Выездная налоговая проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью выполнения данной работы является исследование особенностей проведения выездной налоговой проверки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть выездную налоговую проверку, как одну из наиболее эффективных форм налогового контроля;
- выявить права и обязанности налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 2
1 Теоретические аспекты проведения выездной налоговой проверки. 4
1.1 Выездная налоговая проверка как одна из наиболее эффективных форм налогового контроля…………………………………………….
4
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки……………………...
9
1.3 Выявление налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке и проведение предпроверочных мероприятий ………
14
2 Методология проведения выездной налоговой проверки………….. 18
2.1 Методы осуществления налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки……………………………………….......
18
2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………… 24
2.3 Процедура оформления результатов выездной налоговой
проверки………………………………………………………………...

30
Заключение …………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

выездная налоговая проверка.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………… 2
1 Теоретические аспекты проведения выездной налоговой  проверки. 4
1.1 Выездная налоговая  проверка как одна из наиболее эффективных  форм налогового контроля…………………………………………….  
4
1.2 Права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки……………………...  
9
1.3 Выявление налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке и проведение предпроверочных мероприятий ………  
14
2 Методология проведения выездной налоговой проверки………….. 18
2.1 Методы осуществления  налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки……………………………………….......  
18
2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………… 24
2.3 Процедура оформления результатов выездной налоговой

проверки………………………………………………………………...

 
30
Заключение  …………………………………………………………………. 36
Список  использованных источников………………………………………. 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

     Выездные  налоговые проверки как средство налогового контроля по популярности занимают второе место после камеральных, однако по результативности на одну налоговую проверку, без сомнения, занимают лидирующие позиции, именно поэтому им уделяется особое внимание. Актуальность изучения проведения выездных налоговых проверок заключается в том, что совершенствование налогового администрирования в последнее время становится одной из важных задач контролирующих органов.

          Целью выполнения данной работы является исследование особенностей проведения выездной налоговой проверки.

          Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

          - рассмотреть выездную  налоговую проверку, как одну  из наиболее эффективных форм  налогового контроля;

    - выявить права и обязанности налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки;

     - изучить права и обязанности налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки;

     - изучить методологию проведения выездной налоговой проверки.

     Объектом  проведенного исследования является выездная налоговая проверка.

     Предметом исследования выступает порядок проведения и оценка результатов выездной налоговой проверки. 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты проведения выездной налоговой  проверки
 

  • 1.1 Выездная налоговая проверка как одна из наиболее эффективных форм налогового контроля 

         Налоговый контроль - вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

         Можно выделить четыре формы налогового контроля:

         - государственный налоговый учет;

         - мониторинг и оперативный налоговый  контроль;

         - камеральный и выездной налоговый  контроль;

         - административно-налоговый контроль.

         Основная  нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

         Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения, элементов (например, учет объектов налогообложения).

         Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет, внесение изменений в учетные данные, снятие с учета.

         Мониторинг  и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

         На  сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используются. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

         Контроль  текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых  поступлений может производиться  в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно, в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название "оперативный налоговый контроль".

         Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

         Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налогового администрирования не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.

         Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

         Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

         С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий - попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

         Следует обратить внимание, что налоговый  контроль "переключается" в режим  налогового расследования только в  отношении конкретного перечня  выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

         Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.

         Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

         Проведение  камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

         - выявить арифметические ошибки  в поступившей от проверяемого  отчетности;

         - осуществить сверку данных в  документах, поступивших из различных источников.

         Если  камеральной налоговой проверкой  выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

         Выездной  налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых  проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.

         Выездная  налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

         В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

         Решение о проведении выездной налоговой  проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

         - осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

         - по месту нахождения организации;

         - по месту жительства физического  лица.

         Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала  или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

         Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

         Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых  отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

         Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

         С точки зрения российского налогового законодательства применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться  в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц мало чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налогообязанных лиц, о котором речь шла выше. 
     

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
     
     
     
  • 1.2 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки 
  •      В результате проведения выездных налоговых  проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

         - выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

         - предупреждение налоговых правонарушений.

