Задачи, которые могут и должны решаться с привлечением данных управленческого учета в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

В нынешних российских условиях настоящий и полезный управленческий учет может существовать только вне бухгалтерии и желательно даже под другим названием, чтобы не вызывать у контролирующих организаций разного рода даже подозрений о его существовании. В противном случае у них тут же возникнет соблазн его проверять и использовать в целях порой далеких не только от целей вуза, но и от государственных интересов тоже.

Файлы: 1 файл

управленческий учетик.docx

— 21.07 Кб (Скачать)

1. Введение 

 

Управленческий учет представляет собой информационную систему предприятия/организации, которая обеспечивает принятие управленческих решений, организацию учетного процесса внутри предприятия, планирование и  оперативный контроль над хозяйственными процессами.

Управленческий учет охватывает все внутренние процессы, которые  связаны с созданием объема производства, т.е. с выпуском продукции и оказанием  услуг. Он предназначен только для внутренних потребителей информации и может  организовываться без оглядки на законодательные предписания. Основные задачи управленческого учета:

 

• определение себестоимости  собственных изделий;

 

• определение ставок (цен) для внутренних и внешних заказчиков, т.е. для оказываемых услуг;

 

• обеспечение информацией  руководства предприятия в реальном времени. Оно дает для него краткосрочные  расчеты результата в суточном, недельном, месячном или квартальном ритме.

 

До недавнего времени, если отвлечься от хоздоговорной  деятельности, вузы были практически  чисто бюджетными организациями. Камеральный  бухгалтерский учет вполне соответствовал такому положению дел, хотя и в  этом случае внедрение управленческого  учета могло бы привести к повышению  эффективности расходования государственных  средств. Однако сами вузы в этом заинтересованы не были, а такая задача перед  ними всерьез никогда не ставилась. Все сводилось к составлению сметы расходов на основании нормативных документов министерства, причем отсчет велся, как правило, от уровня предшествующего года. И в настоящее время даже в продвинутых государственных вузах применяются только отдельные элементы управленческого учета.

 

В нынешних российских условиях настоящий и полезный управленческий учет может существовать только вне  бухгалтерии и желательно даже под  другим названием, чтобы не вызывать у контролирующих организаций разного  рода даже подозрений о его существовании. В противном случае у них тут  же возникнет соблазн его проверять  и использовать в целях порой  далеких не только от целей вуза, но и от государственных интересов  тоже.

 

Управленческий учет мог  бы быть весьма полезным и для бюджетной  деятельности вузов, особенно если учесть общий рост расходов на образование  в связи со значительным увеличением  числа студентов - процессом, который  характерен для большинства стран  мира. Но для этого государство  должно отказаться от абсолютно жесткой регламентации статей бюджета и изъятия экономии бюджетных средств в конце каждого года. Такой подход мог бы создать мотив экономного расходования бюджетных средств. По этому пути пошли в последние годы ряд земель Германии, которые согласуют с вузами так называемый глобальный бюджет. Целесообразнее менять руководителей отдельных вузов, не оправдывающих доверия, а не ставить в положение подозреваемых руководство всех государственных вузов.

 

2. Задачи, которые  могут и должны решаться с  привлечением данных управленческого  учета в вузе 

 

Наиболее важной мерой  успеха вуза является достижение целей, связанных с миссией университета, а не финансовое благополучие или  стабильность организации. Тем не менее повышение эффективности работы вуза требует постоянного сопоставления достигнутых результатов с затрачиваемыми на их достижение ресурсами, в том числе финансовыми. Можно привести, не претендуя на полноту, список задач, для которых требуется управленческий учет:

 

• определение себестоимости  подготовки специалистов и ее зависимости  от специальности, численности групп  и потоков, состава кафедр по квалификации и др. для принятия соответствующих  организационных решений;

 

• определение внутренних цен за услуги;

 

• определение себестоимости  выполнения хоздоговорных работ  и грантов;

 

• установление цен при  недогрузке мощностей (определение  граничных издержек);

 

• распределение накладных  расходов;

 

• обоснование управленческих решений о кооперации с другими  организациями (прежде всего с другими  вузами);

 

• минимизация налогов;

 

• регулирование системы  вознаграждения;

 

• оценка эффективности  программ и проектов;

 

• оценка эффективности  работы подразделений.

