Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 15:15, реферат
Компании, которые планируют или уже ведут учет по МСФО, приходят к пониманию того, что оперативную и достоверную отчетность можно получить, только внедряя в компании современные информационные технологии. Для этого нужно определить необходимую степень детализации отчетности компании и в зависимости от этого выбрать способ автоматизации составления отчетности по МСФО и соответствующий программный продукт.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Способы автоматизации трансформации отчетности по МСФО……....4
1.1. Метод параллельного учета………………………………………………….4
1.2. Метод трансляции проводок………………………………………………...5
1.3. Метод трансформации отчетности……………………………………….…6
2. Этапы автоматизации подготовки отчетности по МСФО………………7
3. Возможные риски при автоматизации отчетности и возможности по их оптимизации……………………………………………………………………...9
4. Программные продукты при подготовке отчетности в соответствии с МСФО……………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………...13
Список используемой литературы……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВАННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Международные стандарты финансовой отчетности»
Тема: Вопросы автоматизации учета и отчетности по международным стандартам финансовой отчетности
Выполнила: Титова Елена Владимировна,
студентка группы Э-117
Кемерово, 2015.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Способы автоматизации трансформации отчетности по МСФО……....4
1.1. Метод параллельного учета……………
1.2. Метод трансляции проводок……………
1.3. Метод трансформации
2. Этапы автоматизации
подготовки отчетности по МСФО…
3. Возможные риски при
автоматизации отчетности и возможности
по их оптимизации…………………………………………………
4. Программные продукты при
подготовке отчетности в соответствии
с МСФО……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
Компании, которые планируют или уже ведут учет по МСФО, приходят к пониманию того, что оперативную и достоверную отчетность можно получить, только внедряя в компании современные информационные технологии. Для этого нужно определить необходимую степень детализации отчетности компании и в зависимости от этого выбрать способ автоматизации составления отчетности по МСФО и соответствующий программный продукт. А знание возможных рисков при автоматизации позволит снизить их в дальнейшем.
Основной задачей автоматизированной системы подготовки отчетности в соответствии с МСФО является сокращение времени подготовки за счет автоматизации этого процесса. Кроме того, при автоматизации проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе контроля непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с человеческим фактором. В связи с этим потребность в таких системах с каждым годом растет.
1. Способы автоматизации трансформации по МСФО
1.1. Метод параллельного учета
При методе параллельного учета пользователем в систему вводятся первичные документы. На основании этих документов программа формирует записи в нескольких учетных регистрах, количество которых соответствует количеству одновременно поддерживаемых учетных стандартов. При этом один документ может порождать записи одновременно в нескольких стандартах, а также порождать записи в одних стандартах, но не порождать в других.
Как правило, в этом случае в системе поддерживается несколько планов счетов – отдельный план счетов для каждого поддерживаемого стандарта.
Для метода параллельного учета характерно то, что исходные данные являются общими для всех учетных стандартов.
Важной особенностью рассматриваемого подхода является то, что бухгалтерские записи производятся одновременно в нескольких учетных регистрах на основании единого документопотока. Тем самым обеспечивается однократность ввода каждого первичного документа и множественность способов его отражения в различных системах учета.
При параллельном учете отражение всех хозяйственных операций осуществляется одновременно в двух базах данных: по российским стандартам и по МСФО. Такой способ обычно является самым дорогостоящим и применяется российскими компаниями крайне редко.
1.2. Метод трансляции проводок
Трансляция данных — организация учета по МСФО осуществляется в отдельной базе данных. Учет хозяйственных операций выполняется в одной базе данных по национальным стандартам, затем каждая операция переносится в базу по МСФО. Различают следующие типы трансляции в зависимости от валют, используемых в базе по национальным стандартам и МСФО:
1) «один к одному». Этот тип трансляции предназначен для передачи информации между базами данных при условии идентичности используемых валют (если национальная валюта и операционная совпадают);
2) исторический, когда трансляция операций производится по курсу на дату совершения операции;
3) средневзвешенный, когда применяется средняя величина курса за период;
4) текущий — трансляция производится по курсу на дату ее осуществления;
5) оригинальный (исторический). Этот тип трансляции позволяет перекладывать суммы хозяйственных операций по курсу, который был указан непосредственно в самой операции (например, в счете на оплату);
6) задаваемый пользователем. Позволяет пользователю вручную назначить курс трансляции по счетам.