         При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов  государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

         В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В ней определено, что налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

              Кроме взаимных правоотношений в ходе проведения выездной налоговой проверки, таких как необходимость предоставления истребуемых документов и информации, налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки. При оформлении результатов выездной налоговой проверки организаций, имеющих филиалы (представительства), порядок составления акта проверки предусматривает составление разделов акта проверки, в которых излагаются факты в части филиалов и представительств организации, в отношении которых проводилась проверка.

         Акт налоговой проверки, составленный по проверенной организации в целом, включает в том числе факты, установленные  в ходе проверки в части филиалов и представительств и изложенные в разделах акта. В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ копия указанного акта подлежит вручению лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

         Таким образом, составление раздела акта налоговой проверки является техническим  приемом, обеспечивающим упорядочение и оптимизацию процесса составления акта налоговой проверки как итогового документа налогового контроля.

         Вручение  лицу, в отношении которого проводилась  проверка, разделов акта либо иных его  частей, в том числе выписок  из акта, промежуточных и рабочих  материалов, иных материалов проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

         После вручения акта налоговой проверки налогоплательщик имеет право направить выписки  из данного документа, касающиеся его  обособленных подразделений, в адрес своих филиалов и представительств.

         Одним из основных прав налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки можно признать право согласиться или не согласиться с ее результатами.

         Качественная  правовая экспертиза решений, выносимых  по результатам выездных налоговых проверок, является важной гарантией прав налогоплательщиков. Более того, на современном этапе развития налоговых органов необходимость в такой экспертизе признана обоснованной и получила свое закрепление в организационной структуре налоговых органов. В настоящее время в ФНС России формируются подразделения налогового аудита. На уровне региональных управлений ФНС России система таких подразделений уже создана, для ее нормального функционирования осталось сформировать отделы во всех налоговых инспекциях межрегионального, межрайонного и территориального уровней.

         На соответствующие подразделения региональных управлений ФНС России возлагаются следующие функции:

         - рассмотрение жалоб физических  и юридических лиц на акты  нижестоящих налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в связи с осуществлением налоговыми органами полномочий, установленных нормативно-правовыми актами различного уровня;

         - подготовка по запросу ФНС  России заключений по жалобам;

         - рассмотрение возражений (разногласий)  налогоплательщиков по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данным управлением ФНС России, по результатам которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

         Аналогичными  функциями, за исключением функции  по рассмотрению жалоб, наделены отделы налогового аудита в межрегиональных, межрайонных и территориальных налоговых инспекциях.

         Особое  внимание в рассматриваемом ненормативном  акте уделено кадровым вопросам, неизбежно возникающим в ходе формирования новых подразделений, а также вопросам функциональной независимости отделов и групп налогового аудита в налоговых органах. Так, число сотрудников отдела налогового аудита определяется исходя из количества поступивших в налоговый орган жалоб физических или юридических лиц, а также исходя из количества проводимых мероприятий налогового контроля и не должно быть менее пяти человек.

         Очевидно, что вышеуказанные меры направлены на сокращение налоговых споров, поскольку уже на этапе составления итогового акта налогового контроля - решения о привлечении к налоговой ответственности - к работе подключается процессуальная инстанция, наделенная специальными полномочиями по предотвращению необоснованного привлечения к налоговой ответственности. При рассмотрении жалобы и подготовке заключения по ней участие иных заинтересованных в необъективном рассмотрении отделов исключается.

         Координация работы подразделения налогового аудита в части работы по рассмотрению жалоб осуществляется руководителями налоговых органов, а в части рассмотрения возражений (разногласий) налогоплательщиков допускается координация их деятельности заместителем руководителя, курирующим проведение мероприятий налогового контроля.

         Вышеизложенная  концепция организационной реформы (во многом уже реализованной) свидетельствует  о стремлении руководства ФНС России создать в структуре налоговых органов подразделения, фактически обязанные оценивать работу иных отделов с точки зрения соответствия НК РФ.

         Что касается прав и обязанностей налоговых  органов при проведении налоговой  проверки, то во многих вопросах для них не существует четких определений. В соответствии с последними изменениями, налоговый орган теперь не вправе проводить у налогоплательщика в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Это логичное ограничение было принято по многочисленным просьбам самих налогоплательщиков. Однако в той же самой статье НК предусмотрен целый ряд оснований, при наличии которых установленное ограничение не применяется.