 

Управленческий учет мог  бы быть также весьма полезен для  принятия эффективных управленческих решений при организации сотрудничества как между вузами, так и между вузами и научно-исследовательскими организациями на региональном уровне. Представляется очевидным, что в г. Томске, где функционируют шесть достаточно крупных государственных вузов, имеющих высокий рейтинг в России, а также около сотни научно-исследовательских организаций, кооперация за счет синергетических эффектов могла бы поднять их суммарный потенциал на весьма высокий уровень. В советское время эту задачу в какой-то мере пытался решать областной комитет КПСС. К сожалению, в настоящее время конкуренция сильно затрудняет процесс кооперации, а региональная власть не имеет соответствующих инструментов. Наибольший эффект, как с точки зрения развития экономики региона, так и его имиджа, спра-

 

ведливо ожидается от кооперации в области науки и инновационной деятельности, и здесь областная администрация прилагает энергичные усилия. Вместе с тем это и наиболее сложная область кооперации.

 

Полезно было бы также рассмотреть  более простые формы кооперации, которые могли бы быстро дать видимые  эффекты и укрепить взаимное доверие. К примеру, в библиотечном деле - свободный доступ студентов и  сотрудников в библиотеки всех вузов  и институтов РАН и РАМН; кооперация в подписке на периодические издания, базы данных и приобретении книг, создание единого электронного каталога. Экономически эффективной могла бы быть кооперация в издании учебных пособий, а  также непосредственно в учебном  процессе, например объединение малых  групп на отдельные курсы (тем  самым снижение учебной нагрузки и высвобождение времени для  НИР и подготовки учебных материалов). Возможно введение общих для ряда вузов факультативных курсов (может, тогда будет набираться достаточное число слушателей, чтобы они были экономически оправданными). Все эти виды кооперации можно было бы реализовывать по принципу взаимовыгодных альянсов (как инвестиции).

 

3. Проблемы внедрения  управленческого учета в вузе 

 

Управленческий учет в  вузе создать гораздо сложнее, чем  на промышленном предприятии. Это связано  со следующими основными причинами:

 

1. Сложность сочетания  финансовых задач и миссии  вуза.

 

2. Рабочий процесс вуза  не является чисто хозяйственным  процессом. 

 

3. Продукция вуза определяется  не очень четко, т.к. кроме  выпуска лиц с высшим образованием, подготовки специалистов высшей  квалификации и выполнения НИОКР  вузы «продуцируют» еще и некую  ауру.

 

4. «Обрабатываемая» и  «выпускаемая» «продукция» в  лице студентов и аспирантов  активно влияет на все рабочие  процессы.

 

5. Большая (многолетняя)  длительность процесса подготовки  специалистов (вход-выход).

 

6. Отсутствие четких определений  качества высшего образования. 

 

7. Сложные взаимосвязи  между учебной и научной деятельностью  вуза.

 

8. Сложность структуры  большого вуза.

 

9. Многие процессы вуза  недостаточно исследованы с позиций  их влияния на качество высшего  образования и качество НИОКР. 

 

10. Высший и средний  менеджмент вузов «вырастает»  внутри вуза и не имеет достаточно  знаний и опыта в области  финансовой и хозяйственной деятельности.

 

11. Жесткий контроль государства  (казначейства) не только над бюджетными, но даже над внебюджетными  средствами.

 

12. Преимущественно консервативная  позиция профессорско-преподавательского  и управленческого состава вуза  по отношению к финансовому  контролю.

 

По мнению автора, создание системы управленческого учета  в вузе целесообразно разбить  на два этапа (проекта). В рамках одного короткого проекта целесообразно  сформулировать концепцию системы, поставить основные задачи по сбору  необходимой исходной информации, а  также задачи исследования основных взаимозависимостей.