1.3. Метод трансформации отчетности
Основными входными данными для этого метода являются показатели бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам. Однако для реализации метода этой информации недостаточно. Необходима дополнительная информация, позволяющая «исправить» показатели российской отчетности, приведя их к тому виду и составу, который предусмотрен международными стандартами.
Трансформация — формирование отчетности по МСФО на основании данных учета по национальным стандартам с использованием пересчета показателей отчетности. Данный метод является неточным и имеет большую погрешность данных. Он не предъявляет каких-либо специфических требований к программному обеспечению (в большинстве компаний трансформация осуществляется вручную с помощью MS Excel).
2. Этапы автоматизации подготовки отчетности по МСФО
1) Сбор и выверка исходных данных.
Реализация первого этапа технологии подготовки отчетов по МСФО предполагает:
Сбор и выверку исходных данных бухгалтерского учета из подотчетных организаций в составе лицевых счетов и проводок.
Сбор и выверку аналитических расшифровок, характеризующих бизнес и хозяйственную деятельность организаций.
Сбор и согласование справочной информации: клиенты, контрагенты.
С позиции автоматизации, сбор исходных данных в единое корпоративное хранилище, является наиболее сложным и трудоемким процессом в рамках всей технологии. Но основная сложность, как и при ручном сборе, заключается в импорте аналитических расшифровок из различных приложений в разрезе организаций. Часто нужные для подготовки отчетности по МСФО аналитические расшифровки не содержат необходимых реквизитов, многие атрибуты документов/сделок ведутся отдельно от учетных систем. Это требует разработки индивидуальных сервисов для их дополнительного ручного ввода непосредственно в Хранилище или в специальные формы для отправки в Хранилище.
2) Трансформация.
Трансформация выполняется на основании первичных учетных данных по всем предприятиям группы, которые аккумулированы в едином Хранилище. Ее цель – ликвидировать структурные различия между Балансом и Отчетом о прибылях и убытках по российскому Плану счетов бухгалтерского учета (РПБУ) и по МСФО. Для этого производится группировка счетов и статей учетного плана РПБУ в МСФО и выпуск пробной отчетности по МСФО в рамках каждого предприятия/организации.
3) Корректировки.
Корректировки– наиболее сложный в методическом плане этап подготовки отчетности. Основное назначение корректировок – отражение мотивированного суждения специалистов в части признания и оценки операций, интерпретации данных и др. в учетном плане по МСФО.
После выполнения корректировок автоматически формируются основные отчеты по МСФО для каждого банка и предприятия в составе группы.
4) Консолидация
Перед выпуском итоговой отчетности по МСФО для холдинговых структур обязателен этап консолидации отчетных данных, который предполагает выполнение процедур:
- деления межгрупповых операций (активы/пассивы, доходы/расходы),
- консолидации отчетов, входящих в группу компаний и банков (выделение внутригрупповых оборотов, операций со связанными сторонами, определение доли меньшинства, проч.),
- построения Баланса группы в разрезе Балансов участников предприятий группы (до корректировок, после корректировок, после удаления межгрупповых операций).
5) Выпуск отчетов и примечаний
Заключительный этап технологического цикла – выпуск отчетности и примечаний.
3. Возможные риски при автоматизации отчетности и возможности по их оптимизации
Основные риски при автоматизации МСФО лежат в области человеческих ресурсов. Большая нагрузка падает на бухгалтерию, и успех проекта зависит от способности ее сотрудников оперативно перестроить свою работу с учетом новых требований. Помимо того что сотрудники бухгалтерии получают дополнительную работу, они могут не обладать достаточным количеством знаний.
Для минимизации этого риска необходимо:
1) провести тренинги – методологические и функциональные по работе в системе;
2) разработать (изменить) должностные регламенты и инструкции пользователя для работы в системе;
3) нанять дополнительных сотрудников с опытом работы;
Другой существенный риск – искажение учетной информации. Причинами искажений могут быть следующие:
- неправильная настройка и/или эксплуатация системы. Риски минимизируются с помощью четких инструкций пользователя, где будут описаны правильные настройки системы и порядок выполнения операции;
- ошибки в работе системы. Для его минимизации необходимо внимательно отнестись к заключению договора на техническое сопровождение с поставщиком программного продукта;
- отсутствие необходимой функциональности в системе. Если система не может поддерживать какие-либо учетные алгоритмы, то приходится делать дополнительные расчеты за рамками системы, которые, как правило, непрозрачны и сильно подвержены влиянию человеческого фактора.