         Среди внесенных в текст НК РФ поправок по-прежнему отсутствуют нормы, которые  могли бы заставить сотрудников налоговых органов исполнять требования Налогового кодекса. К примеру, в тексте НК РФ так и не появились нормы, устанавливающие ответственность сотрудников налоговых органов за несоблюдение сроков проверки и сроков вынесения решений по ним.

         В процессе работы над законопроектом были отклонены и поправки, предусматривающие  уголовную ответственность должностных  лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений и злоупотребление своими правами.

         Установление ответственности стимулировало бы налоговые органы к неукоснительному соблюдению законодательства и способствовало предотвращению нарушений прав налогоплательщиков.

         Вызывает  множество вопросов положение о праве руководителя (заместителя руководителя) налогового органа принимать обеспечительные меры, направленные на исполнение решения налогового органа в отношении взыскания недоимки по налогам. Отсутствие четких оснований для введения обеспечительных мер может привести к субъективному подходу и приостановить деятельность многих предприятий.

         Следует также отметить, что новое законодательство ухудшает положение субъектов малого предпринимательства. Для индивидуальных предпринимателей вводится налоговая ответственность за грубое нарушение правил учета и составления бухгалтерской отчетности в тех же размерах, что и для юридических лиц.

         Опыт  проведения налоговой реформы показывает, что проблему улучшения качества налогового администрирования не следует связывать с увеличением штрафных санкций в отношении малого бизнеса.

         Как видно из представленного краткого анализа, нерешенных проблем у бизнеса еще много и точку в налоговой реформе ставить еще рано. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1.3 Выявление налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке и проведение предпроверочных мероприятий 

         Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок. Причиной возникновения конфликтов является плохая информированность налогоплательщиков о содержании и процедуре налоговых проверок.

         Выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, функции которого, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

         Следует отметить, что органы внутренних дел могут по запросу налоговых органов участвовать в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. А в случае, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

         Работники налогового органа могут прийти в  любую организацию или к любому предпринимателю и проверить, как они платят налоги. Такая проверка называется выездной. Именно по результатам выездных проверок и налоговые инспекторы начисляют наибольшее количество штрафов.

         Частота проверок зависит от характера деятельности организации. Например, экспортеров проверяют чаще других предприятий. Особое внимание налоговый орган уделяет крупнейшим налогоплательщикам. Это организации, которые ежемесячно платят в бюджет более 1 000 000 рублей налогов. Их инспекции стараются проверять не реже одного раза в два года. Организации, имеющие филиалы и представительства, налоговые органы также проверяют чаще других предприятий. Это связано с тем, что, как правило, такие организации являются крупными налогоплательщиками и имеют более сложную систему бухгалтерского и налогового учета. На частоту проверок влияет и загруженность инспекции. Например, в московских инспекциях на отдел выездных проверок из 30 человек приходится до 30 000 налогоплательщиков, тогда как в некоторых регионах под контролем каждого инспектора находится всего несколько десятков фирм.

         Согласно  концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

         Анализ  финансово-экономических показателей  деятельности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок состоит из нескольких этапов:

         - анализ сумм исчисленных налоговых  платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);

         - анализ сумм уплаченных налоговых  платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) (позволяет проконтролировать полноту и своевременность перечисления налоговых платежей);

         - анализ показателей налоговой  или бухгалтерской отчетности  налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);

         - анализ факторов и причин, влияющих  на формирование налоговой базы.

         Следует отметить, что налоговый орган в процессе проведения проверки может определить целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффинированных лиц проверяемого предприятия.

         В план проведения выездных налоговых  проверок налоговые органы включают в первую очередь тех налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств и (или) у которых результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях.