 

В рамках основного проекта  должна быть детально разработана технология управленческого учета, все необходимые  методические и нормативные документы, а также мероприятия менеджмента  изменений, включая обучение персонала.

 

Из вопросов, которые следовало  бы обсудить в рамках первого проекта, можно выделить следующие:

 

1. Нужно ли создавать  специальный отдел управленческого  учета или эти функции могут  быть поручены существующим планово-финансовым  отделам после соответствующей  переподготовки их персонала? 

 

2. По каким принципам  следует выделять центры ответственности  (центры прибыли и центры затрат) в вузе?

 

3. Как объединять и  разделять бюджетные и внебюджетные  финансовые потоки вуза?

 

4. Как следует увязать  бухгалтерский и управленческий  учет?

 

5. Какие регистры управленческого  учета следует выделить?

 

6. Как построить целесообразную  иерархию центров ответственности  (центров прибыли и центров  издержек)?

 

7. Как избежать слишком  жесткого влияния финансовых  показателей на принятие управленческих  решений, могущих противоречить  миссии вуза и качеству подготовки?

 

8. Какие взаимосвязи финансовых  и качественных показателей нуждаются  в первоочередном исследовании (например, размер учебных групп, кадровый  состав кафедр, поточность, соотношение  лекционных и практических занятий,  специальность и т.д.)?

 

9. Как сочетать в технике  управленческого учета определение  эффективности структур и эффективности  процессов? 

 

10. Каким образом организовать  мероприятия менеджмента изменений? 

 

11. Как должен быть организована  система контроллинга и дифференцированный доступ к разным его уровням?

 

12. Как должно быть организовано  обучение персонала вуза технологии  управленческого учета? Следует  подчеркнуть, что концепция управленческого  учета в вузе, его общая структура  и базовый 

 

программный продукт могут  быть унифицированными, однако большинство  параметров и зависимостей в каждом вузе будут другими и потребуют  специального исследования. К примеру, необходимы исследования для:

 

• определения зависимости  издержек от:

 

- численности учебных  групп и потоков; 

 

- направлений подготовки  и специальностей;

 

- состава кафедр;

 

- соотношения ППС и  УВП; 

 

• расчета калькуляции  профессоро-часа (доцен-

 

то-часа, ассистенто-часа) и аудиторио-часа;

 

• для создания методики учета импортируемых и

 

экспортируемых учебных  услуг.

 

Систему центров ответственности, видимо, следует строить, с одной  стороны, в виде иерархической структуры, а с другой стороны, на основе процессного  подхода. Одновременно должны быть определены соответствующие пределы полномочий должностных лиц. В качестве центров  ответственности высшего уровня целесообразно принять существующие подразделения дивизиональ-ного типа, подразделения административно-хозяйственного управления, а также некоторые центральные службы управления. Три научно-исследовательских института, Кибернетический центр, Опытное производство и Комбинат питания ТПУ ведут самостоятельный бухгалтерский учет и имеют и некоторые элементы управленческого учета. Учебные институты, факультеты, библиотека и другие подразделения такого опыта не имеют.

На следующем уровне иерархии могут быть расположены кафедры, отделы и другие структурные подразделения. Слишком мелкого дробления следует  избегать, так как это не только приведет к информационной перегрузке, но и слишком дорого.

Система должна быть также  достаточно гибкой, поскольку как  задачи, так и структуры непрерывно меняются. Поэтому следует предусмотреть  возможность введения временных  центров ответственности.

Управленческий учет должен быть экономичным. Во всяком случае, издержки на его поддержание должны быть существенно ниже, чем результат от повышения эффективности работы вуза.

Точность управленческого  учета должна соответствовать потребностям в принятии решений. Чем выше точность, тем сложнее и дороже сам учет, что в пределе может привести к абсурду.

 

Заключение 

 

Рост расходов на высшее образование, а также усиление рыночных тенденций и конкуренции в  связи с процессами глобализации, в ближайшем будущем неизбежно  потребуют введения в вузах управленческого  учета.

Информация о работе Задачи, которые могут и должны решаться с привлечением данных управленческого учета в вузе