4. Программные продукты при подготовке отчетности в соответствии с МСФО
Требования к программному обеспечению:
Мультивалютность - это способность программы отражать каждую операцию в трех типах валют: валюте операции (валюте, в которой осуществлялась данная хозяйственная операция); национальной (первичной) валюте (в которой компания ведет учет в стране местонахождения компании, например для России — это рубли) и операционной (вторичной) валюте (по которой осуществляется учет хозяйственных операций внутри компании). Переоценка текущих активов (пассивов). Данная возможность необходима при переоценке в операционной валюте текущих активов (пассивов) по курсу на дату формирования отчетности. К основным требованиям к системе по переоценке можно отнести:
- возможность выбора режима переоценки: по каждой открытой операции (по которой разрешено редактирование проводки; после процедуры закрытия операции внести изменения или исправление в данную проводку нельзя, а можно сделать только корректирующую проводку), по бухгалтерским субсчетам и финансовым аналитикам, по контрагентам;
- возможность автоматического повторения проводок по переоценке в следующем периоде.
Расшифровка трансляционных прибылей и убытков. Эта опция очень полезна в случае применения трансляции данных. В процессе трансляции суммы операций учета компании пересчитываются согласно принятому типу трансляции. В результате образуется погрешность пересчета (трансляционные прибыли или убытки), то есть расхождения в учете, которые необходимо отделять от обычных прибылей и убытков в результате деятельности компании. Расшифровкой трансляционных прибылей и убытков всегда интересуются аудиторы при проверке отчетности по МСФО.
Генератор финансовой отчетности позволяет настраивать различные формы отчетности по желанию пользователя системы.
Мультиязычный интерфейс дает возможность работать с программой и использовать интерфейс одновременно на нескольких языках. Это может быть особенно полезно, если компания имеет в составе дочерние подразделения или управляющую организацию за рубежом либо если в компании работают иностранные специалисты. У этой фунции также есть отрицательная сторона - все названия элементов системы (счетов, журналов, аналитики) необходимо вводить на двух (или нескольких языках).
Таблица 1. Сравнительная характеристика программных продуктов при подготовке отчетности в соответствии с МСФО
Название программы |
Виды отчетности |
Методы формирования отчетности |
Степень автоматизации формирования форм отчетности |
Многоязычность системы |
Консолидация отчетности |
«Галактика» |
РСБУ, МСФО,US GAAP |
Параллельный учет, трансляция проводок, трансформация отчетности |
Требуется настройка форм отчетности |
Разные иностранные языки |
- |
«1С: Предприятие 8» |
РСБУ, МСФО |
Метод трансляции проводок совместно с вводом специальных документов или операций (проводок) вручную, не имеющих аналогов в российском учете |
Методически законченное типовое решение, позволяющее вести учет и составлять отчетность в соответствии с требованиями РСБУ и по формам МСФО, в том числе некоторые приложения к ним |
Русский, английский |
+ |
Инотек Бухгалтер Вестерн |
РСБУ, МСФО,US GAAP |
Параллельный учет |
В стандартный комплект поставки входят обязательные формы в соответствии с РСБУ и основные финансовые отчеты в соответствии с МСФО |
Разные иностранные языки |
+ |
Монолит SQL |
РСБУ, МСФО |
Трансформация отчетности |
Формирует финансовую отчетность в соответствии с РСБУ и МСФО, включая примечания |
Разные иностранные языки |
+ |
Контур Корпорация. Отчетность по МСФО |
РСБУ, МСФО |
Трансформация отчетности |
Формирует финансовую отчетность в соответствии с РСБУ и МСФО |
Разные иностранные языки |
+ |
SAP-R3 |
РСБУ, МСФО,US GAAP |
Метод параллельного учета совместно с вводом специальных документов, проводок, не учитываемых в российском учете |
Формирует финансовую отчетность в соответствии с РСБУ и МСФО |
Разные иностранные языки |
+ |