         Теперь  любой налогоплательщик в лице главного бухгалтера, внутреннего аудитора, руководителя может самостоятельно оценить риски грядущей налоговой проверки, поскольку налоговыми органами установлены для этого 11 критериев:

         1) налоговая нагрузка у данного  налогоплательщика ниже ее среднего  уровня по хозяйствующим субъектам  в конкретной отрасли (виду  экономической деятельности);

         2) отражение в бухгалтерской или  налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых периодов;

         3) отражение в налоговой отчетности  значительных сумм налоговых  вычетов за определенный период;

         4) опережающий темп роста расходов  над темпом роста доходов от  реализации товаров (работ, услуг);

         5) выплата среднемесячной заработной  платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ (узнать средний уровень оплаты труда можно в территориальных органах Федеральной службы статистики, которые ежемесячно публикуют данные об уровне средней заработной платы в субъектах Российской Федерации по 19 видам экономической деятельности);

         6) неоднократное приближение к  предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщику специальные налоговые режимы;

         7) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

         8) построение финансово-хозяйственной  деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, то есть цепочкой контрагентов без наличия для этого разумных экономических или иных причин (деловой цели);

         9) непредставление налогоплательщиком  разъяснений на уведомление налогового  органа о выявлении несоответствия  показателей деятельности;

         10) неоднократное снятие с учета налогоплательщика в одном налоговом органе и постановка на учет в другом налоговом органе в связи с изменением места нахождения налогоплательщика - "миграция" между налоговыми органами;

         11) значительное отклонение уровня  рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

         В соответствии с основными целями и принципами планирования налоговых проверок выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом. 
     
     

    2 Методология проведения выездной налоговой проверки 

    2.1 Методы осуществления налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки 

        На  сегодняшний момент выездные налоговые проверки остаются основным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексные и тематические. Комплексная проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При тематической проверке проверяется один или несколько налогов.

         В практике налогового контроля широко используются методы документальной и фактической проверки хозяйственных операций различных экономических субъектов, независимо от формы собственности.

         Первая  группа методов - документальные проверки - помогает проверяющим лицам выявить финансовые нарушения и признаки противоправных деяний путем изучения документального оформления одной или нескольких хозяйственных операций. Однако эффективность любой проверки может быть достигнута только путем сопоставления содержания учетных документов с реальной хозяйственной действительностью организации, т.е. посредством применения методов фактической проверки.

         Методы  исследования отдельного документа  включают в себя формальную, нормативную и арифметическую (счетную) проверки.

         Формальная  проверка - это внешний осмотр бухгалтерского документа, изучение и взаимное сопоставление  его реквизитов.

         Начальная стадия осмотра может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований:

         - отклонению от правил составления  и оформления документов. При  этом первичные документы составляются  по форме, содержащейся в альбоме  унифицированных форм первичной  учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, утверждаемых при формировании учетной политики организации;

         - отсутствию каких-либо реквизитов (печати, подписи, части текста  и т.п.).;

         - наличию сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках материального подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок, иных изменений цифровых и текстовых записей);

         - наличию излишних реквизитов. Этот  факт, как правило, свидетельствует о стремлении определенного лица внешне придать документу наибольшую достоверность и силу. К их числу также относятся различные пометки, посторонние записи на тексте документа, которые могут быть как напоминанием о сущности совершенного подлога, так и сигналом для сообщников;

         - несоответствию документов реальной обстановке их составления, использования и хранения (чистые, немятые путевые листы, накладные материальных складов и др.);

         - противоречиям между реквизитами  документа. Они бывают формальные, то есть между самими реквизитами (например, несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия), и логические, проявляющиеся в необычном их сочетании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия.

         В практике известны случаи, когда различные  нарушения и противоправные деяния вуалировались путем использования бланков бухгалтерских документов, которые были изготовлены гораздо позже, чем указанные в них хозяйственные операции. Также нередки подделки подписей главного бухгалтера на гарантийных письмах (чаще всего это подделка подписи главного бухгалтера в случае его отказа выдать гарантию вследствие плохого финансового состояния предприятия).

         Успех применения формальной проверки при  выявлении признаков противоправных деяний и нарушений финансовой дисциплины находится в прямой зависимости от знания:

         - порядка заполнения бухгалтерских  документов;

         - слабых звеньев в учетном процессе;

         - уязвимых хозяйственных операций, используемых преступниками в  своих корыстных целях;

         - применения апробированных ревизионной  практикой приемов распознавания доброкачественности документов.

         Нормативная проверка содержания отдельного документа  предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов и т.п., а также целесообразности, правомерности отраженной в нем хозяйственной операции.

