Аудит учредительных документов – это проверка ключевых документов, на основании которых предприятие было создано и действует.
С точки зрения закона для ООО учредительными документами являются Учредительный договор и Устав общества. Для акционерного общества (ЗАО и ОАО) таким документом является только Устав.
Помимо устава, учредительного договора, изменений к ним, протоколов общих собраний учредителей и тому подобных соглашений, оформляющих решение участников о создании и начале функционирования организации, аудитором также проверяется документация, касающаяся уставного капитала будущего предприятия и бухгалтерского учёта расчётов с его учредителями.
При проверке учредительных документов часто выявляются ошибки и нарушения, которые могут привести как к незначительным, так и к очень существенным последствиям.
Таким образом, из всего вышесказанного вытекает, что тема работы - аудит учредительных документов - весьма актуальна.
Целью работы является: рассмотрение законодательных и нормативных актов, регулирующих аудит учредительных документов, ошибок при проведении данного вида аудита и других аспектов данной темы.
1. Законодательные и нормативные акты, регулирующие объект проверки
Гражданский кодекс РФ, часть I от 30.11.1994 г.;
Гражданский кодекс РФ, частьII от 26.01.1996 г.;
Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.;
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 г.;
Федеральный закон «О производственных кооперативах» №41-ФЗ от 08.05.2002 г.;
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» «128-ФЗ от 08.08.2001 г.;
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04.1996 г.
Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г.;
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.;
Федеральный закон «О бух. учете» «129-ФЗ от 21.11.1996 г.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ №43н от 06.07.1999 г.);
Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (Приказ Минфина РФ №60н от 28.06.2000 г.);
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Приказ Минфина РФ №4н от 13.01.2000 г.);
2. Цель и направления экспертизы учредительных документов
Основная цель аудита учредительных документов – подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. Из данного определения следует, что аудитор должен ответить на следующие вопросы:
1. Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы для того, чтобы экономический субъект имел юридические основания для:
а) функционирования;
б) прекращения функционирования.
2. Полностью ли приведены расчеты с учредителями по: формированию уставного капитала;
3. Соблюдено ли налоговое законодательство.
Для того чтобы ответить на эти вопросы аудиторская организация должна учесть все моменты, влияющие на ход проверки экономического субъекта, а именно:
1. Организационно-правовая форма.
2. Форма собственности.
3. Статус (дочернее, зависимое, холдинг, малое предприятия).
4. Виды деятельности.
5. Участие иностранного капитала.
6. Правовой режим территории (территория функционирования может не ограничиваться территорией РФ, свободных экономических зон, а также закрытых административно - территориальных образований).
Аудиторская организация должна выделить для себя, по крайней мере, 3 направления проверки:
1. Аудит учредительных документов.
2. Аудит формирования уставного капитала.
3. Аудит расчетов с учредителями.
Первое направление предполагает проверку юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством; второе – проверку правильности и своевременности формирования уставного капитала; третье – проверку правильности промежуточных и окончательных расчетов с учредителями.
Из анализа этих направлений проверки вытекают следующие задачи:
1. Подтвердить юридические основания на право функционирования экономического субъекта.
2. Подтвердить правильность формирования уставного капитала.
3. Подтвердить правильность промежуточных и окончательных расчетов с учредителями.
4. Установить полноту и своевременность формирования уставного капитала.
5. Установить полноту и правильность расчетов с учредителями.
6. Подтвердить достоверность бухгалтерской финансовой отчетности в части:
а) величины и структуры уставного капитала;
б) задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал;
в) наличие собственных акций, выкупленных у акционеров;
г) задолженности учредителям по выплате доходов.
7. Установить правильность и наличие оснований расчетов. Оценить вносимые в качестве вкладов в уставный капитал материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги и т.д.
8. Установить правильность и своевременность получения доходов от участия в уставных капиталах других организаций.
9. Установить юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других организаций.
В ходе аудиторской проверки экономического субъекта аудитор должен осуществить экспертизу учредительных документов на наличие и полноту сведений, которые позволяют:
а) осуществлять деятельность экономического субъекта;
б) производить расчеты;
в) исполнять обязательства;
г) осуществлять формирование уставного капитала, фондов и резервов;
д) уточнять расчеты с учредителями.
В ходе экспертизы учредительных документов необходимо установить:
- структуру управления экономическим субъектом и полномочия руководителей всех уровней при принятии соответствующих решений;
- своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были);
- виды деятельности экономического субъекта;
- учредителей экономического субъекта;
- размер уставного капитала и доли каждого учредителя;
- своевременно ли внесли учредители свои доли в уставный капитал;
- в каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал;
- правильность оформления документов по взносам в уставный капитал;
- организационно-правовую форму экономического субъекта;
- является ли проверяемый экономический субъект субъектом малого предпринимательства;
- предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономической деятельности;
- счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков;
- предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов;
- имеет ли право экономический субъект создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;
- наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством;
- порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей;
- правильность исчисления доходов учредителей;
- правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала;
- соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный капитал».
Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:
1. Инспектирование
2. Наблюдение
3. Запрос
4. Подтверждение
5. Пересчет (проверка арифметических расчетов)
6. Аналитические процедуры.
Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. Проверка документов, касающихся имущества аудируемого лица, предоставляет достоверные аудиторские доказательства относительно его существования, но не обязательно относительно права собственности на него или его стоимостной оценки. Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставлять аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства. Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях.
Пересчет представляет собой проверку в точности арифметических расчетов в первичных документах или бухгалтерских записях, либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и/или неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
3. Источники информации для проверки учредительных документов
Основными источниками информации для проведения проверки учредительных документов являются:
- устав экономического субъекта;
- учредительный договор;
- патент для субъектов малого предпринимательства;
- протоколы собрания учредителей;
- свидетельство о государственной регистрации;
- документы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий;
- свидетельства о регистрации в органах статистики, налоговых органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования и т.д.;
- договор на банковское обслуживание;
- зарегистрированные изменения к уставным документам;
- проспект эмиссии;
- реестр акционеров для акционерных обществ;
- выписки из протоколов собраний учредителей;
- приказы и распоряжения исполнительной дирекции;
- лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;
- переписка с учредителями и акционерами;
- отчетность за начальный период деятельности экономического субъекта после государственной регистрации;
- годовая отчетность;
- отчетность на дату реорганизации или ликвидации экономического субъекта.
4. Проверка формирования уставного капитала и расчетов с учредителями
Собственный капитал – это ресурсы организации, ее активы (имущество) за вычетом обязательств (кредиторской задолженности) по этим обязательствам [24].
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом МФ РФ № 34н от 29 июля 1998г. в составе собственного капитала организации учитывается: уставный (складочный) капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль; прочие резервы [11].
Информация о работе Законодательные и нормативные акты, регулирующие объект проверки