Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:04, реферат
В нынешних российских условиях настоящий и полезный управленческий учет может существовать только вне бухгалтерии и желательно даже под другим названием, чтобы не вызывать у контролирующих организаций разного рода даже подозрений о его существовании. В противном случае у них тут же возникнет соблазн его проверять и использовать в целях порой далеких не только от целей вуза, но и от государственных интересов тоже.
1. Введение
Управленческий учет представляет
собой информационную систему предприятия/
Управленческий учет охватывает все внутренние процессы, которые связаны с созданием объема производства, т.е. с выпуском продукции и оказанием услуг. Он предназначен только для внутренних потребителей информации и может организовываться без оглядки на законодательные предписания. Основные задачи управленческого учета:
• определение себестоимости собственных изделий;
• определение ставок (цен) для внутренних и внешних заказчиков, т.е. для оказываемых услуг;
• обеспечение информацией
руководства предприятия в
До недавнего времени, если отвлечься от хоздоговорной деятельности, вузы были практически чисто бюджетными организациями. Камеральный бухгалтерский учет вполне соответствовал такому положению дел, хотя и в этом случае внедрение управленческого учета могло бы привести к повышению эффективности расходования государственных средств. Однако сами вузы в этом заинтересованы не были, а такая задача перед ними всерьез никогда не ставилась. Все сводилось к составлению сметы расходов на основании нормативных документов министерства, причем отсчет велся, как правило, от уровня предшествующего года. И в настоящее время даже в продвинутых государственных вузах применяются только отдельные элементы управленческого учета.
В нынешних российских условиях
настоящий и полезный управленческий
учет может существовать только вне
бухгалтерии и желательно даже под
другим названием, чтобы не вызывать
у контролирующих организаций разного
рода даже подозрений о его существовании.
В противном случае у них тут
же возникнет соблазн его
Управленческий учет мог бы быть весьма полезным и для бюджетной деятельности вузов, особенно если учесть общий рост расходов на образование в связи со значительным увеличением числа студентов - процессом, который характерен для большинства стран мира. Но для этого государство должно отказаться от абсолютно жесткой регламентации статей бюджета и изъятия экономии бюджетных средств в конце каждого года. Такой подход мог бы создать мотив экономного расходования бюджетных средств. По этому пути пошли в последние годы ряд земель Германии, которые согласуют с вузами так называемый глобальный бюджет. Целесообразнее менять руководителей отдельных вузов, не оправдывающих доверия, а не ставить в положение подозреваемых руководство всех государственных вузов.
2. Задачи, которые
могут и должны решаться с
привлечением данных
Наиболее важной мерой
успеха вуза является достижение целей,
связанных с миссией
• определение себестоимости подготовки специалистов и ее зависимости от специальности, численности групп и потоков, состава кафедр по квалификации и др. для принятия соответствующих организационных решений;
• определение внутренних цен за услуги;
• определение себестоимости выполнения хоздоговорных работ и грантов;
• установление цен при недогрузке мощностей (определение граничных издержек);
• распределение накладных расходов;
• обоснование управленческих решений о кооперации с другими организациями (прежде всего с другими вузами);
• минимизация налогов;
• регулирование системы вознаграждения;
• оценка эффективности программ и проектов;
• оценка эффективности работы подразделений.
Управленческий учет мог
бы быть также весьма полезен для
принятия эффективных управленческих
решений при организации
ведливо ожидается от кооперации в области науки и инновационной деятельности, и здесь областная администрация прилагает энергичные усилия. Вместе с тем это и наиболее сложная область кооперации.
Полезно было бы также рассмотреть
более простые формы
3. Проблемы внедрения управленческого учета в вузе
Управленческий учет в вузе создать гораздо сложнее, чем на промышленном предприятии. Это связано со следующими основными причинами:
1. Сложность сочетания финансовых задач и миссии вуза.
2. Рабочий процесс вуза
не является чисто
3. Продукция вуза определяется
не очень четко, т.к. кроме
выпуска лиц с высшим
4. «Обрабатываемая» и «выпускаемая» «продукция» в лице студентов и аспирантов активно влияет на все рабочие процессы.
5. Большая (многолетняя)
длительность процесса
6. Отсутствие четких определений качества высшего образования.
7. Сложные взаимосвязи
между учебной и научной
8. Сложность структуры большого вуза.
9. Многие процессы вуза
недостаточно исследованы с
10. Высший и средний
менеджмент вузов «вырастает»
внутри вуза и не имеет
11. Жесткий контроль государства (казначейства) не только над бюджетными, но даже над внебюджетными средствами.
12. Преимущественно
По мнению автора, создание
системы управленческого учета
в вузе целесообразно разбить
на два этапа (проекта). В рамках одного
короткого проекта
В рамках основного проекта
должна быть детально разработана технология
управленческого учета, все необходимые
методические и нормативные документы,
а также мероприятия
Из вопросов, которые следовало бы обсудить в рамках первого проекта, можно выделить следующие:
1. Нужно ли создавать
специальный отдел
2. По каким принципам
следует выделять центры
3. Как объединять и
разделять бюджетные и
4. Как следует увязать
бухгалтерский и
5. Какие регистры
6. Как построить целесообразную
иерархию центров
7. Как избежать слишком
жесткого влияния финансовых
показателей на принятие
8. Какие взаимосвязи финансовых
и качественных показателей
9. Как сочетать в технике
управленческого учета
10. Каким образом организовать
мероприятия менеджмента
11. Как должен быть организована система контроллинга и дифференцированный доступ к разным его уровням?
12. Как должно быть организовано
обучение персонала вуза
программный продукт могут быть унифицированными, однако большинство параметров и зависимостей в каждом вузе будут другими и потребуют специального исследования. К примеру, необходимы исследования для:
• определения зависимости издержек от:
- численности учебных групп и потоков;
- направлений подготовки и специальностей;
- состава кафедр;
- соотношения ППС и УВП;
• расчета калькуляции профессоро-часа (доцен-
то-часа, ассистенто-часа) и аудиторио-часа;
• для создания методики учета импортируемых и
экспортируемых учебных услуг.
Систему центров ответственности,
видимо, следует строить, с одной
стороны, в виде иерархической структуры,
а с другой стороны, на основе процессного
подхода. Одновременно должны быть определены
соответствующие пределы
На следующем уровне иерархии
могут быть расположены кафедры,
отделы и другие структурные подразделения.
Слишком мелкого дробления
Система должна быть также достаточно гибкой, поскольку как задачи, так и структуры непрерывно меняются. Поэтому следует предусмотреть возможность введения временных центров ответственности.
Управленческий учет должен быть экономичным. Во всяком случае, издержки на его поддержание должны быть существенно ниже, чем результат от повышения эффективности работы вуза.
Точность управленческого учета должна соответствовать потребностям в принятии решений. Чем выше точность, тем сложнее и дороже сам учет, что в пределе может привести к абсурду.
Заключение
Рост расходов на высшее образование, а также усиление рыночных тенденций и конкуренции в связи с процессами глобализации, в ближайшем будущем неизбежно потребуют введения в вузах управленческого учета.