         Применение  данного метода позволяет установить оформленные соответствующим образом, но незаконные по своему содержанию документы. В силу указанных причин такие документы являются недоброкачественными, дефектными.

         Арифметическая (счетная) проверка заключается в  установлении правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм.

         С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и  итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены как по горизонтальным строчкам (например, при умножении или сложении), так и по вертикальным (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной как в количественном, натуральном, так и в стоимостном выражении). Она также позволяет установить правильность вычисления процентов, умножения количественных показателей на целостные и т.п.

         Арифметически может быть проверена правильность обобщения данных первичных документов в регистрах бухгалтерского учета, а также правильность переноса данных из регистров бухгалтерского учета в бухгалтерскую отчетность.

         С помощью названного приема могут быть выявлены следующие нарушения в первичных и сводных документах:

         - завышение или занижение итоговых  сумм по горизонтальным и вертикальным строчкам;

         - последующие дописки штрихов  и цифр - как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках  и колонках.

         Отличительной чертой всех трех рассмотренных приемов является их простота в применении и высокая поисковая значимость при проведении налоговых проверок. С их помощью работники налоговых органов могут из большого объема документов выявить наиболее сомнительные и подвергнуть их всесторонней и глубокой проверке.

         Вместе  с тем подозреваемые лица с  целью сокрытия следов хищений и  иных злоупотреблений часто изготавливают  подложные документы, которые по своему внешнему виду не отличаются от подлинных и внутренних противоречий не содержат. Подобного рода несоответствия выражаются иногда в виде противоречий в содержании нескольких взаимосвязанных документов, поэтому требуют исследования этих связанных между собой документов.

         Методы  исследования взаимосвязанных документов включают встречную проверку и взаимный контроль.

         Встречная проверка предусматривает сопоставление  разных экземпляров одного и того же документа.

         Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают:

         - при внутренних операциях - в  разные подразделения одного  предприятия;

         - при внешних операциях - в разные  организации.

         При этом наибольшее распространение имеют  случаи неоприходования полученных в других организациях товарных и  денежных средств, уменьшение количества полученных материальных ценностей путем подделки тех экземпляров документов, которые поступают в соответствующую организацию.

         Применять названный метод целесообразно  только в двух ситуациях:

         - когда проверяемые лица уничтожили только находящийся у них экземпляр документа, а в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;

         - когда в результате совершения  подлога появились расхождения  в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, т.е. оригиналы их сохранились.

         С помощью этого метода решаются две  основные задачи:

         - выявляются подложные документы;

         - определяется круг лиц, причастных  к совершению противоправного  деяния.

         Данный  метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время достаточно сложным в организационном и методическом плане.

         Недостаток  метода взаимного контроля заключается  в том, что он более трудоемкий и часто требует сопоставления целого ряда взаимосвязанных документов. При осуществлении действий по проверке сведений о различных злоупотреблениях необходимо помнить о факторах, объективно влияющих на результативность метода:

        - предварительное выдвижение версий (предположений) о предмете противоправного посягательства и способе его изъятия;

        - ознакомление со спецификой движения  ценностей в сфере материального производства или при осуществлении коммерческой, а также банковской деятельности;

        - знание специфики документального  оформления хозяйственных операций по движению материальных ценностей на каждом этапе, участке производства (заготовка, транспортировка, хранение, изготовление, сбыт);

        - реализация специфики документального  оформления в виде графика  документооборота на определенном  предприятии (группе интересующих  предприятий).

         Методы  проверки документов, отражающих однородные операции, включают: восстановление количественного  учета, контрольное сличение остатков, хронологический и сравнительный анализы и др.

         Возможно  сплошное или выборочное восстановление количественного учета. В первом случае восстанавливается вся картотека, во втором - проверяется движение отдельных видов товара. На практике сплошное восстановление количественного учета требует больших затрат времени и ревизоры используют его лишь в необходимых случаях.

         В некоторых организациях (предприятиях общественного питания, складах) все  приходные и расходные операции с материальными ценностями оформляются  первичными документами, но вторичный  бухгалтерский учет ведется лишь в суммарном денежном выражении.

         Отсутствие количественно-суммового бухгалтерского учета, т.е. учета движения товаров в количественном и денежном выражении по отдельным наименованиям и сортам, способствует сокрытию злоупотреблений, при которых в результате подлогов в первичных документах изменяются данные о реальном движении отдельных ценностей, но общая сумма стоимости товаров подгоняется под действительную.

         По  результатам документальных и фактических  проверок становится возможным наметить мероприятия по устранению нарушений  и злоупотреблений со стороны должностных и материально-ответственных лиц организации либо установить признаки правонарушения (преступления). 
     
     
     
     

         2.2 Порядок проведения выездной  налоговой проверки 

         Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован Налоговым кодексом РФ. Суть выездной налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа. Должностные лица налоговых органов, проводящих налоговую проверку, обязаны предъявить руководителю проверяемой организации или законному ее представителю служебные удостоверения и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки непосредственно после прибытия на объект проверки.

         Решение о проведении выездной налоговой  проверки является основанием для допуска должностного лица налогового органа на территорию налогоплательщика в целях проведения налогового контроля, то есть свидетельствует о начале проведения выездной налоговой проверки.

         Указанное решение должно иметь ряд реквизитов, придающих ему юридическую силу:

         - наименование налогового органа;

         - наименование налогоплательщика,  в отношении которого назначается проверка;

         - идентификационный номер налогоплательщика;

         - период финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

         - вопросы проверки (виды налогов,  по которым проводится проверка).

         - фамилия, имя, отчество, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

         - подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

         Решение о проведении проверки принимает  руководитель налоговой инспекции или его заместитель. Обратите внимание: оно должно быть заверено печатью.

         Такое решение предъявляется должностными лицами налогового органа налогоплательщику. При этом Налоговый кодекс не содержит прямого указания, когда передается экземпляр решения о проведении выездной налоговой проверки руководителю предприятия - непосредственно в момент начала проверки, либо по окончании проверки в составе документов к акту выездной налоговой проверки. Решение о проверке организации совместно с ее филиалами принимает руководитель налоговой инспекции по месту учета организации. Но саму проверку филиала проводит налоговая инспекция, где состоит на учете филиал. Первая инспекция направляет во вторую запрос о выделении сотрудников, которые будут проверять филиал, а вторая в свою очередь направляет в первую состав проверяющей группы. Налоговые инспекторы, вошедшие в эту группу, и проводят выездную проверку организации. Налоговая инспекция по месту учета организации подготавливает такое количество экземпляров решения, которое соответствует количеству филиалов. Один экземпляр она вручает руководителю организации, а остальные направляет на следующий день в местные инспекции. Решение о проверке филиала отдельно от центрального отделения организации принимает руководитель местной инспекции. В этом документе помимо наименования организации указывается наименование филиала, а также код причины постановки на учет.

         Налоговым кодексом предусмотрен срок проведения выездной налоговой проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При этом законодатель исходил из необходимости соблюдать интересы налогоплательщиков, связанные с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, и вместе с тем обеспечить эффективность мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности.

         Основанием  для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

         - проведение проверок крупнейших  и основных налогоплательщиков;

         - получение в ходе проведения  проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

         - наличие форс-мажорных обстоятельств  (затопление, наводнение, пожар) на территории, где проводится проверка;

         - иные исключительные обстоятельства.

         Выездная  налоговая проверка проводится вне места нахождения налогового органа. Выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

         - истребование документов;

         - инвентаризация имущества;

         - осмотр;

         - выемка (изъятие) документов;

         - привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;

         - проведение экспертиз.

         В ходе выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов исследуются документы, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления и уплаты проверяемых налогов и сборов. Во время налоговых проверок инспекторы могут потребовать самые разные документы, связанные с начислением и уплатой налогов. В ходе проверки, как правило, проверяются следующие документы:

         1) устав организации;

         2) учредительные документы;

         3) свидетельство о постановке на  учет в налоговом органе;

         4) налоговые декларации;

         5) бухгалтерская отчетность;

         6) банковские и кассовые документы;

         7) счета-фактуры и другие первичные  документы;

         8)другие  документы, необходимые для исчисления  и уплаты налогов.

         Непосредственной  проверке первичных документов предшествует собеседование проверяющих с руководителем организации, главным бухгалтером и иными должностными лицами проверяемой организации, ответственными за исчисление и уплату налогов. Целью указанного собеседования является получение общей информации о деятельности проверяемого, а также решение отдельных вопросов организации проверки (предоставление помещения проверяющим и т.д.).

         Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую  проверку, вправе производить следующие действия при проведении выездной налоговой проверки:

         1) истребовать у проверяемого налогоплательщика,  плательщика сбора, налогового  агента необходимые для проверки  документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

         В случае отказа налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ;

         2) проводить инвентаризацию имущества в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверки. Инвентаризация проводится на основании распоряжения. Распоряжение об этом дает руководитель налоговой инспекции (его заместитель).

         3) проводить осмотр любых используемых  налогоплательщиком для осуществления  предпринимательской деятельности производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых проверяемым для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения производится для определения соответствия фактических данных документальным данным, представленным налогоплательщиком. Осмотр производится в присутствии понятых (не менее 2 человек). В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. О производстве осмотра составляется протокол, в котором фиксируются существенные для дела фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющих интерес для проверки. К протоколу прилагаются выполненные при производстве осмотра фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы. Протокол осмотра подписывается понятыми, а также другими лицами, присутствующих и участвующих при производстве осмотра.

         4) проводить выемку документов. Если налогоплательщик отказался выдать документы добровольно, то должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, производи! выемку документов. Выемка документов производится также, если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. Как правило, в процессе выемки изымаются только копии документов. Однако возможно изъятие и подлинных документов. При изъятии подлинников налоговые органы изготавливают с них копии и передают лицу, у которого изымаются. Изъятые документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или прилагаемых к нему описях. Выемка оформляется протоколом и проводится с обязательным присутствием понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.

     5) проверяющие налогового органа вправе вызывать свидетелей для дачи показаний. Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции: руководители фирмы, рядовые сотрудники и даже члены их семей. Также должностное лицо налогоплательщика может быть вызвано в качестве свидетеля для дачи показаний о любых обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Свидетелей работники налогового органа вызывают повесткой. Повестка вручается под расписку или отправляется по почте. Как правило, допрашивают свидетеля в налоговой инспекции или по месту его жительства, если он из-за болезни, инвалидности или старости не может явиться в налоговую инспекцию. В ходе выездной проверки налоговики могут допросить свидетелей на территории проверяемой организации или предпринимателя. После того как допрос закончен, свидетель читает протокол и, если с его слов все записано верно, подписывает его. Если у свидетеля есть какие-то замечания по содержанию протокола, он вправе требовать, чтобы эти замечания были в него внесены.

    За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3000 рублей. 
     
     
     
     
     

         2.3 Процедура оформления результатов выездной налоговой проверки 

         В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации по окончании выездной налоговой проверки проверяющие составляют справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке. Указанная справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по ее окончании, является одним из приложений к акту выездной налоговой проверки.

         Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен не позднее двух месяцев после составления указанной справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Из вышесказанного следует, что справка о проведенной проверке вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям) одновременно с актом выездной налоговой проверки в качестве приложения к нему, не позднее двух месяцев с момента окончания выездной налоговой проверки. С даты, составления справки, начинается период для оформления результатов проверки. В течении двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Сведения, содержащиеся в акте выездной налоговой проверки, относятся к налоговой тайне и не подлежат разглашению налоговыми органами. Запрещается передавать акты проверок в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

         Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых. В акте должны быть выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения.

         Для принятия правильного решения по результатам выездной налоговой проверки в акте необходимо отражать все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается руководителю проверяемой организации. При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах. Третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

         Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей:

         - вводной;

         - описательной;

         - итоговой.

         Вводная часть акта выездной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве.

         В вводной части акта выездной налоговой  проверки должно быть:

    1. номер акта который присваивается при его регистрации в налоговом органе;
    2. полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя.;
    3. идентификационный номер налогоплательщика;
    4. наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
    5. дата акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
    6. фамилия, имя, отчество лиц, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины
    7. дата и номер решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
    8. указаны наименования налогов и сборов, проверяемые в ходе проверки;
    9. период, за который проведена проверка;
    10. даты начала и окончания проверки.

         В акте должны быть отражены сведения о проверяемом налогоплательщике:

         - фамилии, имена и отчества должностных  лиц проверяемой организации (ее филиала или представительства) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде;

         - адрес места нахождения организации  или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности;

         - сведения о наличии лицензируемых  видов деятельности;

         - сведения о фактически осуществляемых организацией (индивидуальным предпринимателем) видах финансово-хозяйственной деятельности.

         Описательная  часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этим фактом обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта выездной налоговой проверки. В акте выездной налоговой проверки не должно быть субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

         По  каждому отраженному в акте факту  налогового правонарушения должны быть четко изложены:

    1. вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
    2. оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организаций данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки;
    3. ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличия факта нарушения;
    4. квалификация совершенного правонарушении со ссыпками на соответствующие нормы Налогового кодекса РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком. При этом данные должны содержать полный перечень налоговых правонарушений с указанием:

         - периода, к которому они относятся;

         - сущность операции;

         - количественное (суммовое) выражение  последствий нарушений;

    1. в случае проведения экспертизы - должны быть ссылки на проведения экспертов;
    2. протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлении налогового контроля.

         Итоговая  часть акта выездной налоговой проверки должна содержать сведения об общих  суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов (сборов) или других неправомерных действий (бездействий) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных нарушениях. В заключение акта выездной налоговой проверки, проверяющие предлагают налогоплательщику устранить выявленные нарушения. В указанном предложении должно содержаться перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком.

         Акт выездной налоговой проверки должен иметь следующие приложения:

         - решение руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.;

         - копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;

         - в случае выявленных налоговых  правонарушений прилагаются уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составленные проверяющими;

         - в случае проведении инвентаризации, прилагаются акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя);

         - в случае их проведения встречных  проверок, прилагаются материалы этих проверок;

         - в случае проведения экспертизы, прилагается заключение эксперта;

         - прилагаются протоколы допроса  свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля, также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки;

         - справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по  окончании проверки.

         Акт выездной налоговой проверки подписывается  уполномоченными должностными лицами налоговых органов и налогоплательщиком либо его представителем. Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

         При изучении порядка проведения выездных налоговых проверок было выявлено, что из четырех форм налогового контроля: государственного налогового учета, мониторинга и оперативного налогового контроля, камерального и выездного налогового контроля, административно-налогового контроля – выездная налоговая проверка является наиболее эффективным средством повышения средств бюджета за счет доначисленных платежей.

         В результате проведения выездных налоговых  проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

         - выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

         - предупреждение налоговых правонарушений.

         При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов  государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

         Согласно  концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

         Что касается методов проведения выездной налоговой проверки, то в практике налогового контроля широко используются методы документальной и фактической проверки хозяйственных операций различных экономических субъектов, независимо от формы собственности.

         Список  использованных источников 

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации: официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Проспект», 2009. - 653с.
    2. Акинин. П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. -М.: ЭКСМО, 2008. – 496 с.
    3. Аладышева К.Н. Про проверки, и не только// Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2009. - № 19. – с.32 – 35.
    4. Воробьева В.Н. Досудебное и судебное обжалование актов налоговых органов // Упрощенка. – 2008. - № 10. – с. 15 – 16.
    5. Каганова И. Перечисляем налоги правильно // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2008. - № 47. – с. 5 – 6.
    6. Карсетская Е. Взыскание штрафов по-новому // Новая бухгалтерия. – 2009. - № 12. – с. 28-32.
    7. Мешалкин В. «Контрольная работа» налоговых органов //"Экономика и жизнь". – 2007. - № 14. – с. 10.
    8. Погребняк В. М. Результат проверки - качество нашей работы/ /Российский налоговый курьер. – 2008. - №15. – с. 65-67
    9. Тихонова Е.П., Понова З.Е. К Вам пришла проверка. Что и как проверяет налоговый инспектор?. – М.: ООО «Журнал «Горячая линия бухгалтера», 2008. – 254 с.
    10. Яковлев А.А. Актуальные вопросы налогового контроля // Ваш налоговый адвокат. – 2008. - № 5. – с. 7 – 12.

    Информация о работе Выездная налоговая проверка